По святым местам. Православие в Армении. Часть 2

10 августа 2022 г.

Программа «По святым местам» продолжает свое путешествие по Армении. Мы рассказываем вам о том, как евангельская вера появилась и распространялась в этой стране.

Город Ереван – первое упоминание: 782 год до н.э. Уходящее в глубь веков происхождение Еревана объясняется тем, что в VIII веке до н.э. это была крепость древнего государства Урарту.

Лусине Мхитарян, экскурсовод «Матенадарана»:

– Представлена фреска-триптих, которая отображает историю Армении. Три вехи, три эры истории Армении: Урартский период – IXVI век до н.э., клинопись; потом период правления Тиграна Великого – это расцвет Армянского государства; I век до н.э. создание театра и единственный языческий храм Гарни, который сохранился.

О языческом периоде нам напоминает храм в местечке Гарни. Он был построен в I веке, но после принятия христианства как культовое сооружение был забыт, но зато дошел до наших дней как памятник архитектуры. Античный период жизни Армении легче всего представить, находясь именно в этом месте. Этот храм посвятили языческому богу солнца, но интересно, что за несколько десятилетий до постройки этого здания на земли Армении пришли с проповедью Христа апостолы Фаддей и Варфоломей.

Протоиерей Арсений Григорянц, благочинный Ереванского церковного округа:

– После апостольской проповеди в Армении уже были первые христианские общины. Это были еще разрозненные общины, но они сохранились до времен просвещения Армении Григорием Просветителем, когда уже произошло крещение армянского народа.

Сведения о том, как Армения приняла христианство, сохранились и в старинных письменных источниках. В «Матенадаране» – Институте древних рукописей – можно узнать об этом подробнее.

Лусине Мхитарян:

Здесь представлена история Армении в разные периоды, в интерпретации разных авторов. Отцом историографии считается Мовсес Хоренаци. Он написал историю Армении в хронологическом порядке с X века до н.э. по V век н. э. Он опирался на греческие источники.

Агафангел, историк V века, затронул тему принятия христианства. В 301 году христианство было принято как государственная религия. Армяне первыми приняли христианство, но на протяжении всей истории армянам навязывали чужую веру. Персы, иранцы заставляли принять зороастризм – поклонение огню.

Еще в конце IV века Армения была поделена между Восточной Римской империей и Персией под властью династии Сасанидов. Сначала персы предоставили Армении автономию, но потом законы ужесточились, и началось активное продвижение официальной персидской религии – зороастризма. Армяне подняли восстание.

Лусине Мхитарян:

– Решающей в этой войне стала Аварайрская  битва, которая состоялась 26 мая 451 года на поле Аварай под руководством известного полководца Вардана Мамиконяна. Правда, армяне потерпели поражение, но победили морально, так как сохранили свою веру. Хотя эту победу нельзя назвать только моральной, потому что борьба, война шла именно за религию, а религию армяне сохранили, хотя потеряли много народа, много территорий.

В центре Еревана установлен памятник полководцу Вардану Мамиконяну.  Кроме того, что это национальный герой, это еще и отец святой Шушаник (или святой Сусанны). Муж святой Сусанны, ища поддержки персов, принял зороастризм, потребовал того же от жены и детей. Но женщина отказалась отречься от Христа. Шесть лет она подвергалась унижениям, побоям и заточению в темнице, а на седьмой год скончалась. Святая жила в середине V века, и примерно в то же время был собран Халкидонский Собор, который изменил жизнь христиан в Армении.

Протоиерей Арсений Григорянц:

– Очень много копий сломано, очень много споров на эту тему, но здесь я бы хотел развенчать два очень расхожих, очень распространенных мифа, которые существуют об этом периоде. Миф первый: на Халкидонском Соборе 451 года не было епископов, представляющих Армению. Миф второй: до Халкидонского Собора Армянская Церковь была православной, а после Собора перестала быть в общении со Вселенской Православной Церковью. Армяне на Собор не приехали, потом были неправильные переводы, что-то недопоняли, что-то не так пошло, не срослось, поэтому присутствуют такие две формулы, вокруг которых крутится в сознании людей ситуация, связанная с Халкидонским Собором.

Итак, в 387 году Армению поделили между собой персы и Римская империя. Единство армянам помогала сохранить общая вера и язык. Саак Партев, предстоятель армянских христиан, живших уже на территории Персии, понимал это, поэтому вместе с Месропом Маштоцем он способствовал возникновению письменности, а чуть позже, при царе Папе, Армянская Церковь обрела самостоятельность с правом рукополагать епископов. А на территории Армении, которая отошла к Восточной Римской империи, епископы, как и прежде, рукополагались в Кесарии Каппадокийской.

Протоиерей Арсений Григорянц:

– Речь идет о том, что сперва все епископы подчинялись Кесарии Каппадокийской, потом епископы Персидской Армении при царе Папе перестают рукополагаться в Кесарии Каппадокийской. При Месропе Маштоце и Сааке Партеве эта ситуация уврачевывается, Саак Партев признается первым епископом Персидской Армении. И уврачевывается предраскольное состояние, которое возникло в то время.

Персам не нравилось, что, несмотря на территориальное разделение, армян, живущих на их территории, роднит с Византией одна вера. Тогда-то они и пытались навязать армянам зороастризм. Но случилась та самая Аварайрская битва, когда армяне отстояли свое право быть христианами.

Протоиерей Арсений Григорянц:

– Персы хотя и одержали в этом сражении победу, но отступили и перестали настаивать на том, чтобы Армения снова обратилась в язычество. Но при этом они увели в плен армянских епископов, поэтому епископы не могли физически присутствовать на Соборе, более того, они из этого плена не вернулись, а были впоследствии умерщвлены, оставаясь в персидском пленении.

Так армяне, жившие на территории Персии, лишились своих епископов. И пока армяне воевали с персами, в Византии образовалась проблема, известная в науке как христологические споры. Решался вопрос о соотношении человеческого и Божественного во Христе. Чтобы решить эту проблему, и был организован Халкидонский Собор. И на Соборе было признано, что Божественная и человеческая природы соединены в единой Ипостаси Сына Божьего. Епископы Персидской Армении на Соборе не присутствовали, но были епископы-армяне, жившие на территории Византии.

Протоиерей Арсений Григорянц:

– Подписи под деяниями Халкидонского Собора: на сегодняшний день обнаружилось, по меньшей мере, 14 подписей, поставленных епископами армянских городов, из них как минимум пять принадлежат епископам, относящимся к византийской части Великой Армении. Из них особо важной является одна подпись – епископа Манассии. Это епископ Феодосиопольский. Феодосиополь – это нынешний турецкий город Эрзурум. Армянское название этого города Карин, греческое название Феодосиополь это был крупнейший город и центр Византийской Армении. Епископ Манассия подписал деяния соборные от Великой Армении. То есть в подписи он указал, что подписывает от епископов Великой Армении. Если брать из совершенно естественного посыла, что армяне – это жители всех Армений: Великой и Малой, персидской части и византийской части, – мы тогда должны признать, что подписи армянских епископов все-таки были.

Итак, первый миф развенчан. Но когда Армения немного пришла в себя после персидского разгрома, ей пришлось как-то ориентироваться в теологическом хаосе, а он на тот момент ощущался очень остро.

Протоиерей Арсений Григорянц:

– Началось некое общее брожение. То есть непринятие решений Халкидонского Собора носило скорее не этнический характер, а было достаточно широко распространено не только на территории Армении, но и на территории Александрийского Патриархата, на территории Сирии. На больших территориях начались процессы несогласия с решениями и деяниями Халкидонского Собора.

Тогда император Зинон решил просто примирить всех со всеми, отказавшись от решения Халкидонского Собора. С этим его решением армяне согласились на Первом Двинском Соборе.

Протоиерей Арсений Григорянц:

– Пока вроде бы никакого разделения нет, но соединение осуществлено на зыбкой почве политического решения императора.

Но когда императором стал Юстин I, деяния Халкидонского Собора вновь были признаны верными.

Протоиерей Арсений Григорянц:

– В 555 году собирается Второй Двинский Собор, который ставит окончательную точку в отношении епископов и паствы опять (повторюсь, персидской части Великой Армении) к вопросу о Халкидонском Соборе. Точка очень жесткая, то есть это прекращение общения с теми, кто поддерживал Халкидонский Собор. Персидская часть Великой Армении становится в жесткую оппозицию к Халкидонскому Собору и произносит анафему, то есть пролагает пропасть в общении верующих.

Итак, те армяне, что окажутся под контролем Византии, останутся православными, то есть халкидонитами.

Протоиерей Арсений Григорянц:

Епископы Византийской Армении, епископы Малой Армении остались в общении с патриархом Константинопольским, с епископом Кесарии Каппадокийской, и в их жизни ничего не изменилось. Сейчас мы пришли к развенчанию второго мифа о том, что после Собора все армяне ушли из православия. Как мы видим, это не так.

Более 40 епархий православных армян осталось на землях Великой Армении. Но со временем армян-халкидонитов становилось все меньше. Из-за того что границы страны менялись, этнические армяне оказывались на территории разных государств, они либо ассимилировались с другими народами, либо подвергались геноциду, как, например, в Турции в начале XX века.

Историю православия в Армении от Средних веков до ХХ столетия узнаем в следующей программе «По святым местам».

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Наталья Мухлынина   

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 08 декабря: 17:40
  • Пятница, 09 декабря: 23:45
  • Воскресенье, 11 декабря: 02:05

Анонс ближайшего выпуска

Снетогорский монастырь впервые упоминается в летописях в 1299 году, когда ливонские рыцари совершили нападение на Псков. Тогда обитель была разорена, а ее игумен, преподобномученик Иоасаф, был убит. Монастырский собор Рождества Пресвятой Богородицы — один из древнейших храмов России, построен в самом начале XIV века. А фрески этого собора созданы в 1311 году. Уже в наши дни духовником Снетогорского женского монастыря был архимандрит Гермоген (Муртазов).

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать