Воскресные беседы. Светлое Христово Воскресение

24 апреля 2022 г.

– Христос воскресе, дорогие телезрители! Сегодня первый день Пасхи Христовой. Для каждого человека, в сердце которого живет вера в воскресшего Христа, сегодня открываются двери пасхальной радости. Нам предстоит сначала прожить семь дней – Светлую седмицу, а потом еще месяц, испытывая ни с чем не сравнимое переживание. Действие благодати Божией – это совершенно особое вдохновение и прилив духовных сил. И это состояние души можно назвать радостью о Христе воскресшем.

Праздник Пасхи начинается поздним вечером в субботу. Едва зайдет солнце, христиане собираются в храме, где в это время начинают громогласно читать одну из книг Нового Завета – Деяния святых апостолов. В этой книге рассказывается о событиях, происходивших непосредственно после Воскресения Христова, а именно о том, как апостолы отправились по городам и селам распространять весть о Воскресении.

Незадолго до того момента, как пробьет полночь, с пением пасхальной стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити» из главных дверей храма выходит крестный ход. Духовенство с крестами и хоругвями, обойдя всю церковь, останавливается у входа, и начинается пасхальная утреня. Богослужение в светозарную пасхальную ночь совершенно особое. Оно практически целиком состоит из пения, многократно звучит приветственный возглас: «Христос воскресе!» И ответ: «Воистину воскресе!»

Сам же крестный ход символизирует путь жен-мироносиц, которые ранним утром пришли ко гробу, где лежало тело Иисуса Христа. У гробницы их встретил ангел и сказал им: Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь (Мф. 28, 6). Гроб был пустым, в нем находились только белые пелены, которыми накануне обвивали тело умершего. Плат же  (полотно по-гречески «синдон», по-славянски «убрус») лежал особо свитым на отдельном месте.

Некоторые считают, что знаменитая Плащаница Христова, которая поныне хранится в кафедральном соборе итальянского города Турин, и есть тот самый упомянутый в Евангелии плат. Вроде бы последние научные исследования эту версию не подтверждают, хотя вопрос о способе получения удивительного изображения Туринской плащаницы наука до сих пор объяснить не может.

Итак, Воскресение Христа свершилось. Это событие не только потрясло город Иерусалим – оно имеет вселенский масштаб. С этого момента в истории всего человечества началась совершенно новая эпоха: Христос одержал победу над главным врагом человеческого рода – над смертью.  «Смертию смерть поправ» – так поем мы в главной пасхальной молитве. И плодами этой победы отныне может воспользоваться каждый человек.

Иисус Христос не мог не воскреснуть. Ведь говоря богословским языком, человеческие тело и душа Христа находились в ипостасном единстве с Божеством. Христос – это единая Личность, единая Ипостась, но в Нем соединены две природы – Божественная и человеческая. А Бог – источник всякой жизни. Для Бога смерти нет – смерть невластна над Ним.

По Своему Божеству Христос Сам не мог оставаться во власти смерти и человека освободил от власти смерти. Поэтому апостол Павел называет Христа первым из умерших, имея в виду, что вслед за Ним каждый из достойных христиан последует тем же путем к воскресению, к жизни будущего века, то есть к жизни в раю.

При всем уважении к достойным и добрым людям, которых немало среди атеистов, обратим внимание на то, что атеистическое мировоззрение по своей сути чрезвычайно пессимистично. Предположение о том, что человек растворяется в небытии, на самом деле обесценивает и земную жизнь, превращает ее в нечто кратковременное, случайное, бессмысленное и бесцельное.

Пасхальное торжество не оставляет и следа от такого печального настроения. Пасха врывается в нашу жизнь торжественным возгласом: «Христос воскресе!» После распятия Христос духом Своим нисходит во ад, где томятся души умерших, а затем возносит их из бездны ада на небеса – на высоту Царства Небесного: из самых глубин преисподней, из подземных гробов, из пропасти греха и отчаяния в высокое райское блаженство. Вот он – путь открытой Христовой Пасхи.

Освобождение от смерти, страха и тоскливого ожидания смерти – одна из главных тем всей русской литературы, даже литературы XX века, когда жесткая государственная пропаганда навязывала атеизм. «Но звонкий голос твой зовет меня оттуда и просит не грустить и смерти ждать как чуда», – так обращается Анна Андреевна Ахматова к умершей подруге за полтора года до собственного ухода.

Поэт Анри Волохонский пишет свое знаменитое песенное стихотворение «Рай»: «Над небом голубым есть город золотой с прозрачными воротами и яркою стеной». И даже истекающий кровью обезумевший Есенин выражает надежду на то, что смерти не существует: «Предназначенное расставанье обещает встречу впереди».

Можно не принимать христианского свидетельства о вечной жизни и о Божественном рае и тем самым заявлять о христианской религии как о неправде. Но вот что следует из такого убеждения (и это подмечено выдающимся датским мыслителем, основателем европейского экзистенциализма Кьеркегором): рассматривать христианство как неправду и ложь – значит рассматривать так же и Самого Христа. Но образ Иисуса Христа запечатлен в памяти человечества настолько светлым и чистым, что как-то язык не повернется произнести подобное кощунство о лжи и неправде.

В событии Воскресения Христа много таинственного и необъяснимого. Как повествуют евангелисты, Христос после воскресения очень сильно изменился, но все же оставался узнаваемым. Он, например, проходит сквозь закрытые двери, не подчиняясь физическим законам, но в то же время позволяет апостолу Фоме ощутить Его тело, прикоснуться к ранам.

Он говорит Фоме: …подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим (Ин. 20, 27). Христос воскрес во плоти, но плоть Его особенная – она уже не подвержена страданиям. Очевидно, что такая же плоть будет дана праведным людям после их воскресения. Пасха Христова приобщает нас к тайнам будущего века, но в ее свете преображается и повседневная земная жизнь.

У Федора Михайловича Достоевского (хочу напомнить, что в 2021 году исполнилось 200 лет со дня рождения этого великого писателя, поэтому мы должны вспоминать о нем как можно чаще) есть несколько так называемых пасхальных рассказов. И они позволяют увидеть и осмыслить в пасхальном свете православного христианства суровые и неприглядные картины окружающей действительности.

В романе «Униженные и оскорбленные» девочка Нелли долго и упорно пытается смягчить ожесточенное сердце своего дедушки, чтобы тот простил ее мать (свою дочь), по легкомыслию которой он много лет назад был разорен и которую проклял. Первая попытка происходит при чтении Евангелия.

«Я ходила к дедушке, – рассказывает героиня Достоевского, – часто ходила, мамаша так приказывала. Дедушка купил Новый Завет и географию, стал меня учить, а иногда рассказывал, какие на свете есть земли, какие люди живут, какие моря, что было прежде и как Христос всех нас простил. А когда мы начали «Закон Божий» читать, я спросила, почему дедушка не хочет простить мамашу, ведь Иисус Христос сказал: любите друг друга и прощайте обиды». Но прощение состоится уже у бездыханного тела дочери.

В другом коротком рассказе «Мужик Марей» Достоевский повествует, как в пасхальные дни на каторге среди злобных и пьяных лиц вспомнился вдруг ему случай из детства, когда простой мужичок приласкал, утешил его – ребенка, в то время как ему вдруг померещился волк. «Я вдруг почувствовал, – пишет Достоевский, – что могу смотреть на этих несчастных совсем другим взглядом и что вдруг, каким-то чудом, исчезла совсем всякая ненависть и злоба в сердце моем».

Желаю, чтобы и наши сердца просветились подлинным пасхальным светом. Христос воскресе!

Записала Елена Чурина    

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 21 апреля: 06:15
  • Воскресенье, 21 апреля: 15:15
  • Воскресенье, 28 апреля: 06:15

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать