По святым местам. Муромская епархия. Часть 2

22 июля 2020 г.

Среди почитаемых икон Божией Матери есть хорошо известные многим: "Казанская", "Смоленская", "Знамение"... Есть те, о которых знают меньше (например, "Помощница в родах"). Но все эти образа Пречистой можно встретить в храмах Муромской епархии. Как и образ Царицы Небесной, именуемый "Муромская". 

«Оранта», «Одигитрия», «Елеуса» – в календаре Русской Православной Церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы. Вообще же можно насчитать более 800 святых образов Царицы Небесной. Какие из них особо чтят в Муромской епархии, об этом поговорим в сегодняшней программе.

Больше четырех веков на берегу реки Клязьмы стоит город Вязники. В начале XVII века городом и располагавшейся рядом Вязниковской слободой овладел князь Федор Иванович Мстиславский. Его сестра Ирина и супруга Домника заказали для храма Вязниковской слободы образ Пресвятой Богородицы. В 1622 году инок иконописей Иоаким Шартомский написал для Вязников Казанский образ Пресвятой Богородицы. Икона прославилась многочисленными чудесами, и через два года по указу царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета была создана специальная комиссия, которая приехала в слободу засвидетельствовать чудеса. Слобода стала местом активного паломничества, о той помощи, что оказывала Царица Небесная по молитвам перед этим образом, можно прочитать в репринтном издании, что сейчас хранится в храме Крестовоздвижения. В паломничество к этому святому образу ездил сам царь Михаил Федорович Романов, он и повелел устроить здесь Благовещенский монастырь.

Послушница Наталья (Кульшан), насельница монастыря:

– К нему обратился староста Мясниковской слободы Иван Мухин с просьбой помочь здесь восстановить обитель. Благодаря той благодати, которую он получил от иконы, он с радостью согласился и не только дал благословение, но и сам выбрал это место у подножия горы Венец.

Тогда монастырь был мужской, а в наши дни святая обитель возобновлена как женская. Случилось это в 1999 году в летний праздник Казанской иконы Божией Матери.

Игумения Серафима (Старых), настоятельница Благовещенского монастыря:

– В нашей обители не было образа Казанской Божией Матери, и нам очень хотелось иметь почитаемый образ. Я попросила своего близкого друга иконописца Ирину Карпову из Нижнего Новгорода, чтобы она написала большую икону Казанской Божией Матери. Когда ее поставили в верхнем Благовещенском храме и все сестры стали молиться перед ней, был дождь, пасмурно, и вдруг огромный луч света осветил икону, лик Пречистой Богородицы, и все возрадовались, почувствовали радость и веселье, как будто Сама Царица Небесная посетила всех Своей благодатью.

С одной из икон Богородицы связано крещение Муромской земли. Отправимся в храм Андрея Первозванного поселка Вербовский. В Андреевском храме есть старинная икона Пресвятой Богородицы «Муромская». История этого образа такова. При строительстве поселка Вербовский в него вошла и старинная деревня Подболотье, известная еще с XVII века.

Протоиерей Николай Симчук, настоятель храма Андрея Первозванного:

– Здесь было небольшое селение Подболотье (сейчас объединилось с Вербовским), была часовня в честь иконы Божией Матери «Муромская». У нас действительно имеется в храме старинный образ Божией Матери «Муромская», который был чудесным образом принесен неизвестным человеком. Мы образ отреставрировали, сегодня он находится по левую сторону в киоте.

Первообраз этой иконы был принесен в Муром из Киева просветителем этого края святым благоверным князем Константином. В XVII веке эта земля была заселена язычниками, которые не приняли князя и решили убить его. Из предания мы знаем, что святой вышел к заговорщикам с иконой Божией Матери, и это тронуло сердца местных жителей. А уже в XIII веке в Муроме был свой епископ – святой Василий Рязанский. Рязанским он стал после того, как муромляне оклеветали святителя и решили его прогнать.

Протоиерей Николай Симчук:

– Он молился, когда его оклеветали, и этот образ взял с собой в Рязань. Тот образ, который первоначально был привезен из Киева, был потерян, но образ, который имеется в нашем храме, тоже старинный.

Отечественная война 1812 года явилась временем всеобщего прославления Смоленской иконы Божией Матери, Которая стала Покровительницей и Путеводительницей всего русского войска, а в Муроме целый храм посвящен этому образу и героям войны с Наполеоном.

Священник Владимир Селин, настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери:

– Основной святыней нашего храма является чтимый образ Смоленской иконы Божией Матери, перед которым еженедельно совершается акафист Пресвятой Богородице.

Как часто бывает, Смоленский образ Царицы Небесной в этом храме не единственный.

Священник Владимир Селин:

– Это родовая икона баронов Врангелей, которая была в начале нулевых годов передана нашему храму его потомком, двоюродной правнучкой.

Род Врангелей старинный, берет свое начало еще с рыцарских времен Тевтонского ордена, его потомки известны с XIII века, а с XVIII столетия они верой и правдой служили Российской империи. Недалеко от Смоленского храма в Муроме находится Спасо-Преображенский монастырь. В XVIII столетии монастырю приходилось непросто. В 1764 году Екатерина II проводит реформу, в результате которой многие монастыри лишаются наделов земли, а некоторые и вовсе закрываются. Но Спасо-Преображенский монастырь выстоял. Почему? В святой обители верят в особое заступничество Пресвятой Богородицы.

Владимир Яковлевич Чернышев, кандидат исторических наук:

– Именно в это время (в середине XIX столетия) архимандрит Спасского монастыря Антоний (Ильенов) совершил паломническую поездку на Афон, хотел испросить помощи у афонских старцев, как дальше жить, существовать монастырю, какие попытки нужно предпринять для этого. И там монахи написали ему икону (это был список с иконы Афонской Божией Матери) и передали этот образ со следующими словами: «Молитесь перед этой иконой, все ваши просьбы, чаяния скоро услышит Царица Небесная».

В настоящее время образ Богородицы «Скоропослушница» – главная святыня монастыря. А тогда святая обитель пережила свое второе рождение – к Царице Небесной потянулся народ, появились те, кто хочет подвизаться в монастыре монахом, купцы стали оказывать финансовую помощь.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– К сожалению, все это было прервано после революции, в 1918–1919 годах монастырь тоже был закрыт.

Икона Божией Матери «Скоропослушница» уцелела, и в наши дни паломники приходят поклониться Царице Небесной, но многие иконы только сейчас возвращаются к нам. Мы во Всехсвятском храме Гороховца.

Протоиерей Александр Степанов, благочинный Гороховецкого благочиния:

– История иконы Казанской Божией Матери очень интересна. Когда я сюда пришел, мне сказали, что эта икона стоит где-то за сейфом – негоже иконе за сейфом находиться, я ее достал, росписи как таковой нет, деревенское письмо, она покрылась зеленым налетом. Я поставил ее в алтарь – налет исчез, тогда пригласили реставраторов, они стали снимать верхний слой, а под ним оказался замечательный образ Казанской Божией Матери. Перед этой иконой молятся люди со своими просьбами, чаяниями, надеждами даже во время, когда в храме не идет богослужение.

В честь образа Богородицы «Знамение» в Гороховце освящен женский монастырь. Сам Знаменский храм был построен в XVII веке, и до революции здесь был скит Флорищевой пустыни. В советский период монастырь пришел в полное запустение.

Игумения Раиса (Шибеко), настоятельница Знаменского монастыря:

– Я сюда приехала 14 июня 1999 года. Здесь четыре года был мужской скит от Никольского монастыря, и как-то положилось на сердце владыке здесь сделать женский монастырь. До этого жила в Ивановском Свято-Введенском монастыре. Здесь была городская свалка, все заросло бурьяном, было много гадюк, ужей, пауков, мышей, крыс... Было тяжело смотреть на это зрелище.

