По святым местам. Паломничество по Чувашии. Итоговая программа

8 декабря 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Вспомним самые лучшие моменты из нашего летнего паломничества по Чувашии: узнаем, как православие пришло в эти края, увидим, как выглядят храмы, построенные в период с XVII по XIX век, и вспомним новомучеников этой земли.

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

В самом центре европейской части России, в срединном течении Волги, находится Чувашия. Первые люди на территории современной республики появились около 80 000 лет назад. К концу XV века здесь сформировалась чувашская народность, а в XVI столетии эта территория вошла в состав Российского государства.

Ольга Юрьевна Сергеева, культуролог:

– Мы с вами стоим, можно сказать, у истока знаменитой нашей речки Чебоксарки. Чем она знаменита? Тем, что на ней возникла Чебоксарская крепость, первая крепость в Поволжье.

22-летний царь Иван Грозный, который возвращался из Казанского похода, присмотрел это место и повелел построить здесь острог, но власти не могли просто номинально присоединить эти земли к Русскому государству.

Ольга Юрьевна Сергеева:

– Они понимали, что эту территорию невозможно завоевать, ее можно только привлечь культурой, отношением, какими-то дипломатическими методами. Если бы исторически сложилось, что эти земли отошли под эгиду турецкого султана, я очень сомневаюсь, что народы Поволжья сохранили бы свою идентичность. Мы с вами находимся в центре нашего города, я его называю сердцем города на Владимирской горке. Когда-то, когда здесь все не было так застроено, отсюда можно было видеть все купола храмов нашего древнего города. Именно на это место, на эту возвышенность прибыл знаменитый архиепископ Казанский Гурий. Не с пустыми руками – он привез указ Ивана IV о создании Чебоксарской крепости и Владимирскую икону, нашу небесную покровительницу.

В Спасо-Преображенском монастыре сейчас хранится список древней Владимирской иконы, а сам образ XVI века пребывает в Введенском соборе.

Протодиакон Валерий Краснов, клирик Введенского собора:

– Икона написана московскими мастерами и привезена святителем Гурием Казанским, было благословлено строительство города-крепости, освящено место и будущий храм.

По наказу царя Иоанна Грозного святитель Гурий со своими спутниками (будущими святителями Германом и Варсонофием) должен был освятить строительство города-крепости. На месте будущего Введенского собора была поставлена полотняная палатка, позже здесь возвели однопрестольную Введенскую церковь. Но в 1649 году та Введенская церковь сгорает, в память о ней уже в наши дни был построен Владимирский храм, его освятили в 2013 году. А в XVII веке в Чебоксарах начинается возведение каменного Введенского собора. В этом году каменный Введенский собор отмечает юбилей – ему исполнилось 370 лет.

Антонина Ильинична Мордвинова, ведущий научный сотрудник Чувашского государственного института гуманитарных наук:

– Это самый первый и в настоящее время уже единственный храм XVII века. Соблюдает форму древнерусских храмов, тем более что это кафедральный собор, поэтому пятиглавие обязательно. Но в XVII веке архитектура была более сложная по своей конструкции, в нашем храме много барочного.   

Митрополит Савватий, Чебоксарский и Чувашский:

– Кафедральный собор можно назвать святыней, жемчужиной нашего края. Он уникален сам по себе, и каждый раз, когда я вхожу в Введенский собор, у меня в сердце радость и даже какой-то трепет.

Как вы помните, для проповеди православия среди народов Поволжья в Чувашию еще в середине XVI века прибыли сразу три святителя – Гурий Казанский и его ученики и сподвижники архимандриты Герман и Варсонофий. Они оба продолжили в этих краях миссионерскую деятельность. Так святитель Герман Казанский основал в Чебоксарах Свято-Троицкий монастырь.

Архимандрит Василий (Паскье), наместник Свято-Троицкого монастыря:

– Герман был подвижник, настоящий опытный монах, жил аскетической жизнью, и под его прошение Иван Грозный подписал указ об основании этого монастыря. Но, к сожалению, после этого Герман долго здесь не прожил – его позвали в Москву стать митрополитом Московским.

Сейчас в этой обители пребывает редчайший памятник церковного искусства XVI века – чебоксарский резной образ Николы Можайского, в прошлых веках к этому образу приходили для решения судебных вопросов. Боясь гнева святителя, люди не могли сказать неправду перед святым образом.

Архимандрит Василий:

– В советский период, когда забрали наш образ (он был в подвале какого-то музея в Москве), жители говорили, что Николай в темнице в ссылке. Образ вернулся в 1996 г., когда Святейший Алексий II приезжал в Чебоксары.

Дело проповеди христианства продолжилось в Чувашии вплоть до революции,  в начале XX века здесь был создан Александро-Невский монастырь, находится он в местечке Каршлыхи.

Игумен Феодосий (Шитов), настоятель Александро-Невского монастыря:

– Среди жителей местных деревень, которые  внизу (монастырь находится наверху, а деревни внизу), нашлись решившие дать бой язычеству (здесь совершалось поклонение керемети – божеству, которое обитает в деревьях). Люди, которые пришли к вере, пошли на эту гору, чтобы подвизаться, жили в землянках, которые внизу. Вы увидите эти места.

Георгий Киселев, послушник Александро-Невского монастыря:

– Когда спускаешься к святому источнику, по левой стороне идет монастырская ограда, а по правой стороне мы увидим место землянок. На этом месте установлены крестики (их 3 или 4) первых насельников: еще до основания, до освящения монастыря здесь жили первые насельники – когда освятили монастырь, их причислили к братии монастыря. Землянки, видимо, были сделаны из каких-то веток, глины, земли, необтесанных досок. К сожалению, эти стены не сохранились. Как-то братья нашли что-то из кухонной утвари и определили, что здесь были землянки первых насельников.

После революции святая обитель была закрыта, а в наши дни здесь восстановлены три храма, прекрасные кельи для монахов и паломников, освящены источники.

Игумен Феодосий:

– Приходят и местные жители, что недалеко от нас живут, и приезжают из Чебоксар те, кто любит уединение. Здесь у нас, в лесу, и обстановка соответствующая, и тишина, деревянный храм, где уютно себя чувствуешь. Даже приезжают из соседней Марийской Республики, из Ульяновска, из Москвы, даже немцы приезжали – путешествовала пара пожилых немцев, они приехали к нам на машине, которую я никогда не видел, мы не знали языка, но жестами и их добрым расположением как-то пообщались; они остались довольны.

Люди приезжают, бывают иногда и целые экскурсии: детские воскресные школы для духовной беседы (задать вопросы на злобу дня священнику, как себя вести в той или иной ситуации).

Ждут паломников и в Кушниково. В самом начале XVIII века представители дворянского рода Кушниковых начали строить здесь Преображенский храм. Дом Божий в советское время был закрыт на очень короткий период и сумел сохранить старинный облик – внутреннее убранство здесь тяготеет к барочному стилю. А в самом центре храма вы увидите надгробные плиты – здесь упокоились строители и благотворители этой церкви Михаил Сергеевич Кушников и его дочь Анна.

Игумен Киприан (Кулаков), настоятель храма Преображения Господня в с. Кушниково:

– Храм строили много десятков лет, но была реконструкция при иждивении Михаила Сергеевича.

– А почему похоронили именно здесь? Это его просьба?

Игумен Киприан:

– По их завещанию, по их смирению, чтобы каждый человек ходил и наступал на их прах. Например, ко кресту каждый же пройдет здесь. А крест не изображен здесь, потому что он не должен быть попираем ногами. Здесь каждый человек обязательно пройдет – это очень большая редкость, такого нигде нет. Раньше спрашивали: «Как это так, в храме похоронены?» Так это для смирения. Это пример для подражания. Здесь было крепостное право, люди жили очень бедно, он пожертвовал своей жизнью, здесь скончался, хотя был при царском дворе в Петербурге, а закончил свою жизнь (даже в то время) в глуши.

А в Цивильске находится монастырь, который был построен в благодарность Божией Матери за спасение от войск Степана Разина.

Валентина (Бельская), рясофорная послушница, экскурсовод:

– Когда они подошли к Цивильску, жители на протяжении двух недель, с 1 по 16 октября, защищались, не пускали в город: у них было 250 стрельцов, две пушки. Когда у них закончилась пища, порох, нечем стало обороняться,  решили всем городом убежать в Чебоксары. Накануне местная вдова Иулиания Васильева молилась в Троицком соборе перед Тихвинской иконой.

В ночь на 17 октября Иулиания Васильева, молясь в храме, услышала, как Богоматерь призывает жителей не бежать из города. Царица Небесная обещала защиту от Степана Разина, но после избавления от врагов жители должны построить монастырь за городом близ Стрелецкого луга.

Валентина (Бельская):

– Шесть тысяч нападавших Господь ослепил. Они отступали, перебили друг друга, многие бежали. Помня просьбу Царицы Небесной, в 1675 г. примерно на этом месте, где сейчас находится Тихвинский собор, построили первый деревянный храм, названный в честь Вознесения Господня, с приделом в честь Тихвинской иконы. Здесь образовался мужской Вознесенский монастырь, который существовал примерно 100 лет.

Тогда же была написана главная святыня монастыря – Тихвинский образ Царицы Небесной. Список был сделан с иконы, у которой молилась Иулиания Васильева. И как всем миром строили монастырь в Цивильске, так все вместе возрождали храм в местечке Акулево; Успенской церкви в этом году исполнилось 200 лет.

Николай Васильевич Федоров, сенатор Российской Федерации (с 1994 по 2010 год президент Чувашской Республики):

– Акулевская земля – это место, где по-особому ощущаешь дыхание минувших не просто дней, а столетий. Наша миссия сегодня – собраться здесь, поделиться тем, что мы пережили, наполнить свои сердца любовью, щедро поделиться этой любовью с окружающими, чтобы обрести покой, гармонию.

А в Новочебоксарске, городе, где никогда не было храма, был построен величественный Введенский собор. Посвящение храма не случайно, ведь история дома Божия начинается с момента, когда в нашей стране отпраздновали тысячелетие Крещения Руси. И в Чувашии продолжают идти тем путем, который выбрал святой князь, и следовать той вере, которую принесли сюда святители Гурий, Герман и Варсонофий.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 18 мая: 07:45
  • Пятница, 20 мая: 23:45
  • Воскресенье, 22 мая: 12:45

Анонс ближайшего выпуска

Отправляемся в Орел-городок, в храм Похвалы Пресвятой Богородицы. Один из приделов храма построен по типу Кувуклии Храма Гроба Господня - находится в центре здания церкви. Иконостас храма старше самой церкви на век, а старинная икона Похвалы Пресвятой Богородицы спасла Орел-городок в средние века от набега иноплеменников. В XVII веке настоятель храма написал духовный труд - "Статир" - значительный памятник литературы того периода.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​