По святым местам. Спасо-Преображенский мужской монастырь, г. Муром

17 июня 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Древнейшая обитель святой православной Руси (старше только Киево-Печерская лавра), основана еще князем-страстотерпцем Глебом. В монастыре пребывают особо чтимый образ Богородицы "Скоропослушница", привезенный с Афона в XIX веке, и частица мощей святого Илии Муромца. А для юных паломников и гостей есть свой зоопарк с экзотическими птицами.

Сегодня программа «По святым местам» познакомит вас с одним из древнейших монастырей Руси. По преданию, святая обитель была основана еще святым князем Глебом, сыном равноапостольного князя Владимира. Итак, наш рассказ о Спасо-Преображенском монастыре Мурома. Спасо-Преображенский монастырь – центр Муромской кафедры, ведь здесь расположено епархиальное управление. Интересна и уникальна история этой святой обители.

Владимир Яковлевич Чернышев, кандидат исторических наук:

– Дело в том, что в настоящее время Спасский мужской монастырь в городе Муроме можно считать одним из первых монастырей не только города Мурома, но и вообще всей нашей страны. Это связано с тем, что он официально упоминается в русских летописях в записи 1095 года.

В конце II века проходила феодальная борьба за Муром. В битве под стенами города в 1096 году погиб муромский князь Изяслав Владимирович.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– В летописи читаем короткую лаконичную фразу: «Положено бысть (то есть тело убиенного князя) в церкви (или монастыре) Святого Спаса в Муроме». Правда, потом его останки торжественно перезахоронили в Софийский собор в Новгороде. Здесь в настоящее время его останков нет, но факт уникален тем, что он был зафиксирован в летописи, то есть это не сказание, не легенда, не предание, а вполне реальный исторический факт.

Сложно представить, что монастырь с его толпами гостей и паломников, многочисленными белокаменными храмами когда-то представлял собой удаленную от центра города лесную опушку, вокруг которой возвышались остатки древнего бора. Надвратный храм в честь преподобного Сергия Радонежского возведен и освящен уже в наши дни, но это не просто церковь, это церковь-колокольня. Внутри находятся колокола, отлитые по старинной технологии, и позвонить в них, как гласит информационный стенд, может любой желающий. Ну что, давайте проверим?!

В этом храме находится древний инструмент, которым пользовались наши предки вместо церковного колокола еще в XXI веках. Тысячу лет назад ударяли не в привычные нам кампаны, а в била – металлические пластины. В то же время, также почти тысячу лет назад, стараниями князя-страстотерпца Глеба в Муроме и появилась Преображенская обитель. Но несколько последующих веков ее истории укрыто от нас тайной – город был пограничный, и летописных документов не сохранилось.

В июле 1552 года Муром напоминал военный лагерь: по городу стояли шатры под боевыми флагами, везде сновали ратники, а с берега Оки раздавался шум топоров – делали плоты для переправы через реку: Иван Грозный готовился к походу на Казань. Поход увенчался успехом, и, по приказу царя, на Руси было построено несколько каменных храмов, один из них – главный собор Спасо-Преображенского монастыря.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Если мы посмотрим на собор, то увидим, насколько сильно отличались храмы XVI столетия от последующей эпохи. XVI век – это строгий, лаконичный, монументальный храм, фактически отсутствует какой-либо декоративный орнамент, и собор Спасского монастыря в истории города Мурома, в истории всей нашей епархии уникален тем, что он на девяносто с лишним процентов сохранился в своем первоначальном облике.

В XVI веке начинается расцвет монастыря. Святая обитель была наделена вотчинными землями, местные купцы жертвовали сюда большие суммы.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Монастырь также интересен тем, что именно на его территории находится первая гражданская каменная постройка, предназначенная для проживания. Это палаты настоятеля (как раз перед нами находится двухэтажный корпус, именно там в настоящее время пребывает наш правящий архиерей), но не будем забывать, что каменные строения были чрезвычайно дорогостоящими, особенно в провинции. Не случайно есть даже такая древняя поговорка: трудом праведным не наживешь палат каменных. То есть каменные строения были чрезвычайно дорогими (показатель статуса монастыря, его авторитета, финансовых возможностей).

