По святым местам. Псково-Печерский монастырь. Часть 1

19 октября 2022 г.

Псково-Печерский монастырь - место, которое посещают все паломники, приезжающие в город Печоры. О монастырских пещерах, о том, как появился первый храм святой обители, о первых насельниках и насельницах монастыря - святом Марке, святом Ионе и святой Вассе расскажут зрителям программы.

Программа «По святым местам» продолжает свое путешествие по Псковской епархии, и сегодня мы приехали, наверное, в один из самых известных монастырей, которые посещают туристы и паломники, приезжающие в этот край. Итак, мы начинаем наш рассказ о Псково-Печерском Успенском монастыре. Святой обители уже больше пяти столетий, и началась история монастыря в пещерах, Богом зданных, то есть Богом созданных.

Монах Антоний (Воеводин), древлехранитель Псковской епархии:

– Пещеры, Богом зданные, то есть нерукотворенные, были обнаружены в 1392 году, когда в густых лесах местными жителями прорубалась просека. Земли эти принадлежали Ивану Дементьеву. И когда прорубали лес, свалили огромное дерево, которое покатилось по пригорку вниз оврага, прижимая к земле мелкие кустарники, расчищая вход в пещеру. Когда начали спускаться, за этим деревом обнаружили тот самый вход, над которым была видна табличка – на дереве были вырезаны буквы: «Богом зданныя пещеры». То есть название придумали не мы.

В пещерах обнаружили церковную утварь, иконы, огарки свечей. По одному из предположений здесь жили монахи более древних псковских обителей, которые получили особое благословение на молитву в отдалении от мирской суеты.

Монах Антоний:

– Был найден гроб, точнее сказать, колода (раньше всех хоронили в колодах) самого первого отшельника, который здесь жил, преподобного Марка. Откуда и кто он был, доподлинно неизвестно – было обнаружено тело, которое лежало в монашеских одеждах.

Колода служила угоднику Божию гробом и постелью. По преданию, местные охотники видели святого Марка молящимся на склоне у холма или просто слышали церковное пение. Но как из темных пещер подвижника возник такой прекрасный монастырь?

Самый главный храм святой обители – Успенский. Изображение этой церкви вы наверняка не раз встречали на открытках или в видеороликах. Храм этот начал строить преподобный Иона.

Жил в XV веке священник по имени Иоанн, а по прозвищу Шестник, то есть шествующий от одного места на другое. Была у него жена, а также два сына. Вместе с семьей батюшку отправили с православной миссией в город Юрьев. Сейчас это эстонский город Тарту, но еще в XI веке Ярослав Мудрый присоединил эти земли к Руси. Тарту, Юрьев (или Дерпт, третье название этого места) отходил то к немецким рыцарям, то к Руси, то к Речи Посполитой. Немногочисленное православное население подвергалось гонениям.

Прожив в городе два года и шесть месяцев, отец Иоанн вынужден был удалиться из Дерпта с семьей под защиту Пскова. В Пскове батюшка служил священником в соборе Живоначальной Троицы, но вскоре из Дерпта пришла весть о мученической кончине пресвитера Исидора, с которым служил отец Иоанн, и еще 72 православных христиан.

Дело в том, что городской начальник повелел бросить православных в реку, воды которой они освящали на Крещение. Отец Иоанн очень скорбел о том, что покинул свою паству и своего собрата пресвитера Исидора. И вот батюшка решил обречь себя «на страдания пустынной жизни». Вместе с супругой священник пришел к Богом зданным пещерам и стал копать храм.

Монах Антоний:

– Мы сейчас с вами находимся в самом первом храме монастыря, который был ископан в склоне оврага основателями – преподобной Вассой и преподобным Ионой. Они были супругами до принятия монашества. Храм был ископан в 1472 году, а освящен в 1473 году. Была годовая заминка из-за того, что это было очень необычное устройство храма и купола торчали прямо из склона. Многие местные священники смущались такого устройства, но после согласования с новгородским архиереем и его благословения храм все-таки был освящен.

Барочный иконостас в золоте появился уже позже, при императрице Елизавете Петровне и по ее повелению. Конечно же, создать такую красоту первые строители монастыря не могли.

Монах Антоний:

– Это самый первый придел в честь иконы Успения Божией Матери, он был построен отцами-основателями. Из алтарной части раньше был вход в пещеры. Это пещерный храм, холодный, до сих пор он подтапливается печным отоплением, центрального отопления здесь пока что нет. Были построены дровяные печи, обложены изразцовыми плитами – по утрам можно почувствовать тонкий запах дров.

От суровой жизни и тяжелых трудов заболела первая строительница монастыря, жена отца Иоанна Мария. Перед смертью она приняла монашеский постриг с именем Васса. Уже позже при нападении на монастырь ливонских рыцарей один из них насмехался над святыми мощами и хотел мечом открыть крышку гроба преподобной Вассы, но его опалило исшедшее из гроба святой подвижницы пламя. Следы этого огня до сих пор видны на гробе преподобной.

Монах Антоний:

– Здесь же находится место, где за богослужением наблюдали цари, императоры, – Царское ложе. Точно известно, что здесь наблюдал богослужение царь-страстотерпец Николай II, который со своей семьей посетил нашу обитель в 1903 году.

В XVI веке пещерный монастырь увеличился, появился второй придел Успенского собора.

Монах Антоний:

– В этом приделе находится особо почитаемая святыня нашего монастыря – престольная икона Успения Божией Матери. Эта икона называется «Новая», соответственно, существовала и «Старая» икона. Есть разные версии по поводу сохранности старой иконы, в честь которой и был назван весь монастырь и которая была обнаружена в пещерах первыми отцами-основателями.

Когда начали строительство этого храма, была обнаружена икона, которая была сюда перенесена, вероятнее всего, первыми обитателями пещеры, монахами, из более древних псковских монастырей. Эта же икона была написана по заказу двух купцов псковских иконописцем Алексеем Малым и принесена сюда в день престольного праздника 28 августа. В тот день было зафиксировано множество чудес от иконы.

Что самое интересное, один из этих купцов, переносивших икону, видя явные чудеса, которые от нее происходили, уже не смог находиться в миру – он остался в монастыре и принял монашество. Хоть эта икона и называется «Новая», но в прошлом году ей исполнилось 500 лет – она была написана в 1521 году.

Икона необычного письма, она относится к балканскому типу.

Монах Антоний:

– Чем еще необычна эта икона: с левой и правой стороны мы с вами видим клейма, на которых изображены фрагменты, которые до нас дошли из преданий, писаний о событиях земной жизни Пресвятой Богородицы. Это праздники, связанные с Ее жизнью, Введения во Храм, Рождества Христова, и некоторые пророчества о Пресвятой Богородице из Ветхого Завета.

Массивный и богато украшенный оклад был подарен Александром III после того, как в 1888 году государь и его семья чудом выжили во время крушения императорского поезда.

Монах Антоний:

– Сейчас икона в этом замечательном окладе весит около 200 кг. На престольный праздник 28 августа в монастыре невероятное торжество: весь монастырь превращается в храм под открытым небом – на улице совершается литургия, богослужение в Михайловском соборе, на паперть выносится алтарь, престол. Эта практика замечательно прижилась во время эпидемиологических мероприятий.

От Успенского храма до Михайловского выкладывается дорожка из свежескошенной зеленой травы и украшается узорами из цветов. Приезжают 30–40 лет одни и те же паломники со всей России, они уже знают, в каком месте какой цветочек должен лежать…

Эта икона снимается, ставится на огромные переносные носилки, и около 12–16 человек несут ее сначала на Михайловскую площадь. На следующий день торжеств совершается крестный ход с иконой вокруг монастыря.

Интересно, что приезжают священнослужители и даже иногда архиереи из других епархий. И в этих епархиях есть Успенские храмы, соборы, но здесь особый дом Божией Матери – все хотят именно в день праздника прикоснуться, приложиться к иконе Успения Божией Матери, попросить о каких-то своих сокровенных переживаниях.

Тихон, митрополит Псковский и Порховский:

– И вот Господь на Кресте произносит слова, которые обращены к каждому из нас: се, Матерь твоя! Указывая на стоящую у Креста Свою Мать Пресвятую Богородицу. Эти слова абсолютно важны для нас, как и слова: сие есть Тело Мое и сие есть Кровь Моя. Вы будете сейчас причастниками истинного Тела и истинной Крови Господа Иисуса Христа.

Слово Божие не бывает всуе, не бывает для того, чтобы лишь призрачно утешить человека. И когда Господь говорит что-то, указывая на Свою Мать и делая нас Своими братьями и сестрами (как мы обращаемся друг к другу), – это не призрачное утешение. Перед Богом и перед верующим сердцем это полнота истины.

Лампада перед иконой была подарена князьями Романовыми, которые приезжали сюда в начале XX века.

Монах Антоний:

– Причем интересно, эта лампада неугасаемая. Она периодически возжигается от пламени, которое привозят из Иерусалима в Россию, когда сходит Благодатный огонь у Гроба Господня. В этом храме совершается закрытый братский молебен – у иконы зажигают свечу и ставят в небольшой переносной фонарик, который у нас сохранился до сих пор с XVIII века, и идут растапливать все печи.

У нас до сих пор еда по большей части готовится на дровах – пекутся просфоры, хлеб. Преподается на каждый день особая молитва, особое благословение, и уже наши замечательные повара в таком непростом послушании служат не только братии, но и  Господу.

Прямо напротив храма Успения Царицы Небесной есть небольшая беседка (или часовня). В монастыре есть святой колодец. Первые сведения о нем встречаются еще в XVII веке, правда, там написано, что источник воды существовал здесь издавна. Несколько раз в году здесь освящают воду, а сейчас паломники приходят сюда, чтобы напиться святой воды.

Сколько паломников пили воду из этого источника, даже представить сложно. Простые миряне и духовенство, люди искусства и науки, святые подвижники, купцы, князья, странствующие пилигримы; и, конечно, правители России не раз посещали этот монастырь.

Одна из государынь, а именно Анна Иоанновна, даже оставила здесь свою коляску. По одной из версий, императрица была в монастыре в октябре 1732 года, но на обратном пути выпал густой и мокрый снег, поэтому Анна Иоанновна была вынуждена оставить коляску и пересесть в сани. Сейчас эта реликвия бережно хранится под стеклом и напоминает паломникам о том, как важно грамотно планировать свой маршрут.

Наше путешествие по святой обители мы еще продолжим в следующем выпуске программы «По святым местам».

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Пятница, 19 апреля: 23:45
  • Суббота, 20 апреля: 09:30
  • Суббота, 20 апреля: 09:40

Анонс ближайшего выпуска

"Какой может быть храм в бывшем кинотеатре?!" - так говорили некоторые жители села Бурла, когда приходу для богослужений отдали здание заброшенного кинотеатра "Юность". Но православная община не только обустроила временный храм, но и построила рядом новый в честь римских мучениц. О храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии села Бурла узнают зрители программы.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать