Праздник Пасхи начинается поздним вечером в субботу. Едва зайдет солнце, христиане собираются в храме, где в это время начинают громогласно читать одну из книг Нового Завета – Деяния святых апостолов. В этой книге рассказывается о событиях, происходивших непосредственно после Воскресения Христова, а именно о том, как апостолы отправились по городам и селам распространять весть о Воскресении.
Незадолго до того момента, как пробьет полночь, с пением пасхальной стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити» из главных дверей храма выходит крестный ход. Духовенство с крестами и хоругвями, обойдя всю церковь, останавливается у входа, и начинается пасхальная утреня. Богослужение в светозарную пасхальную ночь совершенно особое. Оно практически целиком состоит из пения, многократно звучит приветственный возглас: «Христос воскресе!» И ответ: «Воистину воскресе!»
Сам же крестный ход символизирует путь жен-мироносиц, которые ранним утром пришли ко гробу, где лежало тело Иисуса Христа. У гробницы их встретил ангел и сказал им: Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь (Мф. 28, 6). Гроб был пустым, в нем находились только белые пелены, которыми накануне обвивали тело умершего. Плат же (полотно по-гречески «синдон», по-славянски «убрус») лежал особо свитым на отдельном месте.
Некоторые считают, что знаменитая Плащаница Христова, которая поныне хранится в кафедральном соборе итальянского города Турин, и есть тот самый упомянутый в Евангелии плат. Вроде бы последние научные исследования эту версию не подтверждают, хотя вопрос о способе получения удивительного изображения Туринской плащаницы наука до сих пор объяснить не может.
Итак, Воскресение Христа свершилось. Это событие не только потрясло город Иерусалим – оно имеет вселенский масштаб. С этого момента в истории всего человечества началась совершенно новая эпоха: Христос одержал победу над главным врагом человеческого рода – над смертью. «Смертию смерть поправ» – так поем мы в главной пасхальной молитве. И плодами этой победы отныне может воспользоваться каждый человек.
Иисус Христос не мог не воскреснуть. Ведь говоря богословским языком, человеческие тело и душа Христа находились в ипостасном единстве с Божеством. Христос – это единая Личность, единая Ипостась, но в Нем соединены две природы – Божественная и человеческая. А Бог – источник всякой жизни. Для Бога смерти нет – смерть невластна над Ним.
По Своему Божеству Христос Сам не мог оставаться во власти смерти и человека освободил от власти смерти. Поэтому апостол Павел называет Христа первым из умерших, имея в виду, что вслед за Ним каждый из достойных христиан последует тем же путем к воскресению, к жизни будущего века, то есть к жизни в раю.
При всем уважении к достойным и добрым людям, которых немало среди атеистов, обратим внимание на то, что атеистическое мировоззрение по своей сути чрезвычайно пессимистично. Предположение о том, что человек растворяется в небытии, на самом деле обесценивает и земную жизнь, превращает ее в нечто кратковременное, случайное, бессмысленное и бесцельное.
Пасхальное торжество не оставляет и следа от такого печального настроения. Пасха врывается в нашу жизнь торжественным возгласом: «Христос воскресе!» После распятия Христос духом Своим нисходит во ад, где томятся души умерших, а затем возносит их из бездны ада на небеса – на высоту Царства Небесного: из самых глубин преисподней, из подземных гробов, из пропасти греха и отчаяния в высокое райское блаженство. Вот он – путь открытой Христовой Пасхи.
Освобождение от смерти, страха и тоскливого ожидания смерти – одна из главных тем всей русской литературы, даже литературы XX века, когда жесткая государственная пропаганда навязывала атеизм. «Но звонкий голос твой зовет меня оттуда и просит не грустить и смерти ждать как чуда», – так обращается Анна Андреевна Ахматова к умершей подруге за полтора года до собственного ухода.
Поэт Анри Волохонский пишет свое знаменитое песенное стихотворение «Рай»: «Над небом голубым есть город золотой с прозрачными воротами и яркою стеной». И даже истекающий кровью обезумевший Есенин выражает надежду на то, что смерти не существует: «Предназначенное расставанье обещает встречу впереди».
Можно не принимать христианского свидетельства о вечной жизни и о Божественном рае и тем самым заявлять о христианской религии как о неправде. Но вот что следует из такого убеждения (и это подмечено выдающимся датским мыслителем, основателем европейского экзистенциализма Кьеркегором): рассматривать христианство как неправду и ложь – значит рассматривать так же и Самого Христа. Но образ Иисуса Христа запечатлен в памяти человечества настолько светлым и чистым, что как-то язык не повернется произнести подобное кощунство о лжи и неправде.
В событии Воскресения Христа много таинственного и необъяснимого. Как повествуют евангелисты, Христос после воскресения очень сильно изменился, но все же оставался узнаваемым. Он, например, проходит сквозь закрытые двери, не подчиняясь физическим законам, но в то же время позволяет апостолу Фоме ощутить Его тело, прикоснуться к ранам.
Он говорит Фоме: …подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим (Ин. 20, 27). Христос воскрес во плоти, но плоть Его особенная – она уже не подвержена страданиям. Очевидно, что такая же плоть будет дана праведным людям после их воскресения. Пасха Христова приобщает нас к тайнам будущего века, но в ее свете преображается и повседневная земная жизнь.
У Федора Михайловича Достоевского (хочу напомнить, что в 2021 году исполнилось 200 лет со дня рождения этого великого писателя, поэтому мы должны вспоминать о нем как можно чаще) есть несколько так называемых пасхальных рассказов. И они позволяют увидеть и осмыслить в пасхальном свете православного христианства суровые и неприглядные картины окружающей действительности.
В романе «Униженные и оскорбленные» девочка Нелли долго и упорно пытается смягчить ожесточенное сердце своего дедушки, чтобы тот простил ее мать (свою дочь), по легкомыслию которой он много лет назад был разорен и которую проклял. Первая попытка происходит при чтении Евангелия.
«Я ходила к дедушке, – рассказывает героиня Достоевского, – часто ходила, мамаша так приказывала. Дедушка купил Новый Завет и географию, стал меня учить, а иногда рассказывал, какие на свете есть земли, какие люди живут, какие моря, что было прежде и как Христос всех нас простил. А когда мы начали «Закон Божий» читать, я спросила, почему дедушка не хочет простить мамашу, ведь Иисус Христос сказал: любите друг друга и прощайте обиды». Но прощение состоится уже у бездыханного тела дочери.
В другом коротком рассказе «Мужик Марей» Достоевский повествует, как в пасхальные дни на каторге среди злобных и пьяных лиц вспомнился вдруг ему случай из детства, когда простой мужичок приласкал, утешил его – ребенка, в то время как ему вдруг померещился волк. «Я вдруг почувствовал, – пишет Достоевский, – что могу смотреть на этих несчастных совсем другим взглядом и что вдруг, каким-то чудом, исчезла совсем всякая ненависть и злоба в сердце моем».
Желаю, чтобы и наши сердца просветились подлинным пасхальным светом. Христос воскресе!
Записала Елена Чурина
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Вопросы веры. 18 апреля 2024. Новости Пензенской митрополии
Благая часть. 18 апреля 2024
«Православный на всю голову!». Кому опасно читать Евангелие
Прогноз погоды на 19 апреля 2024
Этот день в истории. 18 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!