По святым местам. Храм Космы и Дамиана на Гремячьей горе в Пскове

9 ноября 2022 г.

Храм Космы и Дамиана на Гремячьей горе в Пскове - памятник эпохи средневековья. Здание церкви требует реставрации, но и сейчас в этих древних стенах можно ощутить особый молитвенный настрой. До начала работ в Доме Божием проходили раскопки, с их находками и историей прихода могут познакомиться зрители программы.

Программа «По святым местам» продолжает путешествовать по городу Пскову. И сейчас мы приехали в очень интересное место, которое называется Гремячая гора. Здесь немало памятников архитектуры и памятников веры.

Священник Александр Смирнов, настоятель храма Космы и Дамиана с Гремячей горы:

– Это одно из замечательных мест Пскова с очень интересной историей. Мы с вами находимся в храме XVI века. Его построили в 1540 году, но упоминается храм Космы и Дамиана с Гремячей горы в летописи впервые в 1383 году.

Это была монастырская церковь Космодемьянского (или как его еще называли по местоположению – Гремяцкого) мужского монастыря. То есть история святой обители уходит в начало средневековья. Причем некоторые историки полагают, что храм уже в те времена был каменным, а не деревянным, как часто бывало тогда.

Священник Александр Смирнов:

– В храме в прошлом году проводили археологические исследования, было найдено очень много интересных вещей. В частности, случайно обнаружили южный придел, который находится с правой стороны храма. Нигде в документах южный придел не упоминался. Когда археологи стали копать с южной стороны возле фундамента, нашли каменный пол, а когда расширили – целый южный придел.

Удалось даже установить, что придел был посвящен образу Пресвятой Богородицы «Одигитрия». А еще нашли древнюю изразцовую печь и три склепа. Первый оказался пустым.

Священник Александр Смирнов:

– Было понятно, что это склеп, потому что это было ровное прямоугольное оштукатуренное помещение, ровный шлифованный пол. Но склеп оказался пустым, просто засыпанным камнями и песком.

До 30-х годов прошлого века у храма была своя колокольня, на ее месте и нашли второй склеп.

Священник Александр Смирнов:

– Там удалось найти останки, даже установили, кто там был захоронен. Это фамильный склеп рода Гремяцких, они в свое время были благодетели монастыря; один из представителей рода, Семен Гремяцкий, был юристом, защищал интересы монастыря в судах.

Кстати, Гремяцким Семен стал в то время, когда начал вести документооборот монастыря. Такое ему дали прозвище, а потом и фамилию. А изначально, в 1660 году, Семен (или Сенька Гаврилов) занимался торговлей – завел дела с иноземными купцами, которые тайно поставляли запрещенный в Пскове табак. В ходе кабальной сделки Семен задолжал им немалые деньги, в результате чего оказался в тюрьме. Там он подорвал здоровье и хоть после и вернулся в торговлю, но ненадолго, а затем и вовсе связал свою жизнь с монастырем, став его стряпчим, то есть вел деловую и хозяйственную переписку. Вместе с ним была похоронена и его сноха Анна Фадеева, скоропостижно скончавшаяся в 1697 году.

Священник Александр Смирнов:

– Третий склеп также обнаружили случайно (конечно, в нашей жизни ничего случайного не бывает – все промыслительно Богом) прямо по центру южного придела. Склеп очень интересный, сводчатый, выложенный камнем, пол шлифованный 3х3, высота более полуметра. Нам приходилось наклоняться. Также были найдены останки, дерево от гробов, часть кожаных сапог, нательные крестики не только металлические, но и каменные.

Архиепископ Псковский, Изборский и Нарвский – так звучал титул владыки Макария, который также был похоронен рядом с этим храмом.

Священник Александр Смирнов:

– В 1650 году в городе Пскове был так называемый хлебный бунт. Он выступил против этого бунта, пытался усмирить народ. В некоторых источниках говорится, что «благодарный» (в кавычках) народ даже заковал его в цепи.

На покой владыка Макарий ушел именно в этот монастырь. Его захоронение пока не нашли. Интерес к храму у туристов подогревает и соседство с Гремячей башней, вокруг которой таинственный и даже мистический ореол.

Гремячая башня стоит в очень живописном месте; наверное, поэтому вдохновляет людей на создание легенд. Самая романтичная из них звучит так: будто бы в этой башне крепким сном спит некая княжна, и разбудить ее сможет только добрый молодец, который не побоится 12 дней молиться рядом с этой башней. Молиться, наверное, все-таки лучше в храме, а сюда прийти посмотреть, сфотографировать и запомнить это удивительное и прекрасное место.

Эта башня по виду напоминает средневековые крепости в каком-нибудь европейском городе. И впечатление не обманчиво – историки считают, что башню мог возвести выходец из Италии Иван Фрязин в середине XVI века.

Священник Александр Смирнов:

– Известно, что под этим монастырем проходит тайный ход из Гремячей башни в Волчьи Ямы, – об этом говорится в летописи. Когда Иван Грозный присоединил Псковское княжество к Московскому княжеству (начинал это делать еще его отец Василий III), он пришел сюда, потом прислал сюда своего архитектора, военного человека Ивана Фрязина. Как мне сказали, всех итальянцев называли Иванами Фрязиными, и многие до сих пор путаются, потому что какой-то Иван Фрязин был в Новгороде, какой-то в Москве. Один Иван Фрязин был прислан Иваном Грозным сюда, чтобы он укрепил город Псков, сделал его более обороноспособным, потому что Псков находится на рубеже Святой Руси, на нас постоянно совершались набеги. Это форпост Руси.

Так и появилась Гремячая башня. Первоначально она называлась Космодамиановской, по имени монастыря, а рядом находились ворота со своей башней (на карте они под номером 29), но первая Гремячая башня была разрушена, и ее название перешло Космодамиановской (что под цифрой 28). Изначально этот храм был четырехстолпный.

Священник Александр Смирнов:

– Я как раз сейчас стою на месте, где должно находиться еще два столпа. Что произошло? Все мы знаем из истории, что раньше все постройки были деревянные, только богатые могли себе позволить каменные сооружения. Когда кто-то баловался с огнем, полгорода сразу сгорало. В Пскове и, в частности, в нашем районе часто были пожары, в том числе и монастырские постройки горели. Говорится, что в начале XVIII века был очередной пожар, в котором погорели даже монастырские жительницы, горел также храм, несмотря на то, что храм был каменный, огонь сюда проник, сгорел деревянный иконостас, сгорело все священническое облачение и  вся литература, необходимая для ведения богослужения. После этого пожара храм был восстановлен, и произошли небольшие изменения.

Колонны убрали после пожара. Тогда же убрали и световой барабан – сейчас свод храма замкнутый, но, чтобы поступал свет, растесали три каменных окна. Если вы спуститесь под горку, то увидите старинные строения. Предполагают, что они и относились к Космодамиановскому монастырю, тому самому, который упоминается еще в XIV веке. Сейчас, конечно, эти здания больше похожи на руины, но все возможно восстановить. Космодамиановский монастырь был очень богатый.

Священник Александр Смирнов:

Мы востребовали свои земли в Павловской губернии, были рыбные места на берегу Псковского озера, также у монастыря в подчинении было 18 деревень, одно сельцо, на торговой площади было до 11 прилавков, но в 1783–1784 годах при правлении императрицы Екатерины многие монастыри упразднили…

Позже храм стал приписным, таким и оставался до революции. Здесь служили три раза в году, сохранившаяся голубая краска – это остатки ремонта 1897 года. В годы советской власти храм законсервировали и хранили здесь овощи, а в период немецкой оккупации здесь была конюшня.

Священник Александр Смирнов:

– Когда мы наводили порядок, в слое мусора, земли, камня, кирпича, стекла обнаружили хорошую прослойку конского навоза. В конском навозе были найдены гвозди, гильзы (и немецкие, и советские), гвоздодер и несколько подков, что подтверждает тот факт, что немцы использовали этот храм под конюшни.

До 90-х годов здесь находился склад удобрений. Четыре года назад началось восстановление дома Божия.

Священник Александр Смирнов:

– У нас условия крайне неблагоприятные, потому что летом тут хорошо, прохладно, но зимой холодно, все это помещение не отопить электрообогревателями. Думали поставить тут какую-нибудь буржуйку, но тоже отказались от этой идеи, потому что нет возможности хранить дрова. Все заключалось в земле – вокруг храма не было ни сантиметра земли в нашем подчинении, мы не могли построить даже сарай – это не вписывается в ландшафт Гремячей горы.

Служить приходилось при температуре минус семь, здесь с улыбкой говорят, что согревались только молитвой.

Священник Александр Смирнов:

– Одевались как можно теплее и совершали молитву. В последующие годы стали уже служить в притворе, владыка Тихон нас благословил, мы принесли туда иконостас. В тесноте, да не в обиде. Там уже стоят обогреватели, закрывали двери, и зимой стабильно было плюс четыре.

Но как только стали служить литургии, то и работы по восстановлению пошли быстрее – появился деревянный пол, прихожане своими руками создали переносной иконостас. Уборку здесь приходится делать очень часто – штукатурка и песок регулярно падают с потолка. Но в храме верят, что реставрация исправит все это.

Священник Александр Смирнов:

– В этом храме своя атмосфера. Я до этого служил рядом в храме более древнем – Богоявления – красивый храм, замечательный, оштукатурен, побелен, – там своя молитва. А здесь – атмосфера другая, более молитвенная. Чувствуешь себя в пещерах как в катакомбах: лампады, свечи – приятная молитвенная атмосфера.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 29 января: 12:45
  • Среда, 01 февраля: 07:45
  • Четверг, 02 февраля: 15:15

Анонс ближайшего выпуска

Савво-Крыпецкий монастырь был основан сербским монахом, который пришел со Святой горы Афон. В XV веке в монастырь нельзя было попасть женщинам, но когда супруга местного правителя Ярослава заболела, святой Савва Крыпецкий вышел к ней и молитвой исцелил. Сейчас в обители пребывают мощи преподобного, а также святого Корнилия Крыпецкого - прозорливого и блаженного старца, любимыми словами которого были: «Другому пожелаешь — себе получишь!»

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать