По святым местам. Михаило-Архангельский собор Ижевска. Часть 1

12 августа 2020 г.

«Тут прямо просится величавое, художественное, парящее к небу сооружение», - так писал о соборе архитектор Иван Чарушин. Еще на рубеже XIX-XX веков в городе оружейников главный храм строили на средства мастеров и рабочих заводов. К 200-летию оружейного производства собор воссоздали на том же самом месте, где он стоял до революции. 

Программа «По святым местам» приехала в Ижевск – столицу Удмуртии. Архитектурной жемчужиной города называют храм, с которым мы начнем свое знакомство. Итак, на самой высокой точке города находится Михаило-Архангельский кафедральный собор.

История Ижевска, 20-го по численности города страны, началась 260 лет назад со строительства Железоделательного завода и поселка при нем, а через пять лет здесь появилось и первое заводское кладбище.

Владыка Викторин, митрополит Ижевский и Удмуртский:

– Здесь всегда хоронили на самом высоком месте, и здесь было кладбище в 1700-е годы, на котором была построена Михайловская церковь, сгоревшая в 1810 году при большом пожаре. Кладбище было перенесено в другое место в Ижевске, про это кладбище можно уже не вспоминать, от него ничего не осталось.

В начале XIX века за Ижевском закрепляется слава оружейной столицы империи. Сабли, алебарды, пики, гладкоствольные кремневые ружья – все это выпускали на местном заводе; начальником всего оружейного производства в России был великий князь Михаил Романов, сын императора Павла I. В честь Михаила Павловича в городе установили колонну из чугуна, на вершине которой поставили бронзового ангела с крестом в руках.

Владыка Викторин:

– Колонна была, а храма не было. В 1896 году приняли решение строить храм, начали строительство в 1897 году – строили 10 лет.

Сначала на бывшем погосте, который почитали как святое место, возвели каменную часовню, но уже ближе к концу XIX века все же решили строить храм.

Владыка Викторин:

– Первый дореволюционный храм строился на пожертвования рабочих завода. Было решено на общем собрании заводчан (работников оружейного и сталелитейного производств – они были вместе под одним управлением), что пожертвования составят 1% от заработной платы, но как потом оказалось, это 5 копеек с рубля. Эти деньги собирали и на них строили, по мере поступления денег шло строительство.

Проектирование храма решили поручить вятскому архитектору Ивану Чарушину, который писал: «Тут прямо просится величавое, художественное, парящее к небу сооружение». Архитектор убедил членов строительного комитета в том, что церковь должна быть в русском стиле – в стиле храма Василия Блаженного. Основное строительство здания собора было закончено к 1907 году, но в то время в империи стали нарастать революционные настроения, и торжественное освящение главного престола состоялось только в 1915-м к 100-летию ижевского оружия, но уже через два года, в 1917-м, в подвале храма рабочие заключат под арест представителей заводской администрации.

Владыка Викторин:

– Город был небольшой, малоэтажный, архитектура храма сразу выделялась. Сохранились какие-то документы; и самые интересные – тот момент, когда храм разрушали. В 1937 году начали его разрушать, разбирая по кирпичикам – из этого кирпича построен первый корпус медицинского института в Ижевске. Это называется «парад воинствующих безбожников» – парад, специально устроенный у стен собора, чтобы его закрыть (как бы мы сейчас сказали – общественное мнение), это какой-то детдом – все одинаково одеты. И такой трагический момент – подорвали колонну (колокольню) и флаг вместо креста. Я все думаю: как кто-то залез туда, крест снял и поставил флаг? Потому что когда ставили крест, я поднимался на люльке, чтобы его освятить, а это современное время. А как в то время залезть туда, чтобы сломать крест и поставить флаг? Надо было умудриться…

Поводом сноса храма послужил вот этот памятник. На нем фамилии большевиков, которые там похоронены. С обеих сторон были обманутые: и с той, и с другой – зверства было у белых не меньше, чем у красных, – Бог им судья...

Окончательно собор разрушили в конце 30-х годов, и больше полувека на Красной горке не звучала молитва; 7 ноября 1990 года на месте одного из алтарей собора отслужили молебен в память ижевцев, павших жертвой тоталитарного режима, и в память уничтоженных святынь православия.

Владыка Викторин:

– Только подготовительная работа над восстановлением храма велась не один год, а планы возродить собор появились в 1996 году. Здесь был сквер с липами, фонтанами, скамейками, и ничто не напоминало о том, что когда-то здесь был собор.

Много времени занял поиск архивных документов. Киров, Санкт-Петербург, Ижевск – города, в которые делали запросы, по крупицам собирали сведения об облике дореволюционного храма.

Владыка Викторин:

– Для строителей это был «значимый строительный объект», как они говорили. Надо отметить, что строили военные строители, «Спецстрой России», приехали после космодрома и стали работать здесь с большим желанием после военного объекта, значимого для России, на объекте духовном, значимом для Удмуртии, – и глаза горели. Я каждый день был на объекте, у меня была своя униформа, каска... Кладку мы сделали за три года, остальное – отделка. Все шло параллельно, очень быстро, с большим подъемом.

Главное, что подчеркивают все строители собора: Михайловский храм не вновь построенный, а воссозданный дом Божий – он стоит на том же основании, что и его предшественник.

Владыка Викторин:

– Нашли подушку, на которой лежал бутовый камень, использовавшийся в фундаменте. Сначала был вырыт котлован, потом плита (под плитой 6 метров железобетона), и уже на плите пошла кирпичная кладка. Каждый год кирпич прирастал, колокола приходилось привозить заранее, потому что в бойницу большие колокола не вошли бы – надо было сначала опустить колокол вниз, потом внести кладку, а потом на лебедках поднимать колокола на то место, где они крепились. Высота собора 64 метра, точь-в-точь такая же высота была и у старого собора. Все, как я вам сказал: это воссозданный храм, не построенный заново, ничего не изменили.

Роспись в соборе также воссоздана по образцу первого храма.

Владыка Викторин:

– Дореволюционный храм был расписан по эскизам Васнецовых. Васнецов – наш земляк, два дяди его служили на территории нынешней Удмуртии. И он использовал уже готовые эскизы, которые использовались на росписи Храма Христа Спасителя, это было недалеко по времени. И многие росписи, которые есть в Храме Христа Спасителя, можно узнать здесь. Та роспись, которая есть на этих стенах, точно соответствует росписи, которая была до революции. Здесь высота 38 метров.

Еще с первых веков христианства в убранстве церквей почетное место занимали иконы.

Владыка Викторин:

– Задолго (почти за 8 лет) мы начали изготавливать иконы для храма, поэтому у многих икон есть свои хозяева. Я прямо обращался, что мы хотим написать такую икону, мол, нет ли у кого-то возможности ее оплатить – она будет стоить столько-то. И находились люди, которые оплачивали.

Многим ижевцам именно таким образом хотелось принять участие в благоустройстве храма. Так, сразу четыре семьи хотели пожертвовать средства для написания иконы святых римских мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Но потом три семьи приняли решение, что преподнесут в дар храму другие святыни: Казанскую икону Божией Матери, образы святителя Николая, великомученика Пантелеимона.

Посмотрите, какая большая книга! В ней перечислены благотворители – те, кто жертвовал средства на воссоздание Свято-Михайловского собора. Это были люди абсолютно разных профессий – деятели науки, культуры, образования, промышленности, политики. Посмотрите, здесь даже сохранились ведомости и где-то обозначена весьма символическая сумма, но каждая копейка была важна. Как и век назад, к строительству подключились заводчане, рабочие перечисляли из своей зарплаты небольшой процент – получилось по 8 рублей в месяц.

Владыка Викторин:

– За четыре года мы собрали 380 миллионов, на эти деньги построили храм и сделали полное благоустройство территории. Тоже считаем, что это всем миром. Я помню такие случаи, когда с базара приносили деньги. Тогда очень много рынков было, и директора этих рынков собирали с торговых лавок деньги и приносили нам под роспись.

На досках, которые установлены на стилобате храма, паломники также могут прочесть имена жертвователей. К 200-летию оружейного производства в городе возродили Михаило-Архангельский собор, и освящение этого храма тоже стало всенародным событием.

Владыка Викторин:

– В Удмуртии патриарха никогда не было – ни до революции, ни после. Приезд Патриарха – это было событие исторической важности, да еще и для освящения этого собора. Второй раз был уже Патриарх Кирилл, и он тоже восхищался этим собором. Когда приехал Святейший патриарх Алексий II, все спонсоры (а это  руководители предприятий, директора больших заводов) были награждены орденами. Святейший сказал: «Я никогда столько орденов не привозил».

Наше знакомство с жемчужиной Удмуртии мы продолжим в следующей программе. Узнаем, какую роль в возведении храма сыграл Михаил Калашников, почему боковые приделы посвящены святому Николаю и святой Александре, и спустимся в нижний храм, чтобы увидеть первый фаянсовый иконостас, который создали на Сысертском заводе в наше время.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 27 октября: 07:45
  • Пятница, 29 октября: 23:45
  • Воскресенье, 31 октября: 12:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​