«Огласительные беседы» с протоиереем Алексием Ладыгиным. О молитве «Отче наш». Часть 3

23 сентября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Продолжаем огласительные беседы. В предыдущих передачах мы разбирали первые прошения молитвы Господней «Отче наш», в прошлый раз говорили о значении слов «…да будет воля Твоя…». Мы как христиане должны исполнять волю Божию, потому что она благая и совершенная, всякое зло направляет к добру.

К сожалению, наша воля очень часто вгоняет в неволю, поэтому мы всегда просим: «Господи! Да будет воля Твоя». Когда принимаем волю Божию, тогда мир и удовлетворенность жизнью посещают нас. Если мы просим, чтобы была воля Господня, но не живем по ней, то бываем раздражительны, гневливы, очень часто унываем, не удовлетворены своей жизнью.

Сегодня будем говорить о следующем прошении молитвы Господней «Отче наш»: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь…». Мы не просим хлеба насущного на всю жизнь, а заботимся только о наступившем дне. Завтрашний день, по слову Священного Писания, сам будет заботиться о своем.

Премудрый Соломон сказал: «Господи, не дай мне ни бедности, ни богатства – только хлебом насущным питай меня каждый день» (см. Притч. 30, 8). Не всякий человек может выдержать бедность, потому что это ужасное состояние, постоянная нужда. Но и богатство – тяжелый крест. Оно приносит массу проблем, забот, переживаний.

Только человек, живущий в достатке, чувствует себя спокойно. Жить в достатке – значит каждый день иметь, что покушать, чем накормить детей, во что одеться, иметь средства на образование детишек. Ничего лишнего не надо. Не нужно что-то откладывать на черный день, потому что Господь никого из Своих не оставляет.

Надо помнить, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Господь подчеркивает важность нашей заботы не только о земной (телесной) пище, но и о пище духовной, потому что человек состоит из тела и души. Пищей для души является слово Божие, которое питает внутренне, направляет в земной жизни и ведет по духовному пути к вечности, в Царствие Небесное.

Пища для души и Тело и Кровь нашего Божественного Спасителя. Он Сам Себя называет «хлебом… сшедшим с небес» (см. Ин. 6, 51). …если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную... Нам поставлено условие: мы должны питаться этой небесной пищей, которая будет соделывать нас небожителями.

В молитвах мы просим, чтобы Господь дал нам возможность принести достойное покаяние и соединиться с Ним здесь, на земле: «…даждь ми, Господи, прежде конца покаяние». Важно напитаться хлебом небесным, чтобы войти в Царство Божие.

Забота о лишнем не приносит пользы. Если Господь не благословит землю, она не даст плода. Если Он не благословит зиждущего, то напрасны его труды. Когда Бог благословляет, все получается. Не от нас зависит, хватит ли хлеба на весь год. Мы сеем, но ничего не делаем для того, чтобы посеянное выросло. Если Господь даст дождь и солнце, осенью соберем достойные плоды, которые будут питать нас целый год.

Наши предки говорили: «Если по осени вовремя выпадут два-три дождя, то и агроном нам не нужен». Самый великий Агроном – Отец наш Небесный: Он вовремя посылает дождь или солнце, дает прекрасную погоду, при которой вырастает замечательный урожай. Все в руках Божиих.

Всегда нужно уповать на Господа. В Священном Писании говорится: Взгляните на птиц небесных… ни сеют, ни жнут… но Отец… Небесный питает их. Земля одевается в траву полевую – прекрасную одежду, но ничего для этого не делает: Господь Сам благословляет и одевает ее. Мы должны помнить о небесном и не превращать свою жизнь в сплошную суету.

«Хлеб наш насущный даждь нам днесь…», а завтра мы опять помолимся – и Господь позаботится о каждом из нас, даст все необходимое в этой жизни. Если не будет молитвы, то ничего не будет.

«…и остави нам долги наша, – следующее прошение, –  якоже и мы оставляем должником нашим…». Долги – это грехи. Чтобы стать небожителями, необходимо очиститься от грехов. Господь может очистить нас при определенном условии: мы должны работать над собой. Бесплатный дар от Господа, который мы получаем, обязывает нас вести определенный образ жизни.

Если Бог прощает нас, то и мы должны простить должников наших – тех людей, которые согрешили против нас, обидели, как мы считаем. Бог прощает нам больше, чем мы прощаем своим близким.

В Священном Писании Господь рассказывает притчу о том, как некий господин призвал одного из своих должников и сказал: «Ты мне должен огромную сумму денег (примерно она исчислялась, как сегодня говорят, в сто миллионов долларов. – Прим. прот. А.Л.)». Должник ответил: «Прости, господин! Мне нечем отдать долг». – «Тогда я посажу тебя в темницу, продам твое хозяйство, твою семью, возместив себе таким образом хотя бы часть долга. А ты будешь сидеть, пока не возместишь мне его полностью». – «Прости меня! …потерпи на мне…» И господин сжалился над ним: «Хорошо, я прощаю тебя», – и отпустил с миром.

Выйдя от господина, должник встретил своего должника, который задолжал ему всего тысячу рублей; почувствовал себя властелином всего мира, потому что уже был никому ничего не должен, но мог заиметь лишнюю тысячу рублей, схватил за грудки должника и начал трясти его со словами: «Ты столько лет мне должен тысячу рублей! Отдавай!» Тот ответил: «Мне нечем отдать. …потерпи на мне…» – «Нет! Я тебя посажу в темницу! Будешь сидеть до тех пор, пока не возместишь долг!»

Когда друзья последнего должника услышали о случившемся, они пришли к господину и рассказали ему, что его должник не пощадил своего должника. Тогда господин пригласил прощенного ранее и сказал: «Я простил тебе сто миллионов долларов. Неужели ты не можешь простить своему должнику тысячу рублей? Коль ты не поступил так, как я с тобой, будешь сидеть в темнице до тех пор, пока не возместишь долга».

Притча заканчивается словами: Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его. Мы должны поступать с близкими так, как хотели бы, чтобы поступали с нами. Если нас простили, если Бог прощает, то и мы должны простить. Если не прощаем, то и Бог не простит нас. Когда приступаем к таинству Исповеди, Господь прощает все наши грехи при условии, что мы простили своих обидчиков. А если не прощаем людей, которые нас обидели, то Господь помянет все наши грехи в Последний День.

Господь говорит: …если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой… и пойди… примирись с братом твоим, и тогда… принеси дар…» Бог принимает наши дары (молитвы, воздыхания, просьбы) только тогда, когда мы прощаем своих близких.

Многие приходят на исповедь и говорят: «Я не могу простить своих родственников (близких, родителей, детей)». В этом случае, какие бы молитвы священник ни прочитал, человек уходит их храма неоправданным. Если есть силы попросить прощения у своего ближнего, пусть даже по телефону сказать, что из сердца обида уже ушла (хотя рана еще осталась), то Господь примет дары, которые мы приносим к Его алтарю.

Святитель Иоанн Милостивый узнал, что один вельможа не хотел простить своего близкого, хотя и был христианином. Святой пригласил его к себе на службу, сказав: «На литургии будем только ты, я и певчий». Вельможа удивился: «Владыка, неужели Вы для меня будете совершать службу?» – «Да». Во время литургии чиновник начал подпевать певчему. В древней Византийской империи каждый человек пел и на богослужении, и дома (гимны).

Во время молитвы «Отче наш» – на словах «…и остави нам долги наша…» – владыка дал знак певчему, чтобы тот замолчал. Вельможа пел эти слова один. Святитель, остановив службу, сказал: «Неужели ты не имеешь ни на кого обиды? Говоришь, чтобы Бог оставил тебе грехи, потому что ты простил всех своих близких». У вельможи произошел переворот в сознании. Он упал на колени перед святым: «Владыка, прости! Я с сегодняшнего дня прощаю всех и попрошу у каждого прощения».

Афонские старцы говорят: «Если не можешь простить, не читай молитву Господню. Если читаешь, пропусти прошение “…и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим…”». Каждый из нас хочет быть прощенным, чтобы спастись, чтобы Господь не помянул наших грехов, потому что они вольные и невольные, совершены в разуме и неразумии, не по нашему хотению.

Если мы желаем, чтобы Бог простил нам грехи, то должны прощать своих близких и никогда не поминать тех поступков, которые они совершили. Господь как Бог любви, мира и человеколюбия хочет, чтобы мы жили во взаимопонимании. Только мир и любовь дадут нам радость о Духе Святом на земле. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.

В общественном транспорте часто бывают стычки между совершенно незнакомыми людьми: кто-то кого-то толкнул, кто-то на ногу наступил. Что же делать? Такова жизнь.

Святой псалмопевец Давид призывает нас: Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе? (живите в мире и вместе. – Прим. прот. А.Л.) Один из современных проповедников говорил: «Если не умеете жить вкупе, живите хотя бы, как в купе. Кто храпит, кто сопит, от кого как пахнет (прокуренный, напившись), – все друг друга терпят определенное время».

Мы живем по нашим семейным уставам. Надо терпеть близких, что бы ни произошло, не устраивать скандала. Если сами смиримся, то будет мир вокруг нас.

«…и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго». Мы просим, чтобы Господь не ввел нас во искушение. Но Бог, как говорит Апостол, никого не вводит во искушение. Хотя мы встречаем в Священном Писании и другое. Порой Господь попускает какие-то испытания в нашей жизни. Святые отцы подчеркивают, что они нужны лишь для того, чтобы мы поняли свое состояние. Если сможем преодолеть эти искушения, поднимемся на более высокую ступень духовной жизни.

Мы просим Господа, чтобы Он не попустил искушений, которые бы погубили нас. Каждый знает, что Бог не посылает нам креста выше сил: учитывает наши возможности, внутренние способности, таланты, духовное состояние. Но мы просим: «Господи! Воззри на мою немощь, слабость, чтобы испытания, которые мне предстоит перенести, не сломили меня!»

«…но избави нас от лукаваго» – то есть «избавь от всякого зла, которое нас одолевает». Святой апостол Павел говорит: …аггел сатанин, да ми пакости деет (то есть делает. – Прим. прот. А.Л.). Противостояние добра и зла никто не отменил. Оно есть, хотя мы о нем не говорим, считая, что во всем виноваты случайности, плохие люди. Вспомним Ф.М. Достоевского: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей».

Брань за наши души идет не где-то вне, а внутри нас, поэтому нужен духовный, церковный разум. Необходимо наше участие в таинствах, чтобы победить зло. Нужна молитва «Отче наш», которая помогает нам соединяться с Господом, преодолевать искушения. Христос сказал: …без Мене не можете творити ничесоже. Без Бога ни до порога.

С Божией помощью мы можем преодолеть любые трудности, испытания, искушения, но для этого нужно молиться. А молясь, не говорите лишнего, – учит Господь. – Молитесь же так: Отче наш... Читайте эту молитву, братья и сестры, несколько раз в день – и тогда Господь никогда не оставит вас.

Мы закончили разбирать молитву «Отче наш». Следующие беседы будут посвящены нашим размышлениям о почитании Божией Матери, святых угодников Божиих, Креста и о церковных православных традициях.

Записала Светлана Волкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​