Инокиня Евфимия (Бочарова), благочинная Знаменского монастыря:

– В Интернете есть старые фотографии, на них можно увидеть: когда обитель передали Церкви, все было разрушено. Не было куполов, крестов, зияли черные дыры – все было в запустении. Мы стали это потихонечку восстанавливать, чтобы можно было молиться. Людям нравится – приходят. Да и самим сестрам хочется, чтобы было красиво, – это же наш дом.

К помощи Царицы Небесной мы часто обращаемся, когда наше здоровье и здоровье наших близких находится под угрозой.

Протоиерей Алексий Ганченко, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы:

– Мы знаем, что сейчас у нас ситуация с онкологией очень сложная: много страждущих, которые хотят, чтобы со здоровьем было все благополучно. Они стремятся с Божией помощью исцелиться. Есть случаи – приходили люди и говорили: «Мы получили исцеление, когда уже была безнадежная ситуация».

Также в Успенском храме Мурома есть другой образ Богородицы, к которому приходят будущие родители. Это икона «Помощница в родах».

Протоиерей Алексий Ганченко:

– Храм стоит на таком месте – и детская, и взрослая больницы рядом, и родильный дом. Много мамочек, которые просят о благополучном разрешении от бремени, прикладываются к этой иконе, потом делятся: «Мы молились, у нас роды прошли хорошо, мы очень рады». И приходят снова благодарить Божию Матерь.

До революции одно из сел Мстёрской волости даже носило название Акиньшино- Богородское. Сейчас из местных жителей здесь только монахи, они построили скит. Рядом с монастырем находится святой источник, который также посвящен Казанской иконе Пресвятой Богородицы. Здесь можно не только набрать воды, погрузиться в купели, но и просто посидеть в беседке, отдохнуть и душой, и телом.

Иеромонах Севастиан (Марков), настоятель Свято-Казанского мужского скита:

– Упоминание о первом храме было в 1666 году, он был деревянный, в честь Казанской иконы Божией Матери, а уже в 1812 году усилиями известной семьи Ромодановских здесь был устроен каменный храм, который ныне и существует.

А в самой Мстёре Ромодановские возвели Богоявленский монастырь.

Игумен Авраамий (Лукиянчук), настоятель Свято-Богоявленского мужского монастыря:

– У нас деревенский монастырь, маленький по сравнению с другими обителями, где бывает и по четыре, и более храмов. У нас два храма, территория не очень большая, все компактно, по-сельски. Милостью Божией приходят люди молиться.

Есть здесь еще один храм в честь Владимирской иконы Царицы Небесной, его возвели уже в 1716-м.

Татьяна Евгеньевна Каткова, заведующая научным отделом Мстёрского художественного музея:

– Когда верующие приходили в храм Владимирской иконы Божией Матери, они сразу видели перед собой икону Владимирской Божией Матери.

Что удивительно, так это то, что иконостас храма, как и церковь, относится к XVIII столетию, а некоторые детали в нем сделаны и того раньше.

Татьяна Евгеньевна Каткова:

– Он небольшой, всего трехъярусный. Первый ярус обязательно посвящен местной иконе – и вот она перед вами, икона Владимирской Божией Матери, она выложена бархатом, расшита серебряными нитями, дальше идет Христос Вседержавный, Божия Матерь Вседержавная.

На Руси Божию Матерь всегда почитали особенно. В Ее честь возводили многочисленные храмы, монастыри и писали иконы, многие из образов стали чудотворными и до сих пор привлекают к себе внимание множества паломников со всего мира.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Пятница, 27 ноября: 23:45
  • Воскресенье, 29 ноября: 12:45

Анонс ближайшего выпуска

В 2005 году в забытое людьми село пришли первые трудники. Через три года здесь появилось электричество, а значит, стало возможным начинать большую стройку: возводить храм, келии... Через 15 лет, 20 ноября 2020 года, по решению Священного Синода, мужская монашеская община, действующая при приходе Тихвинской иконы Божией Матери урочища Паздеры, получила официальный статус мужского монастыря.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​