По святым местам. Благовещенский собор Воткинска

16 сентября 2020 г.

В этом храме был крещен великий композитор Петр Ильич Чайковский, а на рубеже XIX - XX веков здесь служил священномученик Николай Чернышев, убитый после Ижевско-Воткинского восстания против большевиков. Чтобы больше узнать о соборе и людях, связанных с ним, мы посетим также Музей-усадьбу П.И. Чайковского и Музей истории и культуры г. Воткинска. 

Программа «По святым местам» приветствует вас из Удмуртии. За моей спиной Воткинский пруд, увидеть который мы смогли благодаря тому, что поднялись на колокольню Благовещенского собора. В этом храме крестили композитора Петра Ильича Чайковского, но в истории церкви есть еще немало интересных фактов. О них наш сегодняшний рассказ.

Благовещенский собор – душа этого города, а его сердце – то, благодаря чему Воткинск начал свою жизнь. Это завод. В 1757 году граф Петр Шувалов получил разрешение императрицы Елизаветы на строительство Воткинского железоделательного завода, а через три года при заводе был и храм в честь святителя Димитрия Ростовского.

Священник Алексий Симагин, клирик Благовещенского кафедрального собора:

– Если мы возьмем карты XVIII века, Воткинск  там не найдем, а найдем село Дмитриевское. Естественно, народу потребовалось, чтобы был построен храм.

Но совсем скоро сюда придет войско Емельяна Пугачева, в городе будет разрушена кирпичная фабрика, а также заводская контора и церковь.

Священник Алексий Симагин:

– Когда Пугачев отсюда ушел и восстание было подавлено, была вновь построена Димитриевская церковь с приделом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Но город рос, и в июле 1815 года мастеровые Воткинского завода просят о строительстве каменного храма. Стройка пойдет так быстро, что за первые пять лет освятят два боковых придела. А 25 апреля 1840 года в поселке Воткинск Сарапульского уезда Вятской губернии родился великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. Отец его, горный инженер Илья Петрович Чайковский, был начальником Воткинского завода.

Светлана Константиновна Морозова, главный хранитель Музея-усадьбы П.И. Чайковского:

– В этой комнате родились дети Чайковских, в том числе великий русский композитор Петр Ильич Чайковский, а свидетелем их рождения была икона Девы Марии. Запись о рождении Петра Ильича Чайковского была сделана в метрической книге Благовещенского собора, она хранилась там, а здесь копия свидетельства его рождения. Чайковские в 1837 году приехали в Воткинск, в 1838-м у них родился Николай, в 1840-м – Петр, в 1841-м – Сашенька, в 1843-м – Ипполит, то есть очень быстро этот дом наполнился детскими голосами.

Собор – ровесник Петра Ильича Чайковского; к 1840 году основные строительные работы были завершены. В течение восьми лет жизни маленького Пети собор был для него важнейшим после отчего дома зданием. По воскресеньям и большим православным праздникам юный композитор посещал его вместе с родителями.

Священник Алексий Симагин:

– Видимо, на его творчество очень повлияли те песнопения, которые исполнялись хором, в хоре было до 25 человек, потому что здесь была не просто молитвенность, а настоящее искусство (причем акустика этого собора очень неплохая).

Светлана Константиновна Морозова:

– Илья Петрович, начальник завода, играл на флейте, настоятель Благовещенского собора Василий Блинов на скрипке, управляющий заводом играл на интересном инструменте –гитаре в форме лиры; на виолончели – один из гвардейцев. Они разыгрывали квартеты, дуэты. Александра Андреевна хорошо играла на рояле, а также пела романсы.

Семью с храмом связывало и чудо – исцеление брата Чайковского Николая.

Светлана Константиновна Морозова:

– Эта трагическая история стала известна благодаря сохранившемуся письму Александры Андреевны своей сестре в Санкт-Петербург. Дело в том, что однажды Николай заболел, случилось это, как всегда, внезапно. Вдруг он стал невесел, у него резко поднялась температура,  Коленьке становилось все хуже и хуже.  Александра Андреевна бросилась, как была, в платье, не одевшись (а стояла зима), бежать к врачу. Ее догнала повозка, отправленная Ильей Петровичем, Александру Андреевну закутали в шубу, приехали к Тучемскому. (Сильвестр Федорович Тучемский (1792–1868) – первый доктор медицины и хирургии города Воткинска.) Он осмотрел ребенка, сказал, что это мозговая горячка и что он ничем помочь не может. Все в доме стали молиться, и тут родственница Ильи Петровича Надежда Тимофеевна Вальцева, которая очень часто бывала здесь в гостях, даже порой жила в этом доме и была очень набожной, сказала: «Давайте пошлем за отцом Василием и принесем сюда икону крестным ходом». Принесли ночью икону Владимирской Божией Матери и всю ночь до утра молились. Под утро икону понесли обратно в храм, только внесли в ворота, как прибежала служанка и сказала, что Коленька очнулся, молочка просит.

Возможно, именно история чудесного выздоровления старшего брата композитора привела к тому, что в крестные к Петру позвали Надежду Тимофеевну Вальцеву – тетушку, которая так хлопотала о здоровье старшего сына Чайковских.

Светлана Константиновна Морозова:

– А настоятель Благовещенского собора стал крестным отцом Петра Ильича. Такие были у него крестные родители.

Протоиерей Василий Блинов учил Николая и Петю «Закону Божьему» и так сдружился с начальником завода, что даже стал постоянным участником любительских концертов камерного ансамбля в доме Чайковских, играя на скрипке.

Алла Павловна Карпеева, ученый секретарь Музея истории и культуры г. Воткинска:

– Отец Василий (Василий Егорович Блинов), кто крестил Петра Ильича Чайковского, настоятель Благовещенского собора и один из его активных созидателей, был не только прекрасным пастырем. Это был человек, который увлекался историей, этнографией, собирал данные по истории Камско-Воткинского горного округа, и многие его материалы легли в основу дальнейших исследований по истории нашего края.

В Воткинске любили своих батюшек, особенно отца Николая Чернышева, который служил здесь с 1884 года.

Алла Павловна Карпеева:

– Отец Николай Чернышев, о котором мы многое знаем, был не только прекрасным пастырем, это был человек, которого действительно уважали в Воткинске. Вообще надо сказать, что мастеровые завода были очень уверенными в себе людьми, и заслужить их настоящее уважение было очень сложно. Сохранились воспоминания о том, что когда отец Николай шел со службы из Благовещенского собора в тот дом, где он жил (а это буквально два квартала отсюда, на Конторской улице), рабочие, мастера Воткинского завода выстраивались вдоль дороги, по которой он шел, и складывали руки для благословения. В те времена (это начало XX века) это дорогого стоило. Он преподавал «Закон Божий» в гимназиях, которые были в Воткинске, как в мужской, так и в женской. Поэтому на многих фотографиях, которые также хранятся в нашем музее, мы можем видеть наших гимназисток вместе с отцом Николаем. Никому из них неведомо было, какая судьба ожидает и отца Николая, и многих наших гимназисток.

Ижевско-Воткинское восстание 1918 года – трагедия, которая коснулась здесь каждой семьи. Большевики, захватив власть в городе после революции 1917 года, стали быстро терять свои позиции. Важно заметить, ижевские и воткинские рабочие это особый вид уральского пролетариата, квалифицированные и добросовестные сотрудники заводов, многие из них имели свое подсобное хозяйство, налаженный быт, поэтому лозунги большевиков не были им близки.

Алла Павловна Карпеева:

– Надо отметить, что в начале XX века средняя заработная плата мастерового завода составляла 61 рубль. Чтобы понимать, что это значит: примерно 5 рублей стоили золотые мужские часы, которые мы часто видим в кинофильмах или на старинных фотографиях. То есть человек зарабатывал достойную сумму. Воткинцы всегда изначально были люди патриотично настроенные;  работающие на оборонном предприятии получали достойную заработную плату, их ценило начальство, они себя чувствовали не винтиками в государственной огромной машине, а очень значимыми людьми. Для уральских рабочих характерно не только хорошее мастерство, но и безграничное терпение…

Когда в январе 1918-го в Воткинск прибыли матросы из Кронштадта, это были матросы-анархисты, они проходили по воткинским улицам и, к своему ужасу,  видели большие дома рабочих, во дворах у рабочих домашний скот. Когда они входили в дом, видели часы, красивые скатерти, нарядных женщин – хозяек этого дома. Это не рабочие, это буржуазия. И начинаются массовые выселения людей из тех домов, в которых они жили поколениями. Понимание того, что нужно бороться с этим, достигло своего апогея, и восстание вспыхивает сначала в Ижевске, а 17 августа 1918 года народное восстание началось  в Воткинске. Несколько месяцев Воткинск был в руках восставших, здесь была своя полиция, свои порядки, здесь очень строго следили за тем, чтобы не было никакого беспредела, выпускалась газета (она есть в фондах нашего музея). Но большевистское правительство не могло потерпеть того, чтобы в центре России, где находятся оружейные заводы (в Ижевске оружейный завод, в Воткинске завод),  снаряды находились бы в руках восставших.

На Урал стянули многочисленную армию большевиков, которая оттеснила восставших, но самое страшное случилось потом – в Воткинске начались расстрелы.  

Алла Павловна Карпеева:

– Именно тогда был арестован Николай Чернышев со своей дочерью Варенькой, вся вина которых была только в том, что отец Николай благословлял восставших на борьбу с большевиками, помогал раненым и окормлял раненых в госпиталях. Естественно, с оружием он нигде не выступал, он стремился нести добро даже в тех условиях, насколько это было возможно. Когда пришли его арестовывать, вместе с ним была его дочь Варвара, которая преподавала в Воткинской гимназии. Во-первых, был шок, во-вторых, она не хотела отпускать своего отца. У нас сохранились воспоминания, как она бросилась на шею батюшке, и разъединить отца и дочь было просто невозможно – так они вдвоем и были арестованы. Долгое время они находились в заключении и в  январе  были расстреляны в начале улицы Господской, там были поленницы дров, как раз в том месте, где Господская начиналась (теперь улица Чайковского).

Иеромонах Павел (Белокрылов), благочинный Воткинского округа:

– Расстреляли порядка 500 человек в Воткинске, верующие искали их тела и нашли только в апреле. Белая армия занимает город на небольшой период времени, их хоронят по полному чину как священника и дочку. Сейчас мощи находятся временно в Михайловском соборе, а потом, когда мы восстановим Благовещенский собор, где он был настоятелем, будет уже торжественное перенесение мощей в город Воткинск.

Собор вместимостью 5 000 человек был закрыт в 1929-м, а затем дом Божий стали разрушать и в переделанном здании открыли Дом культуры.

Священник Алексий Симагин:

– Варварское было отношение тех людей, кто занимался перестройкой этого собора.  Иконы, которые здесь еще сохранились, стали использовать в детском столярном училище как верстаки, на них строгали доски, некоторые шли в качестве дров, а иконы действительно были уникальные: и большие по размеру, и художественные по своему оформлению.

Вот так выглядела церковь в 2004 году перед началом реставрации, от прежнего храма нетронутыми остались только стены, все остальное пришлось возводить заново.

Священник Алексий Симагин:

– Мы видим своды трех нефов, купол – это все построено уже в 2000-е годы. В настоящий момент продолжается восстановление, но пока с очень великим трудом. Как он строился – не хватало на строительство денег, так и восстанавливается – денег тоже не хватает.

Храм строился на пожертвования заводчан, и, наверное, восстановлен он может быть только так же, всем миром, ведь Благовещенский собор – это визитная карточка города. На открытках, магнитиках вы найдете изображение этого храма, который стоит на берегу пруда, а напротив – усадьба Чайковских, где больше ста лет назад жил маленький мальчик, рассказавший нам историю «Лебединое озеро», о вечной борьбе добра и зла, о любви, которая сильнее смерти.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Пятница, 27 ноября: 23:45
  • Воскресенье, 29 ноября: 12:45

Анонс ближайшего выпуска

В 2005 году в забытое людьми село пришли первые трудники. Через три года здесь появилось электричество, а значит, стало возможным начинать большую стройку: возводить храм, келии... Через 15 лет, 20 ноября 2020 года, по решению Священного Синода, мужская монашеская община, действующая при приходе Тихвинской иконы Божией Матери урочища Паздеры, получила официальный статус мужского монастыря.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​