Одигитриевский женский монастырь в Челябинске в конце 20-х – начале 30-х годов прошлого века был стерт с лица земли. В 1997 году епархии было передано единственное чудом уцелевшее здание на монастырской Никольской заимке, и в его стенах вновь зазвучала живая молитва. На своем историческом месте возобновилась монашеская жизнь.
Программа «По святым местам» приветствует вас из Челябинска. Мы находимся в Одигитриевском женском монастыре и хотим познакомить вас с его историей и с теми послушаниями, которые здесь несут сестры.
Послушания эти, кстати, очень вкусные и ароматные, так что проведем время с пользой и для тела, и для души. Свежая выпечка, ароматные пряники, душистое мыло – в монастырских мастерских кипит работа. В XIX веке Одигитриевский монастырь Челябинска славился своими фруктовыми садами и золотошвейным производством, а в XXI веке за хрустящим перечным печеньем выстраивается очередь.
Монахиня Мария (Распутина), насельница Одигитриевского монастыря:
– Очень редкий рецепт, мы держим его в секрете. Его подарила нам одна семья из Прибалтики. В составе очень много специй, солод, карамель. Тесто довольно сложно готовится и хранится несколько месяцев.
Всего три раза в году пекут перечное печенье в монастыре, который находится в Ленинском районе города, неподалеку от «Сквера семьи» и пруда Девичьи слезы. Пруд выкопали монахини еще в XIX веке. Дело в том, что тогда в этих местах располагалась монастырская заимка и рос фруктовый сад.
Инокиня Севастиана (Амарцева), насельница:
– Женский монастырь в Челябинске (Челяба назывался город) появился в 1848 году. Именно в этом году девица Анна Максимовна Полежаева приехала из Уфимского монастыря, ее послал духовник, чтобы здесь открыть первый монастырь. Это был первый и единственный монастырь до революции в нашем городе. А здесь, где мы с вами находимся, была монастырская заимка. Пятьдесят десятин земли были переданы в 1864 году. Здесь сестры построили сначала часовню, а потом ее перестроили в храм. И здесь же был конный двор, скотный двор, сад, пашня. Вот такая хозяйственная деятельность.
А сам монастырь тогда находился в центре города. Сначала Анна Полежаева выстроила только флигель в шесть жилых комнат с двумя кладовками, а потом ее последовательницы возвели величественный храм Вознесения Господня.
Инокиня Севастиана:
– Эти камни – то, что осталось от сердца нашего монастыря. Если посмотреть на фотографии, можно увидеть, что они располагались там, где была монастырская ограда. Это все, что осталось, остальное разрушили в начале 30-х годов.
Местные газеты тех лет тогда пестрели заголовками: «От старой Челябы – к социалистическому Челябинску», «Кресты сняты…», «С карандашом по Челябинску». Ударными темпами Вознесенский храм, а с ними Одигитриевскую церковь начали приспосабливать под светские учреждения. Но архитектурным проектам не суждено было сбыться, и изуродованные храмы просто разрушили. Но маленький храм на монастырской заимке на окраине города уцелел и дожил до наших дней.
Инокиня Севастиана:
– Изначально это был храм в честь святителя Николая Чудотворца. Но когда закрыли храм, на его месте сделали контору – все обустроили, надстроили второй этаж, сбоку еще пристройки. А когда в 1990 году это полуразрушенное здание без окон, без дверей, без отопления и света передали епархии и начали восстанавливать, то как-то Господь положил на сердце, что центральный придел освятили в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». А боковые приделы – в честь святителя Николая (поскольку храм был в честь святителя Николая), а второй – в честь Моисея Боговидца, пророка (потому что здесь был источник со святой водой, над ним сестры устроили часовню в его честь).
Сначала храм был приходским, а в 2015 году начали возрождать святую обитель. Сестры приехали в Челябинск из разных городов России и продолжают богоугодный труд своих предшественниц. Так, рядом с храмом упокоилась одна из монахинь дореволюционного монастыря – сестра Агафангела.
Инокиня Севастиана:
– Десятилетней девочкой ее папа привел в наш монастырь. При нашем монастыре был приют для девочек (25 человек). И когда умерла мама (а их было несколько братьев и сестер), папа ее привел в монастырь. Как нам рассказывали, у Ольги была очень интересная игра. Она любила уединяться и делала холмики из земли, ставила крестики, как будто могилки делала. Ну и папа подумал, что, наверное, как-то близка Ольге смертная память и надо отдать ее в монастырь. Она сначала была в приюте, потом ей очень понравилось в монастыре. Она пела на клиросе, была регентом и прожила до закрытия монастыря. В 1919 году она приняла монашеский постриг, а потом очень долго молилась, когда закрыли монастырь, как же дальше ей устроить жизнь в миру. И вот Господь ей благословил (через сны это ей явилось), что ее жизнь – не в житейском море плавать, а быть странницей. И рассказывали нам прихожане-старожилы: она жила в Миассе, на Мелентьевке, ходила из дома в дом и молилась, и у людей все дома налаживалось.
Там же, в Миассе, монахиню и похоронили. Люди, лично знавшие насельницу дореволюционной обители, передали сведения о ней в современный монастырь, и матушку уже в наши дни перезахоронили в Челябинске. Сейчас собирают сведения о помощи по молитвам к сестре Агафангеле. Также здесь восстановлено несколько дореволюционных захоронений. А вот здесь никто не похоронен, просто на плитах можно прочесть имена послушниц, монахинь и игумений дореволюционной обители. Благодаря работе в архивах нынешним сестрам удалось восстановить около семи сотен имен.
Раз заимка была Никольской, то ей особо покровительствует святой Николай. Его икона чудом попала в храм.
Игумения Евсевия (Лобанова), настоятельница Одигитриевского женского монастыря:
– Эту икону нам подарил человек по имени Николай. Он занимается профессионально антиквариатом. И в какой-то момент, глядя на эту икону, дал обет, что эту икону он передаст в Одигитриевский женский монастырь, который недавно открылся. И со временем забыл о своем обещании. Так получилось, что он заболел очень серьезно. И в один из дней вспомнил о своем обещании и мысленно обратился к святителю Николаю, что, конечно, помнит о своем обещании и обязательно его выполнит. «Но Ты видишь, я ведь болею, я не могу, у меня не получается». И, к своему удивлению, он был здоров на следующее утро. Счастливый, икону принес в монастырь, рассказал свою историю замечательную.
Главный храм монастыря небольшой. На праздники здесь яблоку негде упасть. И в монастыре решили строить собор в честь иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия».
Игумения Евсевия:
– Это центральный храм Одигитриевского монастыря до революции, который был разрушен. Сейчас мы пытаемся сделать так, чтобы у сестер монастыря был свой Одигитриевский храм.
Вместимость будущего храма около 1 000 человек, а высота 34 метра. Любой труд здесь проходит с молитвой. Прославляя Бога, кладут кирпичи, замешивают тесто и даже делают мыло.
Инокиня Мария (Опрышко), насельница:
– Вот это одно из любимых наших изделий. Всем, кто им пользуется, очень нравится. Это медовое мыло. В составе – мед и облепиховое масло, которое очень полезно. А еще в этом слое содержится прополис.
Мыло отливают в силиконовых формах, их здесь немало. Веточка сирени или оливы, хризантемы, лебеди. Здесь есть мыло к праздникам. Например, в форме яблочек на Преображение Господне.
Инокиня Мария:
– Мы же в монастыре работаем не ради работы. Наша работа называется «послушание». Она занимает определенное время между молитвой и богослужением, которое сестры обязательно посещают. Послушания могут быть разные. И все зависит от сложности. Мыло бывает очень разное. Вот одно из простых видов, а есть мыло ступенчатой заливки, когда требуется длительный подготовительный процесс. Например, медового мыла за два часа работы можно сделать около 60 штук, у нас форм достаточно. Мы стараемся выполнять свою работу с любовью – и как часть нашей жизни, и как часть предстояния перед Господом, и как продолжение молитвы, и как плод молитвы.
Из этого монастыря паломнику невозможно уехать без сувенира родным, близким или вкусного подарка самому себе: чего только не изготавливают здесь сестры... И во всех трудах Путеводительницей для монахинь является Пресвятая Богородица.
Уже сейчас можно увидеть, как будет выглядеть храм в честь иконы «Одигитрия».
Игумения Евсевия:
– Одигитриевский монастырь должен иметь Одигитриевский храм, восстановление этого храма необходимо и с уставной точки зрения. Стиль выбран Киевской домонгольской Руси. В нем сочетается величественность и строгость одновременно, то есть нет декоров классического стиля, растительного украшения. И для монастыря, думаю, такой строгий образ очень подошел.
В храме планируют разместить музей, зал собраний, ведь у монастыря очень активная социальная и образовательная деятельность. Здесь есть воскресная школа для взрослых и детей, причем в последнюю в этом году записалось 79 ребят.
Инокиня Севастиана:
– Когда в этом году записалось столько детей (у нас больше 30 никогда не было), дети аж плакали – так хотят в воскресную школу. Мы подумали: раз Господь даст дитя, даст и на дитя, – значит, поможет как-то это все управить. С Божией помощью справляемся. Господь присылает таких чудесных педагогов, с которыми детям хочется раскрываться. Это очень радует.
Творческие студии, образовательные программы. Все это уже вышло даже за пределы монастыря. Сестры и педагоги приходят в детские сады, школы и вузы. Апостольские труды здесь видны даже в мелочах.
Игумения Евсевия:
– Да, мы стараемся всячески рассказать людям о том, что храм строится, и даже магнитики изготавливаем для размещения на каких-то железных поверхностях. Также поздравляем такими открытками – по Рождеству и по Воскресению есть отдельные проекты. Есть календарь, который тоже посвящен строительству, и мы хотим делать сувенирную продукцию в виде моделей нового храма в колбе, потому что его вид очень красив. Я думаю, он бы украшал рабочий стол православного человека. Такой маленький макет хотим сделать, я думаю, что будет очень красиво.
И, может быть, эта весточка из Челябинска дойдет и до вас, а вы сами решите посетить Одигитриевский монастырь, помолиться с его насельницами, купить подарки и поддержать святую обитель или молитвой, или трудом, или другой посильной помощью.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Елена Морозова. Женский характер
Божественная литургия 24 января 2025 года
Этот день в истории. 24 января
День ангела. 24 января
Церковный календарь 24 января. Преподобный Феодосий Великий
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!