По святым местам. Преображенский храм, г. Воткинск

11 ноября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Рядом с этим храмом были обретены мощи священномученика Николая Чернышева и его дочери мученицы Варвары. Свою историю кладбищенская церковь ведет от первого в городе деревянного храма в честь святителя Димитрия Ростовского. Дом Божий еще в XIX веке был перенесен в местный некрополь, а позже на Нагорном кладбище построили и каменный храм. 

Программа «По святым местам» приветствует вас из города Воткинска.

Из Евангелия мы знаем, что у Бога все живы. Почти 50 000 жителей города похоронены на Нагорном кладбище, и очень символично, что на этом месте, на горе, находится храм Преображения Господня. Об этой церкви наш сегодняшний рассказ.

Контрастное, острое, запоминающееся по силуэту – таким предстает взгляду паломника здание Спасо-Преображенского храма. Это уже четвертая церковь на местном кладбище.

Протоиерей Сергий Бабурин, председатель приходского совета Спасо-Преображенского храма:

– Это один из последних храмов, построенных и освященных в Воткинске до революции. Заложен он был в 1897 году, а освящен в 1900 году.

Воткинск – город-завод. Еще в XVIII веке рядом с предприятием на площади у плотины построили первый деревянный храм в честь святого Димитрия Ростовского. Святителя канонизировали в 1757 году, а храм в его честь построили спустя всего три года. А когда было решено на этом месте возвести большой Благовещенский собор, деревянную церковь перенесли на кладбище.

Протоиерей Сергий Бабурин:

– Когда деревянный храм Димитрия Ростовского пришел в негодность, стал ветхим,  вместо него построили каменное здание часовни, затем пристроили к ней алтарь. Эта часовня находилась на 100–200 метров выше по горе нашего Спасо-Преображенского храма.

В третий раз храм перестроили в 1839 году. Но в конце XIX столетия воткинцы обнаружили трещины в куполе и решили заново возвести Преображенский храм.

Новая церковь, благодаря отоплению, действовала круглый год. Камень для пола и лестниц на пароходах доставляли из Кунгура, а архитектор Иван Чарушин не только создавал проект, но и занимался иконостасом. Трехъярусный, резной – в нем есть что-то от стиля барокко: строгий русско-византийский стиль снаружи компенсируется яркостью и блеском позолоты внутри.

Не зря воткинцы были так упорны в постройке этого храма – церковь выстояла в годы гонений. Перед началом Великой Отечественной войны последний освященный до революции храм остался единственным в городе. Сюда перешли оставшиеся в Воткинске священники, сюда же перенесли иконы и сохранившуюся церковную утварь из других храмов. Например, из разрушенной большевиками Никольской церкви на Ключах удалось спасти части иконостаса. Сейчас они пребывают в Преображенском храме.

Протоиерей Сергий Бабурин:

– В нашем храме сохранилась особо чтимая икона Николая Чудотворца из разрушенной Никольской церкви. Каждый четверг мы совершаем перед ней акафист.

Спасо-Преображенский храм стал кораблем спасения, вокруг которого бушевали волны репрессий и уничтожения всего святого. Сам храм власти не тронули, но решили разграбить кладбище вокруг него.

Протоиерей Сергий Бабурин:

– В советский период здесь прошел комсомольский субботник, когда молодые люди прошлись по кладбищу и разбили все, что смогли: мраморные, гранитные памятники, кресты. Все, что можно было сломать, уничтожили. Поэтому большинство могил − просто холмик, на котором ничего нет, и кто там захоронен, неизвестно. Только могилы, находящиеся на территории нашего храма, сохранили памятники.

По призыву союза воинствующих безбожников на кладбище началась кампания по заготовке гранитного щебня и металлолома. Бригады комсомольцев кувалдами ломали и сбивали кресты с памятников, выдирали металлические барельефы и ограждения. Были уничтожены многие надгробия, в том числе и наиболее уважаемых граждан старого Воткинска. Удалось спасти только несколько надгробий. Даже их формы (капители, колонны, тумбы, саркофаги, плиты) имеют большое художественное значение.

Протоиерей Сергий Бабурин:

– В советские времена (примерно в 70–80-е годы) удалось поставить забор за алтарем храма. Дело в том, что когда забора не было, проходившая мимо церкви молодежь постоянно хулиганила: кидали бутылки, стреляли из рогаток в верхний ярус окон, разбивали стекла. Удалось добиться установки забора, чтобы люди не ходили через территорию храма, а обходили его.

Кладбище наше еще уникально тем, что оно действовало 150 лет. Даже если представить, что на нем хоронили ежедневно по одному человеку, то за 150 лет возник целый город –  не меньше 50 000 человек.

Свой последний приют здесь нашел крупнейший вятский врач, доктор медицины Сильвестр Тучемский, лечивший семью Чайковского. Здесь был похоронен металлург Семен Бадаев − создатель высококачественной инструментальной стали, а также целые династии работников завода.

Существует на кладбище семейное захоронение представителей священнической династии Чернышевых. В 1853 году в семье будущего настоятеля Благовещенского собора отца Андрея Чернышева и его супруги Надежды родился сын Николай.

Николай Яковлевич Лапин, краевед:

– Как и отец, Николай окончил Вятскую духовную семинарию, затем вернулся к себе на родину. Здесь он в течение 9 лет был земским учителем и одновременно служил псаломщиком при Благовещенском соборе.

И даже став священником, отец Николай не оставил своей педагогической деятельности. За усердные труды по преподаванию в народных школах в течение 25 лет он был награжден орденом Святой Анны III степени.

Повальной бедой России в начале XX века стало пьянство. Отец Николай по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского учредил Воткинское общество трезвости и стал его председателем.

Николай Яковлевич Лапин:

– Самым эффективным и многочисленным обществом трезвости было Пантелеимоновское общество трезвости при Воткинском заводе. Оно располагало огромной библиотекой (около 3 000 книг), имело в своем распоряжении так называемый «волшебный фонарь» с картинками. Имелась у общества и собственная чайная, где бесплатно или за незначительную цену раздавали пирожки с капустой, грибами, чай. Но самое главное, в обществе постоянно проводились религиозно-нравственные чтения.

Пьянство среди рабочих Воткинского завода пошло на убыль. Но появились и те, кому не нравилось сильное влияние батюшки на людей.

В это время в Российской империи росли революционные настроения. В декабре 1917 года в Воткинске установилась советская власть, началась национализация, муниципализация, конфискация, атеизация. Все эти большевистские мероприятия сильно ударили по рабочим. Они решили защитить свой город, что привело к крупнейшему восстанию времен Гражданской войны.

Николай Яковлевич Лапин:

– На подавление восстания были брошены отборные силы Красной армии. Рабочие продержались 100 дней, потом у них закончились боеприпасы, начался голод, и восставшие приняли решение бежать. Те, кто не успел уйти, остались один на один с карательными отрядами. Гимназистка Галина Красельникова писала, что после ухода  большевиков остались сотни обезображенных трупов.

Врагом же номер один для большевиков была Церковь. И ее представители, не ощущая за собой вины (они не участвовали ни в каких событиях), не могли даже подумать, что новая власть придет и начнет их убивать только за то, что они священники.

В октябре 1919 года отец Николай Чернышев был арестован. Во время ареста его дочь Варвара так крепко обняла отца, что оторвать ее не смогли ни красноармейцы, ни он сам. И они вместе оказались в тюрьме. В трагический день 2 января 1919 года их расстреляли на берегу пруда напротив нынешнего музея Чайковского. Сохранились воспоминания красноармейца, который убил отца с дочерью.

Николай Яковлевич Лапин:

– «Сегодня расстреливали длинногривого: стреляли несколько раз, но никак не получалось его убить. Мы стреляем в него, а он только губами перебирает». − Молился за них. А когда с отца Николая хотели снять крест, он сказал: «Умру – тогда и снимете». Варвара же так и стояла, обхватив отца.

На Благовещение 1919 года к городу подошла армия Колчака, и семья Чернышевых была похоронена у Преображенского храма. За могилой долгое время ухаживала одна местная жительница. Когда расстреливали отца Николая и его дочь Варвару, она была совсем маленькой девочкой. По свидетельству некоторых краеведов, именно в дом ее родителей зашел тот красноармеец, который участвовал в убийстве мучеников, чтобы погреться. Место погребения верующими хранилось в тайне, но народная память о батюшке в Воткинске жила.

Алла Павловна Карпеева, ученый секретарь Музея истории и культуры г. Воткинска:

– В музее работала чудесная женщина Капитолина Константиновна Чепкасова. Она родилась в 1912 году, и сейчас ее уже нет с нами. Она рассказывала семейную легенду. Ей, маленькой девочке, мама говорила: «Если над прудом на месте убийства ты увидишь радугу, которая поднимается не в небе, а низко над водой, знай – здесь батюшка побывал». Вот такое народное представление об этом человеке передавалось из поколения в поколение.

Через 99 лет после трагической гибели мощи святых были подняты из земли.

Протоиерей Сергий Бабурин:

– Отец Николай был в полном священническом облачении, в камилавке, с медным крестом в одной руке и Евангелием в другой. На груди вместо обычного крестика, который мы с вами носим на шее, тоже был медный крест. Когда мощи были подняты на землю, мы все прикладывались к его руке и были свидетелями, что рука нетленная.

В августе, в праздник Преображения Господня, был совершен чин прославления в лике святых протоиерея Николая Чернышева и его дочери Варвары. Поклониться их честным мощам можно в Михайловском соборе города Ижевска. А в Преображенском храме Воткинска можно помолиться на том месте, где когда-то были упокоены их тела, а также похоронены тысячи людей, строивших этот город, трудившихся на заводе и защищавших родную землю словом и делом.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 24 января: 12:45
  • Среда, 27 января: 07:45
  • Пятница, 29 января: 23:45

Анонс ближайшего выпуска

Храм строился по указу царя Ивана Грозного, но когда возведение собора было практически завершено, государь неожиданно покинул город. В чем причина изменения отношения правителя к храму? Что изображено на самой большой в России фреске Страшного суда? И как сотрудники музея спасли колокола собора от поругания? Об этом узнаете из программы.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​