По святым местам. Муромская епархия. Часть 1

15 июля 2020 г.

Идеал семейной святости – супружество и праведная мирская жизнь. Среди угодников Божиих, подвизавшихся на Муромской земле, – множество семей. Благоверные князь Петр и княгиня Феврония, праведная Иулиания Лазаревская, у которой были любимый муж и десять детей; благоверный князь Константин с сыновьями Михаилом и Феодором и супругой Ириной... Вместе со зрителями программы мы посетим святые места, связанные с подвижниками веры и любви. 

«Союз любви – мудрый брак» – так назван памятник, расположенный перед ЗАГСом г. Мурома. Этот город как будто весь пропитан любовью. Тысячи паломников ежегодно приезжают поклониться святым муромским чудотворцам с надеждой на счастливый брак, крепкую любовь, здоровье детей; приезжают помолиться у их икон и честных мощей, попросить за себя, за своих близких и свою семью.

Владимир Яковлевич Чернышев, кандидат исторических наук:

– Святые Петр и Феврония жили в городе Муроме в XIII столетии. Согласно житию мы знаем, что в городе Муроме правил князь Павел. Именно в его княжескую семью летал искуситель рода человеческого, то есть дьявол, сатана, принимая облик змея или дракона. На вече городские старцы сказали князю, что смерть этого змея наступит от Петрова плеча и от Агрикова меча.

У князя был родной брат по имени Петр, который любил в одиночестве ходить по храмам и святым обителям. В Крестовоздвиженском монастыре один отрок показал ему, что в стене церкви находится Агриков меч.

Валентина Михайловна Фомичева, педагог воскресной школы:

– Петр с помощью Агрикова меча победил змея-искусителя, но змей обрызгал победителя своей кровью, и впоследствии у Петра возникли язвы, которые потом вылечила Феврония, став его женой.

В конце жизни святые приняли решение уйти в монастырь.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Петр уходит в мужской монастырь, получает имя Давид. Именно под этим именем – Давид Муромский – он упоминается в наших русских летописях. Это реальная историческая личность. Феврония уходит в женский монастырь, получает имя Евфросиния.

Считается, что келья святой Февронии (в монашестве Евфросинии) находилась там, где сейчас стоит Крестовоздвиженский храм. Он построен уже в 2009 году, но, по некоторым данным, еще с XII века здесь, на этом месте, находилась святая обитель, куда и удалилась княгиня Феврония. Вместе с супругом она умолила Господа, чтобы им умереть в одно время.

Валентина Михайловна Фомичева:

– Евфросиния (Феврония) сидела вышивала Покров Богородицы, когда к ней прибежал посыльный от Давида (Петра) и сказал, что тот себя плохо чувствует и хотел бы попрощаться. Она ответила: «Вот дошью я сейчас свой покров и вернусь, приду к нему на поклон». Но пока она вышивала, Петр не дождался ее. Евфросиния почувствовала, что Петра уже нет на этой земле, сделала последний стежок, вздохнула и умерла.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Их похоронили раздельно. Но в житии мы читаем такую красивую фразу: «На другое утро их тела чудесным образом соединились во гробе едином». Их разъединяли, но они вновь соединялись, и это происходило троекратно. Осознав, что это знак свыше, в конце концов их оставили в покое. Мощи Петра и Февронии все время покоились в главном храме нашего города – соборе Рождества Богородицы.

Сейчас главным храмом епархии является Вознесенский собор. Эта церковь построена в 1729 году, и для муромлян это место особенное: храм расположен в самом сердце города и считается одним из самых красивых в регионе.

«Московское барокко» – так специалисты говорят об архитектурном стиле храма, что стоит на пересечении улиц Льва Толстого и Московской. Еще в конце XVI века здесь был Вознесенский монастырь. Храм, конечно, тогда был не каменный, а деревянный.

Уже в наши дни при реконструкции собора были найдены останки протоиерея Гавриила Ястребова. Батюшка жил в XIX веке и был настоятелем этого храма. В то время в Муроме существовал обычай: перед свадьбой молодые шли благословляться к отцу Гавриилу; если батюшка благословлял их на брак, то он был счастливым. Отец Гавриил жил недалеко от храма на Касимовской улице (сейчас она носит имя Льва Толстого). Трагическое событие – внезапная смерть сына, замерзшего ночью на дороге – сильно потрясло батюшку. После этого священник ночи напролет проводил в молитвах и земных поклонах. Он стяжал дар прозорливости, и люди за утешением и духовной поддержкой стали идти к нему в Вознесенскую церковь.

Священник Александр Павлюк, клирик Вознесенского кафедрального собора:

– Уникальная история. Когда муромляне, будучи торговцами, доходили до Иоанна Кронштадтского, чтобы получить духовное наставление и советы, он им отвечал: «Зачем вы приходите ко мне, совершая такой трудный путь, если у вас есть свой духоносный старец?» И говорил он о Гаврииле Ястребове.

Не только горожане, но и паломники из окрестных деревень и городов, включая Нижний Новгород, Ярославль и Рязань, шли к священнику за советом. Он помогал малоимущим, был дружелюбен и добр к тем, кому нужна была поддержка, но и обличал мнимых праведников, а также людей, нечестно наживших свое богатство.

Священник Александр Павлюк:

– Но на данном этапе, чтобы не торопиться, почитание Гавриила Ястребова идет только как местночтимого святого.

В распространении Христовой веры среди муромлян есть еще немало имен подвижников, которые снискали большую народную любовь. Так, в XVI веке недалеко от города, в селе Лазарево, жила Иулиания Осорьина – святая праведная Иулиания Лазаревская.

Монахиня Сергия (Харламова), настоятельница Михайло-Архангельского подворья:

– В России во время царствования Бориса Годунова случился страшный голод: не повезло с погодой – и три года выдались неурожайными. Заканчивалась мука в амбарах, падала скотина. То же самое происходило и в семье Иулиании. Что делали дворяне в это время? Они свою дворню выгоняли на улицу, но вольную не давали; мол, идите и кормитесь как хотите. Иулиания тоже собрала всех своих слуг, отпустила тех, кто пожелал, но многие остались с ней. Из последних запасов она стала делать необычайные хлебы: в муку благословила добавлять кору деревьев и траву. Казалось бы, по человеческому разумению, такие хлебы должны были быть не очень вкусными. Но люди, которые приходили и получали этот хлеб, отвечали соседям (которые говорили: «Что вы ходите к этой вдове? Она и без вас голодает»), что ничего слаще этого хлеба в своей жизни не ели. Вот так Господь претворял горький хлеб в сладкий ради такого подвига Иулиании. Пока крепостное право жило, гражданские и церковные власти очень настороженно относились к тому, чтобы почитать ее. А народ вопреки всему на протяжении веков молился этой святой и получал помощь. Поэтому слава о ней, ее подвиге дошла до наших дней.

Идеал семейной святости – супружество и праведная мирская жизнь. Среди угодников Божиих, подвизавшихся на Муромской земле, множество семей: супруги Петр и Феврония, праведная Иулиания, у которой были любимый муж и десять детей. Еще одна семья святых связана с крещением Мурома. В XI веке князь Константин Святославович получил удел в городе Муроме, где тогда жили язычники. Он пришел сюда вместе со своими сыновьями (князьями Михаилом и Феодором) и супругой Ириной. Святой благоверный князь Константин послал своего сына Михаила убедить муромцев принять князя без сопротивления. Но жители убили посланника, бросили его тело за город и стали готовиться к бою. Не желая принуждать язычников силой к принятию веры, князь построил храм Благовещения на месте убиения своего сына. Муромцы меж тем продолжали протестовать. И вот однажды толпа ярых язычников, недовольная князем, подступила к его дому, грозя ему смертью.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Видя их намерения, князь тем не менее не поднял на них оружие. Он мог бы силой покорить муромцев: у него была дружина с воинством. Но в житии мы читаем, что князь заперся на всю ночь в деревянном храме и молился перед иконой Божией Матери, которую потом мы будем называть Муромской. По преданию, князь услышал глас свыше, который ему сообщил следующее: «Не бойся, Константине, Аз есмь с тобой» (то есть: «Я с тобой, продолжай начатое тобой богоугодное дело»). Ободренный князь взял в руки икону, вышел к муромцам. По преданию, икона просияла паче солнца, то есть от иконы исходил Божественный свет, сияние. Видя все это, муромцы в страхе и ужасе пали ниц и сказали: «Мы желаем принять крещение».

В 1097 году в озере Кстово были крещены муромляне. В 1129 году князь Константин скончался и был погребен в церкви Благовещения рядом с сыновьями Михаилом и Феодором. Но еще до князя Константина Муромской землей с 988 по 1015 год владел князь Глеб.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Официально первым муромским князем был князь Глеб, но так получилось, что Глеб не мог утвердиться в городе Муроме. По всей видимости, здесь на местах была сильная местная прослойка, состоящая из тех, кто не хотел делиться властью с пришедшим князем, и поэтому в повести «О водворении христианства в городе Муроме» имеется такая любопытная фраза: «Муромцы князя Глеба в город не пустили, и он проживал в 14 поприщах от города Мурома на реке Ушне» (в настоящее время там находится село Борисоглеб, где впоследствии и возник Борисоглебский монастырь). Судя по этимологии, Борисоглеб – то самое место, где князь Глеб имел свою резиденцию.

Есть в Муроме святой, о жизни которого все знают не только из житийной литературы, а также из былин и сказаний. Это богатырь Илья Муромец, прославленный как святой преподобный Илия Печерский. Он родился недалеко от города Мурома в селе Карачарово.

Протоиерей Олег Крылов, настоятель храма святых мучеников Гурия, Самона и Авива и храма Святой Троицы:

Все слышали имя Ильи Муромца. Благодаря его подвигам у людей сформировалась историческая память. И самый главный его подвиг, о котором, может быть, мало еще известно, – подвиг монашества. Своими мощами Илья Муромец почивает в Киево-Печерской лавре. По всей России есть частицы святых мощей этого подвижника благочестия. Мы не только прикладываемся к ним, но и получаем помощь по его святым молитвам.

В Карачарово немало святых источников, а также есть храм, построенный на месте древней деревянной церкви, в основание которой сам Илья Муромец положил несколько мореных дубов. А в самом городе Муроме, в Преображенском монастыре, находится скульптурный образ святого воина с частичкой мощей. Спасо-Преображенский монастырь – древнейшая обитель Православной Руси (старше только Киево-Печерская лавра).

Считается, что первый храм во имя Всемилостивейшего Спаса здесь устроил еще святой князь страстотерпец Глеб. Он не поднял руку на брата во имя любви к Божиим заповедям. Во имя любви к своему народу святой Илия Муромец сражался с врагами. Из-за любви к вере благоверный князь Константин с семейством пришел на языческие земли с проповедью о Христе. Во имя любви к ближним святая Иулиания Лазаревская жертвовала последним. Любовь друг к другу помогла святым Петру и Февронии преодолеть сословные традиции Средневековья. Любовь к Богу и людям – фундамент нашего существования и самого города Мурома, куда мы вас и приглашаем.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 25 апреля: 15:15
  • Четверг, 25 апреля: 17:35
  • Пятница, 26 апреля: 23:45

Анонс ближайшего выпуска

Покровский храм Камня-на-Оби начал свою историю в конце 40-х годов прошлого века. Тогда это был один из немногих православных храмов Алтая. В церкви находится святыня - образ святителя Николая Чудотворца. Эта икона рубленая: один богоборец ударил ее несколько раз топором. А еще эта икона чудотворная, по молитвам перед ней совершались исцеления.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать