По святым местам. Муромская епархия. Часть 1

15 июля 2020 г.

Идеал семейной святости – супружество и праведная мирская жизнь. Среди угодников Божиих, подвизавшихся на Муромской земле, – множество семей. Благоверные князь Петр и княгиня Феврония, праведная Иулиания Лазаревская, у которой были любимый муж и десять детей; благоверный князь Константин с сыновьями Михаилом и Феодором и супругой Ириной... Вместе со зрителями программы мы посетим святые места, связанные с подвижниками веры и любви. 

«Союз любви – мудрый брак» – так назван памятник, расположенный перед ЗАГСом г. Мурома. Этот город как будто весь пропитан любовью. Тысячи паломников ежегодно приезжают поклониться святым муромским чудотворцам с надеждой на счастливый брак, крепкую любовь, здоровье детей; приезжают помолиться у их икон и честных мощей, попросить за себя, за своих близких и свою семью.

Владимир Яковлевич Чернышев, кандидат исторических наук:

– Святые Петр и Феврония жили в городе Муроме в XIII столетии. Согласно житию мы знаем, что в городе Муроме правил князь Павел. Именно в его княжескую семью летал искуситель рода человеческого, то есть дьявол, сатана, принимая облик змея или дракона. На вече городские старцы сказали князю, что смерть этого змея наступит от Петрова плеча и от Агрикова меча.

У князя был родной брат по имени Петр, который любил в одиночестве ходить по храмам и святым обителям. В Крестовоздвиженском монастыре один отрок показал ему, что в стене церкви находится Агриков меч.

Валентина Михайловна Фомичева, педагог воскресной школы:

– Петр с помощью Агрикова меча победил змея-искусителя, но змей обрызгал победителя своей кровью, и впоследствии у Петра возникли язвы, которые потом вылечила Феврония, став его женой.

В конце жизни святые приняли решение уйти в монастырь.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Петр уходит в мужской монастырь, получает имя Давид. Именно под этим именем – Давид Муромский – он упоминается в наших русских летописях. Это реальная историческая личность. Феврония уходит в женский монастырь, получает имя Евфросиния.

Считается, что келья святой Февронии (в монашестве Евфросинии) находилась там, где сейчас стоит Крестовоздвиженский храм. Он построен уже в 2009 году, но, по некоторым данным, еще с XII века здесь, на этом месте, находилась святая обитель, куда и удалилась княгиня Феврония. Вместе с супругом она умолила Господа, чтобы им умереть в одно время.

Валентина Михайловна Фомичева:

– Евфросиния (Феврония) сидела вышивала Покров Богородицы, когда к ней прибежал посыльный от Давида (Петра) и сказал, что тот себя плохо чувствует и хотел бы попрощаться. Она ответила: «Вот дошью я сейчас свой покров и вернусь, приду к нему на поклон». Но пока она вышивала, Петр не дождался ее. Евфросиния почувствовала, что Петра уже нет на этой земле, сделала последний стежок, вздохнула и умерла.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Их похоронили раздельно. Но в житии мы читаем такую красивую фразу: «На другое утро их тела чудесным образом соединились во гробе едином». Их разъединяли, но они вновь соединялись, и это происходило троекратно. Осознав, что это знак свыше, в конце концов их оставили в покое. Мощи Петра и Февронии все время покоились в главном храме нашего города – соборе Рождества Богородицы.

Сейчас главным храмом епархии является Вознесенский собор. Эта церковь построена в 1729 году, и для муромлян это место особенное: храм расположен в самом сердце города и считается одним из самых красивых в регионе.

«Московское барокко» – так специалисты говорят об архитектурном стиле храма, что стоит на пересечении улиц Льва Толстого и Московской. Еще в конце XVI века здесь был Вознесенский монастырь. Храм, конечно, тогда был не каменный, а деревянный.

Уже в наши дни при реконструкции собора были найдены останки протоиерея Гавриила Ястребова. Батюшка жил в XIX веке и был настоятелем этого храма. В то время в Муроме существовал обычай: перед свадьбой молодые шли благословляться к отцу Гавриилу; если батюшка благословлял их на брак, то он был счастливым. Отец Гавриил жил недалеко от храма на Касимовской улице (сейчас она носит имя Льва Толстого). Трагическое событие – внезапная смерть сына, замерзшего ночью на дороге – сильно потрясло батюшку. После этого священник ночи напролет проводил в молитвах и земных поклонах. Он стяжал дар прозорливости, и люди за утешением и духовной поддержкой стали идти к нему в Вознесенскую церковь.

Священник Александр Павлюк, клирик Вознесенского кафедрального собора:

– Уникальная история. Когда муромляне, будучи торговцами, доходили до Иоанна Кронштадтского, чтобы получить духовное наставление и советы, он им отвечал: «Зачем вы приходите ко мне, совершая такой трудный путь, если у вас есть свой духоносный старец?» И говорил он о Гаврииле Ястребове.

Не только горожане, но и паломники из окрестных деревень и городов, включая Нижний Новгород, Ярославль и Рязань, шли к священнику за советом. Он помогал малоимущим, был дружелюбен и добр к тем, кому нужна была поддержка, но и обличал мнимых праведников, а также людей, нечестно наживших свое богатство.

Священник Александр Павлюк:

– Но на данном этапе, чтобы не торопиться, почитание Гавриила Ястребова идет только как местночтимого святого.

В распространении Христовой веры среди муромлян есть еще немало имен подвижников, которые снискали большую народную любовь. Так, в XVI веке недалеко от города, в селе Лазарево, жила Иулиания Осорьина – святая праведная Иулиания Лазаревская.

Монахиня Сергия (Харламова), настоятельница Михайло-Архангельского подворья:

– В России во время царствования Бориса Годунова случился страшный голод: не повезло с погодой – и три года выдались неурожайными. Заканчивалась мука в амбарах, падала скотина. То же самое происходило и в семье Иулиании. Что делали дворяне в это время? Они свою дворню выгоняли на улицу, но вольную не давали; мол, идите и кормитесь как хотите. Иулиания тоже собрала всех своих слуг, отпустила тех, кто пожелал, но многие остались с ней. Из последних запасов она стала делать необычайные хлебы: в муку благословила добавлять кору деревьев и траву. Казалось бы, по человеческому разумению, такие хлебы должны были быть не очень вкусными. Но люди, которые приходили и получали этот хлеб, отвечали соседям (которые говорили: «Что вы ходите к этой вдове? Она и без вас голодает»), что ничего слаще этого хлеба в своей жизни не ели. Вот так Господь претворял горький хлеб в сладкий ради такого подвига Иулиании. Пока крепостное право жило, гражданские и церковные власти очень настороженно относились к тому, чтобы почитать ее. А народ вопреки всему на протяжении веков молился этой святой и получал помощь. Поэтому слава о ней, ее подвиге дошла до наших дней.

Идеал семейной святости – супружество и праведная мирская жизнь. Среди угодников Божиих, подвизавшихся на Муромской земле, множество семей: супруги Петр и Феврония, праведная Иулиания, у которой были любимый муж и десять детей. Еще одна семья святых связана с крещением Мурома. В XI веке князь Константин Святославович получил удел в городе Муроме, где тогда жили язычники. Он пришел сюда вместе со своими сыновьями (князьями Михаилом и Феодором) и супругой Ириной. Святой благоверный князь Константин послал своего сына Михаила убедить муромцев принять князя без сопротивления. Но жители убили посланника, бросили его тело за город и стали готовиться к бою. Не желая принуждать язычников силой к принятию веры, князь построил храм Благовещения на месте убиения своего сына. Муромцы меж тем продолжали протестовать. И вот однажды толпа ярых язычников, недовольная князем, подступила к его дому, грозя ему смертью.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Видя их намерения, князь тем не менее не поднял на них оружие. Он мог бы силой покорить муромцев: у него была дружина с воинством. Но в житии мы читаем, что князь заперся на всю ночь в деревянном храме и молился перед иконой Божией Матери, которую потом мы будем называть Муромской. По преданию, князь услышал глас свыше, который ему сообщил следующее: «Не бойся, Константине, Аз есмь с тобой» (то есть: «Я с тобой, продолжай начатое тобой богоугодное дело»). Ободренный князь взял в руки икону, вышел к муромцам. По преданию, икона просияла паче солнца, то есть от иконы исходил Божественный свет, сияние. Видя все это, муромцы в страхе и ужасе пали ниц и сказали: «Мы желаем принять крещение».

В 1097 году в озере Кстово были крещены муромляне. В 1129 году князь Константин скончался и был погребен в церкви Благовещения рядом с сыновьями Михаилом и Феодором. Но еще до князя Константина Муромской землей с 988 по 1015 год владел князь Глеб.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Официально первым муромским князем был князь Глеб, но так получилось, что Глеб не мог утвердиться в городе Муроме. По всей видимости, здесь на местах была сильная местная прослойка, состоящая из тех, кто не хотел делиться властью с пришедшим князем, и поэтому в повести «О водворении христианства в городе Муроме» имеется такая любопытная фраза: «Муромцы князя Глеба в город не пустили, и он проживал в 14 поприщах от города Мурома на реке Ушне» (в настоящее время там находится село Борисоглеб, где впоследствии и возник Борисоглебский монастырь). Судя по этимологии, Борисоглеб – то самое место, где князь Глеб имел свою резиденцию.

Есть в Муроме святой, о жизни которого все знают не только из житийной литературы, а также из былин и сказаний. Это богатырь Илья Муромец, прославленный как святой преподобный Илия Печерский. Он родился недалеко от города Мурома в селе Карачарово.

Протоиерей Олег Крылов, настоятель храма святых мучеников Гурия, Самона и Авива и храма Святой Троицы:

Все слышали имя Ильи Муромца. Благодаря его подвигам у людей сформировалась историческая память. И самый главный его подвиг, о котором, может быть, мало еще известно, – подвиг монашества. Своими мощами Илья Муромец почивает в Киево-Печерской лавре. По всей России есть частицы святых мощей этого подвижника благочестия. Мы не только прикладываемся к ним, но и получаем помощь по его святым молитвам.

В Карачарово немало святых источников, а также есть храм, построенный на месте древней деревянной церкви, в основание которой сам Илья Муромец положил несколько мореных дубов. А в самом городе Муроме, в Преображенском монастыре, находится скульптурный образ святого воина с частичкой мощей. Спасо-Преображенский монастырь – древнейшая обитель Православной Руси (старше только Киево-Печерская лавра).

Считается, что первый храм во имя Всемилостивейшего Спаса здесь устроил еще святой князь страстотерпец Глеб. Он не поднял руку на брата во имя любви к Божиим заповедям. Во имя любви к своему народу святой Илия Муромец сражался с врагами. Из-за любви к вере благоверный князь Константин с семейством пришел на языческие земли с проповедью о Христе. Во имя любви к ближним святая Иулиания Лазаревская жертвовала последним. Любовь друг к другу помогла святым Петру и Февронии преодолеть сословные традиции Средневековья. Любовь к Богу и людям – фундамент нашего существования и самого города Мурома, куда мы вас и приглашаем.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Пятница, 27 ноября: 23:45
  • Воскресенье, 29 ноября: 12:45

Анонс ближайшего выпуска

В 2005 году в забытое людьми село пришли первые трудники. Через три года здесь появилось электричество, а значит, стало возможным начинать большую стройку: возводить храм, келии... Через 15 лет, 20 ноября 2020 года, по решению Священного Синода, мужская монашеская община, действующая при приходе Тихвинской иконы Божией Матери урочища Паздеры, получила официальный статус мужского монастыря.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​