Годом 1690-м датируется эта постройка, в то же время была возведена и каменная Покровская церковь – там служили зимой, ведь в самом нижнем этаже церкви были печи, которые не только обогревали помещение, на них готовили еду, пекли хлеб. Кулинарные традиции продолжаются здесь и в наши дни.

«Тертый калач» – это не только фразеологизм, но и хлебобулочное изделие. Знали ли вы? Калачное производство одно из самых древних в Муроме.  Муромские калачи пекут в Спасо-Преображенском монастыре, и попробовать их можно прямо сейчас. Вот я и купила такой калач, их тут выпекают, так что с пылу с жару. Смотрите, какой он большой! Я думаю, мне его хватит на несколько дней.  

В XVIII столетии монастырю приходилось непросто. В 1764 году Екатерина II проводит реформу, в результате которой многие монастыри лишаются наделов земли, а некоторые и вовсе закрываются. Но Спасо-Преображенский монастырь выстоял. Почему? В святой обители верят в особое заступничество Пресвятой Богородицы. Но, несмотря на указы, ограничивающие права и сокращение  финансирования, святая обитель с трудностями, но продолжит свое существование. Несмотря на скудные средства, в начале XIX века даже решат построить каменную ограду.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Каменная ограда была построена в парадной части; более того, надвратный храм в честь Кирилла Белозерского даже не был доведен до конца, то есть не было главки, алтаря – он стоял неосвященным на протяжении  всего XIX столетия. Именно в это время (в середине XIX столетия) архимандрит Спасского монастыря Антоний (Ильенов) совершил паломническую поездку на Афон, хотел испросить помощи у афонских старцев, как дальше жить, существовать монастырю, какие попытки нужно предпринять для этого. И там монахи написали ему икону (это был список с иконы Афонской Божией Матери) и передали этот образ со следующими словами: «Молитесь перед этой иконой, все ваши просьбы, чаяния скоро услышит Царица Небесная».

В настоящее время образ Богородицы «Скоропослушница» – главная святыня монастыря. А тогда святая обитель пережила свое второе рождение – к Царице Небесной потянулся народ, появились те, кто хочет подвизаться в монастыре монахом, купцы стали оказывать финансовую помощь.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– К сожалению, все это было прервано после революции, в 1918–1919 годах монастырь тоже был закрыт.

Среди муромского духовенства белое движение нашло сочувствующих людей, чего новая власть простить не смогла, и практически сразу после революции были закрыты все местные монастыри.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Территории отдали Муромскому музею, созданному в 1919 году, но тогда у музея не было финансовой возможности что-то содержать – нужно было ремонтировать, отапливать помещение, поэтому на территории монастыря строения стали сдаваться в аренду всем желающим. Были коммунальные квартиры, где проживали трудящиеся местных фабрик и заводов. И, к сожалению, все это привело к тому, что в 1930-е годы на территории монастыря разместилась воинская часть, был полк связи, училище связи, была учебка, и фактически воинская часть находилась на территории обители вплоть до 1995 года.

На месте монастырского кладбища был устроен воинский плац, и когда в 1996 году монастырь начал свое возрождение, первое, что было сделано, – построена часовня-костница с останками тех, кто нашел свой последний приют на территории святой обители.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Зарождение монастыря шло достаточно сложно, потому что когда в 90-е годы территория была передана от военных епархии, площади очень большие, финансирование было ограничено, поэтому все это продвигалось с очень большим трудом. В начале 2000-х годов был создан попечительский совет по возрождению обители. В этом очень большая заслуга первого игумена Спасского монастыря, отца Кирилла (Епифанова): он в 1995 году взял в руинах территорию Спасской обители, он был очень хорошим организатором, общительным человеком, к нему тянулись люди, он читал прекрасные проповеди и пытался организовать людей, сплотить, объединить их.

