По святым местам. Спасо-Преображенский монастырь Чебоксар

6 октября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Посетив Спасо-Преображенский монастырь Чебоксар, мы окажемся на Владимирской горке. Еще в середине XVI века сюда прибыли святители Гурий, Герман и Варсонофий, чтобы освятить начало строительства Чебоксарской крепости. Узнаем об истории обители, а также о святой Тамаре Сатси - первой настоятельнице женского монастыря.

Программа «По святым местам» приехала в Чебоксары. «Полмиллиона жителей на пяти холмах» – так можно прочесть в оном из туристических путеводителей по городу, и действительно, местность вся здесь изрезана оврагами, возвышенности которых амфитеатром сходятся к Волжскому заливу. На одной из таких возвышенностей и начинается история города. Прямо сейчас мы с вами отправимся на Владимирскую горку, где стоит Спасо-Преображенский монастырь.

Ольга Юрьевна Сергеева, культуролог:

– Мы с вами находимся в центре нашего города, я его называю сердцем города на Владимирской горке. Когда-то, когда здесь все не было так застроено, отсюда можно было видеть все купола храмов нашего древнего города. Именно на это место, на эту возвышенность прибыл знаменитый архиепископ Казанский Гурий. Не с пустыми руками – он привез указ Ивана IV о создании Чебоксарской крепости и Владимирскую икону, нашу небесную покровительницу.

Отсюда и название горки – Владимирская. Также вместе со святителем Гурием сюда были направлены вновь назначенные архимандриты – будущие святители Варсонофий и Герман. Приплыли они сюда на ладье; правда, реку, по которой двигались судна, заметишь не сразу – река Чебоксарка находится под горой.

Ольга Юрьевна Сергеева:

– Она была полноводной, было очень много рыбы. «Чебак» – это рыба, которую здесь ловили, как пишут, «худым ведром и кошелкой».

Но если святители оказались здесь в 1555 году, то история крепости начинается за три года до этого.

Ольга Юрьевна Сергеева:

– Мы с вами стоим, можно сказать, у истока знаменитой нашей речки Чебоксарки. Чем она знаменита? Тем, что на ней возникла Чебоксарская крепость, первая крепость в Поволжье. В 1552 году, когда была взята Казань, началось освоение  Поволжья – многонациональной, многокультурной, многоязыковой территории, которая сохранилась по воле судеб даже в период монголо-татарского ига.

Иван Грозный, который возвращался из Казанского похода, присмотрел это место и повелел построить здесь острог, но власти не могли просто номинально присоединить эти земли к Русскому государству.

Ольга Юрьевна Сергеева:

– Они понимали, что эту территорию невозможно завоевать, ее можно только привлечь культурой, какими-то дипломатическими методами. И действительно, тогда собирали со всей Московской Руси книги, утварь церковную, иконы и везли сюда, в Поволжье. Если бы исторически сложилось, что эти земли отошли под эгиду турецкому султану, я очень сомневаюсь, что народы Поволжья сохранили бы свою идентичность.

Первая крепость Поволжья стала не только административным центром Чебоксар, но и духовным.

Ольга Юрьевна Сергеева:

– И не случайно Гурий, Герман и Варсонофий прибыли к нам в конце XVI века, а в начале XVII здесь сначала возникла Сретенская пустынь, а потом мужской Сретенский монастырь – место встречи святителей Поволжья.

Но как же получилось, что сейчас здесь находится женский монастырь? Поначалу на месте высадки и встречи святителя Гурия местные жители основали пустынь, назвав ее Сретенской, в воспоминание встречи иконы Божией Матери «Владимирская».

Ольга Юрьевна Сергеева:

– Мужская обитель в силу разных обстоятельств, которых полна наша история (и войны, и набеги разинцев, пугачевцев, и секуляризация), как-то стала разоряться, запускаться. А кто у нас как не жены-мироносицы может всегда поднять и вывести этот духовный центр на новый уровень?

В конце XIX века здесь было благословлено создать женскую общину под патронатом Козьмодемьянского Свято-Троицкого монастыря, которым руководила игумения Варвара (Блохина), приехавшая в Поволжье из Эстонии.

Ольга Юрьевна Сергеева:

– Она взяла нашу пустынь, уже заброшенную и разоренную, под свое крыло, и та стала восстанавливаться трудом сестер. В начале XX века это была процветающая сестринская община, потому что женщины возродили духовную жизнь и строение, чебоксарские купцы способствовали тому, чтобы и храм восстановить, и корпуса сестринские.

А из соседней Латвии сюда приехала нынешняя матушка-настоятельница.

Игумения Сергия (Рузавина), настоятельница Спасо-Преображенского монастыря:

– В монастырь я приехала в 1991 году, в начале июня. Я совершенно не чувствую, что я в какой-то другой республике,  все мне настолько свое, родное, дорогое, что мне кажется, я и родилась тут. До моего приезда здесь начали реставрационные работы, и было все готово к открытию по ходатайству протоиерея Григория. Церковь была готова к службе. Был корпус, куда нас заселили; больше здесь не было ничего жилого, остальное в течение 30 лет с помощью Божией пришлось нам восстанавливать.

В этом году здесь отмечают 30 лет со дня возрождения святой обители, ведь в богоборческие годы монастырь был закрыт. В советское время в здании храма располагались мастерские, складские помещения и одно время даже колбасный цех. Тем удивительнее, что во Владимирском приделе сохранилась старинная роспись, а это образ Пресвятой Богородицы, особо почитаемый в монастыре, он относится к концу XVIII – началу XIX столетия. Владимирская икона Богородицы не единственная святыня монастыря.

Игумения Сергия:

– Все до каждого уголочка здесь дорого, но у нас есть образ преподобного Серафима, который запечатлен на стекле. Мы очень почитаем этот образ, люди тоже молятся пред ним, и даже бывают какие-то чудесные явления. У нас есть икона святой преподобномученицы Тамары (Сатси), это первая наша игумения, которая была репрессирована в 1942 году и похоронена в безвестной могиле.

Сто сорок пять лет назад появилась на свет первая игумения Чебоксарского женского монастыря – матушка Тамара (Сатси). Преподобномученица родилась в Эстляндской губернии (сейчас это территория Эстонии), в 1917-м приняла монашеский постриг, в 1918-м стала казначеем общины в Чебоксарах, потом заведующей.

Ольга Юрьевна Сергеева:

– К 1924 году это была полноценная, полнокровная обитель, и появилась игумения. Не просто старшая сестра, не просто заведующая, а Тамара (Сатси), которая впоследствии, после разорения монастыря, продолжала очень долго вокруг себя собирать духовную жизнь. Но в 1941 году по доносу она была отправлена в лагеря под Алатырем и там погибла. Чебоксарцы считают, что у нас в женском монастыре две игумении – небесная и земная.

Мы уже говорили, что обе настоятельницы монастыря приехали в Чувашию из Прибалтики, а еще одна земля, с которой породнился монастырь, это Святая Гора Афон – оттуда привезен Иверский образ Богородицы.

Игумения Сергия:

– У нас много покровителей, которые, я надеюсь, молятся за нас, потому что это не просто милостью Божией дается. Слава Богу, у нас все хорошо.

Монастырь находится хоть и в сердце города, но в небольшом отдалении от туристических маршрутов, и, несмотря на это, здесь есть и паломники, и постоянные прихожане.

Игумения Сергия:

– Наш монастырь был открыт первым в 1991 году, и они как-то привыкли к нашему монастырю; несмотря на то, что географически рядом открылись другие храмы, они неизменно ходят к нам. Я им даже говорю: «Не думайте, что мы обидимся, если вы будете посещать другие храмы, более близкие по расположению». Но идут сюда. Паломники у нас в основном бывают из Челябинска, они едут по святым местам и к нам обязательно заезжают. Мы привыкли к тихой обстановке, но кто заезжает к нам – их благодарим, а кто объезжает – тоже благодарим.

Жизнь сестер – это труд и молитва. Вот инокини вышли на сенокос – в обители есть свое подсобное хозяйство (коровки, молочное производство).

Игумения Сергия:

– Милостью Божией у нас внешнего благолепия достаточно, слава Богу – Бог все управил. А внутреннее – это, конечно, большая работа. Какие-то послабления есть современному монашеству, молодым девушкам и молодым людям, которые идут в монастырь, но я хочу придерживаться того, что те моменты, которые должны в монашестве существовать,  святы, непреложны. Это беспрекословное послушание, не говоря уже о целомудрии и нестяжании.  Это должно в монастыре быть. Я всегда сестрам говорю: «Если вы не оставляете свою волю там, откуда пришли, нет смысла жить в монастыре. Мы должны придерживаться принципа послушания». Неволить нельзя, делаешь уступки и прочее, но все-таки надо, чтобы основные принципы были.

Будущим гостям будет интересно узнать и о святом источнике у подножия обители.

Игумения Сергия:

– Во многих монастырях есть какие-то святыни и источники. В 90-е годы наши пастушки гуляли по лесу и видят – из-под земли вода идет и огорожена шиной от автомобиля, а старожилы говорят: «Матушка, отсюда вода 20 лет уже просачивается». Мы сразу начали облагораживать это место – прорубили дорожку, построили часовенку, купальню, и с тех пор в блаженстве, имея такой источник. Благодарим за это Господа – Милостивый Господь услышал даже это желание и все исполняет.

У каждого из нас найдется, о чем просить Господа, а приехав на святое место, мы, вырываясь из суеты будней, можем ощутить особое предстательство Спасителя и Его угодников, и в Чебоксарах эту связь с Богом можно почувствовать здесь, в Спасо-Преображенском монастыре. Приезжая в столицу Чувашии, по возможности побывайте здесь, ведь отсюда началась история города, это место освящено и молитвой многих святых, и трудами сегодняшних сестер монастыря.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Пятница, 03 декабря: 23:45
  • Воскресенье, 05 декабря: 12:45

Анонс ближайшего выпуска

Александро-Невский мужской монастырь в местечке Каршлыхи блы основан в начале XX века. Возникновение монастыря на этом месте было неслучайным. Чуваши-язычники сооружали там святилища, поэтому христианское население очень ходатайствовало, чтобы построили монастырь во укрепление православия. А 20 лет назад в Чувашии началось восстановление святой обители.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​