Мы в городе Пскове. За моей спиной река Великая, на берегу которой стоит одна из древнейших в России святых обителей – Мирожский Спасо-Преображенский монастырь, который славится своими фресками XII века. Заглянем в старинный Спасо-Преображенский собор.
Ирина Александровна Мельникова, старший научный сотрудник отдела хранения монументальной живописи Псковского музея-заповедника:
– Мы находимся в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря. Этот храм построен в 40-х годах XII века, задолго до монголо-татарского нашествия. Сразу же по возведении его расписали фресками византийские мастера, которые перед этим расписывали храмы в Киеве.
Заказчиком и постройки, и росписи храма был новгородский архиепископ Нифонт. Художники трудились здесь два сезона с мая по октябрь. Это как раз то время, когда можно работать со штукатуркой. Роспись шла сверху вниз.
Ирина Александровна Мельникова:
– Фрески собора уникальны объемом и своей сохранностью – сохранилось порядка 80% фресок XII века. Это единственный храм в России, где сохранился такой объем фресковой живописи XII века.
«Комниновский ренессанс» – так иногда называют этот стиль росписи, потому что появился он в Византии в период возрождения династии Комнинов.
Ирина Александровна Мельникова:
– Здесь есть свои особенности. Например, подробно рассказывается о земной жизни Христа. Храм являлся открытой книгой – Новым Заветом, то есть это была своеобразная публичная библиотека с самой важной Книгой для христиан.
Дом Божий строился как главный храм монастыря и был предназначен для торжественных богослужений в летний период. Псковичи и гости города молились здесь с XII века по 1924 год.
Ирина Александровна Мельникова:
– Последнее богослужение в храме прошло в феврале 1922 года, после этого в храме не было богослужений, он был объявлен памятником архитектуры и истории. Возрождается здесь монашеское служение с 90-х годов. Сначала это были акафисты, небольшие богослужения, а с 2010 года служится литургия, но на особых условиях. Главным является сохранение фресковой живописи, потому очень четко прописаны правила. Например, на службах нельзя использовать свечи – они дают копоть, которая вредит фрескам, и ограничивается количество народа на службе.
Чтобы сохранить фрески, здесь поддерживают определенную атмосферу. Так, на период осадков собор закрывают. В храме сейчас установлены специальные приборы, летом это осушители, а зимой – увлажнители, чтобы поддерживать в помещении постоянный климат, что помогает сохранять фрески. Кстати, на сохранность изображений влияет и количество людей, которые одновременно могут находиться в этой церкви. Даже на соборные богослужения допускается не более 25 человек. Но не всегда так трепетно относились к фрескам собора. Например, в XVII веке их забелили, а еще расширили окна, так что часть изображений тогда была утеряна. Вновь роспись обнаружили через 200 лет, в XIX веке. В 1856 году, к 700-летнему юбилею храма, его начали ремонтировать и при реставрации иконостаса обнаружили уникальную роспись. Но в XIX веке не было научной реставрации, и часть фресок также утратили при расчистке от побелки. А потом фрески решили подновить клеевыми красками. К сожалению, тогда не знали, что и это принесет только вред.
Ирина Александровна Мельникова:
– Подновление завершили в 1902 году, и фрески казались обновленными и отчасти воссозданными, но, к сожалению, клеевая живопись не такая долговечная, как фреска. Уже к 20-м годам XX века потребовалась научная реставрация, когда клеевые краски очень сильно потемнели, растрескались и хлопьями опадали со стен, нарушая в том числе и фреску.
Давайте внимательно посмотрим на одну из фресок. Например, на эту. Ноги святых – это XIX столетие, вернее, так фреска выглядит после подновлений того периода. А если посмотреть чуть выше, то увидим другие краски, и это XII век.
Ирина Александровна Мельникова:
– Уже в советское время ведется научная реставрация, она продолжается до сего времени, около 70% фресок отреставрировано, но еще часть требует к себе внимания.
Есть части, еще не отреставрированные. Видите светлый квадрат? Это XII век. А вокруг более яркая клеевая роспись XIX столетия. Как же жил монастырь, в котором была создана такая красота?
Иеромонах Серафим (Козулин), и.о. наместника Мирожского Спасо-Преображенского монастыря:
– Первое упоминание об обители связано с преставлением игумена монастыря Авраамия, это 1156 год. Существуют сведения, подтвержденные археологическими раскопками, о том, что здесь находились на тот момент одиночные деревянные кельи.
А святитель Нифонт решил возвести здесь обитель. Кстати, название «Мирожский» происходит от реки Мирожки, она именно здесь впадает в реку Великую, а «мрежи» – это «сети», так как издавна около монастыря были рыбные ловли. Сам же город Псков строился на другом берегу реки, и монастырь находился за пределами крепостных стен, а значит, первым принимал на себя удары неприятеля.
Иеромонах Серафим:
– Монастырь регулярно выполнял оборонительные функции, здесь располагались в разное время военные, стрельцы. Монастырь во все времена был малочисленный, до определенного периода в нем был особножительный устав, когда каждый из братии живет своей жизнью хозяйственной, а в храме собираются на совместную молитву. Позднее он стал общежительным монастырем, когда у братии общее имущество, общее послушание, общая трапеза и, соответственно, общая молитва в храме за богослужением.
Сейчас братия молится в надвратном храме, который посвящен первомученику архидиакону Стефану, здесь же пребывает и главная святыня монастыря – Мирожский образ Богородицы.
Иеромонах Серафим:
– Написан он по типу «Оранты» – Матерь Божия изображается с воздетыми руками в знак молитвенного предстательства и ходатайства перед Спасителем. А справа и слева находятся предстоящие пред Ней молитвенники – это дочка Александра Невского княгиня Мария и ее супруг князь Довмонт (в крещении – Тимофей).
В 1192 году был явлен этот образ, но широко известен он стал через 400 лет. Тогда холера пришла на Псковскую землю, и Мирожская икона прославилась чудесным слезотечением, а затем произошло исцеление горожан от смертельного поветрия. После царь Иоанн Грозный, узнав об этом, забрал оригинал иконы, а в Пскове оставил список. Этот древний список сейчас хранится в музее. Братия монастыря уже в наши дни пришла туда и со старинной иконы написала новый образ.
Иеромонах Серафим:
– Логично, что в обители, где в XII веке появились уникальные фрески, одно из направлений послушаний братии – иконопись и реставрация старинных икон. В 1994 году монастырь передали Псковской епархии. По благословению правящего архиерея митрополита Евсевия архимандрит Зинон был определен сюда на послушание наместником. Он же, будучи художником и иконописцем, сразу же дал это направление – возрождение иконописной мастерской.
Братия работает очень кропотливо. Вот эти иконы двунадесятых праздников пишутся уже год.
Иеромонах Серафим:
– Зачастую я являюсь свидетелем того, как они их переделывают, потому как приходит какое-то понимание, осмысление, и братия правит свой собственный труд. Так бывает у всех творческих людей, в процессе они открывают для себя всё новые духовные глубины, поэтому и происходит исправление.
Для создания красок используют только натуральные минералы. Это драгоценные или полудрагоценные камни. Сначала их растирают в ступке, а потом рассыпают на стол из корунда, придавливают тяжелым камнем (это тоже корунд) и затем доводят до состояния порошка. Это, например, афганский лазурит. Ответственно здесь подходят и к написанию икон, и к реставрации. Ценность святынь здесь ощущается особо. Если вы не только захотите посетить монастырь, но и помолиться в древних стенах Спасо-Преображенского собора, то напомним, что прийти сюда на богослужение могут не все желающие. Монастырь анонсирует время и день службы, а дальше вы должны успеть попасть в список из 25 счастливчиков. Если вы опоздаете записаться, то летом многие молятся на улице, а для того, чтобы люди смогли принять таинство Причастия, к ним выходят священники. Так что и музей, и монастырь мирно сосуществуют.
Братья поддерживают духовную жизнь, а специалисты музея сохраняют фрески.
Иеромонах Серафим:
– Ансамбль монастыря состоит из восьми объектов, шесть из которых – в пользовании у монастыря, а два – Преображенский собор и братские кельи, где находится отдел музея, находятся в пользовании у музея. У нас, слава Богу, никаких трений нет.
Сюда приходит немало людей – и паломники, и любители истории.
Иеромонах Серафим:
– Безусловно, для любого христианина (и, в первую очередь, для священника и монаха) не должно быть разделения на верующего и неверующего, паломника или туриста, для нас каждый человек дорог, приятен, мы радуемся, когда он идет в такое святое место что-то понять, постичь в меру своих сил. Кто-то хочет познакомиться с историей, кто-то – с искусством и культурой, а кто-то – вместе помолиться и что-то почерпнуть для себя духовное. Для всех посетителей врата монастыря всегда открыты. Со специалистами музея у нас прекрасные отношения в силу того, что мы занимаемся одним главным для нас делом, тем послушанием, которое каждому из нас предопределено, выполняем его с усердием.
Так случилось, что на протяжении всей своей истории монастырь не был прибежищем для искавших уединенной и созерцательной жизни иноков. Он находится не в сельской тиши, не на опушке леса, а в самом центре города. Возможно, Господь определил монастырю именно это место, чтобы святая обитель была источником евангельской проповеди и миссионерства. И в XII веке, и сейчас увидеть Евангелие в красках доступно всем нам.
Ирина Александровна Мельникова:
– Аналоги фрескам нашего собора находят в мозаиках юга Италии (Сицилия, Палермо), Канады (Монреаль). Мозаики очень близки по стилистике, не менее уникальны. Сам храм – это исторический источник, графический, архитектурный. Это памятник ЮНЕСКО, и, соответственно, у нас есть обязательства перед мировым сообществом сохранить этот памятник. Это очень сложная, продуманная, отчасти даже математическая модель, где постарались объединить всё в гармонии. Это памятник Византии, той, которая существовала не одну сотню лет и стремилась найти идеальную гармонию.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
Покровский храм Камня-на-Оби начал свою историю в конце 40-х годов прошлого века. Тогда это был один из немногих православных храмов Алтая. В церкви находится святыня - образ святителя Николая Чудотворца. Эта икона рубленая: один богоборец ударил ее несколько раз топором. А еще эта икона чудотворная, по молитвам перед ней совершались исцеления.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
По святым местам. Покровский храм Камень на Оби
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 5-ю Великого поста
«Православный на всю голову!». О прощении грехов
Благая часть. 24 апреля 2024
У книжной полки. Лекарство для души
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!