По святым местам. Благовещенский мужской монастырь, г. Муром

24 июня 2020 г.

Здесь пребывают мощи крестителей Муромской земли - благоверных князей Константина и сыновей его, Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев. Внутреннее убранство главного храма святой обители дошло до нас практически неизменным, богослужение здесь почти не прекращалось. В 1946 году здесь служил иеромонах Пимен, впоследствии - патриарх Московский и всея Руси. 

Программа «По святым местам» приветствует вас из Мурома. Это один из древнейших городов России, он упоминается еще в «Повести временных лет». Правда, тогда, в IX веке, местные жители были язычниками. Крестил их благоверный князь Константин, который прибыл на Муромскую землю в XI столетии.

Владимир Яковлевич Чернышев, кандидат исторических наук:

– Когда князь приезжает сюда, он сталкивается с тем, что муромцы не желают добровольно отказываться от веры своих предков. Дело в том, что долгое время город Муром находился на территории, где проживали представители угро-финнского племени Мýрома (или Муромá). Кстати, именно от этого племени город получил свое название – Муром. Племя было не славянским, они долгое время придерживались своих древних языческих верований. То есть здесь христианство появилось сравнительно поздно, нежели в других областях нашей страны.

Константин Святославович, по преданию, был внуком благоверного князя Ярослава Мудрого и правнуком равноапостольного князя Владимира.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Князь не хотел поднимать оружие, чтобы силой подчинить жителей города Мурома; он хотел, чтобы муромцы приняли веру осознанно, добровольно, без принуждения. По преданию, князь Константин посылает жителям города Мурома своего сына – мальчика по имени Михаил. Муромцы встречают его очень враждебно – в их глазах это представитель чуждой власти. Властью, конечно, никто не хотел делиться. По этой причине, как мы знаем из жития князя Константина, муромцы убивают его сына. Фактически его можно назвать одним из первых муромских мучеников, пострадавших за веру.

Любопытно, что, узнав о смерти своего сына, Константин ведет себя очень необычно для того периода времени. Раньше был обычай кровной мести: око за око, зуб за зуб. Муромцы были уверены, что князь Константин будет мстить за смерть своего сына, но Константин ведет себя как истинный христианин – он муромцев прощает. Своим поведением он хочет показать, что христианство – религия мира, любви, добра, но не насилия. Именно поэтому князь приходит со своей семьей, окружением, боярами на эту территорию. Ныне здесь находится Благовещенский монастырь, а в древних документах эта территория имела любопытное наименование – «Старое вышнее городище». Это был укрепленный двор, где проживал князь со своей семьей. По преданию, по приказу князя именно здесь строится небольшая деревянная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Муромцы меж тем продолжают протестовать. И вот однажды толпа ярых язычников, недовольная князем, подступила к его дому, грозя ему смертью.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Видя их намерения, князь тем не менее на них оружие не поднимает. Он мог бы силой муромцев покорить – у него была дружина с воинством. Но в житии мы читаем, что князь запирается на всю ночь в деревянном храме и молится перед иконой Божией Матери, которую потом мы будем называть Муромской. По преданию, князь услышал глас свыше, который ему сообщил следующее: «Не бойся, Константине, Аз есмь с тобой» (то есть продолжай начатое тобой богоугодное дело).

Ободренный князь берет в руки икону, выходит к муромцам. По преданию, икона просияла паче солнца, то есть от иконы пошел Божественный свет, сияние. Видя все это, муромцы в страхе и ужасе падают ниц, говорят: «Мы желаем принять крещение».

В 1097 году в озере Кстово были крещены муромляне. В 1129 году князь Константин скончался и был погребен в церкви Благовещения рядом с сыновьями Михаилом и Феодором.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Такой любопытный момент. Когда во времена Ивана Грозного рыли фундамент под ныне существующую церковь, были обнаружены мощи, то есть нетленные костные останки князя Константина и его сыновей Михаила и Феодора. То есть когда князь Константин скончался, он был похоронен при церкви (это было в порядке вещей). И при строительстве нового храма в середине XVI столетия были обнаружены их мощи. Незадолго до этого периода времени в Москве был церковный Собор при митрополите Макарии, который как раз канонизировал всех муромских святых. Это Петр и Феврония, князья Константин, Михаил, Феодор. То есть с середины XVI века они почитаются всей нашей Русской Православной Церковью.

Также рядом была похоронена и супруга князя – благоверная княгиня Ирина. Ее образ с внуком на руках, младенцем Федором Федоровичем, местночтимым святым, можно увидеть в приделе Иоанна Богослова храма Благовещения Пресвятой Богородицы.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– В июле 1552 года в город Муром приходит Иван Грозный. Цель его была – поход на Казань. По преданию, Иван Грозный дает обет: «Если я успешно завоюю Казань, то в знак благодарности построю в городе Муроме каменные храмы, монастыри». Мы с вами находимся на территории обетного храма периода Ивана Грозного. То есть храм был сооружен после успешного взятия Казани (это примерно 50-годы XVI столетия). К сожалению, от XVI века остался только подклет – нижняя часть храма, то, что ниже окон; все, что выше, – было перестроено в VII столетии.

Это связано с тем, что в период Смутного времени на Муром нападали поляки, которые грабили храмы и монастыри. От того времени до нас дошли только царские врата, образ Благовещения и икона Николая Чудотворца. Возможно, перед этими святынями молился царь Иван Грозный. Все остальное, что вы здесь видите, относится к более поздним временам.  Основное здание церкви во второй половине XVII века построил купец Тарасий Цветнов. Территория Благовещенского монастыря небольшая, вокруг нее – стена, в которой есть надвратный храм (тоже XVII века), посвященный архидиакону Стефану.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Там была церковная ризница, где хранили грамоты, документы, облачения церковнослужителей. Поскольку это был монастырь, рядышком находится братский корпус. Братии монастыря много никогда не было: по документам в середине XVII столетия проживало не больше 25 человек, в XVIII–XIX веках число постоянно менялось, незадолго до революции в монастыре проживало примерно 13–15 человек.

В 1812 году на нашу страну напал Наполеон. Москва горела, и из нее спасали святыни. В этом храме нашли приют чудотворные иконы Божией Матери Владимирская и Иверская, привезенные из столицы.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Также не менее почитается у нас икона святых Петра и Февронии. Именно эта икона с XVIII столетия находилась при раке с мощами муромских святых. В настоящее время мощи передали в Троицкую обитель, было принято решение икону оставить здесь. Для верующих имеется возможность приложиться к частичкам мощей, которые тоже присутствуют при этом образе.

Сразу после революции монастырь закрывают, а братию выгоняют из святой обители.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– В советское время (я работал в архивах, изучал документы) территория имела любопытное наименование – Рабочий городок имени 15-го МЮДа. Аббревиатура МЮД – это международный юношеский день; советский праздник. То есть во всех корпусах, которые мы видим на территории обители, селились обычные жители города Мурома, трудящиеся местных фабрик, заводов, предприятий – очень остро стоял жилищный вопрос.

Видите сколы на памятниках? Это в 20-е годы жильцы пытались уничтожить мемориал. «"Ваш прах лежит второй за алтарем", – сказал мне краевед Золотарев». Это строки из поэмы Андрея Вознесенского. А посвятил он эту поэму своему прапрапрадеду, архимандриту Алексию (Полисадову). Дело в том, что отец Алексий служил именно в этом Благовещенском монастыре Мурома.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Прямо перед нами находится скромненький небольшой памятник – здесь покоится прах архимандрита Благовещенского монастыря Алексия (Полисадова). Мы знаем, что Полисадов служил священником в селе Шиморское (это на противоположном берегу реки Оки, недалеко от города Мурома). Также он занимался с крестьянскими детьми, совершенно безвозмездно учил их читать, писать. Кроме того, Полисадов прославился тем, что одновременно занимался наукой этнографией – он собирал словарь говоров села Шиморское. То есть он был не узко замкнутым в церковной жизни, но весьма прогрессивным человеком для своего периода времени.

Удивительно, что даже после закрытия святой обители сам храм оставался действующим.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Это единственный храм города Мурома, где сохранился уникальный родной (подчеркиваю – родной) иконостас; он имеет точную дату – 1799 год, то есть это конец XVIII века. В других храмах и монастырях нашего города в настоящее время тоже красивые иконостасы, но это оригинальный иконостас.

В мае 1923 года вскрывают мощи муромских святых. В рамках антирелигиозной кампании их переносят в музей.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Я в свое время общался со старожилами, они рассказывали такой любопытный момент. Поскольку старые жители были воспитаны в православных традициях, они ходили в музей в качестве обычных посетителей, и пока начальство музея не видело, им тихонечко разрешали к мощам прикладываться. То есть традиции сохранялись долгий период времени.

В 1927 году закрылась Дивеевская обитель, и сестры переселились сюда.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Духовные связи между Муромом и Дивеево сохранялись. Дивеевские монахини трудились в храме, пели на клиросе, убирались, пекли просфоры; таким образом, они органично влились в духовную жизнь города Мурома.

В 1939 году власти принимают решение закрыть последний городской храм. Планировали устроить здесь музей, но этому помешала война. Церковь находилась под замком, что в итоге и спасло ее от поругания и разрушения. Через два года церковь вновь открыли, уже как приходскую. В 1945–1946 годах здесь служил иеромонах Пимен, будущий Патриарх Московский и всея Руси. До 1991 года эта церковь оставалась единственной действующей в Муроме.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Чтобы попасть на первое богослужение, люди приходили за час-два до начала службы и в прямом смысле слова занимали очередь, потому что все желающие в храм войти не могли. Сюда приезжали не только жители города Мурома, но и окрестные крестьяне из ближайших сел и деревень, потому что очень много церквей было закрыто.

В 1989 году верующим вернули мощи всех муромских святых: Иулиании Лазаревской, чудотворцев Константина, Михаила и Феодора, супругов Петра и Февронии Муромских. Все святыни стали пребывать в храме Благовещения.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Из всех наших Муромских святых именно крестители города Мурома – князь Константин, Михаил и Феодор – до революции в условной духовной иерархии негласно занимали ведущее место. В наше время Петр и Феврония выходят как бы в первый ряд.

В 1991 году было принято решение о возрождении обители. Но пришедшим в монастырь монахам было даже негде жить.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Я помню то время. В качестве очевидца могу сказать, что первое время монахи жили в подвале, в подклете. Это было совершенно неприспособленное помещение – темное, сырое, неудобное; там нужно было проводить ремонт. Поэтому все 90-е годы монастырь вел такой суровый образ жизни. Это завершилось тем, что к концу 90-х годов, когда последние жители покинули территорию Благовещенского мужского монастыря, вся территория была передана обители, и с этого периода можно было развернуть планомерную работу, направленную на его восстановление.

В наши дни продолжают чтить память святых подвижников монастыря прошлого. Иеромонах Аполлоний скончался в 1914 году. И при жизни, и после смерти местные жители очень почитали старца, и уже в наше время над его могилой была построена вот эта часовня.

«В Суздале да в Муроме Богу помолиться» – так говорили до революции. Наверное, эта поговорка вновь становится актуальной. Возродился старинный монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы, сохранился древний иконостас, пребывают в храме мощи крестителей Мурома.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Пятница, 27 ноября: 23:45
  • Воскресенье, 29 ноября: 12:45

Анонс ближайшего выпуска

В 2005 году в забытое людьми село пришли первые трудники. Через три года здесь появилось электричество, а значит, стало возможным начинать большую стройку: возводить храм, келии... Через 15 лет, 20 ноября 2020 года, по решению Священного Синода, мужская монашеская община, действующая при приходе Тихвинской иконы Божией Матери урочища Паздеры, получила официальный статус мужского монастыря.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​