Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Мы продолжаем свое путешествие по Чувашии. Сейчас мы находимся на правом берегу реки Волги, на другом уже республика Марий Эл, а мы приехали в село Кушниково, чтобы познакомить вас с одним из старинных храмов Чувашской епархии. Церковь в местечке под названием Кушниково была построена в самом начале XVIII века в 1735 году.
Игумен Киприан (Кулаков), настоятель храма Преображения Господня в с. Кушниково:
– По милости Божией этот храм никогда не был осквернен. Таким образом, здесь совершались богослужения со дня его основания, это большая редкость даже для России. Вы видите центральный иконостас храма Преображения Господня, а также по бокам два придела (храм трехпрестольный) – придел Святой Троицы, иконы Божией Матери «Казанская».
Раньше это село именовалось: Троицкое. Кушниково по фамилии дворянского рода, представителем которого был Алексей Иванович Кушников.
Лада Шалахманова, прихожанка храма Преображения Господня в с. Кушниково:
– У него здесь была часть земли (либо приобрел, либо выдали), в тот период земли, которые были дикими полями, выдавали. Все Кушниковы были служивыми людьми, они практически все служили при государстве, и каждый их дворянский титул был завоеван веками кровью и постоянно переоформлялся. Что самое интересное, род ценился своей честностью и всегда был при дворе.
Глядя на разветвленное древо, можно увидеть, что Кушниковы породнились со многими знаменитыми семьями своего времени. Жили они в основном в столице, но в своем селе решили построить храм.
Лада Шалахманова:
– Храм усиленно начинает строиться, а потом это затихает на 80 лет. После этого сюда приезжает Михаил Сергеевич, находит здание холодным, сырым, разваливающимся, в нем постоянно меняются священники, по летописи видно, что в первый период времени священников то забирают отсюда, то присылают сюда, то опять забирают, – и храм стоял, в него никто не вкладывался, так как народ был бедный. Михаил Сергеевич сюда приехал, зашел в этот храм, и его осенило: есть документы, когда он обращался в Казань со своими чертежами, чтобы храм благоустроить, и ждал данные, чтобы его восстановить. Он очень долго ждал, но основная реставрация действительно была сделана – был изменен свод, церковь стала теплой, сделали печки, менялись иконостасы. Он завещал все это закончить своей дочери, которая не ослушалась отца и все завершила. Как раз на дочь и перепадает вся ограда храма – это завершала она.
В самом центре храма вы увидите надгробные плиты – здесь и упокоились строители и благотворители этой церкви Михаил Сергеевич и его дочь Анна.
Игумен Киприан:
– Храм строили много десятков лет, но была реконструкция при его иждивении.
– А почему похоронили именно здесь? Это его просьба?
Игумен Киприан:
– По их завещанию, по их смирению, чтобы каждый человек ходил и наступал на их прах. Например, ко кресту каждый же пройдет здесь. А крест не изображен здесь, потому что он не должен быть попираем ногами. Здесь каждый человек обязательно пройдет – это очень большая редкость, такого нигде нет. Раньше спрашивали: «Как это так, в храме похоронены?» Так это для смирения. Это пример для подражания. Здесь было крепостное право, люди жили очень бедно, он пожертвовал своей жизнью, здесь скончался, хотя был при царском дворе в Петербурге, а закончил свою жизнь (даже в то время) в глуши.
Храм был устроен по вкусу дворянства того времени – так внутреннее убранство тяготеет к барочному стилю – взгляните на иконы.
Игумен Киприан:
– Вот здесь мы видим икону преподобного Сергия Радонежского. Потому что Кушников Сергей Александрович, герой Отечественной войны (наполеоновской), участвовал в ней и занимал должность какого-то военачальника. Вот здесь была икона (сейчас перенесена) Божией Матери «Смоленская», мы знаем, что эта икона была главенствующей в Бородинском сражении.
Придел Казанской иконы Богородицы также выполнен в стиле европейских мастеров.
Игумен Киприан:
– Об этом говорят иконы, а особенно изображение усекновения главы Иоанна Крестителя. Такого изображения я не встречал нигде в этой местности, да и, наверное, это вообще редкость. Здесь полностью изображено это трагическое событие в стиле итальянской живописи, иконы западного письма. Это XVIII век, иконостасы других приделов позднего времени. Святые на иконостасе – это небесные покровители дворянского рода Кушниковых: мы видим Александра Невского, великомученицы Екатерины, Сергия Радонежского. Икона Веры, Надежды, Любови и матери их Софии именная, даже есть мученица Раиса, ее нигде нет. Этот придел именно этим и отличается, что здесь изображены редкие святые.
Скульптурное изображение Христа – это тоже XVIII век, его создавали жившие в этих краях марийцы, поэтому в лике Спасителя можно увидеть и национальные черты этого народа. Здесь образ называли «Истинный Христос».
Игумен Киприан:
– Чем он знаменит? Есть традиция у чувашского народа, когда провожают молодых юношей в армию, вешать на них полотенце, потом в этой местности эти полотенца несли сюда, и они висели до того момента, пока этот человек не придет из армии. И кто бы ни был в армии и на войне, приходили всегда без травм и трагедий.
Паникадило уже XIX века, а вот деревянный крест старинный, но был привезен в Преображенский храм уже в наши дни.
Игумен Киприан:
– Крест тем замечательный, что изображение лика Спасителя меняется время от времени, смотря с какой стороны стоишь. В этом есть и чудо, и не совсем чудо.
Кстати, не удивляйтесь, что во время съемки нашего интервью в храме собралось очень много людей, просто батюшка рассказывает очень интересно, вот и пришли местные жители еще раз послушать своего пастыря. Да и рассказать есть о чем, ведь все это не предание или легенды, а самая настоящая быль. Так с уверенностью можно сказать, потому что в этой церкви сохранились старинные метрические книги и описи храма.
Игумен Киприан:
– Например, кто жил, кто венчался, кто умирал – все под сургучными печатями Казанской губернии. Императорские указы времен Екатерины, Николая I – и расшифровка.
– Указы касаются церковной жизни?
Игумен Киприан:
– Государства (Церковь была государственной структурой). Например, указы о войне, о победе, о крепостном праве. Указы же оглашались с церковных амвонов людям, сейчас, например, телевизор есть, а тогда были только церкви.
Близость к Волге определила немало важных моментов в истории этого храма. По Волге с пастырской миссией не раз путешествовал святой праведный Иоанн Кронштадтский, и вот однажды судно, на котором он ехал, остановилось у Кушниково – прихожане и духовенство храма вышли встречать всероссийского батюшку на берег. Также у вас наверняка возникнет вопрос, как же так случилось, что храм устоял в безбожные годы, ведь в период войны его все-таки закрыли, но не уничтожили, и опять же все случилось благодаря Промыслу Божию и реке Волге.
Игумен Киприан:
– Там был такой момент: его хотели снести, но это было военное время, шла баржа со своим грузом в сторону Сталинграда, попала в затор, в лед. Груз куда? Церковь не действует – давайте в церковь сгрузим. Хотели сначала все вытаскивать, даже жечь. Но кто-то сказал: не надо вытаскивать, не трогайте и даже не подходите к алтарю. Занесли всё, разложили аккуратно, и так это стояло долгое время, охрана была – никого не подпускали. Так храм и сохранился.
А в 1945-м здесь снова стали совершать богослужения.
Игумен Киприан:
– Открыли храм тоже очень интересно. Была одна женщина очень боевая, она попала к Калинину. Он говорит: «А кто у вас его закрыл?» – «Прежнего посадили». – «Ключи у вас?» – «У нас». – «Открывайте, служите».
– Получается, он из ссылки, из колоний вернул всех священников?
Игумен Киприан:
– Конечно. А кто закрыл-то?!
На территории храма немало старинных захоронений. Так здесь нашел свой последний приют один из настоятелей церкви протоиерей Алексий Соловьев.
Игумен Киприан:
– Он служил здесь 36 лет, скончался в 1924 году, в школах преподавал сам лично.
– И шесть школ он смог открыть?
Игумен Киприан:
– Он выполнял распоряжение Священного Синода. Он выполнял распоряжения консистории, царя Александра II. Сами ничего не могли делать, просто усердный исполнитель государственных законов. В этих местах была полная безграмотность, а как говорит летопись, очередь в школу была до 50 человек, и все умели читать и писать. Алексей Петрович протоиерей, а его сын Александр служил здесь 60 лет и погребен на кладбище, был репрессирован, преподавал в школах. Может быть, благодаря этим миссионерам Господь сохранил храм по их молитвам.
Строители и просветители, миссионеры и праведники – стараниями многих людей эта сельская глубинка не была забыта, и сейчас разные поколения семьи Кушниковых смотрят на нас со стендов в сельском клубе, а их дело продолжает жить; и как и столетие назад, в этой церкви молятся люди, сюда приезжают паломники. Не будем и мы с вами забывать эти милые и такие близкие сердцу даже городского жителя уголки нашей страны. Побывайте в Кушниково, здесь будут рады гостям, пусть нечастым, но от этого еще более долгожданным.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
В праздник святого Алексия, человека Божьего, отправимся в храм его имени в село Ключи Алтайского края. В этом месте есть три церковных здания: помещение дореволюционной церкви, переделанное под жилой дом, храм, где начали собираться в 90-е годы прошлого века, и строящаяся церковь. О прошлом, настоящем и будущем прихода узнают зрители программы.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!