По святым местам. Орская епархия. Итоговая программа

4 августа 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы завершаем наше путешествие по Орской епархии. Еще раз вспомним, какие храмы и святые места можно посетить паломнику, поговорим об истории православия в Оренбуржье и о людях, которые много сделали для проповеди Слова Божия.

На южных отрогах Урала среди пологих сопок находится территория Орской епархии. В средние века здесь жили тюркские кочевые племена, а в середине XVIII века в Великую степь приехали русские поселенцы. Начинается история Орска и православия в этих краях. Гора Преображенская сложена из кремнистых пород, в основном из яшмы, именно на таком благородном основании и был построен первый в городе храм.

Протоиерей Александр Куцов, настоятель Преображенского храма г. Орска, благочинный Орского округа:

– Мы с вами находимся в самом историческом месте города – это гора Преображенская с храмом. Отсюда начинался город Оренбург в 1735 году.

Да-да, батюшка не оговорился, именно Оренбург – здесь изначально началось строительство этого города в устье реки Орь, отсюда и название. Но территория эта часто затапливалась, и Оренбург перенесли на другое место, а крепость переименовали в Орскую. Одновременно с крепостью был построен и храм.

Протоиерей Александр Куцов:

– Он был деревянный, назван в честь Андрея Первозванного. Сам город и поселение были очень маленькими, как обычно в те времена. Шло время, храм перестраивался, улучшался, менялись наименования храма; так он стал Преображенским.

Со временем в Орске появилась и своя святая обитель – Покровский монастырь. Общину официально зарегистрировали в конце XIX века, а на месте, которое носило название Пустошь Оричная, в 1908 году был построен и торжественно освящен каменный монастырский храм, тот самый, что сохранился до наших дней.

Протоиерей Анатолий Сопига, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы:

– Жили своим трудом – была золотошвейная мастерская, а также свой огород. На территории монастыря стояли три храма, один уцелел.

Кроме здания храма от дореволюционных построек сохранился игуменский корпус. Но в 1925 году отсюда прогнали и настоятельницу, и сестер, монастырь закрыли, а монахини вынуждены были поселиться в квартирах у местных жителей. Следы многих сестер после этого бесследно теряются. В кельи же заселили бойцов 45-го дважды Краснознаменного Орского кавалерийского полка. Сестринский корпус превратился в казарму, трапезная – в столовую, монастырская площадь – в плац. Покровский храм военное руководство приспособило под клуб. И когда в 1993 году военную часть расформировали, жители Орска вновь обратились к властям, и на этот раз храм передали православной общине. Когда верующие принялись за ремонт, они были поражены – в месте, где столько лет не звучала молитва, стали явственно проявляться прежние дореволюционные черты.

Протоиерей Анатолий Сопига:

– Не было ни адреса, ничего – была воинская часть «Парус». Мне рассказывали, что одна прихожанка пришла и говорит: «Батюшка, купол кто-то похитил». А его не было, была коньковая крыша, здание переоборудовали под клуб. Сцена, полы полностью демонтированы, сзади была кинобудка. Сейчас на территории храма община, воскресная школа с 60 детьми, которые принимают участие в церковной жизни, поют. Также у нас есть летний детский лагерь, где наши детки трудятся. В награду мы их стараемся возить по святым местам.

А монастырская жизнь  начала существовать в Орске уже на новом месте. На рубеже XXXXI веков начинает свою историю храм Георгия Победоносца. Ныне это кафедральный собор епархии. В 2008 году вокруг настоятеля храма сформировалась небольшая община в десять человек. Общине дали имя – «Сестричество святой преподобной Марии Египетской». Так начиналась история будущего Иверского монастыря.

Протоиерей Сергий Баранов, духовник Орского Иверского монастыря:

– Вокруг меня стали собираться больше женщины, они всегда жертвеннее, в храме женщин всегда больше. И женских монастырей больше. Я ничего не планировал, все шло как шло, потом я им стал рассказывать об Афоне, Иисусовой молитве, и нам захотелось, в меру наших возможностей и сил, не только читать книжки, что-то рассказывать друг другу, мечтать… Почему бы не перейти от мечты к самому делу, к самой жизни? Сначала в нашей общине я был настоятелем кафедрального собора (мы строили этот собор), и параллельно договорились этой общиной, с теми, кто был вокруг меня: каждую ночь вставать на Иисусову молитву.

Сейчас Иверский монастырь занимает обширную территорию: здесь много храмов, два корпуса, святой источник, но еще здесь очень много любви и тепла. С каждым днем здесь буквально на глазах преображается окружающее пространство.

Игумения Ксения (Пашкова), настоятельница монастыря во имя иконы Божией Матери «Иверская»:

– Надеемся, что очень многим людям радостно от такой красоты, особенно тем, что рядышком живут и теперь уже стали постоянными прихожанами нашего монастыря; и просто приходят сюда с семьями, гуляют по этой территории. Может быть, они еще и не знают Бога, но Бог-то их знает.

Здесь считают, что самые правильные отношения между людьми – отношения ассиметричные, когда ты даешь окружающим больше, чем они тебе, и не ждешь от них ответной реакции.

Протоиерей Сергий Баранов:

– Отношение людей нужно заслужить. Когда человек просто требует отношения к себе по факту своего бытия, мне кажется, это неправильно. Со временем тех, кто положительно относится к нам, становится больше, они видят наши искренние труды, территорию, которую мы делаем для них.

Орский Иверский монастырь – настоящая жемчужина епархии. В него едут из больших городов и маленьких поселков, но в Орской епархии еще есть на что посмотреть – так, собор второго кафедрального города посвящен Иоанну Кронштадтскому. Свое название город Гай получил по наименованию местной березовой рощи, а «роща» и есть «гай» на украинском языке. Осваивать степи Оренбуржья украинцы приехали еще во второй половине XIX века после крестьянской реформы.

Священник Максим Бражников, настоятель собора святого Иоанна Кронштадтского:

– Исторически раньше, еще до революции, на территории Гайского района проживали переселенные жители с Украины, казаки, которые основали здесь несколько хуторов, поселков, некоторые до наших дней сохранились (например, Херсоновка, Киевка), там до сих пор живут их потомки. В нашем городе в основном живут люди, которые работают в шахтах, рудниках, все они добывают горную руду, породу, металл. И в этом городе есть кафедральный собор праведного Иоанна Кронштадтского, в котором мы сейчас находимся.

При поддержке местного горно-обогатительного комбината и Уральской горно-металлургической компании в Гае было начато строительство одного из крупнейших и красивейших храмов Оренбуржья. Архитектура церкви напоминает нам о том времени, когда жил святой праведный Иоанн Кронштадтский (XIX век).

Еще один промышленный город епархии Новотроицк славится своим собором Петра и Павла. При храме даже организован конный клуб, а вот и его обитатели: знакомьтесь, это Анапа. Есть еще Рубрик, Бабочка, Принц – лошадки не простые, а особенные, для особенных детей.

Валерия Валерьевна Рассказова, тренер конно-спортивного клуба «Ника»:

– Основное наше направление – детки с особенностями, у которых ограниченные возможности. Иппотерапия очень интересна даже для родителей, потому что облегчает жизнь с данным ребенком, улучшает качество его жизни. Конечно, она не излечивает полностью, но определенный прогресс родители видят уже после одного-двух занятий: ребенок становится более спокойным, мышцы – более качественными, они лучше тянутся. Нам подходят не все лошадки, а только лошадки с правильной биомеханикой движений, потому что иппотерапия – это имитация шага здорового человека. Особенные лошадки – для особенных деток.

Другой храм Благовещения сейчас расписывают, церковь стоит рядом с памятником воинам Великой Отечественной войны. Кстати, один из храмов Оренбуржья и появился благодаря ветерану. Это церковь Георгия Победоносца в поселке Энергетик.

Священник Димитрий Патоска, настоятель храма Георгия Победоносца:

– Вначале надо вспомнить человека, который немало трудов вложил в постройку этого храма, без него этого храма не было бы. Это Андрей Устинович Гребень, который прошел войну и дал обет Богу: если он останется жив после войны, то возьмет на себя такую обязанность, как постройку храма в поселке.

Андрей Устинович прошел всю войну, закончив ее в мае 1945 года в Варшаве, а когда был тяжело ранен и в бреду метался на кровати в госпитале, дал себе клятву: «Останусь жив – построю церковь». Тридцать лет назад по его инициативе начали возводить дом Божий. Сейчас этот храм стоит в одном из красивейших мест Орской епархии рядом с Ириклинским водохранилищем, за размер его даже называют: Ириклинское море. Здесь любят отдыхать и местные жители, и гости этой земли, приезжайте сюда посмотреть на красоту степей и помолиться в старинных и новых храмах.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 24 апреля: 09:15
  • Четверг, 25 апреля: 15:15
  • Четверг, 25 апреля: 17:35

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать