По святым местам. Благовещенский собор Воткинска

16 сентября 2020 г.

В этом храме был крещен великий композитор Петр Ильич Чайковский, а на рубеже XIX - XX веков здесь служил священномученик Николай Чернышев, убитый после Ижевско-Воткинского восстания против большевиков. Чтобы больше узнать о соборе и людях, связанных с ним, мы посетим также Музей-усадьбу П.И. Чайковского и Музей истории и культуры г. Воткинска. 

Программа «По святым местам» приветствует вас из Удмуртии. За моей спиной Воткинский пруд, увидеть который мы смогли благодаря тому, что поднялись на колокольню Благовещенского собора. В этом храме крестили композитора Петра Ильича Чайковского, но в истории церкви есть еще немало интересных фактов. О них наш сегодняшний рассказ.

Благовещенский собор – душа этого города, а его сердце – то, благодаря чему Воткинск начал свою жизнь. Это завод. В 1757 году граф Петр Шувалов получил разрешение императрицы Елизаветы на строительство Воткинского железоделательного завода, а через три года при заводе был и храм в честь святителя Димитрия Ростовского.

Священник Алексий Симагин, клирик Благовещенского кафедрального собора:

– Если мы возьмем карты XVIII века, Воткинск  там не найдем, а найдем село Дмитриевское. Естественно, народу потребовалось, чтобы был построен храм.

Но совсем скоро сюда придет войско Емельяна Пугачева, в городе будет разрушена кирпичная фабрика, а также заводская контора и церковь.

Священник Алексий Симагин:

– Когда Пугачев отсюда ушел и восстание было подавлено, была вновь построена Димитриевская церковь с приделом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Но город рос, и в июле 1815 года мастеровые Воткинского завода просят о строительстве каменного храма. Стройка пойдет так быстро, что за первые пять лет освятят два боковых придела. А 25 апреля 1840 года в поселке Воткинск Сарапульского уезда Вятской губернии родился великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. Отец его, горный инженер Илья Петрович Чайковский, был начальником Воткинского завода.

Светлана Константиновна Морозова, главный хранитель Музея-усадьбы П.И. Чайковского:

– В этой комнате родились дети Чайковских, в том числе великий русский композитор Петр Ильич Чайковский, а свидетелем их рождения была икона Девы Марии. Запись о рождении Петра Ильича Чайковского была сделана в метрической книге Благовещенского собора, она хранилась там, а здесь копия свидетельства его рождения. Чайковские в 1837 году приехали в Воткинск, в 1838-м у них родился Николай, в 1840-м – Петр, в 1841-м – Сашенька, в 1843-м – Ипполит, то есть очень быстро этот дом наполнился детскими голосами.

Собор – ровесник Петра Ильича Чайковского; к 1840 году основные строительные работы были завершены. В течение восьми лет жизни маленького Пети собор был для него важнейшим после отчего дома зданием. По воскресеньям и большим православным праздникам юный композитор посещал его вместе с родителями.

Священник Алексий Симагин:

– Видимо, на его творчество очень повлияли те песнопения, которые исполнялись хором, в хоре было до 25 человек, потому что здесь была не просто молитвенность, а настоящее искусство (причем акустика этого собора очень неплохая).

Светлана Константиновна Морозова:

– Илья Петрович, начальник завода, играл на флейте, настоятель Благовещенского собора Василий Блинов на скрипке, управляющий заводом играл на интересном инструменте –гитаре в форме лиры; на виолончели – один из гвардейцев. Они разыгрывали квартеты, дуэты. Александра Андреевна хорошо играла на рояле, а также пела романсы.

Семью с храмом связывало и чудо – исцеление брата Чайковского Николая.

Светлана Константиновна Морозова:

– Эта трагическая история стала известна благодаря сохранившемуся письму Александры Андреевны своей сестре в Санкт-Петербург. Дело в том, что однажды Николай заболел, случилось это, как всегда, внезапно. Вдруг он стал невесел, у него резко поднялась температура,  Коленьке становилось все хуже и хуже.  Александра Андреевна бросилась, как была, в платье, не одевшись (а стояла зима), бежать к врачу. Ее догнала повозка, отправленная Ильей Петровичем, Александру Андреевну закутали в шубу, приехали к Тучемскому. (Сильвестр Федорович Тучемский (1792–1868) – первый доктор медицины и хирургии города Воткинска.) Он осмотрел ребенка, сказал, что это мозговая горячка и что он ничем помочь не может. Все в доме стали молиться, и тут родственница Ильи Петровича Надежда Тимофеевна Вальцева, которая очень часто бывала здесь в гостях, даже порой жила в этом доме и была очень набожной, сказала: «Давайте пошлем за отцом Василием и принесем сюда икону крестным ходом». Принесли ночью икону Владимирской Божией Матери и всю ночь до утра молились. Под утро икону понесли обратно в храм, только внесли в ворота, как прибежала служанка и сказала, что Коленька очнулся, молочка просит.

Возможно, именно история чудесного выздоровления старшего брата композитора привела к тому, что в крестные к Петру позвали Надежду Тимофеевну Вальцеву – тетушку, которая так хлопотала о здоровье старшего сына Чайковских.

Светлана Константиновна Морозова:

– А настоятель Благовещенского собора стал крестным отцом Петра Ильича. Такие были у него крестные родители.

Протоиерей Василий Блинов учил Николая и Петю «Закону Божьему» и так сдружился с начальником завода, что даже стал постоянным участником любительских концертов камерного ансамбля в доме Чайковских, играя на скрипке.

Алла Павловна Карпеева, ученый секретарь Музея истории и культуры г. Воткинска:

– Отец Василий (Василий Егорович Блинов), кто крестил Петра Ильича Чайковского, настоятель Благовещенского собора и один из его активных созидателей, был не только прекрасным пастырем. Это был человек, который увлекался историей, этнографией, собирал данные по истории Камско-Воткинского горного округа, и многие его материалы легли в основу дальнейших исследований по истории нашего края.

В Воткинске любили своих батюшек, особенно отца Николая Чернышева, который служил здесь с 1884 года.

Алла Павловна Карпеева:

– Отец Николай Чернышев, о котором мы многое знаем, был не только прекрасным пастырем, это был человек, которого действительно уважали в Воткинске. Вообще надо сказать, что мастеровые завода были очень уверенными в себе людьми, и заслужить их настоящее уважение было очень сложно. Сохранились воспоминания о том, что когда отец Николай шел со службы из Благовещенского собора в тот дом, где он жил (а это буквально два квартала отсюда, на Конторской улице), рабочие, мастера Воткинского завода выстраивались вдоль дороги, по которой он шел, и складывали руки для благословения. В те времена (это начало XX века) это дорогого стоило. Он преподавал «Закон Божий» в гимназиях, которые были в Воткинске, как в мужской, так и в женской. Поэтому на многих фотографиях, которые также хранятся в нашем музее, мы можем видеть наших гимназисток вместе с отцом Николаем. Никому из них неведомо было, какая судьба ожидает и отца Николая, и многих наших гимназисток.

Ижевско-Воткинское восстание 1918 года – трагедия, которая коснулась здесь каждой семьи. Большевики, захватив власть в городе после революции 1917 года, стали быстро терять свои позиции. Важно заметить, ижевские и воткинские рабочие это особый вид уральского пролетариата, квалифицированные и добросовестные сотрудники заводов, многие из них имели свое подсобное хозяйство, налаженный быт, поэтому лозунги большевиков не были им близки.

Алла Павловна Карпеева:

– Надо отметить, что в начале XX века средняя заработная плата мастерового завода составляла 61 рубль. Чтобы понимать, что это значит: примерно 5 рублей стоили золотые мужские часы, которые мы часто видим в кинофильмах или на старинных фотографиях. То есть человек зарабатывал достойную сумму. Воткинцы всегда изначально были люди патриотично настроенные;  работающие на оборонном предприятии получали достойную заработную плату, их ценило начальство, они себя чувствовали не винтиками в государственной огромной машине, а очень значимыми людьми. Для уральских рабочих характерно не только хорошее мастерство, но и безграничное терпение…

Когда в январе 1918-го в Воткинск прибыли матросы из Кронштадта, это были матросы-анархисты, они проходили по воткинским улицам и, к своему ужасу,  видели большие дома рабочих, во дворах у рабочих домашний скот. Когда они входили в дом, видели часы, красивые скатерти, нарядных женщин – хозяек этого дома. Это не рабочие, это буржуазия. И начинаются массовые выселения людей из тех домов, в которых они жили поколениями. Понимание того, что нужно бороться с этим, достигло своего апогея, и восстание вспыхивает сначала в Ижевске, а 17 августа 1918 года народное восстание началось  в Воткинске. Несколько месяцев Воткинск был в руках восставших, здесь была своя полиция, свои порядки, здесь очень строго следили за тем, чтобы не было никакого беспредела, выпускалась газета (она есть в фондах нашего музея). Но большевистское правительство не могло потерпеть того, чтобы в центре России, где находятся оружейные заводы (в Ижевске оружейный завод, в Воткинске завод),  снаряды находились бы в руках восставших.

На Урал стянули многочисленную армию большевиков, которая оттеснила восставших, но самое страшное случилось потом – в Воткинске начались расстрелы.  

Алла Павловна Карпеева:

– Именно тогда был арестован Николай Чернышев со своей дочерью Варенькой, вся вина которых была только в том, что отец Николай благословлял восставших на борьбу с большевиками, помогал раненым и окормлял раненых в госпиталях. Естественно, с оружием он нигде не выступал, он стремился нести добро даже в тех условиях, насколько это было возможно. Когда пришли его арестовывать, вместе с ним была его дочь Варвара, которая преподавала в Воткинской гимназии. Во-первых, был шок, во-вторых, она не хотела отпускать своего отца. У нас сохранились воспоминания, как она бросилась на шею батюшке, и разъединить отца и дочь было просто невозможно – так они вдвоем и были арестованы. Долгое время они находились в заключении и в  январе  были расстреляны в начале улицы Господской, там были поленницы дров, как раз в том месте, где Господская начиналась (теперь улица Чайковского).

Иеромонах Павел (Белокрылов), благочинный Воткинского округа:

– Расстреляли порядка 500 человек в Воткинске, верующие искали их тела и нашли только в апреле. Белая армия занимает город на небольшой период времени, их хоронят по полному чину как священника и дочку. Сейчас мощи находятся временно в Михайловском соборе, а потом, когда мы восстановим Благовещенский собор, где он был настоятелем, будет уже торжественное перенесение мощей в город Воткинск.

Собор вместимостью 5 000 человек был закрыт в 1929-м, а затем дом Божий стали разрушать и в переделанном здании открыли Дом культуры.

Священник Алексий Симагин:

– Варварское было отношение тех людей, кто занимался перестройкой этого собора.  Иконы, которые здесь еще сохранились, стали использовать в детском столярном училище как верстаки, на них строгали доски, некоторые шли в качестве дров, а иконы действительно были уникальные: и большие по размеру, и художественные по своему оформлению.

Вот так выглядела церковь в 2004 году перед началом реставрации, от прежнего храма нетронутыми остались только стены, все остальное пришлось возводить заново.

Священник Алексий Симагин:

– Мы видим своды трех нефов, купол – это все построено уже в 2000-е годы. В настоящий момент продолжается восстановление, но пока с очень великим трудом. Как он строился – не хватало на строительство денег, так и восстанавливается – денег тоже не хватает.

Храм строился на пожертвования заводчан, и, наверное, восстановлен он может быть только так же, всем миром, ведь Благовещенский собор – это визитная карточка города. На открытках, магнитиках вы найдете изображение этого храма, который стоит на берегу пруда, а напротив – усадьба Чайковских, где больше ста лет назад жил маленький мальчик, рассказавший нам историю «Лебединое озеро», о вечной борьбе добра и зла, о любви, которая сильнее смерти.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 24 апреля: 09:15
  • Четверг, 25 апреля: 15:15
  • Четверг, 25 апреля: 17:35

Анонс ближайшего выпуска

Покровский храм Камня-на-Оби начал свою историю в конце 40-х годов прошлого века. Тогда это был один из немногих православных храмов Алтая. В церкви находится святыня - образ святителя Николая Чудотворца. Эта икона рубленая: один богоборец ударил ее несколько раз топором. А еще эта икона чудотворная, по молитвам перед ней совершались исцеления.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать