По святым местам. Православие в Армении. Часть 1

3 августа 2022 г.

Мы начинаем наше путешествие по Армении. Узнаем, как православие пришло на эти земли. Побываем в темнице монастыря Хор Вирап, где жил священномученик Григорий Армянский, узнаем о девах-мученицах Рипсимии и Гаянии и увидим остатки Ноева ковчега.

Программа «По святым местам» приветствует вас из Еревана. За моей спиной вы видите гору Арарат – один из символов Армении. Именно с этой величественной возвышенности мы и начнем наш рассказ о православной вере на этой земле.

Именно гору Арарат традиционно связывают с библейским Ноем и Всемирным потопом, а точнее – с его завершением. В Библии написано: И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба. Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней. И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских (Быт. 8, 2–4). Как говорит Священное Писание, на этих землях человечество начало новую страницу своей истории. Божье благословение к этому краю проявилось и в том, что Армения стала первой страной, принявшей христианство на государственном уровне.

Протоиерей Арсений Григорянц, благочинный Ереванского церковного округа:

В Третьяковской галерее для того, чтобы обходить залы, мы взяли аудиоустройство, на которое была начитана информация о том, что мы должны были увидеть в залах галереи. Там был фрагмент о том, кто первый принял христианство. Было сказано, что христианство как государственную религию первыми приняли греки. Я возмутился, связался с руководителями, с теми, кто делал этот проект, сказал: «Как так?! Весь мир знает, что первыми христианство как государственную религию приняли армяне в 301 году. Неужели вам это неизвестно?» Они извинились, сказали, что обязательно переделают этот фрагмент аудиофайла.

Именно в 301 году состоялось крещение Армении. Но еще раньше сюда пришли ученики Христа – апостолы Фаддей и Варфоломей.

Протоиерей Арсений Григорянц:

– Апостол Фаддей считается основателем христианства в Армении. Апостол Варфоломей тоже проповедовал на земле Армении, а потом проследовал на Восток, в земли Кавказской Албании. Но, по преданию, апостолы пересеклись в районе Хор Вирапа. Даже указывают некое место, где установлен крест, – предполагаемую точку, где встретились апостолы.

Знакомству с обителью Хор Вирап мы уделим особое внимание. Ведь здесь не только встретились апостолы – это и место подвига крестителя Армении. Для паломников, а также для туристов оно важно тем, что здесь в течение 14 лет находился в заточении святой Григорий Просветитель. До сих пор сохранилась подземная тюрьма, где пребывал угодник Божий. Да и само название Хор Вирап означает «глубокий ров».

За что же святого заточили в эту темницу?

Протоиерей Арсений Григорянц:

– Священномученик Григорий Просветитель родился и вырос в Кесарии Каппадокийской, женился, имел двух сыновей. Его взрослению предшествовала трагическая история: по предательству его отца был убит армянский царь Хосров. Григорий Просветитель хотел искупить вину своего отца перед отцом царя Тиридата, царствовавшего в то время. Григорий вернулся в Армению, чтобы послужить Тиридату. Но злые языки донесли царю, что Григорий является сыном предателя Анака. И тогда Тиридат приказал бросить священномученика Григория в глубокий ров. Этот каменный мешок был местом казни: туда бросали людей, чтобы они там медленно умирали от голода и, возможно, от укусов ядовитых гадов.

Сейчас побывать в темнице могут все приезжающие сюда. Вертикальная лестница требует внимательности, но такой спуск под силу многим пилигримам. Здесь достаточно светло, но я использую фонарик на мобильном телефоне, чтобы лучше снять это святое для паломников место. Во времена святого Григория, конечно, никакой лестницы не было. Его, раненого и измученного, безжалостно бросили в яму. Никакой еды узнику не давали – только одна благочестивая женщина осмелилась тайно опускать в ров хлеб. Так святой, укрепляемый благодатью Божией, жил 14 лет.

В то же самое время в Римской империи жила девушка по имени Рипсимия. Она была необыкновенной красоты, и царь Диоклетиан захотел на ней жениться.

Протоиерей Арсений Григорянц:

– Желая сохранить верность Христу, вместо того чтобы стать женой царя, она решила убежать. С нею бежали все монахини, потому что царь разгневался на всю монашескую общину, из-за которой не мог достичь своей цели. Чтобы избежать царского гнева, члены общины убежали на окраины империи.

Тридцать шесть христианок оказались в том месте, где сейчас находится город Вагаршапат (или Эчмиадзин).

Протоиерей Арсений Григорянц:

Но царь Диоклетиан узнал об этом и написал Тиридату, что в его земли пришли девы и он может поступить с ними как захочет. Их действительно нашли. Говорят, что они были в виноградниках Армянского нагорья, недалеко от нынешнего Эчмиадзина. Местные жители условно показывали, где это могло происходить.

Девы скрывались в виноградниках, но были обнаружены там воинами и, плененные, предстали перед царем. Тиридат тоже был очарован красотой Рипсимии и захотел, чтобы она стала его женой, но получил отказ и в гневе приказал мучить и казнить дев.

Сейчас в Эчмиадзине есть храмы в честь мучениц. Есть церковь святой Гаиании, которая была настоятельницей общины девушек-христианок. Почитание святой в Армении велико: одно из самых популярных армянских женских имен – Гаянэ. А Арам Хачатурян даже назвал этим именем свой балет.

В Эчмиадзине есть еще одна церковь, и она посвящена святой Рипсимии (или, как здесь говорят, Рипсимэ). Угодница Божия почитается не только в Армении, но и во многих других странах, в том числе и в России.

Другая почитаемая дева из той общины – святая Нина, просветительница Грузии. Ей удалось спастись от смерти, и она в одиночестве отправилась в древнюю Иберию.

Между тем царь Тиридат, расправившись с девами, вдруг тяжело заболел.

Протоиерей Арсений Григорянц:

– Наказание Божие не замедлило постигнуть царя – он заболел непонятной болезнью. Тиридат стал как бы безумен, и лицо его стало подобно морде свиньи. Его сестра увидела во сне, что эту болезнь может исцелить только Григорий, которого царь заточил в ров. Она пересказала свой сон Тиридату. Тот был уверен, что священномученик Григорий давно скончался, но на всякий случай послал туда воинов и был очень удивлен, когда узнал, что он жив.

Именно святой Григорий совершил достойное погребение мучениц, а затем крестил царя, вельмож и весь народ.

Протоиерей Арсений Григорянц:

– Армянское государство с царем, придворными и всем народом становится христианским государством. После этого Григорий Просветитель отправляется в Кесарию Каппадокийскую, где рукополагается в сан епископа и возвращается, чтобы управлять Армянской Церковью.

По всей стране святитель начинает строить храмы и монастыри. Главный кафедральный собор был возведен в Эчмиадзине.

Храм здесь был заложен еще в начале IV века. По преданию, на этом месте Григорию Просветителю явился Иисус Христос. «Эчмиадзин» и переводится как «сошествие Единородного».

В музее кафедрального собора есть частица Ноева ковчега. Примечательная деталь – нижний угол доски как бы отколот. Дело в том, что часть древа отправили в дар Екатерине Великой. По одной из версий, частица ковчега появилась здесь благодаря святителю Иакову Низибийскому – родственнику святого Григория Просветителя. Иаков захотел подняться на гору Арарат, чтобы принести обломок ковчега и убедить маловерных людей в правдивости истории Всемирного потопа. Но ангел спустил часть древа с горы и положил под голову спящего святого Иакова.

По Божественному откровению был создан и армянский алфавит. Создатель письменности – Месроп Маштоц.

Чтобы узнать больше о создателе армянского алфавита, мы приехали в «Матенадаран» – институт древних рукописей.

Лусине Мхитарян, экскурсовод «Матенадарана»:

– Издавна армяне имели свой язык, но не имели алфавита. Богослужения, обучение в школах проводились на греческом языке. Назрела потребность в создании алфавита, и в 405 году Месроп Маштоц создал армянский алфавит, буквы которого служили также цифрами. Первоначально он состоял из тридцати шести букв, которые подразделялись на четыре группы: первые девять букв составляли единицы, вторые девять букв – десятки, третий ряд – сотни, четвертый ряд – тысячи. Эту систему цифр армяне использовали до XVI века, потом перешли на арабскую систему цифр. Сам алфавит не изменился, только добавились три буквы. Сейчас в армянском алфавите тридцать девять букв. Но язык, конечно, претерпел изменения.

Если ранее священники переводили слово Божие устно, то теперь армяне могли читать Евангелие на понятном для них языке.

Лусине Мхитарян, экскурсовод «Матенадарана»:

– До нас дошли обрывки, фрагменты рукописей V, VI, VII веков. Но самой древней полноценной датированной рукописью считается Лазаревское Евангелие. Мы выставляем фотокопию, а оригинал, который датируется 887 годом, находится у нас в хранилище.

Сам Месроп Маштоц 45 лет посвятил проповеди христианства и 35 лет – распространению армянской письменности.

На этом мы закончим первую часть нашего фильма о православии в Армении. Дальше нас ждет рассказ о том, как армяне отстояли свою веру в Аварайрском сражении. Мы попытаемся разобраться, почему в VVI веках христиане Армении разделились.

Автор программы и ведущая Надежда Калинина

Записала Анна Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 24 апреля: 09:15
  • Четверг, 25 апреля: 15:15
  • Четверг, 25 апреля: 17:35

Анонс ближайшего выпуска

Покровский храм Камня-на-Оби начал свою историю в конце 40-х годов прошлого века. Тогда это был один из немногих православных храмов Алтая. В церкви находится святыня - образ святителя Николая Чудотворца. Эта икона рубленая: один богоборец ударил ее несколько раз топором. А еще эта икона чудотворная, по молитвам перед ней совершались исцеления.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать