По святым местам. Муромская епархия. Часть 2

22 июля 2020 г.

Среди почитаемых икон Божией Матери есть хорошо известные многим: "Казанская", "Смоленская", "Знамение"... Есть те, о которых знают меньше (например, "Помощница в родах"). Но все эти образа Пречистой можно встретить в храмах Муромской епархии. Как и образ Царицы Небесной, именуемый "Муромская". 

«Оранта», «Одигитрия», «Елеуса» – в календаре Русской Православной Церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы. Вообще же можно насчитать более 800 святых образов Царицы Небесной. Какие из них особо чтят в Муромской епархии, об этом поговорим в сегодняшней программе.

Больше четырех веков на берегу реки Клязьмы стоит город Вязники. В начале XVII века городом и располагавшейся рядом Вязниковской слободой овладел князь Федор Иванович Мстиславский. Его сестра Ирина и супруга Домника заказали для храма Вязниковской слободы образ Пресвятой Богородицы. В 1622 году инок иконописей Иоаким Шартомский написал для Вязников Казанский образ Пресвятой Богородицы. Икона прославилась многочисленными чудесами, и через два года по указу царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета была создана специальная комиссия, которая приехала в слободу засвидетельствовать чудеса. Слобода стала местом активного паломничества, о той помощи, что оказывала Царица Небесная по молитвам перед этим образом, можно прочитать в репринтном издании, что сейчас хранится в храме Крестовоздвижения. В паломничество к этому святому образу ездил сам царь Михаил Федорович Романов, он и повелел устроить здесь Благовещенский монастырь.

Послушница Наталья (Кульшан), насельница монастыря:

– К нему обратился староста Мясниковской слободы Иван Мухин с просьбой помочь здесь восстановить обитель. Благодаря той благодати, которую он получил от иконы, он с радостью согласился и не только дал благословение, но и сам выбрал это место у подножия горы Венец.

Тогда монастырь был мужской, а в наши дни святая обитель возобновлена как женская. Случилось это в 1999 году в летний праздник Казанской иконы Божией Матери.

Игумения Серафима (Старых), настоятельница Благовещенского монастыря:

– В нашей обители не было образа Казанской Божией Матери, и нам очень хотелось иметь почитаемый образ. Я попросила своего близкого друга иконописца Ирину Карпову из Нижнего Новгорода, чтобы она написала большую икону Казанской Божией Матери. Когда ее поставили в верхнем Благовещенском храме и все сестры стали молиться перед ней, был дождь, пасмурно, и вдруг огромный луч света осветил икону, лик Пречистой Богородицы, и все возрадовались, почувствовали радость и веселье, как будто Сама Царица Небесная посетила всех Своей благодатью.

С одной из икон Богородицы связано крещение Муромской земли. Отправимся в храм Андрея Первозванного поселка Вербовский. В Андреевском храме есть старинная икона Пресвятой Богородицы «Муромская». История этого образа такова. При строительстве поселка Вербовский в него вошла и старинная деревня Подболотье, известная еще с XVII века.

Протоиерей Николай Симчук, настоятель храма Андрея Первозванного:

– Здесь было небольшое селение Подболотье (сейчас объединилось с Вербовским), была часовня в честь иконы Божией Матери «Муромская». У нас действительно имеется в храме старинный образ Божией Матери «Муромская», который был чудесным образом принесен неизвестным человеком. Мы образ отреставрировали, сегодня он находится по левую сторону в киоте.

Первообраз этой иконы был принесен в Муром из Киева просветителем этого края святым благоверным князем Константином. В XVII веке эта земля была заселена язычниками, которые не приняли князя и решили убить его. Из предания мы знаем, что святой вышел к заговорщикам с иконой Божией Матери, и это тронуло сердца местных жителей. А уже в XIII веке в Муроме был свой епископ – святой Василий Рязанский. Рязанским он стал после того, как муромляне оклеветали святителя и решили его прогнать.

Протоиерей Николай Симчук:

– Он молился, когда его оклеветали, и этот образ взял с собой в Рязань. Тот образ, который первоначально был привезен из Киева, был потерян, но образ, который имеется в нашем храме, тоже старинный.

Отечественная война 1812 года явилась временем всеобщего прославления Смоленской иконы Божией Матери, Которая стала Покровительницей и Путеводительницей всего русского войска, а в Муроме целый храм посвящен этому образу и героям войны с Наполеоном.

Священник Владимир Селин, настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери:

– Основной святыней нашего храма является чтимый образ Смоленской иконы Божией Матери, перед которым еженедельно совершается акафист Пресвятой Богородице.

Как часто бывает, Смоленский образ Царицы Небесной в этом храме не единственный.

Священник Владимир Селин:

– Это родовая икона баронов Врангелей, которая была в начале нулевых годов передана нашему храму его потомком, двоюродной правнучкой.

Род Врангелей старинный, берет свое начало еще с рыцарских времен Тевтонского ордена, его потомки известны с XIII века, а с XVIII столетия они верой и правдой служили Российской империи. Недалеко от Смоленского храма в Муроме находится Спасо-Преображенский монастырь. В XVIII столетии монастырю приходилось непросто. В 1764 году Екатерина II проводит реформу, в результате которой многие монастыри лишаются наделов земли, а некоторые и вовсе закрываются. Но Спасо-Преображенский монастырь выстоял. Почему? В святой обители верят в особое заступничество Пресвятой Богородицы.

Владимир Яковлевич Чернышев, кандидат исторических наук:

– Именно в это время (в середине XIX столетия) архимандрит Спасского монастыря Антоний (Ильенов) совершил паломническую поездку на Афон, хотел испросить помощи у афонских старцев, как дальше жить, существовать монастырю, какие попытки нужно предпринять для этого. И там монахи написали ему икону (это был список с иконы Афонской Божией Матери) и передали этот образ со следующими словами: «Молитесь перед этой иконой, все ваши просьбы, чаяния скоро услышит Царица Небесная».

В настоящее время образ Богородицы «Скоропослушница» – главная святыня монастыря. А тогда святая обитель пережила свое второе рождение – к Царице Небесной потянулся народ, появились те, кто хочет подвизаться в монастыре монахом, купцы стали оказывать финансовую помощь.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– К сожалению, все это было прервано после революции, в 1918–1919 годах монастырь тоже был закрыт.

Икона Божией Матери «Скоропослушница» уцелела, и в наши дни паломники приходят поклониться Царице Небесной, но многие иконы только сейчас возвращаются к нам. Мы во Всехсвятском храме Гороховца.

Протоиерей Александр Степанов, благочинный Гороховецкого благочиния:

– История иконы Казанской Божией Матери очень интересна. Когда я сюда пришел, мне сказали, что эта икона стоит где-то за сейфом – негоже иконе за сейфом находиться, я ее достал, росписи как таковой нет, деревенское письмо, она покрылась зеленым налетом. Я поставил ее в алтарь – налет исчез, тогда пригласили реставраторов, они стали снимать верхний слой, а под ним оказался замечательный образ Казанской Божией Матери. Перед этой иконой молятся люди со своими просьбами, чаяниями, надеждами даже во время, когда в храме не идет богослужение.

В честь образа Богородицы «Знамение» в Гороховце освящен женский монастырь. Сам Знаменский храм был построен в XVII веке, и до революции здесь был скит Флорищевой пустыни. В советский период монастырь пришел в полное запустение.

Игумения Раиса (Шибеко), настоятельница Знаменского монастыря:

– Я сюда приехала 14 июня 1999 года. Здесь четыре года был мужской скит от Никольского монастыря, и как-то положилось на сердце владыке здесь сделать женский монастырь. До этого жила в Ивановском Свято-Введенском монастыре. Здесь была городская свалка, все заросло бурьяном, было много гадюк, ужей, пауков, мышей, крыс... Было тяжело смотреть на это зрелище.

Инокиня Евфимия (Бочарова), благочинная Знаменского монастыря:

– В Интернете есть старые фотографии, на них можно увидеть: когда обитель передали Церкви, все было разрушено. Не было куполов, крестов, зияли черные дыры – все было в запустении. Мы стали это потихонечку восстанавливать, чтобы можно было молиться. Людям нравится – приходят. Да и самим сестрам хочется, чтобы было красиво, – это же наш дом.

К помощи Царицы Небесной мы часто обращаемся, когда наше здоровье и здоровье наших близких находится под угрозой.

Протоиерей Алексий Ганченко, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы:

– Мы знаем, что сейчас у нас ситуация с онкологией очень сложная: много страждущих, которые хотят, чтобы со здоровьем было все благополучно. Они стремятся с Божией помощью исцелиться. Есть случаи – приходили люди и говорили: «Мы получили исцеление, когда уже была безнадежная ситуация».

Также в Успенском храме Мурома есть другой образ Богородицы, к которому приходят будущие родители. Это икона «Помощница в родах».

Протоиерей Алексий Ганченко:

– Храм стоит на таком месте – и детская, и взрослая больницы рядом, и родильный дом. Много мамочек, которые просят о благополучном разрешении от бремени, прикладываются к этой иконе, потом делятся: «Мы молились, у нас роды прошли хорошо, мы очень рады». И приходят снова благодарить Божию Матерь.

До революции одно из сел Мстёрской волости даже носило название Акиньшино- Богородское. Сейчас из местных жителей здесь только монахи, они построили скит. Рядом с монастырем находится святой источник, который также посвящен Казанской иконе Пресвятой Богородицы. Здесь можно не только набрать воды, погрузиться в купели, но и просто посидеть в беседке, отдохнуть и душой, и телом.

Иеромонах Севастиан (Марков), настоятель Свято-Казанского мужского скита:

– Упоминание о первом храме было в 1666 году, он был деревянный, в честь Казанской иконы Божией Матери, а уже в 1812 году усилиями известной семьи Ромодановских здесь был устроен каменный храм, который ныне и существует.

А в самой Мстёре Ромодановские возвели Богоявленский монастырь.

Игумен Авраамий (Лукиянчук), настоятель Свято-Богоявленского мужского монастыря:

– У нас деревенский монастырь, маленький по сравнению с другими обителями, где бывает и по четыре, и более храмов. У нас два храма, территория не очень большая, все компактно, по-сельски. Милостью Божией приходят люди молиться.

Есть здесь еще один храм в честь Владимирской иконы Царицы Небесной, его возвели уже в 1716-м.

Татьяна Евгеньевна Каткова, заведующая научным отделом Мстёрского художественного музея:

– Когда верующие приходили в храм Владимирской иконы Божией Матери, они сразу видели перед собой икону Владимирской Божией Матери.

Что удивительно, так это то, что иконостас храма, как и церковь, относится к XVIII столетию, а некоторые детали в нем сделаны и того раньше.

Татьяна Евгеньевна Каткова:

– Он небольшой, всего трехъярусный. Первый ярус обязательно посвящен местной иконе – и вот она перед вами, икона Владимирской Божией Матери, она выложена бархатом, расшита серебряными нитями, дальше идет Христос Вседержавный, Божия Матерь Вседержавная.

На Руси Божию Матерь всегда почитали особенно. В Ее честь возводили многочисленные храмы, монастыри и писали иконы, многие из образов стали чудотворными и до сих пор привлекают к себе внимание множества паломников со всего мира.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 24 апреля: 09:15
  • Четверг, 25 апреля: 15:15
  • Четверг, 25 апреля: 17:35

Анонс ближайшего выпуска

Покровский храм Камня-на-Оби начал свою историю в конце 40-х годов прошлого века. Тогда это был один из немногих православных храмов Алтая. В церкви находится святыня - образ святителя Николая Чудотворца. Эта икона рубленая: один богоборец ударил ее несколько раз топором. А еще эта икона чудотворная, по молитвам перед ней совершались исцеления.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать