По святым местам. Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы, г. Алатырь

18 сентября 2024 г.

Мы вновь отправимся в город Алатырь, чтобы познакомиться с собором Рождества Пресвятой Богородицы. Эту церковь называют венцом исторической части города, ведь она была заложена ещё во времена царя Ивана Грозного. 30 лет назад храм был повторно освящён.

Программа «По святым местам» приветствует вас из города Алатыря. Церковь, о которой мы сегодня хотим рассказать, была свидетельницей многих важных событий русской истории – Казанского похода царя Ивана Грозного, восстания Разина и Пугачева, периода гонений на православие в середине XX века и возрождения веры в веке XXI. О соборе Рождества Пресвятой Богородицы наша программа.

Про эту церковь говорят: венец исторической части города. Храм действительно один из самых древних и самых красивых здесь, но венцом дом Божий стали называть еще и потому, что расположена церковь на крутой возвышенности левого берега реки Суры в историческом центре города. Сам Алатырь был основан в 1552 году царем Иваном Грозным. Чуть позже, возвращаясь после похода на Казань в 1619–1620 годах, царь повелел построить здесь церковь. Так началась история собора Рождества Пресвятой Богородицы с приделом в память Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Протоиерей Андрей Савенков, настоятель собора Рождества Пресвятой Богородицы:

– Храм Рождества Богородицы при основании города был с приделом Усекновения главы Иоанна Предтечи. Мы предполагаем, что соборная церковь была в честь Рождества Пресвятой Богородицы, потому что после того, как Степан Разин сжег храм, сначала построили придел Иоанна Предтечи, а через 70 лет, в 1770 году, – этот каменный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

4 октября 1670 года собор Рождества Пресвятой Богородицы постигла трагическая участь. Степан Разин послал в город шайку атамана Осипова. Разбойник сжег почти весь Алатырь, в том числе и собор, в котором прятались тогда воевода Акинфий Бутурлин с женой, детьми и дворянами. В наши дни в храме вы можете увидеть закладной камень – в середине XVIII века вместо сгоревшего храма жители решили возвести каменный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Протоиерей Андрей Савенков:

– Когда храм реставрировали, укрепляли все фундаменты и нашли вот этот закладной камень. Когда храм освящают, всегда начинают с какого-то камня. На этом камне была еще надпись, что этот Божественный храм начал созидаться с боголюбивых подателей (такое народное пожертвование), 1770 год от Рождества Христова. И логично было предположить, что это как раз закладной камень этого храма. Здесь сделали перевод, чтобы мог современный человек это прочитать.

Изначально это был летний, то есть холодный, неотапливаемый храм. Службы в нем проходили в теплое время года. А рядом находилась и находится сейчас церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Она тогда была зимняя.

Протоиерей Андрей Савенков:

– По летописям мы видим, что это комплекс – два храма стоят под одним забором. Здесь был всегда один настоятель, был свой клир. Этот храм был летний, у него и стены потоньше, а соседний храм был зимний, там стены полтора метра. Сейчас эти храмы оба действующие, и в каждом сделано отопление. Есть второй священник, который здесь служит постоянно и заботится об этом храме. Есть и свой небольшой приход.

Черная страница истории храма связана с событиями конца XVIII столетия. Город захватил Емельян Пугачев. По преданию, горожане (то ли напуганные, то ли поверившие в то, что это и есть царь) встречали самозванца хлебом-солью. В соборном храме был отслужен молебен в честь разбойника. Потом рассказывали даже, что напротив, в Богородице-Рождественском соборе, под дубом была выстроена виселица, на которой Пугачев вешал дворян.

Но отгремели восстания XVII и XVIII веков. Начался век XIX, мирно текла жизнь прихода. Богатый иконостас, старинные книги, святыни, духовенство и прихожане. Собор и внешне был благолепен, и была в нем духовная жизнь. К концу XVIII столетия в храме даже решили установить печь и сделать собор теплым. В начале XX века в этом храме служил святой Феодор Гидаспов. Так сложилось, что его жизнь была связана с двумя храмами Рождества Пресвятой Богородицы. Один храм находится здесь, в Алатыре, а другой – в Казани. Сюда батюшка приехал в 1912 году.

В сети Интернет можно найти фотографию. Она довольно плохого качества и низкого разрешения, но на ней мы можем увидеть, как батюшка выглядел, когда был выпускником Казанской духовной семинарии. В Алатыре отец Феодор был председателем педагогического совета епархиального женского училища, председателем местного отделения Симбирского епархиального училищного совета, благочинным, членом попечительства детского приюта, богадельни, законоучителем женского училища и женской гимназии. Батюшка многое еще мог сделать на ниве просвещения, но был расстрелян в Казани в 1918 году. Печальная участь постигла и храм.

Протоиерей Андрей Савенков:

– После революции он был закрыт, поруган. Здесь разместили винзавод. После Великой Отечественной войны храм стоял в запустении, последние соки из него выжимали, пока он весь не разрушится. В 1996 или 1997 году сюда назначили настоятеля, он начал потихонечку восстанавливать храм.

Этот храм был освящен 30 лет назад, летом 1994, на следующий год после того, как здание вернули верующим. Конечно, тогда храм выглядел не так, предстояли еще большие ремонтные работы, но правящий архиерей митрополит Варнава тогда решил сначала освятить храм, а потом потихоньку его реставрировать.

В 1997 году настоятелем собора был назначен отец Владимир Теплов. Стараниями батюшки, а также трудами каменщиков, резчиков по дереву, иконописцев и многих других специалистов храм восстановили.

Протоиерей Владимир Теплов, настоятель храма святых Царственных страстотерпцев (п. Первомайский):

Я приехал в Алатырь из Екатеринбурга. И после своего рукоположения правящий архиерей, тогда архиепископ Варнава, благословил меня служить в этом храме. Но кроме этого благословения он дал еще одно благословение – восстанавливать исторический центр города, потому что храм – колыбель рождения его. Это как бы удвоило сложность тех задач, которые надо было решать. С Божией помощью, мне кажется, что-то получилось и дало импульс алатырцам, алатырской интеллигенции, всем, кто любит этот город, заняться изучением Алатырского кремля, своего исторического центра. И таким образом решать очень важную проблему возвращения своего исторического центра в культурное пространство жизни города. Потому что без этого центра не восстанавливается связь времен, судеб и поколений.

Протоиерей Андрей Савенков:

– Вот все это благоустройство он создал по крупице, собирая копейки по всей России. В Екатеринбурге он был тоже очень известным человеком, основал Школу народной культуры, был руководителем ансамбля политической песни, сам пел казацкие песни, патриотические песни. Став священником, он всего себя отдал на служение Богу. Этот иконостас в Екатеринбурге писали, сюда тоже привозили иконы. Я знаю, что образ Божией Матери привезли из Дивеева от батюшки Серафима Саровского. Видно, что сам стиль резьбы иконостаса народнический, – это школа народной культуры.

Так как приходилось не только восстанавливать храм, но и веру в душах людей, здесь соорудили баптистерий – крестильню для взрослых. И вот с начала XXI века собор занял в Алатыре то место, какое занимал еще в прошлые столетия, – стал островком духовного просвещения, социального служения и красоты, полюбоваться на которую приглашают туристов и паломников.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Вторник, 12 ноября: 08:30
  • Вторник, 12 ноября: 08:45
  • Среда, 13 ноября: 07:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X