Побываем в селе Буртасы и увидим Покровскую церковь. Храм был построен в XIX веке, но история прихода восходит ко временам Ивана Грозного. Одна из святынь храма - Иверская икона Богородицы, написанная в XVI веке, - находилась в самой первой церкви этого села.
– Мы продолжаем путешествие по Чувашии. Сейчас мы находимся в Канашской епархии в селе Буртасы. Православный приход здесь ведет свою историю еще со времен Ивана Грозного.
Сейчас в этом селе проживает около 15 человек. Но история жизни местечка Буртасы – это история жизни сотен людей и, конечно, их сельского храма.
Протоиерей Иоанн Степанов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы:
– Вас приветствует православная солнечная Чувашия, Урмарский район, село Буртасы. Перед вами многострадальный храм Покрова Пресвятой Богородицы.
– Еще в XIV веке сюда из-под Свияжска переселились люди. Правда, историки говорят, что это были не чуваши, а буртасские племена. Со временем буртасы растворились среди приволжского населения, а в XVI веке здесь стали селиться и русские. Произошло это, когда Иван Грозный завоевал Казанское ханство. Чувашия тогда входила в его состав. И вот государь повелел строить православные храмы. Появилась церковь и в Буртасах.
– Вместо старой церкви на месте алтаря построена часовня в честь Николая Чудотворца. Пока она не отреставрирована. Но желание есть, со временем реставрируем. А сам храм был на улице. Как только церковь построили, на оставшиеся деньги купили у греков несколько икон. Точно сказать не могу, но через некоторое время здесь было кровопролитие. Татары эту церковь сожгли, а сохранилась только икона Иверской Божией Матери.
Этот образ сейчас могут увидеть паломники Свято-Троицкого монастыря города Чебоксары. В 30-х годах икона была изъята из сельского храма и хранилась в Чувашском краеведческом музее.
– Во время митрополита Варнавы мы подняли вопрос, чтобы эту икону вернуть. Митрополит Варнава сказал, что охраны нет, пока опасно оставлять все как есть. Пожилые люди (они сейчас уже умерли) рассказали, что икона Иверской Божией Матери в воздухе висела.
В истории прихода много загадочных преданий. Например, при постройке этого дома был обнаружен самый настоящий клад.
– Тогда у татар были свои деньги, назывались «акче». Год выпуска: 1562−1563-й. А еще нашли российские монеты под названием «деньга», тоже железные деньги…
Тот храм, что мы сейчас видим, построен во второй половине XIX века.
– Тогда был помещик Чашков. За народные деньги и за свои деньги помещик построил двухпрестольный храм.
В истории этого храма есть свои мученики. Это архимандрит Агафангел. Он служил в храме после революции вместе со своим братом Ананием.
– После революции их живьем закопали в этом помещении. Когда раскапывали, нашли дьяконскую форму и череп дьякона, белый-белый. Тогда хотели храм закрыть, а они отказались из него выходить. Их родственники мне рассказали, что их очень сильно били, они были измучены, там же их живьем и закопали.
Тетя Лида пела в церкви деревни Шибулаты. Тогда переднюю часть еще не открывали. Мы здесь служили, в заднем помещении, в заднем алтаре. А тетя Лида с тетей Ольгой сюда пришли. Они в 5 часов утра заходят, в храме никого не было, церковь была открыта. И они говорят, что услышали мужские голоса, поющие величание Господу Богу.
То, что у Бога все живы, здесь ощущается особенно сильно. Глядя на икону Младенца Христа, можно забыть, что перед тобой только изображение.
– На всех смотрят. Вот какие иконы, живые. Они из Греции привезены.
Иконостас в храме современный, а вот царские врата – старинные. Они из дореволюционного храма. Рядом с храмом похоронен протоиерей Иоанн Покровский.
– Здесь служили отец Иоанн и его племянник, митрополит Кирилл Ставропольский.
Перед смертью священник успел расписать храм. До сих пор на стенах есть изображения конца 50-х годов.
– Он был очень активным священником. Всегда приглашал туристов, больших людей, начальство приглашал, чтобы церковь в сохранности оставалась.
Но через год после того, как батюшка умер, в 1959-м, власти решили закрыть храм и обезглавить его.
– Мы это реставрировали по фотографии. На ней запечатлен отец Иоанн Покровский.
Тогда люди успели спрятать некоторые иконы. Одна из них – образ Богоматери «Достойно есть».
– Одна незамужняя бабушка (она умерла в 93 года) дома сохранила вот эту икону. Лет пять назад она передала ее нам. Я ее несколько раз исповедовал и говорил, что церковную икону дома держать нельзя. Она говорила, что никому ее передать не может. Когда злые люди приходят, лампада стучит перед этой иконой. А когда веселые, хорошие люди, верующие приходят, в лампаде огонь играет.
В советские годы в этих стенах была противотуберкулезная больница. Храм открылся 35 лет назад, и приход проделал очень большую работу по восстановлению церкви.
– Тяжело было, но люди нас поддержали. Пришлось самим деньги доставать и бригаду нанимать. Работали 36 человек. За два года уже два креста поставили, уже при мне. Я здесь служу с 1990 года по нынешний день; 35 лет нынче будет.
Прихожане смогли найти многие иконы из этой церкви. Они располагались в музеях.
– Сейчас посмотрим. Эту рисовал священник Василий Теплов, в 1903 году, в октябре. А это ручкой в музее писали номер инвентаризации. Этой иконе 122 года.
Как и прежде, в храм потянулись люди со своими проблемами, уповая на защиту угодников Божиих.
– Одна прихожанка говорила, что они с семьей хотели вторую корову продавать. Им кредит надо было платить, денег не было. А татары только дешево купить хотели. А я говорю: «Агафья, давай помолимся Николаю Чудотворцу, он все наладит». А на следующий день перед их домом машина остановилась. Спросили: «Бабушка, у Вас есть скот на продажу?» Она уже с подозрением к ним относилась, потому что нормальные деньги не предлагали. Но все равно корову показала. Кредит надо было платить 60 тысяч, а эти люди корову за 80 тысяч забрали. Раньше больше 50−55 тысяч никто не давал.
– И снова чудо! Был найден колокол церкви: 25 лет назад в Казани строился жилой дом и при рытье котлована сотрудники «Монолит-Строя» вырыли старинный колокол.
– Я познакомился с генеральным директором. Они строили в Казани монолитный дом. Трактор рыл котлован, а тракторист говорит: «На машине подъезжаю, комок вижу. Смотрю – колокол лежит». Он его взял, в багаж положил, мне показал, бесплатно передал.
Был праздник, крестный ход. Наша кассирша, Людмила Петровна, с сестрой общалась здесь наверху. Я в алтаре был. Зазвонил колокол, прямо оттуда упал на ступеньки. Два следа оставил. Колокол кассирше только платок задел. Я из алтаря побежал на улицу. Колокол кувыркался, был в целости и сохранности.
А потом я обратился к одному очень верующему человеку, поделиться хотел. Он книжку взял и мне сказал: «Открой книгу». Я открыл и как раз в этом месте было написано: «Святыня, когда вернется на место, проявит чудо». Так я убедился, что колокол этого храма.
Сейчас кампан вновь очень надежно закреплен на звоннице. А вот как он оказался в Казани, можно лишь предположить.
– Колокола, когда сняли со звонницы, грузили в Урмарах. На вагоны грузили и отправили в Турцию. Вполне возможно, что когда поезд остановился в Казани, верующие люди, забрали их и спрятали. Колокол нашелся случайно. Это очень удивительно, очень чудно.
А сколько еще чудес хранит этот храм? Наверняка они еще будут открыты прихожанам и паломникам, людям, любящим Бога и с чистым сердцем.
Отправимся в Петропавловский собор Перми, чтобы узнать, как святой Евстафий Плакида предсказал появление города, увидеть первое каменное здание столицы Прикамья и зайти в храм, в котором молилось несколько угодников Божиих.
12 ноября 2025 г.
«Благовест» (Ставрополь)Благовест (Ставрополь). 12 ноября 2025
12 ноября 2025 г.
«Благая часть» с протоиереем Евгением ПопиченкоБлагая часть. 12 ноября 2025
12 ноября 2025 г.
«Душевная вечеря» (Рязань)Душевная вечеря. Христос в искусстве. Александр Сергеевич Пушкин. Борис Годунов. Часть 2
12 ноября 2025 г.
«У книжной полки» (Екатеринбург)У книжной полки. Практические советы
12 ноября 2025 г.
О телеканале«Я поддерживаю „Союз“»
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!