По святым местам. Снетогорский монастырь

7 декабря 2022 г.

Снетогорский монастырь впервые упоминается в летописях в 1299 году, когда ливонские рыцари совершили нападение на Псков. Тогда обитель была разорена, а ее игумен, преподобномученик Иоасаф, был убит. Монастырский собор Рождества Пресвятой Богородицы — один из древнейших храмов России, построен в самом начале XIV века. А фрески этого собора созданы в 1311 году. Уже в наши дни духовником Снетогорского женского монастыря был архимандрит Гермоген (Муртазов).

Мы продолжаем наше путешествие по Псковской епархии и сейчас приехали в Снетогорский монастырь. Первое упоминание об этой святой обители связано с печальными событиями 1299 года, когда на святую обитель напали немецкие рыцари. Итак, точная дата основания монастыря неизвестна, но предполагается, что обитель была создана незадолго до внезапного нападения ливонцев в 1299 году.

Мария Александровна Лисенкова, руководитель службы управления объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО «Храмы Псковской архитектурной школы»:

– Средневековая Псковская земля является форпостом наших западных границ сейчас, такой была и в Древней Руси и в средние века встречала первые натиски ливонских рыцарей.

При разорении обители были убиты монахи и их игумен преподобномученик Иоасаф Снетогорский. Сейчас его мощи покоятся в Троицком соборе Пскова, а в монастыре уже в 2009 году угоднику Божию посвятили домовую церковь. А вот самый старый храм обители – собор Рождества Пресвятой Богородицы – был построен в 1309 году.

Мария Александровна Лисенкова:

– Снетогорский монастырь становится главной обителью Пскова. Это еще связано с таким чудесным событием, как строительство первого каменного храма в начале XIV века собора Рождества Богородицы, в котором мы сейчас находимся.

Настоящее чудо Псковской земли и этого монастыря – фрески 1311 года, которые сохранились до наших дней.

Мария Александровна Лисенкова:

– Фрески до нас дошли не полностью, они были утрачены, и эти утраты связаны с теми боевыми и военными действиями, которые проходили в Средневековье. Так, в 1581 году Псков выдержал осаду по́лика Стефана Батория (мы говорим именно «по́лик», как говорилось в древности).

В первых рядах защитников Пскова шел Иона Наумов, казначей Снетогорского монастыря, который в миру был сыном боярина и умел храбро сражаться. Но пока велись бои, собор горел, роспись пострадала, и в самом конце XVI столетия было решено забелить фрески.

Мария Александровна Лисенкова:

– Уже позже, в 1920 и 1930-х годах, советскими реставраторами были проведены работы по первому раскрытию этих фресок. Позже работы по раскрытию фресок проводились уже в послевоенный период. Еще был один этап, связанный с работой такого реставратора, как Сарабьянов Дмитрий Владимирович, который посвятил многие годы своей жизни реставрации, сохранению и раскрытию этих фресок. Когда Дмитрий Владимирович, еще молодым специалистом, приехал и трудился во Пскове и продолжались работы по реставрации, его поставили для расчистки в алтарную часть, и когда он начал раскрытие, ему сперва раскрылся глаз облика, он начал дальше работать, и ему раскрылось изображение Пресвятой Богородицы. Интересно то, что это особенное изображение. Если вы обратите внимание, то увидите, что сюжет этой фрески таков, что Богородица сидит на Престоле, в левой руке держит Младенца, а правой рукой указывает вверх. Очень интересный и нетрадиционный для иконографии сюжет, особенный для Пскова. А указывает на Иисуса Христа, Который, по всей видимости, дальше в изображениях сидел на Престоле. Такая очень интересная иконография.

На основе старинной фрески уже в наши дни был написан Снетогорский образ Пресвятой Богородицы, сейчас он находится в Никольском храме. Обратите внимание на изображение: верхняя часть соответствует сохранившейся части фрески, а уже предстоящее написано с представлением о том, как бы могла выглядеть фреска полностью, если бы сохранилась вся до наших дней. Также фрески уникальны не только тем, что это особая Псковская школа росписи, но это единственная роспись начала XIV века, которая сохранилась в России. Краски для росписи брали прямо здесь – их делали на основе местных минералов.

Мария Александровна Лисенкова:

– Это какое-то небольшое чудо, и это чудо мы можем сейчас здесь наблюдать. В Средневековье те росписи, которые были на стенах, это было Евангелие в изображениях. Мы понимаем, что не все могли читать, но по этим сюжетам, которые изображены на стенах, изучалось Евангелие и доводилась до православных христиан суть Евангелия, а также его сюжеты.

Жители средневекового Пскова могли увидеть здесь и сюжеты двунадесятых праздников, и события Ветхого и Нового Заветов.

Мария Александровна Лисенкова:

– Весь западный рукав подкупольного пространства посвящен сценам Страшного Суда, а на северной стене мы можем увидеть уникальную иконографию, которая позже стала относиться к сценам Страшного Суда, привнесена, возможно, была псковскими мастерами, это видение пророка Даниила. В нижнем ряду северной стены представлена притча о богаче и Лазаре, здесь мы можем увидеть беса и богача, а чуть-чуть правее мы можем увидеть изображение сатаны, который держит на руках Иуду.

Несмотря на то, что собор Рождества Богородицы по ценности фресок – это настоящий музей, здесь совершаются богослужения. Но и к ценным находкам здесь относятся с большим уважением.

Мария Александровна Лисенкова:

– Монахинями отведено место для тех ценных артефактов, которые были найдены в процессе археологических раскопок на территории монастыря. Здесь мы можем увидеть саркофаг из белого камня – очень неожиданная находка для Псковской земли, она говорит о том, что  захоронения тех знатных людей, которые были здесь, довольно значимы для Пскова. Для Пскова не совсем характерно захоронение в подобных каменных саркофагах, это очень характерно для московской традиции, и это указывает на связь псковского монастыря с московскими храмами.

Еще в сентябре прошлого года храм стоял в строительных лесах, но сравнительно недавно их убрали, и мы можем видеть то, что видел наш предок XIV века.

Мария Александровна Лисенкова:

– Когда занимались разборкой лесов и подготовкой храма для встречи праздника Рождества Пресвятой Богородицы, были найдены и систематизированы те ценные артефакты, которые вы можете здесь сейчас увидеть. Вот эта тяжеленная цепь – это подлинное паникадило, которое висело в основном четверике храма. Сейчас уже на данный момент можно говорить о том, что в жизни этого храма начался новый этап – ведется подготовка, проектная документация по реставрации этого храма. Я надеюсь, что в процессе реставрации подвесы этого подлинного паникадила вернутся на их подлинное место.

В центре монастыря вы можете увидеть руины еще одного древнего храма. Церковь XVI века «Вознесение под колокола» еще называли «Псковской свечой», ведь высота дома Божия была более 60 метров.

Мария Александровна Лисенкова:

– Это была самая высокая точка на территории города Пскова, но, к сожалению, при освобождении города Пскова в сорок четвертом году прошлого столетия она была разрушена, и сейчас мы ожидаем восстановление этого храма. Для меня лично, конечно же, с церковью «Вознесения под колокола» связано очень много – это была моя дипломная работа. Когда здесь жил и служил отец Гермоген, святой человек, он очень хотел восстановить этот храм, прикладывал все усилия и силы, чтобы подготовить документацию. Наверное, поэтому я тогда с ним и познакомилась; диплом, все материалы, которые были наработаны в 90-х годах, сейчас находятся в монастыре.

Кем же был тот человек, который так хотел, чтобы «Псковская свеча» вновь вознеслась над городом? В монастыре есть келья архимандрита Гермогена (Муртазова), батюшка был духовником святой обители с 1994 года. Всего он провел в монастыре 24 года, а приехал сюда из Пюхтицы, другого женского монастыря, который никогда не закрывался. Сейчас батюшка похоронен в пещерах Печерского монастыря. Архимандрит Гермоген был наследником Псково-Печерской традиции старчества, батюшка принадлежал к тому поколению, чьи детство и юность пришлись на тяжелые военные и послевоенные годы, а начало обучения в семинарии совпало с началом хрущевских гонений на Церковь. Сюда, в Снетогорский монастырь, где отец Гермоген был духовником, не ослабевал поток прихожан, которые обращались к нему за советом в сложных жизненных обстоятельствах. Многочисленная паства помогала и в возрождении обители: и грузовик с продуктами могли пожертвовать, и трактор подарить, и даже снарядить бригаду строителей. Дело отца Гермогена живет, и восстановление монастыря продолжается.

Мария Александровна Лисенкова:

– Сейчас силами Псковской епархии, нашего владыки Тихона ведутся работы, исследования по восстановлению, воссозданию этого храма. Каким он будет, покажет время.

Датой возрождения Снетогорского монастыря как женской обители считается 1993 год, тогда здесь начались постоянные богослужения в Никольском храме. Игумения Людмила (Ванина) собрала большую монашескую семью, до 100 человек сестер. Инокинь она воспитывала своим примером, не чуралась грязных работ, ездила на подворье, перебирала картофель, убирала территорию монастыря. Заботливые женские руки монахинь могут преобразить что угодно. Умиротворение, покой, тишина и благодать – все это можно ощутить здесь не только потому, что все красивое и ухоженное, а еще благодаря доброжелательности и отзывчивости сестер. Приезжайте в Снетогорский монастырь, познакомьтесь с его жизнью и уникальными фресками.

Мария Александровна Лисенкова:

– Снетогорский монастырь – это чудесное и уникальное место во всех его проявлениях. Мы говорили об уникальном соборе Рождества Богородицы, наверное, единственном таком соборе не только на Псковской земле, но и в России.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 24 апреля: 09:15
  • Четверг, 25 апреля: 15:15
  • Четверг, 25 апреля: 17:35

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать