Владимир Яковлевич Чернышев, кандидат исторических наук:
– Святые Петр и Феврония жили в городе Муроме в XIII столетии. Согласно житию мы знаем, что в городе Муроме правил князь Павел. Именно в его княжескую семью летал искуситель рода человеческого, то есть дьявол, сатана, принимая облик змея или дракона. На вече городские старцы сказали князю, что смерть этого змея наступит от Петрова плеча и от Агрикова меча.
У князя был родной брат по имени Петр, который любил в одиночестве ходить по храмам и святым обителям. В Крестовоздвиженском монастыре один отрок показал ему, что в стене церкви находится Агриков меч.
Валентина Михайловна Фомичева, педагог воскресной школы:
– Петр с помощью Агрикова меча победил змея-искусителя, но змей обрызгал победителя своей кровью, и впоследствии у Петра возникли язвы, которые потом вылечила Феврония, став его женой.
В конце жизни святые приняли решение уйти в монастырь.
Владимир Яковлевич Чернышев:
– Петр уходит в мужской монастырь, получает имя Давид. Именно под этим именем – Давид Муромский – он упоминается в наших русских летописях. Это реальная историческая личность. Феврония уходит в женский монастырь, получает имя Евфросиния.
Считается, что келья святой Февронии (в монашестве Евфросинии) находилась там, где сейчас стоит Крестовоздвиженский храм. Он построен уже в 2009 году, но, по некоторым данным, еще с XII века здесь, на этом месте, находилась святая обитель, куда и удалилась княгиня Феврония. Вместе с супругом она умолила Господа, чтобы им умереть в одно время.
Валентина Михайловна Фомичева:
– Евфросиния (Феврония) сидела вышивала Покров Богородицы, когда к ней прибежал посыльный от Давида (Петра) и сказал, что тот себя плохо чувствует и хотел бы попрощаться. Она ответила: «Вот дошью я сейчас свой покров и вернусь, приду к нему на поклон». Но пока она вышивала, Петр не дождался ее. Евфросиния почувствовала, что Петра уже нет на этой земле, сделала последний стежок, вздохнула и умерла.
Владимир Яковлевич Чернышев:
– Их похоронили раздельно. Но в житии мы читаем такую красивую фразу: «На другое утро их тела чудесным образом соединились во гробе едином». Их разъединяли, но они вновь соединялись, и это происходило троекратно. Осознав, что это знак свыше, в конце концов их оставили в покое. Мощи Петра и Февронии все время покоились в главном храме нашего города – соборе Рождества Богородицы.
Сейчас главным храмом епархии является Вознесенский собор. Эта церковь построена в 1729 году, и для муромлян это место особенное: храм расположен в самом сердце города и считается одним из самых красивых в регионе.
«Московское барокко» – так специалисты говорят об архитектурном стиле храма, что стоит на пересечении улиц Льва Толстого и Московской. Еще в конце XVI века здесь был Вознесенский монастырь. Храм, конечно, тогда был не каменный, а деревянный.
Уже в наши дни при реконструкции собора были найдены останки протоиерея Гавриила Ястребова. Батюшка жил в XIX веке и был настоятелем этого храма. В то время в Муроме существовал обычай: перед свадьбой молодые шли благословляться к отцу Гавриилу; если батюшка благословлял их на брак, то он был счастливым. Отец Гавриил жил недалеко от храма на Касимовской улице (сейчас она носит имя Льва Толстого). Трагическое событие – внезапная смерть сына, замерзшего ночью на дороге – сильно потрясло батюшку. После этого священник ночи напролет проводил в молитвах и земных поклонах. Он стяжал дар прозорливости, и люди за утешением и духовной поддержкой стали идти к нему в Вознесенскую церковь.
Священник Александр Павлюк, клирик Вознесенского кафедрального собора:
– Уникальная история. Когда муромляне, будучи торговцами, доходили до Иоанна Кронштадтского, чтобы получить духовное наставление и советы, он им отвечал: «Зачем вы приходите ко мне, совершая такой трудный путь, если у вас есть свой духоносный старец?» И говорил он о Гаврииле Ястребове.
Не только горожане, но и паломники из окрестных деревень и городов, включая Нижний Новгород, Ярославль и Рязань, шли к священнику за советом. Он помогал малоимущим, был дружелюбен и добр к тем, кому нужна была поддержка, но и обличал мнимых праведников, а также людей, нечестно наживших свое богатство.
Священник Александр Павлюк:
– Но на данном этапе, чтобы не торопиться, почитание Гавриила Ястребова идет только как местночтимого святого.
В распространении Христовой веры среди муромлян есть еще немало имен подвижников, которые снискали большую народную любовь. Так, в XVI веке недалеко от города, в селе Лазарево, жила Иулиания Осорьина – святая праведная Иулиания Лазаревская.
Монахиня Сергия (Харламова), настоятельница Михайло-Архангельского подворья:
– В России во время царствования Бориса Годунова случился страшный голод: не повезло с погодой – и три года выдались неурожайными. Заканчивалась мука в амбарах, падала скотина. То же самое происходило и в семье Иулиании. Что делали дворяне в это время? Они свою дворню выгоняли на улицу, но вольную не давали; мол, идите и кормитесь как хотите. Иулиания тоже собрала всех своих слуг, отпустила тех, кто пожелал, но многие остались с ней. Из последних запасов она стала делать необычайные хлебы: в муку благословила добавлять кору деревьев и траву. Казалось бы, по человеческому разумению, такие хлебы должны были быть не очень вкусными. Но люди, которые приходили и получали этот хлеб, отвечали соседям (которые говорили: «Что вы ходите к этой вдове? Она и без вас голодает»), что ничего слаще этого хлеба в своей жизни не ели. Вот так Господь претворял горький хлеб в сладкий ради такого подвига Иулиании. Пока крепостное право жило, гражданские и церковные власти очень настороженно относились к тому, чтобы почитать ее. А народ вопреки всему на протяжении веков молился этой святой и получал помощь. Поэтому слава о ней, ее подвиге дошла до наших дней.
Идеал семейной святости – супружество и праведная мирская жизнь. Среди угодников Божиих, подвизавшихся на Муромской земле, множество семей: супруги Петр и Феврония, праведная Иулиания, у которой были любимый муж и десять детей. Еще одна семья святых связана с крещением Мурома. В XI веке князь Константин Святославович получил удел в городе Муроме, где тогда жили язычники. Он пришел сюда вместе со своими сыновьями (князьями Михаилом и Феодором) и супругой Ириной. Святой благоверный князь Константин послал своего сына Михаила убедить муромцев принять князя без сопротивления. Но жители убили посланника, бросили его тело за город и стали готовиться к бою. Не желая принуждать язычников силой к принятию веры, князь построил храм Благовещения на месте убиения своего сына. Муромцы меж тем продолжали протестовать. И вот однажды толпа ярых язычников, недовольная князем, подступила к его дому, грозя ему смертью.
Владимир Яковлевич Чернышев:
– Видя их намерения, князь тем не менее не поднял на них оружие. Он мог бы силой покорить муромцев: у него была дружина с воинством. Но в житии мы читаем, что князь заперся на всю ночь в деревянном храме и молился перед иконой Божией Матери, которую потом мы будем называть Муромской. По преданию, князь услышал глас свыше, который ему сообщил следующее: «Не бойся, Константине, Аз есмь с тобой» (то есть: «Я с тобой, продолжай начатое тобой богоугодное дело»). Ободренный князь взял в руки икону, вышел к муромцам. По преданию, икона просияла паче солнца, то есть от иконы исходил Божественный свет, сияние. Видя все это, муромцы в страхе и ужасе пали ниц и сказали: «Мы желаем принять крещение».
В 1097 году в озере Кстово были крещены муромляне. В 1129 году князь Константин скончался и был погребен в церкви Благовещения рядом с сыновьями Михаилом и Феодором. Но еще до князя Константина Муромской землей с 988 по 1015 год владел князь Глеб.
Владимир Яковлевич Чернышев:
– Официально первым муромским князем был князь Глеб, но так получилось, что Глеб не мог утвердиться в городе Муроме. По всей видимости, здесь на местах была сильная местная прослойка, состоящая из тех, кто не хотел делиться властью с пришедшим князем, и поэтому в повести «О водворении христианства в городе Муроме» имеется такая любопытная фраза: «Муромцы князя Глеба в город не пустили, и он проживал в 14 поприщах от города Мурома на реке Ушне» (в настоящее время там находится село Борисоглеб, где впоследствии и возник Борисоглебский монастырь). Судя по этимологии, Борисоглеб – то самое место, где князь Глеб имел свою резиденцию.
Есть в Муроме святой, о жизни которого все знают не только из житийной литературы, а также из былин и сказаний. Это богатырь Илья Муромец, прославленный как святой преподобный Илия Печерский. Он родился недалеко от города Мурома в селе Карачарово.
Протоиерей Олег Крылов, настоятель храма святых мучеников Гурия, Самона и Авива и храма Святой Троицы:
– Все слышали имя Ильи Муромца. Благодаря его подвигам у людей сформировалась историческая память. И самый главный его подвиг, о котором, может быть, мало еще известно, – подвиг монашества. Своими мощами Илья Муромец почивает в Киево-Печерской лавре. По всей России есть частицы святых мощей этого подвижника благочестия. Мы не только прикладываемся к ним, но и получаем помощь по его святым молитвам.
В Карачарово немало святых источников, а также есть храм, построенный на месте древней деревянной церкви, в основание которой сам Илья Муромец положил несколько мореных дубов. А в самом городе Муроме, в Преображенском монастыре, находится скульптурный образ святого воина с частичкой мощей. Спасо-Преображенский монастырь – древнейшая обитель Православной Руси (старше только Киево-Печерская лавра).
Считается, что первый храм во имя Всемилостивейшего Спаса здесь устроил еще святой князь страстотерпец Глеб. Он не поднял руку на брата во имя любви к Божиим заповедям. Во имя любви к своему народу святой Илия Муромец сражался с врагами. Из-за любви к вере благоверный князь Константин с семейством пришел на языческие земли с проповедью о Христе. Во имя любви к ближним святая Иулиания Лазаревская жертвовала последним. Любовь друг к другу помогла святым Петру и Февронии преодолеть сословные традиции Средневековья. Любовь к Богу и людям – фундамент нашего существования и самого города Мурома, куда мы вас и приглашаем.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
Покровский храм Камня-на-Оби начал свою историю в конце 40-х годов прошлого века. Тогда это был один из немногих православных храмов Алтая. В церкви находится святыня - образ святителя Николая Чудотворца. Эта икона рубленая: один богоборец ударил ее несколько раз топором. А еще эта икона чудотворная, по молитвам перед ней совершались исцеления.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Вопросы веры. 25 апреля 2024. Новости Пензенской митрополии
У книжной полки. Простые чудеса
«Православный на всю голову!». Письма к Богу
Библейские крылатые выражения. Ищите и обрящете
Благая часть. 25 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!