По святым местам. Покровский женский монастырь Верхотурья. Часть 2

25 августа 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Вновь побываем в Покровском женском монастыре Верхотурья. В начале XX века сюда приезжала преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна. В советские годы монастырь был закрыт, а 30 лет назад началось возрождение монастырской жизни. Тогда в обитель вернулась икона Пресвятой Богородицы "Умиление".

Программа «По святым местам» приветствует вас из Верхотурья. Духовная столица Урала славится своими храмами и монастырями. Так, в центре города Свято-Николаевский мужской монастырь, он был основан в 1604 году, а через 17 лет после этого здесь появилась первая женская обитель Сибири. Мы продолжаем свой рассказ о Свято-Покровском монастыре. Каждый год в день престольного праздника в середине октября сюда приезжают сотни паломников, но и в остальные дни обитель гостеприимна к современным пилигримам.

Игумения Магдалина (Сулеменова), настоятельница Свято-Покровского монастыря:

– Мы, конечно, рады всем, кто приезжает в Верхотурье, в духовный центр Урала, и в нашу святую обитель, ворота открыты. Любой может приехать, поклониться святыням, помолиться у этих святынь.

Останавливалась в Покровском монастыре и одна августейшая паломница и будущая святая. В начале XX века в Верхотурье приезжала святая великая княгиня Елизавета Федоровна Романова. На ночлег она останавливалась здесь, в Свято-Покровском монастыре, предполагают даже, что в этом здании, в игуменском корпусе. Но приезд омрачило одно событие – здесь великую княгиню застало известие о начале Первой мировой войны.

 Тихон (Затёкин), игумен Вознесенского Печерского монастыря (с 1990 по 1999 год – наместник Верхотурского Свято-Николаевского монастыря):

– Она проживала в Покровском женском монастыре, для нее были подготовлены покои; молилась в Николаевском монастыре, в Крестовоздвиженском соборе. Город тоже готовился к ее приезду – была построена красивая арка, украшенная живыми цветами. Все храмы города встречали ее колокольным звоном – и Троицкий собор, и женский монастырь, и городские храмы. Была помпезная, грандиозная встреча, но прошли сутки – и была объявлена война. Княгиня в срочном порядке покинула Верхотурье, а ее сестра в это время была в Екатеринбурге, принцесса Баттенбергская Луиза (у нее много имен). Они вдвоем предприняли поездку в Пермскую губернию, вместе были в Перми, в Белогорском монастыре. Уже оттуда  проехали в Екатеринбург, но только одна осталась в Екатеринбурге, а Елизавета Федоровна сразу проехала в Верхотурье.

А еще через три года Октябрьская революция прервала мирное течение жизни насельниц Покровской общины.

Монахиня Силуана (Черненко), насельница Свято-Покровского монастыря:

– Сначала сестры решили как-то скрыть, что здесь монастырь, образовали сельхозартель «Надежда». Хотя монашеский дух сохранялся, монашеское правило выполнялось, но как будто занимались сельским хозяйством.

Но в 1924 году монастырь все же закрыли, хотя Покровская обитель окончательно не прекратила свое существование – сестры обители расселились по домам Верхотурья. Так было и больше ста лет назад, когда монастырь закрывали в первый раз (в конце XVIII века).

Архимандрит Тихон:

– Монастырь расцвел, был уже построен каменный храм, но пришла екатерининская эпоха, и в 1764 году произошла секуляризация земель. Покровский монастырь обнищал, всё отобрали, не на что было существовать. Храмы Покровского монастыря были обращены в приходские, но монахини остались жить в Верхотурье, жили по домам, совершали свое молитвенное правило, и уже в конце XIX века была открыта община, а в начале XX века  дано благословение на открытие официального Покровского женского монастыря.

И вот в XX веке сестры вновь, как и прежде, продолжили нести подвиг иночества. Духовно окормляла сестер монахиня Олимпиада (Шубина), которая была начальницей Покровской обители с 1925 года до самой своей смерти 24 февраля 1963 года. Сейчас в главном храме монастыря есть икона Богородицы «Умиление», под Покровом Царицы Небесной находились и сестры в советские годы.

Архимандрит Тихон:

– Икона находилась в Успенской кладбищенской церкви, и  когда передали монастырь, в Успенской церкви проживали сестры дореволюционного Покровского женского монастыря. После того как из ссылки вернулся отец Игнатий (Кевролетин), последний монах Николаевского монастыря, к нему повалили толпы. Стали возвращаться с Казахстана; там отбывал ссылку архимандрит Ксенофонт. И все группировались возле него. А когда он скончался после войны, все стали возвращаться в Верхотурье, селились по домам, прятали отца Игнатия по подвалам, он  негласно служил. И, самое главное, вернулась Олимпиада (Шубина), последняя настоятельница монастыря, и возглавила этот негласный женский монастырь.

Эта икона была именно в Успенской церкви, она была написана игуменией Ангелиной (Цепелевой), настоятельницей Успенского женского монастыря близ Верхотурья, где была женская община, а статус монастыря ей дали прямо перед революцией. Игумения Ангелина была рукодельницей: вышивала, писала иконы. Эта икона, написанная и вышитая ею, хранилась в Успенской церкви, и когда открылся монастырь, я попросил отца Спиридона: «Давай эту икону им отдадим, пусть Богородица у них будет Покровительницей и Заступницей».  

Возрождение Верхотурского Покровского монастыря шло непросто.

Архимандрит Тихон:

– В Иоанно-Предтеченском храме был морг, гараж, в Старо-Покровской церкви был сделан котлован, там солили капусту – ездил трактор и просто укатывал, уминал капусту, которой заключенных кормили, что были в колонии в мужском монастыре. А в Новопокровской церкви была оборудована баня. Когда владыка Мелхиседек приехал в Верхотурье, был совершен первый крестный ход в женский Покровский монастырь. Там была баня. Ничего не было передано, просто владыка сказал: «Давайте помолимся, совершим первый крестный ход». Для горожан это было нечто, они такого никогда не видели – через весь город крестный ход, народ идет. Весна, грязь, слякоть, в белых облачениях, но тем не менее пошли.

В игуменском корпусе тогда был Дом пионеров, в сестринском – военкомат, а в Покровском храме – баня.

Архимандрит Тихон:

– Мы стоим, поем молитвы, а там люди парятся, крики доносятся «поддай жару», пар идет из окон, из купола – какое сердце выдержит?

Монахиня Силуана:

– Как отвоевали этот храм в 1993 году, это отдельная эпопея. В 1990 году вышел указ по России вернуть все церкви верующим, все монастыри – монашествующим, а в 1991 году в декабре особый указ: возродить Верхотурский женский монастырь. Как только вышел указ, сюда начали приезжать женщины со всех концов, те, которые захотели стать монахинями. Настоятельницей направили сюда монахиню Василису, она с этим указом пришла к властям: «Освободите церковь, будем возрождать монастырь». Власти указ не признали, их сюда не пустили, а дали помещение рядом в соседнем корпусе, а там был Дом пионеров. Его потеснили, и в одной половине дали помещение этим женщинам.

Каково было смотреть инокиням, что храм ежедневно предается поруганию, но сестры смиренно продолжали молитву.

Монахиня Силуана:

– Однажды ночью произошло событие, которое все назвали чудом. В кочегарке рухнула труба, вышел из строя котел – баня перестала действовать по молитвам. Люди назвали это чудом, а власти повесили на дверь большой замок и опять не пускают: «У нас здесь оборудование». 

Перевозить баню в другое помещение власти не спешили.

Архимандрит Тихон:

– Матушка Василиса с сестрами прямо зашли туда, закрылись, и было молитвенное стояние. Они просидели там двое суток, потом пришла милиция, дверь взломали, всех вытаскивали, сестры на пол падали, их волокли прямо со ступенек.

Монахиня Силуана:

– Матушку Василису арестовали, а сестер выбросили в сугроб. Матушку держали два дня, издевались, учиняли допросы: почему рухнула в кочегарке труба, почему все разрушилось, остановилось? Она объясняла, что это Промысл Божий, все по молитвам. Два дня мучили, в холодный карцер садили. К концу второго дня приехал председатель райисполкома с угрозой: «Тебя бы расстреляли за захват помещения в другое время». А уже 1993 год на дворе, это все появилось в печати, и так отдали это помещение – отвоевали. Что теперь делать? Теперь надо делать капитальный ремонт.

Здание долго надо было просушивать, полноценно молиться здесь стало возможным только с 1996 года.

Монахиня Силуана:

– Скоро будет 25 лет, как церковь действует. Самые счастливые люди мы – у нас каждое утро литургия, а литургия – это счастье.

Сейчас в монастыре уповают на помощь Бога и неравнодушных людей в восстановлении двух других старинных монастырских храмов.

Игумения Магдалина:

– Это историческое место, здесь начал свое существование Свято-Покровский женский монастырь, поэтому для нас очень важно, чтобы эти храмы были восстановлены, тем более что Старопокровский храм находится в лучшем состоянии, чем храм Рождества Иоанна Предтечи. Нам важно, чтобы и на том историческом месте молитва тоже продолжалась.

А в Новопокровской церкви гостей ждут 5 сентября на празднование 400-летия святой обители.

– В первую очередь это, конечно, духовная, богослужебная жизнь. Литургия у нас совершается ежедневно, все присутствуют на службе, молятся. День начинается с молитвы, а потом уже все остальное. Для нас главное – храм.

Архимандрит Тихон:

– Все дается по вере, по молитве. Если человек молится, верит – чудо присутствует в нашей жизни.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 27 октября: 07:45
  • Пятница, 29 октября: 23:45
  • Воскресенье, 31 октября: 12:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​