По святым местам. Михаило-Архангельский собор Ижевска. Часть 1

12 августа 2020 г.

«Тут прямо просится величавое, художественное, парящее к небу сооружение», - так писал о соборе архитектор Иван Чарушин. Еще на рубеже XIX-XX веков в городе оружейников главный храм строили на средства мастеров и рабочих заводов. К 200-летию оружейного производства собор воссоздали на том же самом месте, где он стоял до революции. 

Программа «По святым местам» приехала в Ижевск – столицу Удмуртии. Архитектурной жемчужиной города называют храм, с которым мы начнем свое знакомство. Итак, на самой высокой точке города находится Михаило-Архангельский кафедральный собор.

История Ижевска, 20-го по численности города страны, началась 260 лет назад со строительства Железоделательного завода и поселка при нем, а через пять лет здесь появилось и первое заводское кладбище.

Владыка Викторин, митрополит Ижевский и Удмуртский:

– Здесь всегда хоронили на самом высоком месте, и здесь было кладбище в 1700-е годы, на котором была построена Михайловская церковь, сгоревшая в 1810 году при большом пожаре. Кладбище было перенесено в другое место в Ижевске, про это кладбище можно уже не вспоминать, от него ничего не осталось.

В начале XIX века за Ижевском закрепляется слава оружейной столицы империи. Сабли, алебарды, пики, гладкоствольные кремневые ружья – все это выпускали на местном заводе; начальником всего оружейного производства в России был великий князь Михаил Романов, сын императора Павла I. В честь Михаила Павловича в городе установили колонну из чугуна, на вершине которой поставили бронзового ангела с крестом в руках.

Владыка Викторин:

– Колонна была, а храма не было. В 1896 году приняли решение строить храм, начали строительство в 1897 году – строили 10 лет.

Сначала на бывшем погосте, который почитали как святое место, возвели каменную часовню, но уже ближе к концу XIX века все же решили строить храм.

Владыка Викторин:

– Первый дореволюционный храм строился на пожертвования рабочих завода. Было решено на общем собрании заводчан (работников оружейного и сталелитейного производств – они были вместе под одним управлением), что пожертвования составят 1% от заработной платы, но как потом оказалось, это 5 копеек с рубля. Эти деньги собирали и на них строили, по мере поступления денег шло строительство.

Проектирование храма решили поручить вятскому архитектору Ивану Чарушину, который писал: «Тут прямо просится величавое, художественное, парящее к небу сооружение». Архитектор убедил членов строительного комитета в том, что церковь должна быть в русском стиле – в стиле храма Василия Блаженного. Основное строительство здания собора было закончено к 1907 году, но в то время в империи стали нарастать революционные настроения, и торжественное освящение главного престола состоялось только в 1915-м к 100-летию ижевского оружия, но уже через два года, в 1917-м, в подвале храма рабочие заключат под арест представителей заводской администрации.

Владыка Викторин:

– Город был небольшой, малоэтажный, архитектура храма сразу выделялась. Сохранились какие-то документы; и самые интересные – тот момент, когда храм разрушали. В 1937 году начали его разрушать, разбирая по кирпичикам – из этого кирпича построен первый корпус медицинского института в Ижевске. Это называется «парад воинствующих безбожников» – парад, специально устроенный у стен собора, чтобы его закрыть (как бы мы сейчас сказали – общественное мнение), это какой-то детдом – все одинаково одеты. И такой трагический момент – подорвали колонну (колокольню) и флаг вместо креста. Я все думаю: как кто-то залез туда, крест снял и поставил флаг? Потому что когда ставили крест, я поднимался на люльке, чтобы его освятить, а это современное время. А как в то время залезть туда, чтобы сломать крест и поставить флаг? Надо было умудриться…

Поводом сноса храма послужил вот этот памятник. На нем фамилии большевиков, которые там похоронены. С обеих сторон были обманутые: и с той, и с другой – зверства было у белых не меньше, чем у красных, – Бог им судья...

Окончательно собор разрушили в конце 30-х годов, и больше полувека на Красной горке не звучала молитва; 7 ноября 1990 года на месте одного из алтарей собора отслужили молебен в память ижевцев, павших жертвой тоталитарного режима, и в память уничтоженных святынь православия.

Владыка Викторин:

– Только подготовительная работа над восстановлением храма велась не один год, а планы возродить собор появились в 1996 году. Здесь был сквер с липами, фонтанами, скамейками, и ничто не напоминало о том, что когда-то здесь был собор.

Много времени занял поиск архивных документов. Киров, Санкт-Петербург, Ижевск – города, в которые делали запросы, по крупицам собирали сведения об облике дореволюционного храма.

Владыка Викторин:

– Для строителей это был «значимый строительный объект», как они говорили. Надо отметить, что строили военные строители, «Спецстрой России», приехали после космодрома и стали работать здесь с большим желанием после военного объекта, значимого для России, на объекте духовном, значимом для Удмуртии, – и глаза горели. Я каждый день был на объекте, у меня была своя униформа, каска... Кладку мы сделали за три года, остальное – отделка. Все шло параллельно, очень быстро, с большим подъемом.

Главное, что подчеркивают все строители собора: Михайловский храм не вновь построенный, а воссозданный дом Божий – он стоит на том же основании, что и его предшественник.

Владыка Викторин:

– Нашли подушку, на которой лежал бутовый камень, использовавшийся в фундаменте. Сначала был вырыт котлован, потом плита (под плитой 6 метров железобетона), и уже на плите пошла кирпичная кладка. Каждый год кирпич прирастал, колокола приходилось привозить заранее, потому что в бойницу большие колокола не вошли бы – надо было сначала опустить колокол вниз, потом внести кладку, а потом на лебедках поднимать колокола на то место, где они крепились. Высота собора 64 метра, точь-в-точь такая же высота была и у старого собора. Все, как я вам сказал: это воссозданный храм, не построенный заново, ничего не изменили.

Роспись в соборе также воссоздана по образцу первого храма.

Владыка Викторин:

– Дореволюционный храм был расписан по эскизам Васнецовых. Васнецов – наш земляк, два дяди его служили на территории нынешней Удмуртии. И он использовал уже готовые эскизы, которые использовались на росписи Храма Христа Спасителя, это было недалеко по времени. И многие росписи, которые есть в Храме Христа Спасителя, можно узнать здесь. Та роспись, которая есть на этих стенах, точно соответствует росписи, которая была до революции. Здесь высота 38 метров.

Еще с первых веков христианства в убранстве церквей почетное место занимали иконы.

Владыка Викторин:

– Задолго (почти за 8 лет) мы начали изготавливать иконы для храма, поэтому у многих икон есть свои хозяева. Я прямо обращался, что мы хотим написать такую икону, мол, нет ли у кого-то возможности ее оплатить – она будет стоить столько-то. И находились люди, которые оплачивали.

Многим ижевцам именно таким образом хотелось принять участие в благоустройстве храма. Так, сразу четыре семьи хотели пожертвовать средства для написания иконы святых римских мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Но потом три семьи приняли решение, что преподнесут в дар храму другие святыни: Казанскую икону Божией Матери, образы святителя Николая, великомученика Пантелеимона.

Посмотрите, какая большая книга! В ней перечислены благотворители – те, кто жертвовал средства на воссоздание Свято-Михайловского собора. Это были люди абсолютно разных профессий – деятели науки, культуры, образования, промышленности, политики. Посмотрите, здесь даже сохранились ведомости и где-то обозначена весьма символическая сумма, но каждая копейка была важна. Как и век назад, к строительству подключились заводчане, рабочие перечисляли из своей зарплаты небольшой процент – получилось по 8 рублей в месяц.

Владыка Викторин:

– За четыре года мы собрали 380 миллионов, на эти деньги построили храм и сделали полное благоустройство территории. Тоже считаем, что это всем миром. Я помню такие случаи, когда с базара приносили деньги. Тогда очень много рынков было, и директора этих рынков собирали с торговых лавок деньги и приносили нам под роспись.

На досках, которые установлены на стилобате храма, паломники также могут прочесть имена жертвователей. К 200-летию оружейного производства в городе возродили Михаило-Архангельский собор, и освящение этого храма тоже стало всенародным событием.

Владыка Викторин:

– В Удмуртии патриарха никогда не было – ни до революции, ни после. Приезд Патриарха – это было событие исторической важности, да еще и для освящения этого собора. Второй раз был уже Патриарх Кирилл, и он тоже восхищался этим собором. Когда приехал Святейший патриарх Алексий II, все спонсоры (а это  руководители предприятий, директора больших заводов) были награждены орденами. Святейший сказал: «Я никогда столько орденов не привозил».

Наше знакомство с жемчужиной Удмуртии мы продолжим в следующей программе. Узнаем, какую роль в возведении храма сыграл Михаил Калашников, почему боковые приделы посвящены святому Николаю и святой Александре, и спустимся в нижний храм, чтобы увидеть первый фаянсовый иконостас, который создали на Сысертском заводе в наше время.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Пятница, 27 ноября: 23:45
  • Воскресенье, 29 ноября: 12:45

Анонс ближайшего выпуска

В 2005 году в забытое людьми село пришли первые трудники. Через три года здесь появилось электричество, а значит, стало возможным начинать большую стройку: возводить храм, келии... Через 15 лет, 20 ноября 2020 года, по решению Священного Синода, мужская монашеская община, действующая при приходе Тихвинской иконы Божией Матери урочища Паздеры, получила официальный статус мужского монастыря.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​