По святым местам. Православие в Армении. Часть 3

17 августа 2022 г.

Третья часть фильма о православии в Армении охватит период с VI века до наших дней. Мы посетим Аванский собор - древнейший православный храм страны, узнаем, где хранится копье Лонгина Сотника, а также познакомимся с храмами, построенными в XIX-XX веках. А ещё вспомним, что скоро исполнится год с момента образования Ереванско-Армянской епархии.

Дорогие друзья, мы приехали в город Горис. В некоторых источниках можно найти упоминание, что первое поселение здесь появилось еще в VIII веке до нашей эры. Со всех сторон этот город окружен скалистыми пещерами, грядами гор, в XIX веке здесь был писатель Александр Грибоедов, а мы в этом живописном месте продолжаем рассказ о православии в Армении.

Еще в начале IV века эта страна провозгласила христианство своей государственной религией, но в конце столетия территорию страны поделили между собой персы и жители Восточной Римской империи. В V веке жители персидской части Армении восстали против господства захватчиков, но военные действия помешали епископам этой территории приехать на Халкидонский Собор, на котором решались важные догматические вопросы. И со временем случился раскол: одна часть Армении, что относилась к Византии, признала решение Халкидонского Собора, а та часть страны, что находилась на территории Персии, разорвала общение со Вселенской Православной Церковью.

Протоиерей Арсений Григорянц, благочинный Ереванского церковного округа:

– Для этого периода показательна жизнь одного из выдающихся подвижников Армянской Церкви Иоанна Багаранского, святого столпника, святость которого признавали и его противники. Это конец VI века, попытка епископов византийской части Армении договориться с епископами персидскими, чтобы они все-таки вернулись в лоно Православной Церкви. Попытка оказалась неудачной, она привела к тому, что епископы византийской Армении в количестве двадцати одного решают избрать католикоса, поскольку уже произошло разделение по вере с епископами персидской Армении. Избирают святого мужа Иоанна Багаранского, который становится католикосом армян, в это время происходит второй раздел Армении, бóльшая часть отходит к Византии; в частности, земля, на которой мы сейчас с вами находимся, тоже в этот момент попадает под византийский протекторат, и здесь совсем близко остались руины храма, где молился Иоанн Багаранский и куда был перенесен престол.

Итак, мы приехали к Аванскому храму; вообще селение Аван сейчас входит в состав Еревана, но в VI веке оно вместе с частью Армении входило в состав Византийской империи. Православных здесь было много, поэтому возникла необходимость в храме, который впоследствии стал кафедральным собором. Но военная ситуация изменилась, и персы опять отвоевали эту часть Армении. Католикос Иоанн был взят в плен, а позже скончался. Православное население региона с этой территории ушло, но собор остался.

Протоиерей Арсений Григорянц:  

– Он просуществовал до XVII века, а потом был разрушен сильным землетрясением. Храм действовал практически тысячу лет.

Есть версия, что тело Иоанна Багаранского после смерти было перевезено в Аван и захоронено рядом с храмом. Сейчас эту церковь редко включают в туристические маршруты, но если вы приедете в Ереван, то побывайте здесь, ведь даже камни могут о многом рассказать. Эти камни – обломки стен, они остались здесь от здания резиденции епископов. Скорее всего, она вплотную прилегала к зданию храма – здесь даже есть боковой вход. Аван – благодатное место, здесь наша съемочная группа ощутила гостеприимство – нас угостили кофе люди, живущие по соседству с храмом. Но если в Аван вам придется ехать самостоятельно, то в другое святое место гостей Армении отвозят многочисленные туристические автобусы.

Мы приехали в монастырь Гегард («монастырь копья»), здесь долгое время находилась святыня – копье, которым Лонгин Сотник пронзил тело Иисуса Христа, когда Спаситель находился на Кресте. По армянскому преданию, копье принес в Армению еще апостол Фаддей, сейчас копье пребывает в музее Эчмиадзинского собора. Монастырь Гегард когда-то носил название Айриванк, обитель в пещерах в IV веке основал святой Григорий, креститель Армении. Копье Лонгина пребывало здесь с XII века, и пещерный монастырь переименовали в Гегардаванк, то есть это дословно «монастырь копья».

Но один из его расцветов приходится на XIII век, когда военачальники грузинской царицы Тамары покровительствовали святой обители. Но святая равноапостольная Тамара прославила своими подвигами земли Грузии, вы спросите: при чем же здесь Армения?

Протоиерей Арсений Григорянц:

– Кратко упомяну еще об одном эпизоде истории православных армян, это нынешняя северная часть Армении и южная часть Грузии. На этих территориях в XIII веке был расцвет православия, связанный с именем Ивана Закаряна, одного из двух братьев, которые были придворными царицы Тамары. Один из братьев принял православие, по преданию, благодаря некоему чудесному событию, и с его именем связано возрождение армянского православия на территории современной северной части Армении, и сейчас можно там увидеть храмы, которые были построены православными армянами. Один из них – Ахталинский храм, где сохранились росписи и сейчас можно наблюдать следы пребывания и молитвы когда-то православных армян. Кроме Ахталинского комплекса, там еще много сохранившихся построек и руин того периода. Еще упомяну Кобайр, Анкаван – сохранившиеся на сегодняшний день развалины древних православных обителей. История этих обителей является уже каким-то звеном к тому, как Русская Православная Церковь приходит в Закавказье. В 1801 году Грузия входит в протекторат России. Храмы, о которых мы сейчас говорим, были построены во времена возрождения православия в регионах северной части Армении и южной части Грузии, туда приходят православные иноки, начинается монашеская жизнь в этих общинах, и это уже начало прихода Русской Православной Церкви в Закавказье.

В XIX веке в результате русско-персидских войн большая часть Восточной  Армении переходит под протекторат России, Ереванская крепость была взята в 1827 году на день памяти Григория Просветителя, крестителя Армении, и в канун праздника Покрова.

Протоиерей Арсений Григорянц:

– День города празднуется на Покров – это первый день свободного Еревана после освобождения его во время второй русско-персидской войны. Это первый храм, знаменующий русское присутствие на территории современной Армении, храм, построенный как раз во взятой крепости на месте бывшего греческого храма, который был впоследствии преобразован в мечеть, потом пребывал в запустении, и на этом месте появился первый действующий храм Русской Православной Церкви на территории Армении. После этого было построено огромное количество храмов за почти 200-летний период присутствия России в Закавказье (уже насчитали более 60, но подсчет еще продолжается; возможно, было гораздо больше).

А в 1877 году Карсская область Армении, также после русско-турецкой войны, переходит к Российской империи.

Протоиерей Арсений Григорянц:

– В 1912 году был образован Ереванский викариат Карталино-Кахетинской епархии Грузинского Экзархата и появился викарий Ереванский. Главным храмом в Ереване был тогда храм святителя Николая, пятикупольный собор в центре города, сейчас на его месте находится памятник Шаумяну.

В первой половине XIX века в армянском городе Гюмри закладывают русскую крепость, а в ней и православный храм во имя святой мученицы Александры. На церемонии закладки фундамента присутствовал сам государь Николай I. В конце столетия в третьем по величине городе Армении Ванадзоре строится православный храм во имя святого Николая Чудотворца, а в начале XX века для расквартированного в пригороде Еревана 1-го Полтавского полка Кубанского казачьего войска был построен Покровский храм. Но после революции история этих церквей была трагична, но православные в Армении старались даже в трудных условиях исповедовать Христа.

Протоиерей Арсений Григорянц:

– В 1943 году, когда уже было восстановлено общение между Русской Православной Церковью и Грузинской Православной Церковью, решением Синода под председательством патриарха Сергия было принято решение о восстановлении общины и о том, что приходы на территории Армении пока могут управляться Грузинской Церковью в связи с тем, что неудобно управляться Русской Православной Церковью. На основании этого решения сюда приезжали грузинские батюшки, мы застали тех бабушек, которые еще помнили о том, что приезжали грузинские батюшки на Пасху, служили, освящали куличи, совершали литургию, причащали, но были наездами, постоянного присутствия православных здесь не было в послевоенные времена.

С древних времен в Армении проживали ассирийцы, и в XX веке именно ассирийская община обратилась к патриарху Пимену с просьбой дать им православного священника.

Протоиерей Арсений Григорянц:

– И тогда патриарх благословил на это монаха Троице-Сергиевой лавры (позже – иеромонах Макарий (Оганесян)), как выходца из Армении, прислать сюда. Тогда возобновились уже регулярные службы Русской Православной Церкви в Армении в 1989 году. А в 1991 году уже открывается Покровский храм, который исторически был православным, и начинаются богослужения уже в нем. Первые богослужения были в храме Кирика и Иулитты, собралась община, ездили из Еревана на автобусах в село Димитров, и там зарождалась жизнь этой маленькой общины Русской Православной Церкви. В наши дни совсем недавно была создана Ереванско-Армянская епархия Русской Православной Церкви, это новое слово в административном устроении Русской Православной Церкви на территории Армении. Того, что происходит сейчас, исторически не было или было в очень короткий период, но не реализовалось, если считать организацию епархии в рамках Кавказского Экзархата.

С каждым из храмов Русской Православной Церкви, что находится в Армении, мы познакомимся с вами в следующих выпусках программы «По святым местам».

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 08 декабря: 17:40
  • Пятница, 09 декабря: 23:45
  • Воскресенье, 11 декабря: 02:05

Анонс ближайшего выпуска

Снетогорский монастырь впервые упоминается в летописях в 1299 году, когда ливонские рыцари совершили нападение на Псков. Тогда обитель была разорена, а ее игумен, преподобномученик Иоасаф, был убит. Монастырский собор Рождества Пресвятой Богородицы — один из древнейших храмов России, построен в самом начале XIV века. А фрески этого собора созданы в 1311 году. Уже в наши дни духовником Снетогорского женского монастыря был архимандрит Гермоген (Муртазов).

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать