Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Архимандрит Василий:
– Герман был подвижник, настоящий опытный монах, жил аскетической жизнью, и под его прошение Иван Грозный подписал указ об основании этого монастыря. Но, к сожалению, после этого Герман долго здесь не прожил – его позвали в Москву стать митрополитом Московским.
Еще не став митрополитом, святитель Герман призывал царя Ивана IV к покаянию и требовал отмены опричнины. Грозный царь прогнал святителя и, как считают некоторые историки, угодник Божий был убит опричниками, но дело его продолжало жить – в святой обители в Чебоксарах один за другим появлялись храмы. Долгое время с самого основания святой обители храмы здесь были деревянными, но в XVIII в. их начинают перестраивать уже в камне. Так, например, совсем недалеко от монастыря стояла приходская Вознесенская церковь. Некоторые историки считают, что в ней в младенчестве был крещен Василий Чапаев; так это или нет, сказать сложно, но известно доподлинно, что храмов в Чебоксарах было очень много.
Так много, что и в XVIII, и в XIX вв. именно силуэты храмов определяли облик города, но к началу Великой Отечественной войны в Чебоксарах были закрыты, переоборудованы или снесены все церкви... В память о том самом Вознесенском храме монастырь установил часовню-сень. Этот сквер построен трудами нынешнего наместника обители архимандрита Василия (Паскье).
Архимандрит Василий:
– Я пришел в готовый монастырь, даже грубый ремонт был уже сделан, а мне надо было просто поправлять какие-то вещи, которые не успели сделать, но основное – украшение.
Отец Василий родом из Западной Франции, он родился в глубоко верующей католической семье. Как же пришел в православие?
Архимандрит Василий:
– Объяснения нет. Воля Божия. У меня было желание давно принять православие, я родился в католической семье, мама была достаточно религиозная, нас воспитывали в молитве перед обедом, после обеда, вечерних молитвах.
Еще до принятия православия отец Василий служил в монастыре Иоанна Предтечи в пустыне в Иерусалиме и встречал много архиереев Русской Православной Церкви, в том числе и владыку Варнаву, главу Чебоксарской и Чувашской епархии. Архипастырь наставил иеродиакона Василия на путь истинный и помог принять твердое решение. Так батюшка стал сначала православным, а потом жителем Чувашии. Сейчас он помогает другим монахам найти путь ко Христу.
Архимандрит Василий:
– И привносить в этот монастырь именно монашеский характер; у меня в этом году 41 год монашеской жизни. Жил в Палестине, в Египте, видел разные монастыри, имел свое представление о монастырях и хотел, чтобы монастырь был монастырем, ведь мы здесь в центре города (это очень неприятно), и надо укрепить монашеский дух каждого брата, чтобы не сбежали, не впали в уныние. Мне самому иногда это тяжело, особенно когда большие праздники, когда люди идут на пляж (около стен монастыря настоящий пляж). Действительно, мы живем как в осаде, а в осаде должен быть только крепкий монах.
В святой обители пребывает редчайший памятник церковного искусства XVI в.: чебоксарский резной образ Николы Можайского. Существовало предание, что этот образ первоначально находился в девичьем Никольском монастыре и после его упразднения был передан в Свято-Троицкую обитель.
Архимандрит Василий:
– В женском монастыре, может быть, этот образ был где-то над воротами, потому что в древнем кремле Чебоксар на воротах был святитель Николай, но сведений мало, это предположение.
В прошлых веках к этому образу приходили для решения судебных вопросов. Боясь гнева святителя, люди не могли сказать неправду перед его святым образом, поэтому виновные всегда признавались в содеянном, а тот, кто был прав, безо всяких волокит получал что ему положено.
Архимандрит Василий:
– В советский период, когда забрали наш образ (он был в подвале какого-то музея в Москве), жители говорили, что Николай в темнице. Образ вернулся в 1996 г., когда Святейший Алексий II приезжал в Чебоксары.
Сейчас в святой обители сделана точная резная копия святыни. Ее автор художник Сергей Кадикин крестился во взрослом возрасте и работал трудником в монастыре.
Галина Кадикина-Вернер, художник-моменталист, дочь художника С. Кадикина:
– Это наша последняя совместная работа с Сергеем Николаевичем Кадикиным; делали мы ее в январе 2011 г., а в апреле его не стало. Он здесь трудничал, столярничал, делал киоты (наверное, 2000 досок и киотов в год), и резная скульптура – его отдушина. Он мыслил в трехмерном объеме в православном искусстве и искал эти образы. Мы вместе ездили в Новгород и в Переславль. Эту работу расписали за 10 дней: папа все подготовил, и мы вдвоем сделали. Естественно, все краски закончились сразу – я не ожидала, что это такой объем: он же круглый, на несколько слоев краски надо было все покрыть…
А если паломникам или туристам удастся пройти в монастырь через северные ворота, то вы практически повторите путь Екатерины II. В 1767 г. императрица путешествовала из Твери в Симбирск по Волге и почтила своим визитом Свято-Троицкий монастырь. И святая обитель, и сам город произвели на нее хорошее впечатление: об этом мы можем судить по письмам государыни. Сегодняшним гостям города монастырь, стоящий на берегу Чебоксарского залива, открывается во всей своей красоте. Но это в наши дни, а побывай вы в Чебоксарах в начале 1990-х гг., с трудом бы узнали в разрушенных зданиях нынешний монастырь.
Митрополит Савватий, Чебоксарский и Чувашский:
– Очень интересные времена... Мне было без малого 25 лет, когда меня назначили наместником Свято-Троицкого мужского монастыря. Сейчас смотрю с высоты своего возраста: что 25-летний мог? Тогда, может быть, время предписывало раньше взрослеть. Будучи в своем возрасте, я бы начал думать, как я буду его восстанавливать: я основ строительства практически не знал, если не считать того, что помогал родителям при строительстве дома. Что я буду восстанавливать? Каким образом? Но, видимо, такой молодежный задор, и с Божией помощью все сложилось так, что после того как меня утвердили наместником, у нас в монастыре сразу же появились первые насельники. Только получил указ, и тут приходят два молодых человека: «Батюшка, мы пришли благословиться, мы идем в Псково-Печерский монастырь пешком, там спасаться». Я говорю: «Ребята, а вы знаете, что это очень далеко?». – «Да, знаем, мы сначала хотели в Иерусалим пешком пойти (сразу видно – неофиты), но решили идти в Псково-Печерский монастырь». Я говорю: «Ребята, у нас здесь монастырь открывается, я наместник этого монастыря. Зачем вам уходить в Псково-Печерский монастырь? Давайте мы вместе с вами начнем восстанавливать этот монастырь…»
Тогда здесь был пригоден для жизни только один старинный игуменский корпус.
Митрополит Савватий:
– Я съездил домой, привез матрасы, подушки, что-то еще… Переночевали первую ночь, принялись восстанавливать монастырь. Начали с порослей вокруг молодого клена, я ребятам раздал топоры, смотрю, и отец Феодосий, и отец Мануил (тогда Максим с Антоном) даже в руках топоры не держали никогда и не знают, как рубить. Начали потихонечку, все пошло, потом и люди начали приходить, помогать.
Возвращаясь к Чебоксарскому заливу, скажем, что сейчас это одно из красивейших мест столицы Чувашии. Тогда же в некоторых местах здесь были кучи песка и гравия.
Митрополит Савватий:
– Помню, и бабушки, и молодые люди, и девушки карабкались по этим горам, шли с остановкой, чтобы помогать. Приходили, переодевались в рабочую одежду… Мы нашли на первое время повара, начали готовить и приводить в порядок территорию, и как-то все само собой потихонечку пошло.
Летом 1996 г. подняли первый колокол в 59 пудов на вновь отстроенную колокольню. В том же году при посещении Чебоксарской Чувашской епархии в монастырь приехал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Его Святейшество молился в Троицком соборе и возвел наместника обители в сан архимандрита.
Митрополит Савватий:
– Свято-Троицкий монастырь занял свое достойное место. Это не потому, что это мое детище, этот монастырь своего рода жемчужина нашего Чувашского края – там находится святыня, живет достойная братия, и слава Богу, что нашелся и достойный преемник в лице отца Василия.
У этого монастыря есть два подворья, где тоже трудится братия, у них свои прихожане, которые не забыли монастырь, некоторые из них ходят с 1993 или с 1994 года по сей день. Когда я приезжаю в монастырь, конечно, стараюсь приложиться и к иконе Божией Матери «Иверская»; и обязательно – к святителю Николаю Чудотворцу.
Приезжайте и вы в монастырь помолиться у святынь и узнать историю одного из старейших уголков православия на земле Чувашии.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Благая часть. 20 апреля 2024
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 3
Канон. Оперная певица Светлана Феодулова. Часть 2
Благие вести. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!