По святым местам. Ижевская епархия. Итоговая программа

13 января 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы завершаем наше путешествие по Ижевской епархии. Вспомним святыни Удмуртии, еще раз увидим старинные храмы и монастыри, а также узнаем житие священномученика Николая Чернышева и дочери его, мученицы Варвары. 

Программа «По святым местам» приехала в Ижевск – столицу Удмуртии. Архитектурной жемчужиной города называют Михаило-Архангельский кафедральный собор, который находится на самой высокой точке города.

История Ижевска (20-го по численности города страны) началась 260 лет назад со строительства железоделательного завода и поселка при нем. В начале XIX века за Ижевском закрепляется слава оружейной столицы империи, а начальником всего оружейного производства в России был великий князь Михаил Романов, сын императора Павла I. В честь Михаила Павловича в городе установили колонну из чугуна, на вершине которой поставили бронзового ангела с крестом в руках.

Владыка Викторин, митрополит Ижевский и Удмуртский:

– Колонна была, а храма не было. В 1896 году приняли решение строить храм. Начали строительство в 1897 году и строили 10 лет. Первый дореволюционный храм строился на пожертвования рабочих завода. На общем собрании заводчан: работников оружейного и сталелитейного производств (они были вместе под одним управлением) было решено, что пожертвования составят 1% от заработной платы, как потом оказалось, это 5 копеек с рубля. Эти деньги собирали, и по мере их поступления шло строительство.

Проектирование храма решили поручить вятскому архитектору Ивану Чарушину. Торжественное освящение главного престола состоялось только в 1915 году − к 100-летию ижевского оружия. Но уже через два года (в 1917 году) началась революция, и новой России храм оказался не нужен – его разрушили, и больше полувека на святом месте не звучала молитва. И только в 90-е годы совершили первый молебен, потом по крупицам собирали сведения об облике дореволюционного храма, затем кирпичик за кирпичиком воссоздавали собор. Как и тогда, к строительству храма подключились заводчане: рабочие перечисляли из своей зарплаты по 8 рублей в месяц.

Главная святыня собора – мощи священномученика Николая и его дочери Варвары. Они были расстреляны 2 января 1919 года. Когда пришли красные, протоиерей Николай имел возможность покинуть город, но сознательно не оставил паствы.

Владыка Викторин:

– Он не ушел с войсками Колчака за Каму, его арестовали. Я не знаю, какие пытки к нему применяли, но его держали с ноября до января; 2 января расстреляли на Воткинском пруду вместе с дочерью. Мы, верующие, похоронили их тела, предали земле и передавали из уст в уста, что они здесь покоятся. А я не выдержал, решил проверить, и мы нашли гроб, где они были похоронены: их положили в одном гробу, потому что при расстреле их нельзя было разделить – дочка так вцепилась в отца, что их расстреляли вместе.

Убийство отца Николая и его дочери Варвары произошло в другом городе Удмуртии – в Воткинске. Здесь, на берегу пруда, красноармеец, который убил отца с дочерью, после зашел погреться в один из соседних домов. Сохранились воспоминания его слов.

Николай Яковлевич Лапин, краевед:

– «Сегодня расстреливали длинногривого: стреляли несколько раз, но никак не получалось его убить. Мы стреляем в него, а он только губами перебирает». − Молился за них. А когда с отца Николая хотели снять крест, он сказал: «Умру – тогда и снимете». Варвара же так и стояла, обхватив отца.

Их похоронили на кладбище Преображенского храма: эта церковь не закрывалась в советские годы. А Благовещенский собор, где служил отец Николай, пострадал. Храм вместимостью 5 000 человек был закрыт в 1929 году, затем дом Божий стали разрушать и в переделанном здании открыли Дом культуры.

Священник Алексий Симагин, клирик Благовещенского кафедрального собора:

– Варварское было отношение тех людей, кто занимался перестройкой этого собора.  Иконы, которые здесь еще сохранились, стали использовать в детском столярном училище как верстаки: на них строгали доски, некоторые шли в качестве дров. А иконы действительно были уникальные: и большие по размеру, и художественные по своему оформлению.

Вот так выглядела церковь в 2004 году перед началом реставрации: от прежнего храма нетронутыми остались только стены, все остальное пришлось возводить заново. А ведь храм уникален не только своей архитектурой: именно здесь крестили великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Он родился 25 апреля 1840 года в Воткинске, его отец, горный инженер Илья Петрович Чайковский, был начальником местного завода.

Светлана Константиновна Морозова, главный хранитель Музея-усадьбы П. И. Чайковского:

– В этой комнате родились дети Чайковских, в том числе великий русский композитор Петр Ильич Чайковский, а свидетелем их рождения была икона Девы Марии. Запись о рождении Петра Ильича была сделана в метрической книге Благовещенского собора, которая хранилась там, здесь же − копия свидетельства его рождения.

Благовещенский собор – ровесник Петра Ильича Чайковского: маленький Петя посещал этот храм со своими родителями.

Культура и история Удмуртии богаты на события. Первым письменным упоминанием об удмуртском народе многие историки считают запись, сделанную античным историком Геродотом. Было это в 425 году до нашей эры.

Алла Алексеевна Мокшакова, старший научный сотрудник архитектурно-этнографического музея-заповедника «Лудорвай»:

– Территория Удмуртии  условно делится на три части: северную, центральную и южную. Поэтому титульная нация у нас также условно делится на три части: северные удмурты, центральные и южные. Если мы посмотрим на карту нашей республики, то на севере мы граничим с территорией Кировской области и Пермского края, где преимущественно проживает русское население. Соответственно, русские оказали влияние на северных удмуртов: те очень много переняли из русской культуры, языка, костюмной группы, архитектуры. Южные удмурты граничат с территорией Татарстана, Башкортостана − они тоже переняли от них культуру. Поэтому, например, южные удмурты в своей речи много используют татарских слов,  очень быстро говорят. И если вы видели, например, наших «Бурановских бабушек», то это как раз южные удмурты: у них все очень пестро, ярко – это влияние мусульманского мира. Центральные удмурты переняли отовсюду по чуть-чуть, поэтому, скажем так, это периферийная группа.

На данный момент жители Удмуртии могут молиться на родном языке в Никольском храме, где собирается приход святых Петра и Павла.

Протоиерей Павел Григорьев, настоятель удмуртского прихода в честь святых апостолов Петра и Павла:

– Все отмечают трудолюбие, гостеприимство удмуртского народа, доброту. На службах в храме или на мероприятиях, которые бывают в театрах или еще каких-то заведениях, когда, скажем, стоят в очереди за одеждой, никто не толкается, не ругается − все спокойно. Эта доброта, доброжелательность видны. Не зря же Бог говорит, что по любви вашей будут знать, есть она среди вас или нет. Мы уверены, что любим друг друга, ценим друг друга. И любовь среди нас, и Бог с нами.

Паломники едут в Удмуртию, чтобы помолиться еще у одной святыни. Деревянное распятие с предстоящими называют «старые иконы», находится оно в храме села Перевозное. Когда-то святыня приплыла по реке Каме к жителям соседнего села  Паздеры.

Монах Ефрем (Метс), насельник Тихвинского мужского монастыря:

– Есть предание, что «старые иконы» когда-то приплыли сюда по Каме. Видимо, кто-то от них избавлялся, но не знаю, с какой целью. Может быть, человек, не желая их сжигать, помолился и пустил по реке на Божью волю. Когда-то, в период иконоборчества, так же приплыла на Афон Иверская икона Божией Матери. А это распятие принесли в храм местные рыбаки. Есть память, что это случилось в преполовение Пятидесятницы после Пасхи. Распятие почиталось здесь как чудесно обретенное.

Местные жители особо почитали «старые иконы»: выстроили отдельную часовню, спасали в революционные и советские годы от поругания. Борьба продолжалась до 1978 года, пока этот вопрос не был решен уполномоченным по делам религии.

Монах Ефрем:

– Местные жители начали писать в Москву. В итоге «старые иконы» в 70-х годах торжественно крестным ходом отнесли в Перевозное. По воспоминаниям, вереница людей была около пяти километров.

Стойкость в вере и радушный прием гостей, миролюбие и сила характера – глядя на историю Удмуртии, ее храмов и монастырей, по-новому открываешь для себя этот регион. Родина Чайковского, грозного оружия и «Бурановских бабушек» хранит в себе и богатство православной культуры, с которой можно познакомиться в цикле программ «По святым местам», а также приехав в республику в качестве паломника.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 24 апреля: 07:45
  • Четверг, 25 апреля: 15:15
  • Четверг, 25 апреля: 17:35

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать