«Огласительные беседы» с протоиереем Алексием Ладыгиным. Заповеди блаженств. Часть 3

15 июля 2020 г.

– Мы продолжаем огласительные беседы. Прошлая наша встреча была посвящена второй заповеди блаженств: Блажени плачущии: яко тии утешатся.

Сегодня будем говорить о третьей заповеди блаженств, которая звучит так: Блажени кротцыи: яко тии наследят землю.

Какого человека можно назвать кротким? Святые отцы говорят: «Кроткий человек сам не раздражается и других не раздражает». Он все принимает как волю Божию, поэтому смиренно несет свой крест.

Господь призывает: А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду... любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас… и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.… научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем...

Господь говорит, что каждый из нас должен иметь особые качества души, которые помогут нам стать кроткими. Кроткий человек прислушивается к словам Священного Писания, старается никого не обижать, никому не досаждать, ко всем относится почтительно.

…не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит… голоса Его...«Кроткий, будучи укоряем, не укоряет, терпя злострадания и напасти от других, не грозит мщением, но предоставляет мстить за себя Судящему праведно (см. 1 Пет. 2, 23)».

Кроткий человек всегда старается безропотно переносить трудности, с которыми встречается. Он не будет отвечать на зло злом. Кроткий стремится всячески помогать ближним, старается выстроить такие взаимоотношения, которые будут нейтрализовывать напряжение между людьми.

Сам Спаситель показывает нам добрый пример кротости и смирения, исполнения воли Божией. Мы знаем, что некоторые воспринимали Господа со злобой. Сколько людей, которых Он исцелил, предавали Его! Некоторые говорили, что чудеса, которые Господь творил на благо людей, а не ради чудес, Он совершал «силою бесовскою» (см. Мф. 12, 24). То есть была сплошная неблагодарность тех, которым Господь помогал, и тех, которым Он принес Божественное слово и Свое спасение.

Над Господом смеялись. Его поносили. С Ним запрещали общаться. Христа предали на крестное страдание и смерть. При этом Господь никогда никого не осуждал. Даже будучи на Кресте, Он говорил: Отче, отпусти им: не ведят бо что творят.

Он не укорил Иуду за то, что тот предал Его, только спросил: Целованием ли предаешь Сына Человеческого?

Пророк Исаия сказал о Нем: Вот, Отрок Мой… избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя… не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит…

Кротость и смирение – особый подвиг, к которому нужно стремиться. Мы можем говорить, что некоторые люди кроткие, потому что они такими родились. Кто-то скажет, что кротость – это слабость: «Почему я должен быть слабым человеком?» Другой может сказать, что кроткий человек не выживет в этом мире.

Но на самом деле кротость – это то, что порой побеждает силу и изменяет человека. Тот, кто не понимал тебя, плохо к тебе относился, встречаясь с твоей кротостью, меняется на глазах. Он из врага становится другом. Кротость обезоруживает. Эта добродетель необходима в современном мире.

Господь говорит: Блажени кротцыи: яко тии наследят землю. Здесь есть исторический контекст, потому что Господь пообещал избранному народу обетованную землю. Но не все из избранного народа принимали волю Божию, поэтому не все могли войти в обетованную землю, чтобы наследовать ее.

Когда люди роптали, Господь посылал им различных врагов, которые их захватывали, уводили в плен. Люди лишались своей земли до тех пор, пока не приносили Богу раскаяние, не просили у Него прощения. Когда они смирялись, становились кроткими в неволе, тогда Господь возвращал их в обетованную землю.

О каких кротких говорит Господь? Конечно, о христианах, которые тоже наследовали эту землю. Малая община (святые апостолы, их ученики и жены-мироносицы) вышла после Пятидесятницы с благодатью Святого Духа на проповедь слова, Христовой истины о воскресшем Господе. Она сталкивалась с многочисленными языческими народами, которые не хотели воспринимать христианство. Над проповедниками смеялись, их побивали, выгоняли, сажали в темницу, им угрожали. Но, видя кроткий нрав проповедников, их смиренное служение Господу, люди принимали христианство, которое со временем стало вытеснять язычество.

Господь готовит в будущем новое небо и новую землю. Об этом говорится в Священном Писании, в Книге Откровения: И видех небо ново и землю нову: первое бо небо и земля первая преидоста.

Апостол Петр говорит: Нова же небесе и новы земли по обетованию Его чаем... Будет земля…огню блюдома.

Для христиан будущей жизни будет другая земля. Именно об этой земле говорит третья заповедь блаженств.

Мы можем наследовать землю и радоваться ей, радоваться на своей земле, быть утвержденными на ней только тогда, когда научимся от Господа нашего Иисуса кротости и смирению.… научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим.

Человек, который не обладает кротостью, отвечает на зло злом. Мы должны противостоять злу. Есть определенные средства для того, чтобы не выходить из равновесия. «Первое средство – это сделать какое-нибудь добро своему врагу». Это дает возможность расположить его к себе, обезоружить.

Когда кто-то сделает что-нибудь плохое, он ждет, что ему дадут достойный отпор. Он не ожидает смирения в ответ.

Известен случай, произошедший с одним подвижником благочестия. К нему в келью пришли разбойники и сказали: «Мы возьмем у тебя все, что захотим». Он говорит: «Пожалуйста, забирайте все, мне ничего не нужно». Они забрали все его имущество, оставили только одну сумку – и покинули келью. Когда подвижник увидел, что разбойники оставили сумку, он взял ее – и побежал за ними со словами: «Сумку-то, сумку забыли! Возьмите еще сумку!» Разбойники были настолько поражены таким поступком, что раскаялись и вернули все вещи на место.

«Второе средство – смириться пред врагом». Это очень тяжело. У нас всегда есть желание отомстить, доказать свою правоту, высмеять врага, чтобы ему было хуже, чем нам, в тысячу раз.

В давние времена жили два епископа. Один из них был богат, а другой очень беден.Однажды они поссорились. Бедный епископ рассказал своему клиру о ссоре. Клир говорит своему владыке: «Мы же не можем пойти против такого богатого епископа. Он все равно посрамит Вас». Тогда епископ сказал: «Мы помолимся – и исправим дело».

Когда богатый епископ шел куда-то со своим клиром, ему навстречу вышел бедный епископ со своим. Бедный епископ упал в ноги богатому: «Прости меня, владыка, за то, что я тебя обидел!» Богатый епископ тоже упал бедному в ноги со словами: «Ты меня прости! Я тоже неправильно с тобой поступил!» Они примирились, поняв, что смирение всегда возвышает человека.

Смиренный всегда найдет выход из любого положения. Самое главное – не отвечать на зло злом, не видеть в людях только врагов. Если кто-то поступил неправильно, нужно все равно видеть в нем брата, перед которым не стыдно преклонить колени. Он так же, со смирением, отзовется на твой поступок. Никто не скажет, что ты слабый, что ты испугался.

Христианская совесть подскажет, насколько человек высок, смиренен, кроток. «Он может так поступить, а я по своей гордыне не могу». Начинается переживание за те поступки, которые ты совершаешь, потому что понимаешь уровень своего христианства, духовного состояния. Сердце начинает кровью обливаться: «Я столько живу со Христом!А как неправедно поступаю…»

«Третье средство – мысленное самообвинение перед врагом». Мы можем попросить прощения внешне или просто промолчать, не ответить на вызов, а внутри себя осуждать обидчика: «Я это сделаю ради того, чтобы показать: я христианин. Но я с ним не согласен». Это ложное смирение, которое мешает людям достичь определенных результатов.

Был такой случай. Поссорились два инока. Через некоторое время один из них решил попросить у другого прощения. Приходит к его келье, стучится – а тот не открывает. Тогда он идет к старцу и говорит: «Отче! Я все сделал для того, чтобы попросить прощения у своего брата, а он даже не пустил меня в келью». Старец ему отвечает: «Брат! Вспомни, какие у тебя были мысли, когда ты пошел к нему? Ты думал: “Да, я пойду попрошу прощения, так как я христианин. Я должен это сделать. Но я все равно с ним не согласен. Он не прав”. Ты оправдываешь себя, но не оправдываешь своего брата. А теперь укоряй себя – и иди проси прощения». Когда он шел уже с таким намерением, то не успел еще подойти к келье, как брат открыл дверь – и они примирились. Когда наше сердце чистое, Сам Господь помогает примириться.

«Четвертое средство – кроткое (и мудрое. – Примеч. А. Л.) вразумление врага». При патриархе Александрийском Иоанне Милостивом был вельможа, который имел врага и не хотел с ним примиряться. Что бы владыка ни делал, вельможа говорил: «Нет, не прощу его – и все!» Тогда святитель пригласил этого вельможу на Божественную литургию, где служил только он и пел один певчий.

Вельможа был польщен тем, что ради него одного патриарх совершает службу. Он стал петь вместе с певчим. Когда пришел момент пения молитвы «Отче наш», владыка громко запел с ними. Пропев несколько слов, он замолчал, а потом дал знак, чтобы замолчал певчий. Вельможа один допел молитву «Отче наш». Потом владыка, прервав богослужение, сказал ему: «Смотри, брат! Ты произнес слова: “…и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим”. Так ты и вправду имеешь намерение оставлять грехи своим ближним? Правду ли ты говоришь? Оставляешь ли?»

Вельможа был поражен: «Владыка! Что ты ни скажешь – я все исполню! Я понял свой грех». В этот же день он примирился с человеком, которого называл своим врагом.

Высказывание правды, скандалы не могут примирить. Они только больше разрушают мир между людьми. Положительного результата можно достигнуть только тогда, когда ты кротко, смиренно, мудро вразумишь ближнего, не ущемляя его достоинства.

«Пятое средство – терпение». Если ты потерпишь во время той или иной ситуации, тогда смиришься с ней. Тебе все будет легко и просто.… научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим.  Когда человек научится терпению, он обретет покой.

Инок пришел в монастырь, в котором восьмеро братьев относились к нему хорошо, а один его поносил, и говорит: «Я больше не останусь в этом монастыре! Здесь брат меня поносит. Пойду-ка я в другой монастырь!» Приходит в другой монастырь. Там его пятеро братьев любят, двое поносят. Он терпел-терпел, потом говорит: «Нет! И в этом монастыре не останусь!» Пошел в третий, четвертый... Там происходило то же самое: кто-то его любил, кто-то не любил.

Решил искать монастырь, который будет ему по сердцу. Шел, присел отдохнуть. Господь дал ему вразумление. Инок подумал: «Сколько я буду ходить? Не найду я монастыря, где бы меня все любили». Он взял бумагу и написал: «Буду все терпеть ради Иисуса Христа, Сына Божия». Положил эту хартию за пояс и пошел в другой монастырь. Там его тоже кто-то любил, кто-то не любил. Когда его злословили, он вынимал из-за пояса свою бумажку, читал, утешался – и нес свой крест дальше. В этом монастыре он оставался до конца своих дней.

Мы не можем изменить весь мир, но можем изменить свое отношение к миру. Учитесь от Христа кротости и терпению, тогда никакое зло вас не победит, потому что с вами будет Господь.

Третья заповедь блаженств учит нас и терпению, и смирению, и кротости, и приобретению добродетелей, которые будут помогать нам. Это тяжелая задача, но она выполнима. Мы должны к этому стремиться, потому что идем за Господом нашим Иисусом Христом не ради куса хлеба, а ради вечной жизни. Нужно и поработать над собой, и потерпеть. Господь терпел Сам – и нам показал этот доблестный путь, который приводит человека к спасению.

Записала Светлана Волкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X