Плод веры. Старший научный сотрудник Центра музейной политики НИИ наследия Ольга Кирьянова. Часть 1

21 января 2025 г.

Зачем создают музеи в храмах и монастырях? Какие наиболее ценные экспонаты представлены в церковных музеях? Рассказывает Ольга Кирьянова, старший научный сотрудник Центра музейной политики Института наследия имени Д.С. Лихачева.

– Сегодня у нас очень интересная тема. Я думаю, что немногие задумывались о том, что при храмах и монастырях существуют музеи.  Возможно, кто-то с этим сталкивался, но для меня, когда я начал готовиться к нашей беседе, стало серьезным открытием, что у нас так много музеев при храмах и монастырях. В статье у Вас было написано, что в 2019 году СМИ ежемесячно сообщали об открытии нового музея при храме или монастыре. Откуда такой бум?

После начала периода духовного возрождения, который был ознаменован 1000-летием Крещения Руси, перед Церковью стояло много задач. Это задачи, связанные с восстановлением храмов, миссионерской деятельностью (как говорится, наш народ крещен, но не просвещен), т.е. большие задачи практического характера. Когда эти задачи начали решаться, встал очень важный вопрос о сохранении исторической памяти, о сохранении той части церковной истории, которая за 70 лет была во многом забыта. Многое было утрачено. И когда у священников и монахов (а созданием музеев занимаются и священники, и мирские люди, и монахи) появились ресурсы для создания таких институций, необходимость в них была продиктована временем. Это – способ сохранения церковной истории. Мы знаем, что наше вероучение базируется на Священном Писании и Священном Предании. Можно сказать, что церковный музей – это вспомогательный ресурс для сохранения Церковного Предания.

Я прочел в той же статье такую интересную цитату: «В церковном музее – свидетельство в современном мире о живом Предании Апостольской Церкви». Но у многих возникает вопрос: почему недостаточно участия в таинствах Церкви, чтобы быть сопричастным Церкви? Зачем еще дополнительно сохранять Предание?

Когда мы участвуем в таинствах, мы живем духовной церковной жизнью. Это то, что требуется от каждого христианина. А церковные музеи призваны сохранять церковную историю, потому что участие в таинствах – это вневременное, универсальное явление. Таинство Евхаристии получило свое начало на Тайной Вечере и непрерывно продолжается из века в век, это то, в чем мы как христиане можем участвовать. Но одновременно с церковной жизнью, связанной с таинствами, идет жизнь, связанная с судьбами храмов, историей монастырей, которую не хотелось бы потерять, утратить. И вот ради сохранения этой истории, вещественных свидетельств существования храмов и монастырей, истории значимых личностей нашей христианской Церкви создаются такие институции, которые называются по-разному.

Слово «музей» наиболее понятно широкому кругу посетителей, но мы с вами знаем, что существуют и такие институции, которые вообще никакого названия не имеют. Например, при храме какой-то инициативный священник, особенно человек молодой, увлеченный, понимает, что он пришел в храм, у которого, возможно, многовековая история. Или даже если это новый, только что построенный храм – были люди, судьбы которых были связаны с ним, когда он строился. Эти люди, может быть, уже ушли из этого мира, но чтобы сохранить память о них, о том вкладе, который они внесли в церковную историю, в церковную жизнь, и создаются церковные институции, которые бережно, по крупицам собирают все, что связано и с людьми, и со зданиями, и с православными духовными школами. Все это не относится напрямую к церковным таинствам, но это часть нашей жизни, часть церковной истории. Это то, что надо сохранять.

Есть ли какая-то информация, когда впервые появились церковные музеи или что-то подобное? Насколько это давнее явление?

В музейной науке считается, что, выражаясь научно, протомузейными формами являлись церковные ризницы. Если мы посмотрим описи церковных ризниц значимых монастырей – Саввино-Сторожевского, Новодевичьего, то увидим, что в них сохранялись не только облачения, иконы, богослужебные книги и другие предметы церковной утвари, но и предметы, которые были связаны, например, с государями, посещавшими этот монастырь.

Очень ярким примером является как раз Саввино-Сторожевский монастырь, который был очень любим царем Алексеем Михайловичем. В ризнице этого монастыря сохранялись вещи, связанные с этим государем. Он туда приезжал на богомолье, останавливался, и отдельные предметы, связанные с его покоями, с ним самим, там сохранялись. Фактически они не имели отношения к религиозному обиходу, но важны были в контексте истории этой обители.

Первыми, повторюсь, протомузейными формами были ризницы. Уже в конце XIX века и образованной части духовенства, и части русских ученых, которые интересовались церковной историей, стало понятно, что надо сохранять все то, что было связано с этой историей, что это тоже очень важно и нужно, что важна не только светская история – история побед, история Российской империи, но и церковная история и составляющие ее крупицы, которые вносят очень важные штрихи в палитру нашей жизни, нашей русской истории.

Тогда возникла потребность в создании особых хранилищ. Чаще всего это были хранилища, не принадлежащие Церкви, а созданные общественными организациями, епархиальными историко-архивными комиссиями, которые включали в себя и представителей духовенства, и светских ученых. Они занимались отбором, говоря современным языком, артефактов, связанных с церковной жизнью. Это были начальные формы сохранения церковного наследия. И конечно, можно смело сказать, что начало церковным музеям именно как церковным было положено созданием Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии. Нельзя не назвать имя Александра Васильевича Горского, ректора Московской духовной академии, замечательного исследователя, церковного историка, который был инициатором создания музея при духовной академии. Тогда первой целью этого музея была цель учебная. В основу его коллекции были положены предметы, которые привозились преподавателями из заграничных поездок. Была там нумизматическая коллекция, были отдельные предметы, связанные с жизнью христиан Рима (они привозились из Италии), т. е. разного рода артефакты, которые могли быть задействованы в изучении церковной археологии, ставшей уже отдельным предметом в духовных школах, и которые могли стать наглядными пособиями по церковной истории.

Таким образом, самый первый церковный музей возник в 1871 году. До революции у нас были организованы музеи в Санкт-Петербургской, Киевской и Казанской духовных академиях. Каждая академия имела свой музей. Вектор интересов Казанской духовной академии был направлен на миссионерскую деятельность Русской Православной Церкви в иноконфессиональной среде. Как мы понимаем, в Казани до присоединения Казанского царства преобладающей религией был ислам, и миссионерская, просветительская деятельность в этой среде, история создания Казанской епархии была доминирующей темой для этого музея.

После 1917 года церковная жизнь кардинально поменялась; было не до музеев. История Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии того времени – это трагический период, потому что он был не только закрыт, но и разорен. И где находятся экспонаты ЦАКа, до сих пор неизвестно. Они были просто утрачены: то ли уничтожены, то ли вывезены из страны. После возвращения части зданий Троице-Сергиевой лавры Русской Православной Церкви (что произошло в 1947 году) уже первые учащиеся Московской духовной семинарии, академии были заинтересованы в том, чтобы возродить Церковно-археологический кабинет. Многие из них еще помнили тот музей, который существовал до революции.

Надо сразу сказать, что среди первых учащихся Московских духовных школ тогда был Павел Голубцов, впоследствии иеромонах Сергий (Голубцов), отец которого читал курс церковной археологии в Московской духовной академии и тоже занимался музеем МДА. Его сын, став иеромонахом, насельником Троице-Сергиевой лавры, продолжил дело своего отца и тоже внес большой вклад в развитие Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии. Вот я и отвечаю на Ваш вопрос: самые первые музеи создаются при духовных школах Русской Православной Церкви.

Вы назвали уникальные экспонаты. Интересно, что было самое ценное из того, что хранилось и продолжает храниться в этих музеях?

Если мы говорим об экспонатах Церковно-археологического кабинета, то, наверно, самыми ценными экспонатами сейчас являются те уникальные иконы, которые датируются первым тысячелетием и были подарены Алексию I, патриарху Московскому и всея Руси, во время его визитов в Церкви православного Востока. Среди этих икон есть совершенно уникальные памятники, которыми мог бы гордиться любой европейский музей. Это если говорить о самых древних экспонатах. Поскольку сейчас музеев много и они очень разные, я бы сказала так: для каждого музея уникальным является тот экспонат, который более всего связан с историей места, историей храма. И это необязательно даже какая-то ценная икона.

Вот пример: есть музей при Бештаугорском мужском монастыре, который находится в Пятигорской епархии, и среди очень важных, ценных экспонатов коллекции этого музея есть епитрахиль святого праведного Иоанна Кронштадтского, которая сохранилась с того времени, когда он приезжал туда. Он благословил создание этого монастыря. Он, насколько я знаю, даже частично посылал свои финансы на создание этого монастыря, потому что понимал важность такого духовного форпоста на Кавказе. Эта епитрахиль сохранилась чудом. Ее передали в музей, и она сейчас там хранится. Мы понимаем, что такого рода предмет, как епитрахиль праведного Иоанна Кронштадтского, могла бы храниться и в ризнице. Но тогда бы она не была доступна широкому кругу людей. Она была бы доступна верующим, которые бы к ней прикладывались, почитали ее. Но такого рода монастырский музей посещают большие группы не только религиозных туристов, не только паломников, но и светских людей. И именно для них очень важно знакомство с такими предметами: для нас – реликвиями, а для них – артефактами. Потому что это – совершенно неизвестная для большинства наших соотечественников часть нашей отечественной истории.

Как раз хотел спросить: кто в основном посещает эти музеи? Если это связано исключительно с конкретным местом, храмом, неужели кто-то кроме прихожан действительно обращается в эти музеи?

Да, безусловно. Надо сказать, что изначально очень многие музеи создавались для того, чтобы сохранить связанные с историей монастыря или храма предметы – книги, облачения, иные предметы музейного значения. Сначала они действительно были ориентированы на прихожан, братию, приходящих насельников, которые должны были знакомиться с историей монастыря. Но сейчас уже церковные музеи вполне соответствуют своему назначению, а назначение музея – это сбор, сохранение, изучение и презентация культурного наследия.

Большинство и московских музеев, и крупных музеев в областных центрах, и епархиальных музеев посещаются и одиночными посетителями, и группами. У них есть время работы, когда они открыты, и сотрудники могут провести экскурсию, детально рассказать о тех предметах, которые хранятся в коллекции. Если мы говорим о Москве и Московской области, то существуют программы, ориентированные на людей старшего поколения. Это «Московское долголетие» в Москве и «Активное долголетие» в Подмосковье. Целые группы пенсионеров автобусами приезжают, например, в Троице-Сергиеву лавру, чтобы познакомиться с экспонатами Музея христианского искусства, как сейчас называется бывший Церковно-археологический кабинет МДА. В силу того что в нем очень много памятников именно изобразительного искусства – редких икон, произведений живописи, графики, он сейчас переименован в Музей христианского искусства. И, повторюсь, посещают их не только паломники, но и светские люди. Посещение свободное, т.е. любой человек может приехать в лавру, подойти к зданию Московской духовной академии и попросить показать дорогу в музей. Вход в этот музей – через академический Покровский храм, и его можно свободно посетить. Приводят школьников: для детей это тоже очень важно.

Мы знаем, что в современной структуре школьного образования существует предмет «Основы православной культуры», и это – очень наглядный материал. Не только надо говорить отвлеченно, что такое православие, но и о том, что значило православие для истории нашего Отечества, какую роль оно играло в становлении российской государственности, нравственном воспитании наших предков и какую роль продолжает играть сейчас.

Еще очень интересный момент: современные музеи сами стремятся наладить сотрудничество с туристическими фирмами, привлекать те туристические потоки, которые существуют. У нас сейчас стоит задача развития внутреннего туризма, и именно для него посещение не только светских музеев, но и музеев церковных – очень важная и интересная составляющая. Поэтому они доступны широкой аудитории.

Вы в своей статье выделяете разные периоды становления, развития церковных музеев. Какую роль в развитии церковных музеев сыграло празднование 1000-летия Крещения Руси? Стало ли их больше?

Да, я считаю, что это событие было рубежным в русской церковной истории. Оно сыграло очень важную роль в развитии церковного музейного дела. Говоря научным языком, в развитии музейного строительства. Как только у Церкви появились возможности и ресурсы (а это было связано в первую очередь с тем, что празднование 1000-летия Крещения Руси было праздником церковно-государственным, и государство в тот момент было заинтересовано в том, чтобы показать, что Церковь в России существует свободно, что верующие могут свободно исповедовать свои взгляды, убеждения, свое мировоззрение после многих лет совершенно иной государственной политики), когда Русской Православной Церкви был возвращен комплекс зданий Свято-Данилова монастыря, который был призван стать одним из центров празднования 1000-летия Крещения Руси, уже в 1987 году братией с привлеченными сотрудниками из числа бывших музейных работников, православных людей, пришедших на помощь в этом вопросе, была создана временная выставка, посвященная истории Данилова монастыря. В первую очередь она была адресована иностранным гостям, которые должны были приехать в Россию на празднование этого великого юбилея.

Затем из этой скромной выставки, которая находилась в надвратном храме Свято-Данилова монастыря и была доступна только братии и этим зарубежным гостям, постепенно сложился музей. Создание этого музея было сопряжено со многими интереснейшими моментами, поскольку это был первый монастырь, открывшийся в Москве. И когда стало можно, когда люди поняли, что это – обитель с древней славной историей (а когда ее закрывали, очень многие предметы, иконы из храмов, богослужебные книги были разобраны верующими по домам), в музей стали возвращать иконы и книги, а также передавать предметы, которые хранились по семьям из других, возможно, провинциальных храмов, закрытых в свое время, которые не было возможности туда вернуть.

Музейные работники, оценивая, рассматривая эти предметы, понимали, что их нет смысла передавать в храмы, потому что они слишком ценные; или, наоборот, таких икон, допустим, много, но эта уникальна какой-то своей особенностью. Иногда приносили целые истории, записанные семейные предания, которые рассказывали, как тот или иной предмет, который человек приносит в дар музею, монастырю, оказался в его семье. Это могло быть связано с какими-то чудесами, особыми явлениями в жизни той или иной семьи. Мне рассказывала об этом замечательный исследователь-историк Галина Митрофановна Зеленская, которая занималась этим музеем, человек довольно пожилой, но тогда она еще была музейным сотрудником с горящими глазами. Допустим, человек понимал, что он одинок и ему некому передать эти предметы. Или дети не интересуются, или их нет… Как сохранить это церковное наследие, чтобы оно не было выброшено на помойку? В 1989 году, напомню, это вполне могло произойти.

Сейчас уже немного другая история: такого рода предметы скорее попадут куда-то на аукцион, будут проданы. А тогда это могло быть просто выброшено. Что-то приносили в монастырь (а это были иногда действительно уникальные экспонаты), и так складывался музей Данилова монастыря. Кроме того, в него попадали предметы, связанные с историей даниловских новомучеников, тех, кто был репрессирован, пострадал за веру. Например, архиепископ Федор (Поздеевский), который был наместником монастыря и тоже был репрессирован. Вот то, что послужило началом этого музея. А затем, вслед за ним, стали создаваться и другие. Но этот был основой. Даниловские монахи стали настоятелями во многих других возрождаемых монастырях. Соприкоснувшись с этой музейной работой, они начали осознавать важность создания музеев и транслировать этот опыт в другие регионы.

Как регулируется деятельность этих музеев со стороны Церкви, со стороны государства?

Хочу сказать сразу, что со стороны государства – никак, потому что у нас Церковь отделена от государства; государство к церковным музеям никакого отношения не имеет. Все существующие сейчас музейные институции – муниципальные, федеральные, региональные – связаны тем, что их предметы должны быть включены в Музейный фонд России. Церковный музей свои экспонаты в этот фонд не включает. По разным причинам, но чаще всего потому, что это требует особых методов хранения музейных предметов (в том числе особо ценных), которые храм далеко не всегда может обеспечить. Это большая проблема. Конечно, все стараются эти условия создать, но полностью быть уверенным в том, что соответствуешь нужным требованиям, церковные музейщики пока еще не могут. Поэтому государство пока в регулировании деятельности церковных музеев не участвует. Что касается участия церковноначалия в этой деятельности, следует сказать, что в 2010 году Священный Синод благословил и утвердил типовой устав церковного музея как частного учреждения культуры, создателем которого может выступать правящий архиерей. Это типовой устав, который в первую очередь адресован музеям епархиальным. Правящий архиерей выступает инициатором создания частного учреждения культуры, епархиального музея, и дальше деятельность этого музея полностью регулируется этим уставом.

Поскольку очень многие церковные музеи не имеют никакого юридического статуса, их правовое положение зависит от того, как этот музей обозначен в структуре прихода. Чаще всего это – обособленное подразделение религиозной организации. Вот то, что касается регулирования деятельности музея как юридической институции.

Конечно, очень большую роль играет то, что сейчас актуализирована идея сохранения церковного наследия и возрожден институт церковных древлехранителей. Епархиальные древлехранители, конечно, чаще всего не люди с музейным опытом или образованием, но в их ведение попадают церковные музеи, и они так или иначе призваны курировать их деятельность.

Спасибо огромное за Ваш рассказ! Мы продолжим нашу беседу в следующей программе.

Ведущий Александр Гатилин

Записала Валерия Макарова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 16 февраля: 00:05
  • Вторник, 18 февраля: 09:05
  • Четверг, 20 февраля: 03:00

Анонс ближайшего выпуска

Почему важно принимать и помогать людям с инвалидностью? Как социальные проекты Церкви помогают трудоустраивать людей с ограниченными возможностями здоровья? На примере инклюзивного проекта "Никольская мастерская" об этом рассказывает иерей Василий Орехов, клирик московского храма святителя Николая на Трех Горах.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X