Видео с медиахостинга YouTube.com, пользователь Basalaev Georgy:

Архимандрит Кирилл (Епифанов):

– Вы видите – стены сделали, разобрали второй этаж, здесь  были перегородки из шлакоблока – там была кухня, а здесь склад...

Наместник Муромского Спасо-Преображенского монастыря архимандрит Кирилл (Епифанов) трагически погиб девять лет назад в результате ДТП. Груды кирпича, полуразрушенные здания, многие без куполов и кровли – трудно представить себе, сколько сил, средств и энергии потребовалось отцу Кириллу, чтобы привести монастырь к тому виду, который предстает перед нами сегодня. Совместными усилиями тех, кого объединил вокруг себя отец Кирилл, в монастыре была проведена реставрация. Решили даже восстановить сад, который существовал здесь еще с XVIII века.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Любой монастырь воспринимается как маленький кусочек рая на земле, поэтому сады, фруктовые деревья были сущностью любого монастырского ансамбля. В настоящее время все это восстановлено.

А вот здесь живет утка-мандаринка. Преимущественно их можно встретить в Китае, Японии, на Сахалине, но и в Муроме несколько особей тоже есть. Конечно, сейчас, пока холодно, они отдыхают в других домиках, а вот как только установятся теплые дни, утку-мандаринку и других обитателей зоопарка можно будет увидеть. В Муроме зоопарка нет, и дети могут увидеть экзотических птиц и других животных здесь.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Здесь очень красиво, многие приходят подышать свежим воздухом (мамы с колясками с детьми), летом здесь всегда многолюдно. Даже сейчас, казалось бы, межсезонье, но народ небольшими группками тоже сюда проникает.

Погуляв, и взрослые, и дети могут зайти в Покровский храм, чтобы узнать больше о былинном богатыре и православном святом Илье Муромце Печерском, родившемся на этой земле.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Тридцать три года Илья Муромец провел сидя на печи. Излечили его калики перехожие (странники, путешественники). В дверь, где жил Илья Муромец, постучались эти странники и попросили, чтобы он напоил их водой. Илья Муромец сказал им языком былины: «Нет мне в ногах хождения». Тем не менее калики настояли на своем: «Уж ты встань на резвы ноженьки». С большим трудом Илья Муромец сполз с печи, протянул им ковш с водой, и странники ему сказали следующее: «Сам сначала испей водицы». И когда Илья сделал первый глоток, калики его спросили, как он себя ощущает.  Илья Муромец  ответил: «Чувствую я в своих руках силу необъятную. Если бы было в земле колечко, поставил бы землюшку на ребрышко». Так Илья Муромец стал сильным, могучим богатырем.

Защитник Русской земли в конце жизни ушел в Киево-Печерский монастырь.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– По нашим преданиям, Илья Муромец, будучи в монастыре, обладал даром, который называется даром слезливости, – во время молитвы он много плакал. И когда братья спрашивали: «Отчего ты проливаешь слезы?», Илья Муромец отвечал: «Плачу, что много в своей жизни, будучи богатырем, пролил человеческой крови». То есть пусть это была кровь врагов, но с точки зрения христианской морали лишать живого человека жизни было неправильно; в этом он и раскаивался.

Рост Ильи Муромца был 177 см, для своего времени он был на голову выше современников. Здесь есть частичка его святых мощей, и, несмотря на то, что при жизни на Муромскую землю святой больше не вернулся, память угодника Божия чтут на его родине. Приезжайте сюда и вы, чтобы почувствовать дух и атмосферу русской старины в монастыре, которому без малого 1000 лет. 

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 21 апреля: 00:30
  • Воскресенье, 21 апреля: 00:40
  • Воскресенье, 21 апреля: 12:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать