По святым местам. Иоанно-Богословский монастырь города Чердыни

22 июня 2022 г.

Иоанно-Богословский монастырь города Чердыни был основан в 1463 году или, согласно летописи, «как пермичи крещение приняли». Этот же год указан и на старинной монастырской иконе, изображающей крещение Чердыни епископом Ионой Великопермским. В начале 20 века святая обитель была связана с семьей Романовых: святая страстотерпица Татьяна была покровительницей монастырского приюта, преподобномученица Елизавета Федоровна посылала туда телеграммы, а сам монастырь именовался учрежденным в память 300-летия царствования дома Романовых.

Программа «По святым местам» приехала в Чердынь. Местные жители приняли крещение в 1463 году, и крестил их епископ Иона Великопермский. Тогда же здесь был основан мужской монастырь. Об Иоанно-Богословской святой обители наш рассказ. Через пару лет здесь будут отмечать 20 лет возобновления монашеской жизни, но в действительности это один из самых старых монастырей, причем не только Пермского края, но и всей Святой Руси.

Игумен Герасим (Гаврилович), наместник Иоанно-Богословского монастыря:

– Монастырь – самый древний на Урале, он берет начало от проповеди святителя Ионы Великопермского, последователя архиерея святителя Стефана Великопермского. Иона прибыл сюда в 1462 году, его проповедь была так активна, что князь Михаил, который здесь правил в то время, принял православие.

Княжение Михаила Ермолаевича, правителя средневекового Коми-Пермяцкого Великопермского княжества, было неспокойным. В 1455 году прибывший в его владение для крещения пермяков епископ Питирим был убит неожиданно напавшими вогулами. Но когда святой Иона, преемник святителя Питирима, прибыл в Пермь Великую (так называли этот регион), он продолжил просвещать воинственных людей, уничтожал капища идолов, путешествовал по своей обширной епархии, а в главном поселении Перми – Чердыни – епископ основал монастырь во имя святого апостола Иоанна Богослова.

Игумен Герасим:

– XV век, казалось бы, далеко – пять веков с лишним, но дух, который он оставил, присутствует и в нас. Есть даже синодик тех времен, и многие имена тогдашних монашествующих упоминаются до сих пор – такое единение времен.

Чердынь тогда находилась на пересечении многих торговых путей, отсюда дальше на Урал в обозах ехали купцы и миссионеры, но город продолжал оставаться пограничным. В храме пребывает икона святых чердынских воинов.

Игумен Герасим:

– В 1546 году, когда ногайские татары напали (надо сказать, что Чердынь никогда не была кем-то завоевана), чердынцы отправились для защиты в Кондратьеву слободу, где у них стоял волостной пункт и где они должны были встретить врага. И там, в Кондратьевой слободе, произошла битва.

Среди воинов были иноки Иоанно-Богословского монастыря. Весь полк тогда погиб.

Игумен Герасим:

– В Петров пост все тела обнаружили на льдине. Уже было лето, а льдина, на которой были тела убиенных мучеников, сохранилась. Их тогда похоронили, и появилась плита, где были выбиты все имена. Это интересная история, и трудно сказать, насколько она верная, может, больше на веру надо полагаться… Однажды я посещал Иерусалим, был на Елеонской горе, и подошла ко мне монахиня, узнала, что мы с Урала, из Перми, и говорит: «Я знаю вашу Чердынь, хоть и не была там, но молилась этим местночтимым воинам, и однажды они мне явились и сказали: «Молись о нас, потому что мы находимся во свете».

Главный храм обители был возведен уже в XVIII веке.

Игумен Герасим:

– В 1700 году был пожар, монастырь полностью сгорел. В 1705 году обратились к князю Гагарину, который тогда был губернатором всей Сибири, чтобы помог восстановить монастырь. Были выделены сюда пленные шведы, которые и начали строительство.

Стройку закончили в 1718 году, иконостас установили в 1733-м. Сейчас мы находимся в верхнем Вознесенском приделе, когда-то он был летний, но благодаря реконструкции в наши дни и сюда провели отопление. Святую обитель всегда поддерживали русские правители. Она находилась под покровительством Иоанна Грозного, царя Михаила Федоровича, но после реформы Екатерины II в 1764 году монастырь был оставлен на собственном содержании, в результате чего пришел в совершенный упадок.

Игумен Герасим:

– Сам он уже не смог просуществовать, и буквально через 15 лет его приписали к Богоявленскому храму, так он и просуществовал до 1912 года. Впоследствии образуется женский монастырь на базе Иоанно-Богословского.

Восемь лет монахиня Руфина возрождала монашескую жизнь на земле Чердыни. В течение первого года молодая обитель жила тяжелыми трудами – сестры сами обустраивали Иоанно-Богословский храм. В годы Первой мировой войны здесь был приют для детей, родители которых погибли на фронте.

Духовные и административные связи Чердынского монастыря протянулись далеко. Святая великая княжна и страстотерпица Татьяна Николаевна Романова была августейшей покровительницей приюта, он именовался Романовским. Преподобномученица Елизавета Федоровна посылала сюда приветственные телеграммы. К 1918 году в монастыре проживало около 70 сестер, но гражданская война захлестнула этот край, и летом 1919 года матушка Руфина с четырьмя монахинями покинула родные края. Она уезжает в Харбин, а затем в Шанхай и продолжает строить приюты и храмы, а после смерти ее келейница продолжит дело игумении Руфины уже в Америке.

Игумен Герасим:

– Наш монастырь связан с Америкой и с Иоанном Шанхайским. Дело в том, что Руфина у него окормлялась, а ее последовательница (впоследствии игумения Ариадна) стала игуменией Сан-Францисского монастыря, первого женского монастыря в Америке. Вот такая связь у нас существует. Казалось бы, такое расстояние, но духовно мы ее ощущаем. Нам даже прислали частичку ризы Иоанна Шанхайского.

В храме есть икона отца и сына – священномученика Евграфа и мученика Михаила Плетневых. Они жили в Чердыни. Священник Евграф служил в местном храме Преображения, но в 1918 году был арестован и отправлен вместе с сыном в Пермь за антиреволюционную агитацию.

Игумен Герасим:

– Они чердынские, служили здесь, хоть и не здесь приняли мучения, но мы их всегда поминаем, почитаем – они наши мученики: Евграф, Михаил, Александр, Николай.

В годы Великой Отечественной войны Иоанно-Богословский храм закрыли на короткое время, но в 1943-м в нем вновь начались богослужения, а в начале XXI века здесь открыли мужской монастырь. Чердынь – самый древний город Урала. Приезжая сюда, словно переносишься на машине времени в прошлое; кажется, что оказался в XIX или начале XX века.

Игумен Герасим:

– У нас небольшой городок, сейчас он насчитывает около 5 000 человек. Я как-то просматривал исторические ведомости XVI–XVII веков, население так и остается от четырех до пяти тысяч. Если взять XVI век, по переписи Кайсарова, здесь уже находится 16 храмов, а на момент революции – семь храмов. Чердынский уезд на 1917 год насчитывал 45 действующих приходов. Это место было аграрное, и мы видим, насколько благочестивый был народ: старались, чтобы в любой деревне был храм. Если будет больше прихожан, верующих, я думаю, это все восстановится. Как Бог определит.

В 2016 году здесь возвели часовню-купель в честь Иоанна Богослова и в память крещения чердынцев в 1462 году епископом Ионой. В августе традиционно проводится крестный ход до источника Параскевы Пятницы. Приезжайте сюда и зимой, и летом. Здесь, как нигде на Урале, сохранилось очень много старинных зданий, а во многом и уклад жизни. А еще Чердынь, как Рим и Москва, стоит на семи холмах и, как и столица, ждет своих гостей и паломников.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 08 декабря: 17:40
  • Пятница, 09 декабря: 23:45
  • Воскресенье, 11 декабря: 02:05

Анонс ближайшего выпуска

Снетогорский монастырь впервые упоминается в летописях в 1299 году, когда ливонские рыцари совершили нападение на Псков. Тогда обитель была разорена, а ее игумен, преподобномученик Иоасаф, был убит. Монастырский собор Рождества Пресвятой Богородицы — один из древнейших храмов России, построен в самом начале XIV века. А фрески этого собора созданы в 1311 году. Уже в наши дни духовником Снетогорского женского монастыря был архимандрит Гермоген (Муртазов).

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать