«Огласительные беседы» с протоиереем Алексием Ладыгиным. Заповеди блаженств. Часть 9

26 августа 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Мы продолжаем огласительные беседы. Наша прошлая встреча была посвящена восьмой заповеди блаженств: Блажени изгнани правды ради: яко тех есть Царствие Небесное.

Мы говорили о том, что очень важно утверждать на земле правду Божию, потому что она борется с неправдой. Людей, живущих по правде Божией, презирают, гонят. Многие отказываются утверждать правду, потому что не хотят терпеть временные страдания. Но нужно помнить не о временных страданиях, а о блаженной жизни, которую Господь обещает в вечности тем, кто утверждает правду Божию на земле.

Сегодня наша беседа посвящена девятой заповеди блаженств, которая звучит так: Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради: радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех...

«Желающие блаженства должны быть готовы с радостью принять поношение, гонение, бедствие и самую смерть за имя Христово и за православную нашу веру». Господь говорит: чтобы достичь блаженства, нужно быть бесстрашным воином Христовым. Это заповедь об исповедничестве и мученичестве за имя Христово.

С первых страниц Священного Писания мы видим, что мученичество – удел жизни христиан. Через него утверждается Церковь Христова на земле. Никто из апостолов, кроме святого Иоанна Богослова, не умер своей смертью. Кого-то распяли на кресте, кому-то отсекли голову, кого-то сбросили с высокого здания.

За ними, мучениками и исповедниками, пошли их ученики, которые тоже страдали за Христа. Они поражали своим подвигом не только последователей христианства, но и самих мучителей, видевших пример стойкости и помощь Божию, в результате чего многие из палачей приняли христианство.

Среди мучеников были женщины, мужчины, дети, монашествующие, духовенство, цари, вельможи, князья, судьи, воины... Люди разных сословий шли за Христом. Через свое исповедничество они утверждали христианство на земле.

Святой архидиакон Лаврентий служил в Римской Церкви при императоре Валериане. К нему пришел государь со словами: «Покажи богатства своей Церкви». Святой Лаврентий говорит: «Пойдем, покажу тебе все». Привел его в церковь и показал вдов, сирот, нищих, хромых, глухих, немых: «Вот это богатство нашей Церкви: те, кто получает здесь утешение через общение со Христом. И ни один тиран не может отнять у нас этого богатства». Эти слова были дерзостью, за которую император отправил святого в темницу, а позже подверг его страшному наказанию.

Валериан приказал положить святого Лаврентия на бок на раскаленную решетку. Его поджаривали на медленном огне, но он не произнес ни единого звука. Через некоторое время святой сказал мучителю: «Переворачивай: одна сторона уже готова». Удивительные смирение и терпение! Не без помощи Божией: Бог Своих не оставляет.

В ХVIII, XIX, начале ХХ века было невозможно представить, что будут массовые гонения на христиан. Христианство было государственной религией.

В ХХ веке начались гонения на Церковь Христову. Появился великий сонм новых святых. Один из проповедников сказал, что, наверное, весь ад придумывал испытания, через которые прошли новомученики и исповедники Российские. Гонимые думали: «Весь мир против нас. Бог не защищает».

Было чувство, что все в этом мире перевернулось. Порой люди проводили в лагерях всю свою сознательную жизнь, ненадолго выходя на свободу. Они подвергались страшным пыткам. Кого-то причащали раскаленным оловом, кого-то вешали на епитрахилях в царских вратах; обливали на морозе холодной водой, превращая в ледяной столб; топили. Кто-то был сослан на рудники, кому-то пришлось тяжело трудиться, прокладывая новые дороги. Невинно осужденных избивали, убивали.

Среди них были люди разных сословий: от крестьян до высших слоев общества. Они страдали за то, что были христианами. Есть история, в которой сказано: «Если уничтожить мученика, появляется очень много других мучеников».

Один из епископов рукоположил человека в священники – и того через три месяца расстреляли. Нового на этот приход рукоположил – через три месяца расстреляли. Рукополагая очередного священника, епископ плакал: «Рукополагаю еще одного мученика, который совершенно сознательно, не боясь, идет на смерть».

Говорили, что последнего попа увидят в 80-е годы. Но пришли 80-е – и вернулось духовенство. Мы видим, как сегодня возрождается Церковь Христова и злобствует против нее мир. На место мучеников готовы встать сотни людей, которые пойдут на страдания ради Христа, потому что имеют глубочайшую веру.

В советское время многие взрослые и дети были исповедниками, потому что ходили в храм Божий. Их делали совершенно бесправными людьми. Над ними смеялись. Им не давали возможности поступать в вузы, достойно проходить службу в Советской армии. Эти люди постоянно претерпевали гонения, но они не сходили с пути истины, потому что имели огромное желание быть с Богом. Сегодня многие из них продолжают служение в Церкви Христовой.

В наше время мученичество – противостояние неправде. Противостоящий неправде подвергается гонениям. Его не признают в этом мире.

Кто-то борется со страстями, своей плотью. Это невидимая, но очень тяжелая брань. Кто-то ведет битву с врагом рода человеческого, желающим увести со спасительного пути. Это тоже мученичество, страдание, испытание.

Сегодня не всякого человека, живущего благочестивой жизнью, принимают. Например, в молодежной среде часто отвергают тех, кто не ходит на вечеринки, в ночные клубы, не участвует в делах, которыми занимается вся молодежь. «Ты несовременный! Зачем ты нужен?» Это поношение, изгнание. Человек чувствует себя «гадким утенком», потому что не принадлежит этому миру.

Если ты большой начальник и, имея возможность наживаться, не берешь ничего лишнего и не даешь брать другим, разве тебя примут в этом мире? Ты будешь изгнан. Не будет возможности устроиться на работу, нечем будет кормить семью. Это тоже мученичество. Но таких людей ждет великая награда в Царствии Небесном. Эта жизнь временна. Она ведет к бесконечной жизни. Апостол Павел говорил: …имею желание разрешиться и быть со Христом…

Хочется рассказать о некоторых из новомучеников и исповедников Российских. Десятого августа празднуется память священномученика Николая, диакона. «Окончив народное училище, в 16 лет он стал псаломщиком и прослужил в этой должности почти всю свою жизнь. Рукоположения в диакона он сподобился в возрасте 50-ти лет. А через два года принял мученическую кончину.

10 августа 1918 года, в день Смоленской иконы Божией Матери, отца Николая отправили на станцию Егоршино на общественные работы, там он был убит большевиками. Точная дата и место смерти отца Николая не известны; память его празднуется в тот день, когда его последний раз видели живым.

В селе, где служил отец диакон, был разорен Никольский храм – разбиты кружки, унесены деньги и ковер; была ограблена квартира священника, причем похищенную из нее серебряную дароносицу один из красноармейцев использовал для хранения табака».

Десятого августа празднуется память мученицы Мавры Моисеевой, мирянки. «Родилась в крестьянской семье. Имела середняцкое хозяйство. Жизнь ее протекала благополучно. Мавре Васильевне хотелось, чтобы храм в селе, куда она ходила молиться, был крепок и красив, и она стала собирать с прихожан деньги для проведения ремонта церковного здания. Люди активно откликнулись, наняли артель плотников из 4 человек, которые сделали работу.

Вскоре после этого Мавра Васильевна была арестована и ей было предъявлено обвинение в том, что она “участник религиозной контрреволюционной организации… предоставляла свой дом для проведения нелегальных сборищ… возглавляла сбор средств для ремонта церкви”. На допросах она рассказывала лишь о том, как собирала деньги на храм, и заявила, что веру в Бога она не считает преступлением. Безбожная власть… приговорила Мавру Васильевну к… расстрелу».

Десятого августа празднуется память священномученика Иоанна. «Родился в 1900 году. В 1920 году его призвали в Красную Армию. В это время жена его Ольга Евдокимовна ждала первого ребенка, дочь Клавдия родилась в 1921 году, и отец увидел ее, когда девочке шел третий год. После окончания Гражданской войны Иван вернулся в родное село, продолжал заниматься своим ремеслом.

В 1920-е гг. он был лишен избирательных прав из-за происхождения – из торговцев. Первый арест состоялся в 1931 году. Приговоренный к 10 годам лишения свободы, Иван Ильич был досрочно освобожден из-за серьезной болезни. В 1937 году стал инициатором движения сельчан за открытие местного храма. Последовал арест… обыск». Его признали участником контрреволюционной антисоветской организации и приговорили к расстрелу.

Мученик Иоанн, мирянин. День памяти – десятого августа. «Родители Ивана Васильевича были крепкими крестьянами. В непростое для русского крестьянства время коллективизации Иван Васильевич не стал разрушать сложившийся в семье уклад и хозяйство продолжал вести как единоличник. Глядя на неудачи первых колхозников, он высказывал свои мысли о том, что происходило: он считал, что земле нужен настоящий хозяин, который душу в нее вкладывает и все делает старательно, а колхозники сами еще не разобрались, кто за что отвечает. Ломакин был глубоко верующим человеком, никогда не отказывал странникам в просьбе отдохнуть в его доме. Он постоянно ходил в церковь, а на праздники приглашал к себе священника.

Семья Ивана Васильевича была большая – 8 человек». В 1937 году Иван Ломакин был арестован как «участник религиозной контрреволюционной организации, по заданию которой проводил антиколхозную агитацию…» Был приговорен к расстрелу.

Мученик Арефа, мирянин. «…родился… в Пензенской губернии в крестьянской семье. Образования он не получил, всю жизнь занимаясь крестьянским трудом. Известно, что у него была жена Фекла и 5 сыновей.

В 1937 году Арефий Петрович был арестован по подозрению в контрреволюционной деятельности и обвинен в том, что “под видом религиозных бесед систематически проводил нелегальные сборища, на которых распространял провокационные слухи о падении советской власти, агитировал единоличников не вступать в колхоз”». Был приговорен к расстрелу.

Священноисповедник Иоанн Оленевский, иерей. «Дивный старец отец Иоанн Оленевский. С рождения не пропускал ни одной службы: сначала мама носила, потом сам бегал. Рано остался сиротой: мать умерла, а отца и не знал... отчество он получил от крестного.

Еще мальчиком он стал приучать себя к строгой жизни: спал мало, сидя или согнувшись на полу, как котенок. Пищу принимал редко и помалу. С малых лет Иван отказался от вкушения мяса. Он пил обыкновенно стакан чая, который сам заваривал; картошку на шестке круглую испечет и чаем запивает без хлеба. Сласти не принимал с малых лет, а конфеты детишкам раздавал, чай же у него был лишь слегка подслащен. Яичко принимал только одно на Пасху, когда все разговлялись. Изредка стаканчик молока выпьет, когда горло заболит.

Однажды, чувствуя себя нездоровым, попросил сварить кашки гречневой на молоке. Ему сварили, а он только попробовал. Церковь Святую любил. В храме пел, читал, в алтаре помогал и людей в церковь звал. Ночь у него была посвящена молитве. Спал мало, с перерывами, вскакивал на молитву, в темноте слышны были только слезы…

Богоугодна была жизнь его: девственник, постник, молитвенник, праведник. Рукоположили во диакона его в возрасте 66 лет. Через 20 лет, в восемьдесят шесть, он стал иереем. Несколько раз батюшку арестовывали, но каждый раз милостью Божией отпускали. Есть свидетельства, что отца Иоанна однажды хотели расстрелять. Поставили на берегу и дали залп, но пули отскакивали от него “как будто он железный”.

Как-то раз в келью старца пришли два милиционера и объявили, что их послали за ним: “Собирайтесь, дедушка!” Батюшка немного помолчал, потом смиренно и кротко сказал: “Сейчас соберусь, а тебя завтра хоронить будем”, – махнул рукой на одного милиционера. Увезли старца в тюрьму, а на другой день этот милиционер умер, как и предсказал старец.

Нестяжателен, незлобив, светел всегда и радостен. Господь даровал ему дары прозорливости и исцеления страждущих. Никто не отходил от старца неисцеленным. Исправлялись физические недуги. Бесы бежали, как от огня. 6 августа 1951 года в возрасте 97 лет Господь призвал старца в Свои обители».

Почитаемый даже до сегодняшнего дня, он был похоронен в Оленевке. А сейчас в Пензенской епархии обрели его мощи. Священноисповедник Иоанн Оленевский является особо почитаемым святым в Пензенской митрополии и, я думаю, во всей Православной Церкви.

Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради: радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех... Господь обещает особую награду тем, кто до конца донесет свой крест. Не нужно бояться, что этот мир не будет нас принимать. Весь мир лежит во зле.

Господь сказал, что мир любит только «своих». А мы не его: мы Божии. Поэтому должны приготовить себя к различным испытаниям и помнить о том, что без награды Господь никого не оставит.

Закончились беседы о заповедях блаженств. Следующие наши встречи будут посвящены молитве «Отче наш». Мы будем говорить, о чем эта молитва, почему она называется Господней, какой смысл несет, почему Господь оставил нам именно эти слова, которые открывают нам общение с Богом и путь, по которому мы должны идти.

 Записала Светлана Волкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​