По святым местам. Соликамская епархия. Итоговая программа

27 июля 2022 г.

Мы завершаем наше путешествие по Соликамской епархии. Еще раз взглянем на старинные храмы и монастыри, вспомним печальную историю периода репрессиий и узнаем, где в городе во всей полноте пребывали мощи преподобного Сергия Радонежского.

Программа «По святым местам» приветствует вас из Соликамска. Это старейший город Пермского края. Туристы, а также паломники приезжают сюда, чтобы познакомиться с храмами и монастырями этого замечательного места.

Наша программа объехала и сам кафедральный город, и другие населенные пункты епархии. Помните, Спаситель призывал христиан быть «солью земли»? А город на Урале возник благодаря соляным промыслам. И одновременно с тем, как строили варницы и амбары, возводили православные храмы. Соликамск появился в XV веке.

И тогда центр города был не на привычной площади, где стоит архитектурный ансамбль летнего Троицкого и зимнего Крестовоздвиженского соборов, а на небольшой возвышенности на берегу реки Усолки. Именно здесь, где сейчас находится Спасский храм, стояла церковь.

Священник Димитрий Кнышов, настоятель храма Спаса Нерукотворного:

– Это ансамбль из двух храмов: Спасского – летнего и Михаило-Архангельского – зимнего. Еще колокольня была, теперь утрачена. Насколько я уже успел посмотреть документы, сейчас будет это все восстанавливаться. Весь этот ансамбль входит в древний Соликамский Кремль. Спасский храм – один из старейших в Соликамске. Относится к концу XVII века.

В течение XVI века на Соликамск был ряд набегов сибирцев, ногайцев и вогуличей. В этих набегах погибали как защитники города, так и мирное население. С холма, где стоит храм, открывался вид и на старинный город, и на противоположный берег реки Усолки. Это позволяло своевременно увидеть врага. В крепости было пять башен, казармы, оружейные склады и склады для провианта. Но не всегда помогала сила оружия, и соликамцы уповали на помощь Божию, поэтому в крепости был и деревянный храм в честь вождя небесного воинства – Архангела Михаила со Спасским приделом. В одной из башен крепости находилась икона «Спас Оплечный» (или «Спас Башенный»). Молитва перед этой иконой спасла город не только от внешнего врага. В 1656 году, в период страшной эпидемии, горожане начали служить молебны у крепостной башни, на которой был укреплен образ Спасителя. Также устраивали крестные ходы, после которых болезнь прекратилась.

Поэтому для Соликамска Спасский храм не только памятник архитектуры XVII века, но и важная географическая и историческая точка, потому что именно отсюда начинается история этого города.

Еще один старинный город епархии – Чердынь.

Игумения Афанасия (Майданович), настоятельница монастыря в честь Воскресения Христова.

– Самый древний город Сибири и Урала. В 1463 году получил статус города. А вообще археологи говорят, что первые православные поселения обнаружились в IX веке.

В Чердыни есть женский Воскресенский и мужской Иоанно-Богословский монастыри.

Игумен Герасим (Гаврилович), наместник Иоанно-Богословского мужского монастыря:

– Монастырь – самый древний на Урале, он берет начало от проповеди святителя Ионы, последователя святителя Стефана Великопермского. Святитель Иона прибыл сюда в 1462 году. Его проповедь была так активна, что князь Михаил, который здесь правил в то время, принял православие. 

Княжение Михаила Ермолаевича, правителя средневекового Коми-Пермяцкого Великопермского княжества, было неспокойным. В 1455 году прибывший в его владение для крещения пермяков епископ Питирим был убит неожиданно напавшими вогулами. Но когда святой Иона, преемник святителя Питирима, прибыл в Пермь Великую (так называли этот регион), он продолжил просвещать воинственных людей, уничтожал капища идолов и кумиров, путешествовал по своей обширной епархии, а в главном поселении Перми – Чердыни – епископ основал монастырь во имя святого апостола Иоанна Богослова.

Игумен Герасим: 

– XV век, казалось бы, далеко – пять веков с лишним, но мы ощущаем, будто в этом времени находимся, потому что дух, который он оставил, присутствует здесь. У нас есть даже синодик тех времен, и многие имена тогдашних монашествующих упоминаются до сих пор – такое единение времен.

Другой подвижник этих мест – святой Трифон Вятский. Святого очень почитают на Урале, ведь он прославил своими подвигами и эти места. Из Казанской Трифоновой пустыни мы отправимся в деревню Успенка, где жил преподобный. Чуть меньше 10 км отделяют Успенку от Верхнечусовской пустыни.

Инокиня Христина (Шевелева), насельница Верхнечусовской Казанской Свято-Трифоновой женской пустыни:

Мы находимся на месте подвигов преподобного Трифона, Вятского чудотворца, который первую часть своей жизни провел в страннических подвигах, а здесь он прожил 9 лет. Преподобного мы славим, потому что он был апостолом нашего Пермского края, просвещал весь пермский народ. После Стефана Великопермского это был единственный масштабный подвижник, который обошел очень много мест в нашем крае.

Сейчас к месту подвига святого едут сотни паломников, чтобы попросить заступничества у угодника Божиего, помолиться в часовне, построенной на месте его кельи, а также окунуться в воду святых источников.

Другой подвижник Соликамской епархии – священномученик Михаил Накаряков. Он жил в начале XX века в городе Усолье.

Елена Григорьевна Толстикова, трудница Спасо-Преображенского монастыря:

– Святой Михаил – Ангел этого места. Мы ему постоянно молимся, каждый день читаем акафист и чувствуем помощь и поддержку. Было много работ, было все довольно запущено, это все восстанавливалось (новое оборудование, мебель и т.д.). И все хорошо шло, как говорят, в делах зеленый свет. Мы считаем, что это его великая помощь.

Отец Михаил служил в Преображенском храме и был особенно любим прихожанами за свое нестяжание. Он помогал бедным, собирал средства на подарки неимущим к праздникам.

Елена Григорьевна Толстикова:

– Его с другими людьми расстреливали и говорили: «Мы будем поверх голов ваших стрелять, тебя не будем расстреливать». Они же прихожане этого храма, ходили к нему исповедовались, он – их священник. Они не хотели его расстреливать, а он сказал: «Нет, делайте то, что вам повелели ваши начальники». Он знал, что должен это сделать: за Христа отдать свою жизнь. И отдал.

Печальную историю репрессий XX века больше всего на себе ощутил Свято-Троицкий мужской монастырь Соликамска. В безбожные годы святая обитель была пересыльной тюрьмой для узников режима.

Архиепископ Соликамский и Чусовской Зосима:

– Как говорила одна монахиня, когда ей передали такой же монастырь, где расстреливали людей, первое время молиться и жить там было невозможно. Было очень тяжело, всякие призраки… Атмосфера была жуткая – вымаливать надо было.

В апреле 1929 года в Соликамск был доставлен писатель Варлам Шаламов. Позже о своем заключении в монастырском подвале он напишет: «Люди были набиты, вбиты в подвал так, что нельзя было ни сесть, ни лечь, только стоять. Начались обмороки, никаких врачей к упавшим в обморок, ясное дело, не вызывали».

Архиепископ Зосима:

– Я читал Шаламова. Жуткие вещи, когда ломали самых сильных людей и буквально превращали в животных. Это было в наших монастырях, особенно в Троицком мужском монастыре. Шаламов там же переживал и описал эти события – просто нечеловеческие ужасы.

До революции последним священноархимандритом обители был священномученик Феофан Соликамский. Он смело обличал зверства большевиков в своих проповедях, не шел на компромисс с властью, за что и был убит. В июне 1918 года святой Феофан вынужден был покинуть Соликамск и уехать в Пермь – там был убит священномученик Андроник, который до этого возглавлял Пермскую епархию. Управление кафедрой владыка Феофан вынужден был взять на себя, но в конце лета он и сам был арестован, а в декабре зверски замучен и убит.

Архиепископ Зосима:

– Он был очень добрым старцем. У него был мягкий, добрый, хороший характер (судя по его описаниям, его решениям), он принимал и жалел всех. И трагична история того, как он погиб: его привязали за волосы к березе и опускали на сорокаградусном морозе в прорубь до тех пор, пока он не превратился в ледышку. Где его святые мощи, где он находится, никто не знает.

Получилось так, что моя хиротония и память владыки Феофана совпали – 24 декабря. Я в этом усмотрел какую-то параллель. Может, это совпадение или случайность, но Алексей Ильич Осипов говорит, что в жизни случайностей не бывает. Я сразу проникся глубокой любовью к владыке Феофану и каждое утро, каждый вечер молюсь о епархии владыке Феофану. И я Вам признаюсь, что при первых моих молитвах, когда я приехал сюда, я сразу почувствовал помощь владыки Феофана. Его портрет (а сейчас еще и икона) есть и дома у меня, и в кабинете, и в храме. Владыка Феофан молится за нашу епархию, весь наш Пермский край. Это великий светильник Пермского края и всей Русской земли.

Только за 1918 год в одной Пермской епархии было убито порядка 96 священников. Практически в каждом храме паломники увидят икону новомученика, некогда служившего в святом месте. И, может быть, как утешение Господь послал в этот город одного из самых прославленных святых Руси – преподобного Сергия Радонежского.

Советская власть считала мощи преподобного Сергия не святыней, а музейным экспонатом. Когда началась Великая Отечественная война, ковчег с мощами, как и ряд других экспонатов, было решено эвакуировать в Соликамск.

Архиепископ Зосима:

– Этот город имеет большую историю, важные святыни. И в этом году мы празднуем 600-летие обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Оказывается, во время Великой Отечественной войны мощи преподобного Сергия почивали в Троицком соборе нашего города. Собор, который в центре города реставрируется, приведется в порядок, его передадут Церкви, он будет кафедральным. Этот город имеет большие и давние духовные традиции, народ здесь верующий.

В нашей земле таятся самые настоящие сокровища. И речь сейчас не только о природных богатствах. О тех, кто добывал соль земли Пермской, проложил дороги для нас сегодняшних, которые так же, как и предки, могут стремиться стать по призыву Спасителя «солью земли».

Архиепископ Зосима:

– Люди добрые, хорошие. У нас шесть действующих храмов и два монастыря на 90 тысяч населения. Это редкость, чтобы столько церквей было в городе. И всегда на богослужениях во всех храмах есть люди. Слава Богу, сейчас возрождается местный туризм по святым местам России, и я думаю, что вы побываете в наших краях, и для многих откроется духовная красота и красота природы нашей Уральской земли.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Анна Купцова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 21 апреля: 00:30
  • Воскресенье, 21 апреля: 00:40
  • Воскресенье, 21 апреля: 12:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать