По святым местам. Псковский Кремль и Свято-Троицкий собор (Псков)

5 октября 2022 г.

Отправимся в Псков. Увидим Псковский Кремль и Свято-Троицкий собор. Первый храм на этом месте заложила равноапостольная княгиня Ольга, здесь молился благоверный князь Александр Невский, а кроме него - многие другие правители Руси. В советские годы богослужения в этой церкви совершал отец Иоанн (Крестьянкин).

Программа «По святым местам» приехала в город Псков, который в летописях называют домом Святой Троицы. Мы с вами оказались в сердце города, чтобы увидеть Псковский кремль и Свято-Троицкий собор. Кафедральный храм епархии – уже четвертое здание на этом месте. Самое первое построили в X веке.

Монах Антоний (Воеводин), древлехранитель Псковской епархии:

– По преданию, равноапостольная княгиня Ольга, посещавшая Псков, свою родину, на этом берегу увидела сошествие трех лучей, и это явление восприняла как особое знамение. На этом месте в честь Святой Троицы и был построен самый первый храм.

Сейчас в храме пребывает так называемый Ольгинский крест. Его создали в XVII веке по образцу того креста, что поставила Ольга на том месте, где сошлись три луча, ознаменовавшие постройку храма и его освящение в честь Святой Троицы.

Монах Антоний:

– Только представьте, около этого креста на протяжении четырех сотен лет жители Пскова поминали своих усопших предков. Около этого креста было целование и встречи всех высокопоставленных особ, посещавших Псков. Даже была такая традиция: первый, кто поставлялся на престоле в Петербурге, в первую очередь посещал Псковщину. Как говорится, Россия начинается здесь. Около этого креста их встречали с целованием архиереи, местные власти и знать, они с благоговением прикладывались к этому кресту в знак почтения к своим предкам.

На фундаменте первого храма X века строили последующие храмы. Так, когда первая деревянная церковь сгорела, внук Владимира Мономаха псковский князь Всеволод решил строить каменный храм.

Монах Антоний:

– Мы сейчас находимся рядом с удивительной ракой, которая была отреставрирована софринскими мастерами в 90-е годы. В ней находятся мощи четырех особо почитаемых святых Пскова. Напомню, здесь покоится особо почитаемый и самый первый псковский князь Всеволод (в крещении Гавриил), основатель каменного храма на этом месте.

Всего год он был в городе князем, но псковичи так его возлюбили, что почитание началось практически сразу после его смерти. Его мощи хранились в Троицком соборе, а прославлен он был только спустя более чем 300 лет после смерти. Он прославился многими чудесами, особым заступничеством. Все последующие князья испрашивали особое благословение на защиту и возрождение Пскова, на служение народу именно у князя Всеволода.

Церковь XII века примечательна двумя фактами. В ней перед началом знаменитого Ледового побоища молился благоверный князь Александр Невский, и здесь крестился бежавший из Литвы князь Довмонт.  

За моей спиной вы видите остатки архитектурных сооружений – это Довмонтов город, и строил его князь Довмонт. Он происходил из Литвы и в Псков приехал в середине XII века, спасаясь от междоусобной смуты, которая происходила на его родине. Видя добрый нрав и мужество князя, псковичи избрали его своим правителем.

Монах Антоний:

– Псковичи были очень гостеприимные и сразу видели искренность. Когда князья с искренностью относились к своему народу, они с такой же искренностью любили свое священноначалие и своих управителей. Княжил Довмонт в этих местах с 1266 по 1299 год, был отмечен особым мужеством, особой ревностью по Богу.

В память о князе Довмонте, который правил Псковом 33 года, на стене висит увеличенная копия его меча, ведь вся жизнь правителя прошла в сражениях. Также в саркофаге покоятся мощи святого Иоасафа Снетогорского, убитого ливонскими рыцарями.

Монах Антоний:

– Из Снетогорского монастыря расходились старцы по всей области и образовывали свои монастыри. Также в этой раке находятся мощи почитаемых юродивых Пскова. Николай Салас, по преданию, грек, пришедший сюда из Византии, вел аскетичную богобоязненную жизнь, всю жизнь ходил босой, обличал некоторых купцов, князей, иной раз даже священноначалие.

Когда Иван Грозный, жестоко расправившись с новгородцами, отправился в Псков, то, по совету юродивого, ему устроили торжественную встречу. Перед каждым домом поставили столы с хлебом и солью, а рядом со столами на колени пали псковичи с женами и детьми.

Монах Антоний:

– В летописи говорится, что царь смилостивился над псковичами, хотя были разрушения и небольшие репрессии, но не в таких масштабах, как в Новгороде. В летописи есть такой момент. Когда царь выходил из кареты, к нему подбежал Христа ради юродивый Николай, кинул в него куском сырого мяса и сказал: «Отведай, царь-батюшка, мясца». На что Иоанн Грозный ответил: «Я православный христианин и в пост мясо не ем». На что блаженный сказал: «Человечину же ты ешь, людьми питаешься, а мясо отказываешься есть». Даже была попытка поймать Николая, но он растворился в толпе.

Кстати, порог собора перешагнула в 1472 году и бабушка Ивана Грозного, тогда невеста царя Ивана III Софья Палеолог.

Монах Антоний:

– Софья Палеолог здесь совершала молитвословие, и местные священники отметили особую набожность будущей жены Ивана III.

И когда Софья Палеолог увидела кремль, он был практически таким же, каким видим и мы его сейчас, то есть уже существовало кольцо каменных крепостных стен с башнями. Согласно археологическим раскопкам, первые укрепления появились здесь еще примерно в VIII веке, а в следующих столетиях возникли каменные стены, которые со временем становились все выше и толще, потому что Русь, только оправившись от монголо-татарского нашествия, ожидала новые угрозы с запада.

Монах Антоний:

– Как мы с вами знаем, в XVI веке, в 1581 году, Псков подвергся очень сильному нападению и осаде войска из венгров, немцев, поляков и литовцев под предводительством Стефана Батория. Буквально накануне нападения, за несколько недель, одному иноку в тонком видении было явлено событие: Матерь Божия шествовала по реке Великой, и за Пресвятой Богородицей шли благоверные псковские князья Всеволод (Гавриил), Довмонт (Тимофей), преподобный Иоасаф Снетогорский и, что интересно, Корнилий Псково-Печерский.

Инок рассказал все священноначалию, а потом людям. Псковичи стали готовиться к осаде и усилили свою молитву.

Монах Антоний:

– Армия нападающих, как всегда, превышала численность местного населения в несколько раз, причем это были профессиональные войска. Существует очень интересная картина осады Пскова, где отмечен в ярких красках пик сражения, и сзади за военными находятся иконы и молящиеся. По милости Божией Псков не сдали.

Особо чтимых Богородичных икон здесь немало.

Монах Антоний:

– Икона прославилась особой помощью и особыми чудесами во время эпидемии.

Другая икона Царицы Небесной именуется «Чирская», она также связана со временем эпидемии, только XV века.

Монах Антоний:

– У этого образа из глаз Пресвятой Богородицы начало источаться миро – ручей слез. Это взбудоражило местное население городка, и с особым благоговением и молитвой образ перенесли во Псков.

В наши дни во времена пандемии собор духовенства сугубо молился у этой иконы. Под лестницей Троицкого собора есть вход в еще одну церковь. Изначально это была усыпальница псковских князей и архиереев, а когда в 1903 году к лику святых причислили преподобного Серафима Саровского, этот придел был освящен в честь угодника Божия. Усыпальница сохранилась с древнейших времен.

Монах Антоний:

– В разные эпохи храм пережил пожары, его закрывали во времена богоборческих гонений со стороны советской власти. До XX века в храме находилось изобилие  подарков царей, князей, императриц, разные украшения особо почитаемых святынь. Храм закрыли в 1922 году и разграбили под благочестивым предлогом помощи голодающим Поволжья. Многие драгоценности увезли, так сказать, экспроприировали. Что самое интересное, здесь был создан музей атеизма.

На удивление, люди не насмехались над святынями, а с благоговением относились к ним. По центру храма был установлен маятник Фуко, его убрали в период немецкой оккупации. Храм тогда открыли. Этот период известен в истории под названием «Псковская миссия», тогда гитлеровцы хотели использовать религиозный подъем населения в своих целях.

Монах Антоний:

– Экзарх Прибалтики Сергий Воскресенский в своей проповеди ставил в пример Александра Невского, разбившего рыцарей немецких, Дмитрия Донского – князей, которые освобождали нашу Родину, наши земли от завоевателей. Насколько поняли эти проповеди сами оккупанты, непонятно, но люди увидели эту тонкую линию в проповедях и воспряли духом.

Отношение местного населения к «Псковской миссии» и духовенству было такое, что ни один священник, входивший в «Псковскую миссию», не был захвачен или расстрелян партизанами. Если различные коллаборационисты подвергались нападениям и расстрелам со стороны партизан, то ни один священник тогда не пострадал.

Собор чуть не погиб за год до Великой Победы – фашисты, покидая Псков, заминировали здание. Советские саперы избавили древний храм от полного разрушения – хотя и сработали установленные мины. После войны здесь снова хотели основать музей атеизма, но народ воспротивился, и храм открыли для богослужений.

Монах Антоний:

– В этом храме в 50-х годах служил особо почитаемый старец Псково-Печерского монастыря архимандрит Иоанн (Крестьянкин) после освобождения из лагерей.

Каждый камень здесь дышит историей, опытные экскурсоводы расскажут вам еще немало интересного о Свято-Троицком соборе. Приезжайте в Псков и познакомьтесь с этим древним городом.

Монах Антоний:

– Это самый центр и сердце Пскова. Интересный факт: после того как появился Троицкий собор в Пскове, долгое время на Руси не ставили нигде храмов в честь Живоначальной Троицы. Псков в различных книгах и летописях называют домом Пресвятой Троицы. А во время боев стяги и флаги псковичей узнавали издалека, потому что на них была изображена Пресвятая Троица. Дом Пресвятой Троицы – высокое звание.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 25 апреля: 15:15
  • Четверг, 25 апреля: 17:35
  • Пятница, 26 апреля: 23:45

Анонс ближайшего выпуска

Покровский храм Камня-на-Оби начал свою историю в конце 40-х годов прошлого века. Тогда это был один из немногих православных храмов Алтая. В церкви находится святыня - образ святителя Николая Чудотворца. Эта икона рубленая: один богоборец ударил ее несколько раз топором. А еще эта икона чудотворная, по молитвам перед ней совершались исцеления.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать