По святым местам. Храм Иверской иконы Божией Матери, г. Ижевск

30 октября 2020 г.

Уголок Афона на удмуртской земле. В этом храме мы сможем ближе познакомиться с культурой Святой Горы, узнаем о ее истории, традициях. В убранстве мастера символически изобразили 20 афонских монастырей и один скит. Храмовая святыня - копия Гвоздя Креста Господня, в которую вложена подлинная частица орудия казни Спасителя. 

Программа «По святым местам» приветствует вас из Ижевска. За моей спиной привычная многим жилая многоэтажная застройка советских времен, но мы приехали не просто в один из спальных районов города – сегодня мы посетим уголок Афона на Удмуртской земле.

Протоиерей Алексий Спасский, настоятель храма:

– Я рад приветствовать вас в храме Иверской иконы Божией Матери. Этот храм является воплощением усердия и особого отношения к православию благотворителя, строителя этого храма Виктора Геннадьевича Хорошавцева. Посетив Иверон, один из монастырей Святой Горы, он узнал об истории Иверской иконы. Эта история нашла глубокий отклик в его сердце. Человек, входящий в притвор храма, где мы сейчас находимся, сталкивается с этой историей. Заходя, мы видим на стене сюжет, повествующий о посещении Самой Божией Матерью Афона, места, где в те времена присутствовали различные языческие культы, в частности культ Аполлона.

Эта проповедь на полуострове Афон посеяла семена веры, и через столетие христианский подвижник по имени Петр стал первым пустынножителем Святой Горы. Еще через 200 лет наступили времена иконоборчества.

Протоиерей Алексий Спасский:

– Воин, надругавшись, проткнул копьем щеку образа Божией Матери, который находился в доме у одной вдовы. Он, может быть, даже не обратил на это внимание, но из щеки Божией Матери потекла кровь. То, что невозможно постичь каким-то рациональным способом, было явлено этой женщине, благочестивой вдовице, и она отпускает икону по волнам моря, полагаясь на волю Божию – как Господь рассудит, так она и обретет свое место. И эта икона приплывает к Святой Горе, к полуострову, где в это время уже была монашеская жизнь. Тот монастырь, к которому приплыла икона, назывался Иверским и был построен выходцами из древней Иверии.

Икона стала святыней монастыря. По молитвам Богородицы восполнялись запасы пищи и монастырь был защищен от набегов. 

Протоиерей Алексий Спасский:

– Она была особой святыней, дарованной Самим Господом нашим Иисусом Христом. Монахи пытались ее как-то спрятать, защитить, сохранить, но всякий раз, просыпаясь утром, они видели, что икона находится опять на старом месте – над вратами монастыря. Они приносили ее в храм, но так или иначе икона возвращалась на старое место. Затем было грозное повеление: «Я к вам пришла не для того, чтобы вы хранили Меня, но чтобы Я хранила вас». Поэтому икона стала вратарницей – охранительницей этого монастыря.

И вот в честь такой великой святыни 11 лет назад в столице Удмуртии был заложен храм. Кирпичик за кирпичиком здание росло вверх.

Протоиерей Алексий Спасский:

– Строительство храма нашло отклик в сердцах жителей района. Они не были сторонними, равнодушными наблюдателями, а принимали посильное участие в возведении храма. Не все могли внести посильную помощь, но даже участие в одобрении этого проекта было большим подспорьем и помощью, потому что мы понимали, что стоим на правильном пути и делаем хорошее дело.

Цокольный этаж стал храмом Рождества Иоанна Предтечи, здесь совершается таинство Крещения. Мы с вами увидим святыню – копию гвоздя Креста Господня. Гвоздь был привезен из Франции. О происхождении святыни свидетельствует вот этот документ на французском языке. Здесь написано, что гвоздь является копией гвоздя Креста Господня и что в него вплавлена частичка орудия казни Спасителя.

Святыня износится для поклонения верующим дважды в год – в Великий Четверг на чтении 12 Страстных Евангелий и в Великую Пятницу на чтении царских часов. Знакомясь с храмом, нельзя не заметить, как много в его убранстве камня.

Протоиерей Алексий Спасский:

– Наша цель была построить не просто храм в честь Иверской иконы Божией Матери, а попытаться передать дух и культуру Афона, потому что на Афон, в место монашеской молитвы, запрещен доступ женщинам. А ведь большинство наших прихожан – женщины. Это было всегда, это происходит сегодня; наверное, так будет и далее. Именно они носительницы нашей веры и продолжательницы проповеди о Христе.

Нашей целью было не только познакомить женщин с культурой Афона, но и дать им  там поприсутствовать. Может быть, наша мечта была дерзостной, но она была. Владыка Николай нам в свое время сказал: «Ваша задача – сделать кусочек Афона на Удмуртской земле». Мы попытались именно эту задачу и выполнить.

На Афоне главный подручный материал – камень. А здесь – мозаика из мрамора и гранита. И даже пол несет особую смысловую нагрузку.

Протоиерей Алексий Спасский:

– На полу, посередине, мы видим большой круг, большую розетку, на которой схематично изображена Гора Афон. Все монастыри на Святой Горе Афон изображаются в виде крепостей. На побережье моря мы видим Иверон, куда в I веке и приплыла Божия Матерь. Еще мы изображаем вот такую ладью.

Надо сказать, что это не священные изображения. Чтобы их не попирали ногами, священные изображения не размещаются на полу. Здесь присутствуют только символы, которые  передают или историю возникновения монастырей, или какие-то события, связанные с ними.

Двадцать обителей Святой Горы с датами возникновения и символами. Монастырь святого Павла: символ – дары волхвов, монастырь Каракал: символ – кит, монастырь Филофей – лилия.

Протоиерей Алексий Спасский:

– Соборный храм монастыря Филофей освящен в честь Благовещения. Благую весть принес Божией Матери Архангел Гавриил, изображаемый на иконах с ветвью лилии. Поэтому в качестве символа монастыря мы изобразили лилию.

Долго оставалась незаполненной одна розетка, но в 2016 году отмечалось 1000-летие русского присутствия на Афоне, и 21-ю розетку решили посвятить скиту под названием Старый Русик. Он был основан русскими иноками в XII веке. В этом скиту принял постриг святой Савва Сербский, отсюда и символ – княжеский кафтан, брошенный на землю.

Протоиерей Алексий Спасский:

– Он, бросая свой княжеский кафтан, отрекается от своего княжеского достоинства и принимает монашеский постриг.

Перекликаются с культурой Афона и стасидии. В монастырях они облегчают инокам долгие уставные службы.

Протоиерей Алексий Спасский:

– Человек, приходя на молитву, не стоит посреди храма, а занимает место вдоль стеночки, в стасидии. Здесь можно в момент усталости опереться локтями на подлокотники, что удобно и что облегчает труд молитвы во время долгих богослужений. Иногда человеку становится тяжело, и он может присесть на этот выступ, поставив ноги на подставочку. Среди паломников и среди насельников монастыря есть люди пожилые и немощные. Они могут расправить стасидии и полноценно сесть.

Я считаю, что надо не просто ставить эти стасидии как нечто уникальное для наших храмов, а надо показывать и рассказывать, что такое стасидия и для чего она нужна. Она ведь ни в коем случае не для того, чтобы просто сесть и просидеть всю службу.  Перед лицом Божиим на Божественной литургии и на любой другой службе мы должны стоять на ногах. Только в исключительных случаях мы можем себе позволить присесть на лавочку или в стасидию.

Если внимательно рассмотреть гробницу Христа, то можно увидеть скульптуры ангелов.

Протоиерей Алексий Спасский:

– Это древнее изображение гробницы: Небесные Силы держат на своих плечах Творца мира – бездыханное тело Христа. Здесь очень много символизма, присутствует трогательность момента.

Доминанта любого храма – иконостас. В Иверском храме его изготовила творческая мастерская «Посадский изограф».

Протоиерей Алексий Спасский:

– С икон на нас взирают лики святых, и мы в какой-то мере ощущаем свое недостоинство стоять здесь, что вызывает у нас некий внутренний трепет и желание в своей жизни походить на тех святых, которые на нас взирают. Этот момент очень ответственный.

А работу над внутренним убранством доверили двадцати художникам из московской мастерской «Царьград».

Протоиерей Алексий Спасский:

– В храм привозят школьников, в храм приходят студенты и молодые люди, которые пытаются прикоснуться к православной культуре. Им много что становится непонятным. Академическая роспись более информативна и более понятна. Первое восприятие храма является очень важным моментом: или мы человека заставим задуматься и вернуться в храм, или человек скажет, что ничего не понимает, и уйдет из храма.

Центральный купол украшает мозаика из смальты. Работа со стеклом сложная, и найти специалистов удалось не сразу.

Протоиерей Алексий Спасский:

– Господь нас свел с одним человеком, который с радостью откликнулся на наше приглашение. По происхождению он ливанец, зовут его Башур. Надо сказать, что сам Башур – христианин, и он к этой работе отнесся очень ответственно.

Эту мозаику собирали в Бейруте: кусочки стекла наклеивали на сетку, а затем, свернув как ковер, привезли в Ижевск.

Протоиерей Алексий Спасский:

– Всегда целью является не только что-то построить, но и наполнить это неким содержанием. Мы посещаем Гору Афон, мы посещаем русский Пантелеимонов монастырь. Игумен Евлогий нас принимает очень хорошо и даже в ответ на мою просьбу отпустил насельника монастыря, иеромонаха Илию, на открытие и освящение нашего храма. Эту старинную икону святого великомученика и целителя Пантелеимона русский Пантелеимонов монастырь передал в дар нашему Иверскому храму, и у нас завязалась некая духовная дружба.

Еще одно свидетельство афонского духа – главная святыня монастыря.

Протоиерей Алексий Спасский:

– Сама икона написана на Святой Горе. Она является неким мосточком с городом Ижевском и с нашей православной Удмуртией.

Почему же Афон так близок душе наших соотечественников?

Протоиерей Алексий Спасский:

– Приезжая туда, и русский человек, и человек любой другой национальности православного или неправославного вероисповедания, ощущает некий внутренний духовный комфорт. Это сложно выразить словами, потому что это надо прочувствовать и пережить.  И, бывая там, ты порой изнемогаешь от усталости из-за долгих изнурительных служб и из-за переходов из монастыря в монастырь под палящим солнцем. Однако ты понимаешь, что тебе здесь хорошо. Ты ищешь любую возможность для того, чтобы еще раз окунуться в благодать, которая окутывает это место, – место постоянной монашеской молитвы.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Пятница, 19 апреля: 23:45
  • Суббота, 20 апреля: 09:30
  • Суббота, 20 апреля: 09:40

Анонс ближайшего выпуска

"Какой может быть храм в бывшем кинотеатре?!" - так говорили некоторые жители села Бурла, когда приходу для богослужений отдали здание заброшенного кинотеатра "Юность". Но православная община не только обустроила временный храм, но и построила рядом новый в честь римских мучениц. О храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии села Бурла узнают зрители программы.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать