По святым местам. Покровский храм Еревана

24 августа 2022 г.

Покровский храм Еревана был построен в начале XX века для расквартированного здесь 1-го Полтавского полка Кубанского казачьего войска. О том, как на армянской земле живет храм Русской Православной Церкви, можно ли соединить в убранстве храма культуру и историю двух стран и какие удивительные встречи, совпадения и промыслительные события совершались в истории Дома Божия в наши дни, узнают зрители программы.

Программа «По святым местам» приветствует вас из столицы Армении – Еревана. Мы продолжаем знакомить вас со святынями этой страны. Храм Покрова Пресвятой Богородицы появился здесь благодаря кубанским казакам.

Первый Полтавский полк кубанского казачьего войска на рубеже XIX–XX веков расквартировали в пригороде столицы Армении. Ереван, или Эривань, как говорили русские, стал для них домом на несколько десятилетий. Люди верующие, привыкшие посещать церковь, нуждались в духовном окормлении и сначала построили походный храм Александра Невского.

Протоиерей Арсений Григорянц, благочинный Ереванского церковного округа:

– В 1906 году уже в одном из казарменных зданий, расположенных вокруг храма, на верхнем этаже был оборудован домовый храм. Здесь выстроили шесть зданий (видимо, это были дома офицерства и духовенства).

А третьей церковью стала ныне существующая Покровская, год закладки которой выпал на 1912 год, а освящение состоялось в 1916 году. Сейчас место, где стоит храм, это район города, а тогда это было село под названием Канакер.

Протоиерей Арсений Григорянц:

– Перед архитектором Федором Михайловичем Вержбицким военное ведомство поставило задачу создать проект вместительного, но недорогого войскового храма. Проект был создан, представлен на высочайшее рассмотрение и утвержден императором в 1901 году. После утверждения началось массовое строительство войсковых храмов, сейчас их насчитывается порядка 66. Такие храмы есть и в Москве, и два храма на территории современной Армении, и в Карской области, и в Азербайджане в Баку, и в Пскове. Это все копии, их много; по границам империи их стали активно строить в те годы. Один из этих войсковых храмов, построенных по типовому проекту архитектора Вержбицкого, –  Покровский храм в Канакере.

Но в 1923 году решением ЦК компартии Армении храм закрыли и передали для нужд Красной Армии, купол и колокольню разрушили, началось запустение – храм был клубом и складом.

Протоиерей Арсений Григорянц:

– Расскажу вам очень трогательную историю. Шли работы по реставрации храма, в центре висела большая люстра, она была спущена на пол, и вдруг к храму подъезжают правительственные автомобили. Выходит из автомобиля дедушка, на вид житель Средней Азии (оказалось, из Казахстана) с супругой. Рассказывают нам историю, что дедушка служил в свое время здесь (здесь была воинская часть: сперва – казачий полк, потом часть Красной Армии) и работал киномехаником в кинотеатре – наверху была размещена кинорубка. Он показал фотографию, как там стоит кинопроектор, он рядом с ним, также фото, где они с сослуживцами перед храмом. И вот он ходит, плачет, смотрит на все это. Оказывается, он написал письмо президенту Армении с просьбой: «Я служил в Армении, для меня это очень трогательные воспоминания, хотел бы посетить те места, но не имею возможности. Могли бы Вы мне посодействовать?» Президент обеспечил его прилет с женой в Армению.

В конце 80-х в Армению приезжает первый в послевоенный период священник Русской Православной Церкви, и начинаются богослужения сначала в селении Дмитров.

Протоиерей Арсений Григорянц:

– В этот период выяснилось, что хорошо сохранилось здание храма, который аккуратно сохранялся военными (сейчас это военный объект). В 1990 году община обратилась к министру Республики Армения с просьбой вернуть тогда уже Дом культуры в Русскую Православную Церковь для совершения богослужений. Положительное решение по этому вопросу было принято, и была снесена сцена.

Праздник Крестовоздвижения в 1991 году встречали в стенах этого храма. Тогда совершили и малое освящение. Когда в 1991 году этот храм вернули верующим, то прихожане вначале не знали, кому же была посвящена эта церковь до революции, и престол освятили в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Каково же было удивление, когда выяснилось, что изначально это и была Покровская церковь.

Протоиерей Арсений Григорянц:

– И только позже мы, поработав с архивными источниками, выяснили, что действительно этот каменный храм был освящен в честь Покрова.

Но финансирование на полное восстановление храма найти было сложно.

Протоиерей Арсений Григорянц:

– Все началось такой необычной историей. Приехали к нам мэр Москвы (тогда Юрий Лужков) и настоятель храма протоиерей Владимир Глазачёв и говорят, что есть идея построить здесь Крест под сенью, посвященный воинству Святой Руси, потому что русские воины защищали Армению на протяжении многих лет, проливалась кровь. Лужкову очень понравилась идея, он сказал, что помогут  с финансированием, и первая лепта была внесена московским правительством. Основной благотворитель, благодаря которому удалось осуществить строительство, это Евгений Анатольевич Гладунчик, который в то время был генеральным директором армянской компании «Электросети». Началось возрождение, тогда же были восстановлены купол и колокольня, от храма фактически остался только камень стен и перекрытие крыши, все остальное было сделано заново.

Церковь благоукрашалась, преображалась и территория вокруг. А рядом с храмом еще один купол – это Успенская церковь, она находится на Покровском подворье монастыря, так что теперь это место освящено не только молитвой прихожан и священников, но и насельниц святой обители. Дело в том, что Покровскому храму передали одно из зданий бывших военных казарм.

Протоиерей Арсений Григорянц:

– Здание было много лет в нашем ведении, но мы ничего не могли с ним сделать, оно стояло полуразрушенным, но мы всегда называли его «монастырь». Оно было отреставрировано, и сейчас там подворье женского монастыря «Нерушимая стена», тогда приходы относились к Екатеринодарской епархии, сестры общались именно с Апшеронским монастырем (там постригались), и таким образом здесь образовалось подворье. Сейчас в нем две монахини, шесть инокинь, одна послушница. Дальнейшие административные изменения: в 2016 году мы были выведены из состава Екатеринодарской епархии в приходы под управлением епископа Леонида Владикавказского и Аланского (в декабре). А в октябре 2021 года была образована Ереванско-Армянская епархия Русской Православной Церкви, и это уже новая страница истории Русской Православной Церкви в Армении.

Восстанавливали храм не спеша – хотелось все сделать с любовью, но строители не всегда могли понять такое трепетное отношение к дому Божию.

Протоиерей Арсений Григорянц:

– Мы очень скорбели из-за этого: «Вы же храм восстанавливаете, над алтарем работаете, а то ругаетесь, то курите, то еще что-то». К этому времени пришли сюда работать мастера из находящегося неподалеку маленького городка Бюрегаван – простые парни-работяги, вот они действительно работали с благоговением, со страхом и всегда интересовались, что тут происходит, и было видно, что к своему делу они относятся очень серьезно. Только эту группу мы оставили, эти ребята, которые пришли сюда в 2004 году из города Бюрегаван, постепенно со своими семьями, домочадцами, родными и знакомыми покрестились, приняли православие. Один из них – диакон Никон, который ныне тоже активно продолжает заниматься реставрационными работами. Все мраморные изделия, что вы видите в храме, это все ручная работа, сделанная руками нашего отца диакона.

Но перед строителями и духовенством встал вопрос: земля армянская, церковь русская, вера греческая – как же все это соединить в одном храме?

Протоиерей Арсений Григорянц:

– Мы написали Покровскую икону над входом в храм. Надписание на ней сделали на греческом языке, слева от нее разместили икону Александра Невского, надписание сделали на церковнославянском, а справа сделали икону священномученика Григория Первосвятителя, надписание сделали на армянском. И эту же идею решили продолжить в иконостасе. В центре икона Троицы – это необычная икона, единственная в своем роде, в Интернете ее уже окрестили: «Троица Армянская». Дело в том, что там гора, дерево и дом, которые обязательно изображены на иконе «Троица», дерево стилизовано под цветущий абрикос, а не классический дуб, гора стилизована под гору Арарат; если приглядеться, там есть окаменелость Ноева ковчега, а в доме – различные элементы православных армянских храмов.

Вся правая часть иконостаса с надписями на армянском языке, левая – на церковнославянском.

Протоиерей Арсений Григорянц:

– Условная икона, изображающая армянскую сторону, – Ной с ковчегом (который сошел на горах Араратских), Иоанн Златоуст (был сослан в Армению, несколько лет находился в ссылке на территории Армении и преставился в Каманах Армянских), Евфимий Великий (по жизнеописанию, был родом из Армении), апостолы Фаддей и Варфоломей, святитель Иаков Низибийский (один из епископов на территории Армении, великий подвижник, у нас есть его мощи), святая равноапостольная Нина (пришла сперва в Армению, а потом продолжила свой путь в Грузию), священномученик Григорий, просветитель, мученица Рипсимия и Гаиания припадающая.

А с другой стороны на иконе русские святые, напоминающие нам о важных вехах в истории православия в России, а по аналогии с иконой Крещения Руси будет написана икона «Крещение Армении».

Протоиерей Арсений Григорянц:

– Еще не могу не сказать об идее четырех столпов, поскольку храм наш Богородичный, четыре столпа – четыре иконы Богородицы. Казанская икона, подаренная Патриархом Кириллом при его первом визите к нам в храм, стала сразу очень почитаема в народе, мы даже сделали место под украшения, потому что люди приходят, молятся, получают просимое и несут постоянно какие-то украшения.

Слева Владимирская икона Богородицы, подарок католикоса Гарегина II, готовится к размещению Смоленская икона Божией Матери, также подарок Святейшего Патриарха Кирилла, а на четвертом столпе будет Миасинская икона Царицы Небесной. На базе Покровского храма создан настоящий храмово-монастырский комплекс, включающий два храма, святую обитель, административное здание, часовню, баптистерий и дом причта. В этом году приход отмечает юбилейную дату – 110 лет со дня основания Покровской церкви.

Протоиерей Арсений Григорянц:

– На сегодняшний день это центральный храм в жизни Русской Православной Церкви в Армении, большинство священников являются клириками именно этого храма и выезжают для служения в других храмах Армении.

Православная паства в Армении многонациональна. Есть русские, армяне, украинцы, белорусы, греки, ассирийцы, езиды, и всех объединяет единство в духе мира и любви.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 08 декабря: 17:40
  • Пятница, 09 декабря: 23:45
  • Воскресенье, 11 декабря: 02:05

Анонс ближайшего выпуска

Снетогорский монастырь впервые упоминается в летописях в 1299 году, когда ливонские рыцари совершили нападение на Псков. Тогда обитель была разорена, а ее игумен, преподобномученик Иоасаф, был убит. Монастырский собор Рождества Пресвятой Богородицы — один из древнейших храмов России, построен в самом начале XIV века. А фрески этого собора созданы в 1311 году. Уже в наши дни духовником Снетогорского женского монастыря был архимандрит Гермоген (Муртазов).

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать