По святым местам. Чебоксарский Свято-Троицкий мужской монастырь

17 ноября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Чебоксарский Свято-Троицкий мужской монастырь был основан в 1566 году на берегу Волги. Как с обителью связаны святой Герман Казанский и императрица Екатерина Вторая узнают зрители программы. Также в программе можно увидеть чувашский резной образ Николы Можайского и познакомиться с наместником монастыря - архимандритом Василием (Паскье), родившимся во Франции, жившим в Иерусалиме, но выбравшим местом своего служения Чувашию. 

Мы в городе Чебоксары. Более 450 лет назад земля Чувашии вошла в состав Российского государства; было это при Иване Грозном, и тогда государь повелел построить не только город-крепость, но и  монастырь. Чебоксарский Свято-Троицкий мужской монастырь был основан в 1566 г. на берегу Волги. Цели святой обители были миссионерские: для проповеди православия среди народов Поволжья в Чувашию еще в середине XVI в. прибыл святитель Гурий Казанский с учениками и сподвижниками архимандритами Германом и Варсонофием… Мы расскажем о монастыре, о том, как с ним связана   и императрица Екатерина Вторая, покажем резной образ Николы Можайского и познакомимся с наместником монастыря  архимандритом Василием (Паскье), родившимся во Франции, жившим в Иерусалиме, но выбравшим местом своего служения Чувашию.

Архимандрит Василий:

– Герман был подвижник, настоящий опытный монах, жил аскетической жизнью, и под его прошение Иван Грозный подписал указ об основании этого монастыря. Но, к сожалению, после этого Герман долго здесь не прожил – его позвали в Москву стать митрополитом Московским.

Еще не став митрополитом, святитель Герман  призывал царя Ивана IV к покаянию и требовал отмены опричнины. Грозный царь прогнал святителя и, как считают некоторые историки, угодник Божий был убит опричниками, но дело его продолжало жить – в святой обители в Чебоксарах один за другим появлялись храмы. Долгое время с самого основания святой обители храмы здесь были деревянными, но в XVIII в. их начинают перестраивать уже в камне. Так, например, совсем недалеко от монастыря стояла приходская Вознесенская церковь. Некоторые историки считают, что в ней в младенчестве был крещен Василий Чапаев; так это или нет, сказать сложно, но известно доподлинно, что храмов в Чебоксарах было очень много.

Так много, что и в XVIII, и в XIX вв. именно силуэты храмов определяли облик города, но к началу Великой Отечественной войны в Чебоксарах были закрыты, переоборудованы или снесены все церкви... В память о том самом Вознесенском храме монастырь установил часовню-сень. Этот сквер построен трудами нынешнего наместника обители архимандрита Василия (Паскье).

Архимандрит Василий:

– Я пришел в готовый монастырь, даже грубый ремонт был уже сделан, а мне надо было просто поправлять какие-то вещи, которые не успели сделать, но основное – украшение.

Отец Василий родом из Западной Франции, он родился в глубоко верующей католической семье. Как же пришел в православие?

Архимандрит Василий:

– Объяснения нет. Воля Божия. У меня было желание давно принять православие, я родился в католической семье, мама была достаточно религиозная, нас воспитывали в молитве перед обедом, после обеда, вечерних молитвах.

Еще до принятия православия отец Василий служил в монастыре Иоанна Предтечи в пустыне в Иерусалиме и встречал много архиереев Русской Православной Церкви, в том числе и владыку Варнаву, главу Чебоксарской и Чувашской епархии. Архипастырь наставил иеродиакона Василия на путь истинный и помог принять твердое решение. Так батюшка стал сначала православным, а потом жителем Чувашии. Сейчас он помогает другим монахам найти путь ко Христу.

Архимандрит Василий:

– И привносить в этот монастырь именно монашеский характер;  у меня в этом году 41 год монашеской жизни. Жил в Палестине, в Египте, видел разные монастыри, имел свое представление о монастырях и хотел, чтобы монастырь был монастырем, ведь мы здесь в центре города (это очень неприятно), и надо укрепить монашеский дух каждого брата, чтобы не сбежали, не впали в уныние. Мне самому иногда это тяжело, особенно когда большие праздники, когда люди идут на пляж (около стен монастыря настоящий пляж). Действительно, мы живем как в осаде, а в осаде должен быть только крепкий монах.

В святой обители пребывает редчайший памятник церковного искусства XVI в.: чебоксарский резной образ Николы Можайского. Существовало предание, что этот образ первоначально находился в девичьем Никольском монастыре и после его упразднения был передан в Свято-Троицкую обитель.

Архимандрит Василий:

– В женском монастыре, может быть, этот образ был где-то над воротами, потому что в древнем кремле Чебоксар на воротах был святитель Николай, но сведений мало, это предположение.

В прошлых веках к этому образу приходили для решения судебных вопросов. Боясь гнева святителя, люди не могли сказать неправду перед его святым образом, поэтому виновные всегда признавались в содеянном, а тот, кто был прав, безо всяких волокит получал что ему положено.

Архимандрит Василий:

– В советский период, когда забрали наш образ (он был в подвале какого-то музея в Москве), жители говорили, что Николай в темнице. Образ вернулся в 1996 г., когда Святейший Алексий II приезжал в Чебоксары.

Сейчас в святой обители сделана точная резная копия святыни. Ее автор художник Сергей Кадикин крестился во взрослом возрасте и работал трудником в монастыре.

Галина Кадикина-Вернер, художник-моменталист, дочь художника С. Кадикина:

– Это наша последняя совместная работа с Сергеем Николаевичем Кадикиным; делали мы ее в январе 2011 г., а в апреле его не стало. Он здесь трудничал, столярничал, делал киоты (наверное, 2000 досок и киотов в год), и резная скульптура – его отдушина. Он мыслил в трехмерном объеме в православном искусстве и искал эти образы. Мы вместе ездили в Новгород и в Переславль. Эту работу расписали за 10 дней: папа все подготовил, и мы вдвоем сделали. Естественно, все краски закончились сразу – я не ожидала, что это такой объем: он же круглый, на несколько слоев краски надо было все покрыть…

А если паломникам или туристам удастся пройти в монастырь через северные ворота, то вы практически повторите путь Екатерины II. В 1767 г. императрица путешествовала из Твери в Симбирск по Волге и почтила своим визитом Свято-Троицкий монастырь. И святая обитель, и сам город  произвели на нее хорошее впечатление: об этом мы можем судить по письмам государыни. Сегодняшним гостям города монастырь, стоящий на берегу Чебоксарского залива, открывается во всей своей красоте. Но это в наши дни, а побывай вы в Чебоксарах в начале 1990-х гг., с трудом бы узнали в разрушенных зданиях нынешний монастырь.

Митрополит Савватий, Чебоксарский и Чувашский: 

– Очень интересные времена... Мне было без малого 25 лет, когда меня назначили наместником Свято-Троицкого мужского монастыря. Сейчас смотрю с высоты своего возраста: что 25-летний мог?  Тогда, может быть, время предписывало раньше взрослеть. Будучи в своем возрасте, я бы начал думать, как я буду его восстанавливать: я основ строительства практически не знал, если не считать того, что помогал родителям при строительстве дома. Что я буду восстанавливать? Каким образом? Но, видимо, такой молодежный задор, и с Божией помощью все сложилось так, что после того как меня утвердили наместником, у нас в монастыре сразу же появились первые насельники. Только получил указ, и тут приходят два молодых человека: «Батюшка, мы пришли благословиться, мы идем в Псково-Печерский монастырь пешком, там спасаться». Я говорю: «Ребята, а вы знаете, что это очень далеко?». – «Да, знаем, мы сначала хотели в Иерусалим пешком пойти (сразу видно – неофиты), но решили идти в Псково-Печерский монастырь». Я говорю: «Ребята, у нас здесь монастырь открывается, я наместник этого монастыря. Зачем вам уходить в Псково-Печерский монастырь? Давайте мы вместе с вами начнем восстанавливать этот монастырь…»

Тогда здесь был пригоден для жизни только один старинный игуменский корпус.

Митрополит Савватий: 

– Я съездил домой, привез матрасы, подушки, что-то еще… Переночевали первую ночь, принялись восстанавливать монастырь. Начали с порослей вокруг молодого клена, я ребятам раздал топоры, смотрю, и отец Феодосий, и отец Мануил (тогда Максим с Антоном) даже в руках топоры не держали никогда и не знают, как рубить. Начали потихонечку, все пошло, потом и люди  начали приходить, помогать.

Возвращаясь к Чебоксарскому заливу, скажем, что сейчас это одно из красивейших мест столицы Чувашии. Тогда же в некоторых местах здесь были  кучи песка и гравия.

Митрополит Савватий:  

– Помню, и бабушки, и молодые люди, и девушки карабкались по этим горам, шли с остановкой, чтобы помогать. Приходили, переодевались в рабочую одежду… Мы нашли на первое время повара, начали готовить и приводить в порядок территорию, и как-то все само собой потихонечку пошло.

Летом 1996 г. подняли первый колокол в 59 пудов на вновь отстроенную колокольню. В том же году при посещении Чебоксарской Чувашской епархии в монастырь приехал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Его Святейшество молился в Троицком соборе и возвел наместника обители в сан архимандрита.

Митрополит Савватий:

– Свято-Троицкий монастырь занял свое достойное место. Это не потому, что это мое детище, этот монастырь  своего рода жемчужина нашего Чувашского края – там находится святыня, живет достойная братия, и слава Богу, что нашелся и достойный преемник в лице отца Василия.

У этого монастыря есть два подворья, где тоже трудится братия, у них свои прихожане, которые не забыли монастырь, некоторые из них ходят с 1993 или с 1994 года по сей день. Когда я приезжаю в монастырь, конечно, стараюсь приложиться и к иконе Божией Матери «Иверская»; и обязательно – к святителю Николаю Чудотворцу.

Приезжайте и вы в монастырь помолиться у святынь и узнать историю одного из старейших уголков православия на земле Чувашии.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Пятница, 28 января: 23:45
  • Воскресенье, 30 января: 12:45

Анонс ближайшего выпуска

Храм Новомучеников и исповедников Российских в Чебоксарах - это первый храм в Чувашии, который был построен после революционных потрясений. При храме действует музей «Христианское просвещение чувашского народа», а также прихожане помогают бездомным и малоимущим.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​