«Огласительные беседы» с протоиереем Алексием Ладыгиным. Заповеди блаженств. Часть 7

12 августа 2020 г.

– Мы продолжаем огласительные беседы. Сегодня будем говорить о седьмой заповеди блаженств, которая звучит так: Блажени миротворцы: яко тии сынове Божии нарекутся.

Внутренний мир – главное состояние, в котором должен пребывать верующий. Если человек его теряет, он не может сделать ничего доброго. После воскресения Господь первым делом вернул внутренний мир Своим ученикам: Мир… вам, мир… даю вам…

Человеку необходимо иметь мир внутри себя, мир с Богом и близкими. Преподобный Серафим говорил: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Господь дает особую награду: …яко тии сынове Божии нарекутся. Люди, стремящиеся к миру, уподобляются Самому Господу, поэтому Он называет их Своими сынами.

В Священном Писании говорится: …мир имейте. И Бог любве и мира будет с вами. Внутренний мир созидается через смирение. …научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашым... Необходимо бороться со страстями, лишающими человека мира, с грехами, совершая которые, он теряет духовную радость.

Внутренний мир приобретается и участием в таинствах. Вне Церкви нет спасения. …если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь… жизни. Быть миротворцем можно только при высоте духовной жизни.

Мы можем иметь мир с Богом, исполняя Его заповеди и участвуя в таинствах. Нужно делать все для того, чтобы был мир с близкими. Порой нас кто-то сильно обижает, оскорбляет, предает. Мы мстим, осуждаем, хулим. Начинается вражда. Некоторые говорят: «Я не прощу его до смерти». В такой ситуации враг рода человеческого ликует.

Ради награды, которую Господь дает за исполнение этой заповеди, можно потерпеть обиду, поделиться частью своего имущества, чтобы сохранить мир с близкими.

«Григорий Нисский, восхваляя мир и согласие людей, говорит: “Из всего, чего люди домогаются наслаждаться в жизни, есть ли что сладостнее мирной жизни?”» Нет ничего приятнее. «”И так, мир не только сам по себе приятен для наслаждающихся миром, но и услаждает все блага жизни. Даже, если случится с нами, как это обыкновенно бывает с людьми, какое-нибудь несчастие во время мира, и оно бывает сноснее, потому что в сем случае зло умеряется добром… Ты сам по себе рассуди, что за жизнь тех, которые враждуют между собою и подозревают друг друга? Они встречаются угрюмо и один в другом всего гнушаются; уста их безмолвны, взоры отвращены и слух одного закрыт для слов другого. Все, что приятно для одного из них, ненавистно для другого, и напротив, что ненавистно и враждебно одному, то нравится другому. Посему Господь хочет, чтобы ты с таким избытком умножал в себе благодать мира, чтобы не только сам мог наслаждаться им, но чтобы твоя жизнь служила врачевством против болезни других... Кто предотвращает других от сего постыдного порока, тот оказывает величайшее благодеяние и справедливо может называться блаженным, тот творит дело силы Божией, уничтожая в природе человеческое зло и вместо того вводя общение благ. Господь потому и называет миротворца сыном Божиим, что доставляющий такое спокойствие человеческому обществу делается подражателем истинному Богу”».

Апостол говорит: …Бог любви и мира будет с вами. Господь Иисус Христос пришел, чтобы примирить нас с небом, правдой Божией, искупив каждого человека от клятвы законныя.

Ничего не принесет счастья, если нет мира с близкими. Мы будем всегда раздираемы противостоянием, будем переживать за тех, кто враждует между собой. Священное Писание учит: Аще возможно, еже от вас, со всеми… мир имейте. Мы должны стремиться быть в мирном состоянии и примирять других. В этих поступках будет виден Христос.

Сегодня то там миротворцы, то здесь. Где-то правда, где-то неправда: кто-то подделывается под них, достигая своих политических целей. Но есть настоящие миротворцы, которые примиряют государства, стремятся, чтобы не было войны. Появились дипломатические министерства, чтобы решать разногласия мирным путем.

Сейчас меньше христианских принципов, больше дел гордыни, зла, которые разделяют даже братские народы. Мы переживаем противостояние России и Украины. В самой Украине идет гражданская война. Не хватает миротворцев, чтобы остановить кровопролитие.

Преподобный Сергий Радонежский очень много сделал для созидания российской государственности, чтобы под властью единого князя соединились удельные князья, которые поднимали оружие друг против друга, проливали братскую христианскую кровь. Выполняя благословение святителя Алексия, преподобный Сергий увещевал удельных князей, чтобы они подчинились Москве и были едины.

Во времена Дмитрия Донского не было транспорта, поэтому святой игумен пешком обходил города для встречи с великими князьями, большинство из которых слушали его. Если кто-то не слушал, то преподобный совершал духовные действия, заставлявшие принять его позицию.

«…есть сведение, что еще в малолетство Донского героя (то есть Дмитрия Донского – Прим. прот. Алексия), при жизни Великого Князя Иоанна Иоанновича, в 1358 году, Преподобный Сергий путешествовал в свой родной город Ростов, чтобы уговорить Ростовского князя Константина Васильевича признать над собою власть Великого Князя Московского. В 1363 году мы видим святого игумена опять путешествующим в Ростов... думают, что Преподобный Сергий приходил в Ростов не на богомолие только, но имел еще поручение убедить старого Ростовского князя ничего не затевать ко вреду Великого Князя Московского. Действительно, мы видим, что князь Константин обязался после сего быть в совершенной зависимости от Великого Князя Московского».

Через год Сергий Радонежский отправляется в Нижний Новгород. Нужно убедить князя Бориса Константиновича, самовольно захватившего город, оставить его и не враждовать с братом Дмитрием. Когда увещевания оказались безуспешными, «преподобный Сергий (по данной ему власти – Прим. прот. Алексия) затворил все храмы в Нижнем, богослужение прекратилось». А народ был боголюбивый, не мог жить без храма. Люди стали влиять на своего князя, в результате чего он принял сторону преподобного Сергия и примирился с братом.

«Другой беспокойный сосед Московского Князя был Олег, Князь Рязанский. Хитрый и вероломный, он не раз нарушал договоры, входил в сношения то с Ольгердом и Тверским Князем, то с Мамаем и Тохтамышем. Великий Князь не раз посылал к нему доверенных лиц с мирными предложениями, но Олег не хотел и слышать о мире. Тогда Великий Князь призвал Преподобного Сергия и лично просил его принять на себя труд убедить упрямого Князя Рязанского к примирению. Позднею осенью 1385 года смиренный старец отправился, по своему обыкновению, пешком в Рязань… Кроткие увещания… смягчили сердце… Князя Рязанского, и он чистосердечно открылся Преподобному в своих замыслах и “взял с Великим Князем Димитрием вечный мир и любовь в род и род”».

Действия преподобного Сергия привели к счастливым последствиям: объединению удельных княжеств перед Куликовской битвой, что дало возможность одержать победу князю Дмитрию Донскому и избавиться от монголо-татарского ига.

«Святой Иоанн милостивый, патриарх Иерусалимский, кроме необычайного милосердия ко всем бедным и нуждающимся, отличался еще и глубоким миролюбием. До какой степени простиралось его миролюбие, показывает следующий случай…»

Однажды он наказал одного священнослужителя. Тот обиделся на него и стал его хулить и ругать. Во время службы патриарх стал читать слова Священного Писания: Аще… принесеши дар твой ко олтарю и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя: остави ту дар твой пред олтарем и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой. Патриарх подумал: «Я обидел своего клирика – и совершаю службу!»

Он пошел к священнику, которого обидел, упал перед ним на колени и стал просить прощения: «Прости меня! Я неправильно поступил с тобой». Видя, что старец проявил такое смирение, священнослужитель тоже упал на колени и стал просить у него прощения, обливаясь слезами. Они примирились и стали вместе совершать службу.

Патриарх должен увещевать, назидать, наказывать, вразумлять своих подчиненных. Но он понимает, что если не совершить добрый шаг, то будет больше озлобления и Господь не простит его, потому что не будет исполнена заповедь блажени милостивии: яко тии помиловани будут. Блаженны и те, которые могут хранить мир, поэтому патриарх пошел и попросил прощения.

«К некоторому старцу пришел незнакомый человек и сказал: “Я и брат мой друг с другом поссорились: но, к несчастью, он не хочет примириться…”». Он попросил старца примирить их. Тот согласился. Во время разговора с братом незнакомца старец призывал его простить и примириться, но никакие увещевания и доводы его не убеждали. – «Почему ты не хочешь примириться?» – «Потому что я дал клятву на кресте, что буду враждовать с ним до смерти». – «Это греховная клятва. Ты же заново распинаешь Господа! Ирод ради своей клятвы отсек голову Иоанну Крестителю – и погиб. А если бы он отказался от нее, то не получил бы такого осуждения». Эти слова настолько подействовали на человека, что он раскаялся и примирился с братом.

В горячке можно сказать все что угодно, даже поклясться на кресте, перед иконами, но лучше нарушить эту клятву, чем иметь вражду со своими близкими.

Был следующий случай. «Один благочестивый пустынник пришел в пустыню “Скит”». Старец этого скита принял его, дал свободную келью. Сначала у них были хорошие, мирные отношения. Потом старец увидел, что к пустыннику приходит много людей за советом, назиданиями, и в его сердце вкралась зависть.

Он послал своего послушника: «Скажи, чтобы он убирался из моей кельи». Послушник подумал: «Как же я ему это скажу?» Он пришел к пустыннику со словами: «Старец послал меня спросить, как твое здоровье». – «Я немножко приболел. Пусть он помолится за меня – и я выздоровлю». Послушник вернулся и сказал: «Отче, я передал ему, что ты просил. Он все понял».

Проходит время. Старец видит, что пустынник не ушел. Он опять посылает послушника. Послушник приходит к пустыннику и говорит: «Отче, как Ваше здоровье? Старец беспокоится о Вас». – «Спаси Господи! Передай низкий поклон: его молитвами я выздоровел». Вернувшись к старцу, послушник сказал: «Отче, он обещал через неделю покинуть наш скит».

Через неделю старец видит, что пустынник не ушел, и идет к нему сам, чтобы прогнать. Послушник прибежал к пустыннику впереди старца со словами: «Сейчас придет старец, чтобы пригласить тебя в гости». Счастливый пустынник вышел из кельи и сказал старцу: «Отче, не утруждай себя! Я сам приду к тебе».

Старец был обрадован и удивлен: «Я его выгоняю, а он с такой добротой и любовью говорит со мной!» Он привел его в свою келью и угощал. Потом старец узнал, что послушник старался примирить его с пустынником, не передавая те слова, с которыми он посылал его, и упал перед ним на колени, и сказал: «Отныне ты мой старец, мой учитель. Я буду учиться у тебя духовной жизни».

Бывая посредниками, мы можем примирять людей. Не нужно передавать какие-то слова, накручивая, обманывая, чтобы люди враждовали. Необходимо смягчать напряженные отношения, чтобы уподобляться сынам Божиим. Блажени миротворцы: яко тии сынове Божии нарекутся.

Эта заповедь касается не только стремления нашего сердца, но и человеческих отношений. Исполняя заповеди Христовы, мы можем сделать очень многое для того, чтобы люди жили в мире, любви и согласии.

Следующая наша встреча будет посвящена восьмой заповеди блаженств: Блажени изгнани правды ради: яко тех есть Царствие Небесное.

Записала Светлана Волкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать