«Отче наш» на арамейском языке на просторах Грузии звучит довольно часто, ведь в этой стране проживает около 3–5 тысяч потомков древних ассирийцев. Жители Месопотамии одними из первых восприняли евангельскую веру. А в середине VI века Божия Матерь явилась ассирийскому подвижнику святому Иоанну Зедазнийскому и повелела ему избрать из своих учеников по жребию 12 человек, чтобы они отправились для утверждения христианской веры и основания монашества на территорию нынешней Грузии. В последующие века православные ассирийцы продолжали селиться в Грузии, а в XVII столетии во время гонения персидского шаха Аббаса их прибыло в страну особенно много.
В конце XIX века Духовная миссия Русской Церкви привела к тому, что ассирийцы-несториане перешли в православие, и часть из них переселилась из Персии в Россию и в Грузию. Сейчас в грузинской деревне Канда проживает около 2000 ассирийцев, потомков тех самых людей, которые когда-то в XIX столетии приехали из Персии. В июле 2010 года здесь был открыт монастырь в честь тринадцати святых ассирийских отцов; настоятелем монастыря является схиархимандрит Серафим (Битхариби). Здесь служат литургии на грузинском и арамейском языках.
Схиархимандрит Серафим (Битхариби), настоятель монастыря:
– У нас есть Троицкая лавра, а в ней есть просфорня, где ведется статистика, какой храм на сколько литургий забрал просфоры. Я всегда посылал прихожан, чтобы они брали именно там, в этой лавре, потому что для нас было очень важно, чтобы в статистике указывалось, что мы ведем литургию как минимум 2–3 раза в неделю, и как-то показывать себя, что мы на самом деле активны. А наше село было затерянное, туда даже такси не ездило, потому что боялись ехать.
Зато сейчас, чтобы услышать молитву на языке, на котором говорил Христос, в Канду приезжают сотни паломников, да и сам хор активно ездит по миру.
Священник Александр Волохань, настоятель прихода святой Анны Новгородской (г. Тронхейм, Норвегия):
– Наша малая группа тоже имела возможность не только прийти в храм, помолиться, увидеть чудесные иконописные изображения, узнать об истории храма, где ассирийские, грузинские, русские святые, пообщаться с отцом Серафимом, узнать о его пути веры, о жизни, о жизни ассирийской общины, о жизни прихода, о трудах, направленных на благоукрашение, на возжжение огня духовного. Радость таких встреч даруется по милости Божией и сохраняет свой свет на многая и благая лета.
В каком-то смысле святые ассирийские отцы VI века разделили историю грузинского христианства на до и после. Они начали основывать многочисленные монашеские общины. Одного из них звали Симеон (или Шио), он пришел в Грузию в числе тринадцати ассирийских отцов. Ему было 40 лет, 20 из которых будущий святой жил в монашестве. Отцы прожили в Мцхете пять лет, а затем по повелению Богородицы отправились по разным местам Грузии для проповеди. Так Шио стал отшельником.
Священник Александр Волохань:
– Неподалеку от Мцхеты, приблизительно в 10 км, расположен в горах из песчаника, где прежде были многие пещеры монашествующих, монастырь преподобного Шио Мгвимского. Сюда всегда стараются совершать паломничество, здесь молятся грузины и люди, прибывающие в страну. Спускаются в пещеру, идут в храм и, главное, берут пример с жизни подвижника, который всей своей жизнью стремился приблизиться к Богу.
Среди непроходимых лесов Шио нашел глухое безводное ущелье, полное диких зверей и ядовитых змей. Пространство как бы защищенное отвесными и необыкновенно крутыми стенами песчаной горы. Над отвесной скалой крутого берега реки Куры Шио увидел тесную пещеру, достаточную, чтобы укрыться.
Священник Александр Волохань:
– Здесь пещера Шио Мгвимского, где его икона с волком, который потом стал стадо пасти, и пещера, где он молился, подвизался, куда приходят паломники в наши времена.
Когда вокруг подвижника начала собираться братия, то иноки стали жаловаться, что страдают от диких зверей. Тогда по молитвам Шио животные собрались у его кельи, и он попросил оставить их святое место, и только одному волку святой разрешил жить в монастыре, чтобы пасти ослов. Грозный хищник пас стадо, но однажды один ослик пропал, и все подумали, что природа взяла верх и волк съел осла. После упреков братии волк ухватился за посох одного из иноков и так просил следовать за ним. Монахи, ведомые волком, подошли к пропасти и увидели, что ослик упал с высоты. Святой Шио сказал, что надо отпускать монастырского пастуха, ведь он долго и честно служил братии, а теперь нужно самим ухаживать за осликами.
Побывать в Грузии и не поклониться могиле святой Нино – такого уважающий себя православный паломник себе позволить не может. Мы едем в Бодбийский монастырь: здесь незадолго до своей кончины жила святая Нина Каппадокийская. Когда она умерла, над ее могилой равноапостольный царь Мириан велел построить храм в честь великомученика Георгия, родственника святой и небесного покровителя Грузии (Джорджии).
Позже здесь был основан монастырь, расцвет которого начался в XV веке, цари Кахетинского царства выбрали это место для своей коронации. А в XVII столетии печально знакомый нам персидский шах Аббас I разоряет Бодбе, но кахетинский царь Теймураз I восстанавливает монастырь. Столетие за столетием святая обитель переживала и переживает периоды упадка и времена возрождения.
В начале XX века игуменией здесь была преподобноисповедница Фамарь (Марджанишвили). В детстве Тамара Марджанишвили пережила трагедию – потерю любимых родителей. Так она в юном возрасте осталась наследницей родового имения. Тамара получила хорошее образование, готовилась к поступлению на вокальное отделение Петербургской консерватории, очаровательная девушка из знатной семьи привлекала внимание женихов. Но летом 1888 года Тамара посетила Бодбийский монастырь. Как только она вошла в церковь, моментально явилась у нее мысль: «И я поступлю в монастырь». В душе молодой девушки произошел какой-то внезапный переворот: ехала в обитель светской барышней, а домой возвратилась по настроению инокиней.
Сейчас монастырь – это храм святого Георгия, сохранившийся с IX века, и собор святой Нино – большой интересный храм, который начали строить примерно после 2010 года, а открыли весной 2019 года.
Священник Александр Волохань:
– В женском монастыре святой равноапостольной Нины в Грузии в Кахетии в Бодбе воздвигнут недавно величественный храм, где на алтарной части снаружи в виде барельефных изображений мы видим в центре крест, икону Святой Троицы и по обеим сторонам видим икону святых равноапостольных Константина и Елены с крестом и икону грузинских царей – Мириана и Наны, которые стоят у истоков христианизации Грузии, когда при них христианство становится общенародной религией.
А сейчас мы с вами отправимся в средневековую крепость, которую видел Пушкин. Александр Сергеевич стал первым документально зафиксированным российским туристом в замке Ананури. Известно, что пришел он сюда своими собственными ногами и потратил на это целый световой день. Находящаяся на территории крепости церковь Успения Богородицы была возведена в 1689 году. В XVII веке на территории Грузии шли постоянные войны с Турцией и Ираном; таким образом, ни возможности, ни денег для строительства церквей в это время не было, а те храмы, которые строились, разрушались захватчиками. Во всей Грузии хорошо сохранилось 3–4 храма XVII века, и удивительно то, что два из них находятся именно на территории замка Ананури. Успенский храм – прекрасный образец народных умельцев эпохи позднего Средневековья.
Священник Александр Волохань:
– Сюда прибывает очень много и паломников, и туристов – место удивительной красоты, где молятся и Божией Матери, и грузинским святым.
Ананури была главным форпостом, прикрывающим выход на ключевые позиции в центре страны через ущелье Арагви. Но сейчас значение у крепости не стратегическое, а скорее историческое. Это самый посещаемый замок в Грузии, с которой мы пока попрощаемся, но, надеюсь, для того, чтобы снова сюда вернуться в новых выпусках программы «По святым местам».
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
Покровский храм Камня-на-Оби начал свою историю в конце 40-х годов прошлого века. Тогда это был один из немногих православных храмов Алтая. В церкви находится святыня - образ святителя Николая Чудотворца. Эта икона рубленая: один богоборец ударил ее несколько раз топором. А еще эта икона чудотворная, по молитвам перед ней совершались исцеления.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!