«Огласительные беседы» с протоиереем Алексием Ладыгиным. О поминовении усопших

14 октября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Мы продолжаем огласительные беседы. Сегодня будем говорить о значении поминовения усопших.

Наша прошлая беседа была о почитании святых угодников Божиих со времен основания Церкви. Господь – Бог не мертвых, а живых. Угодники Божии составляют Небесную, торжествующую Церковь, которая, объединяясь с земной, образует всю полноту Церкви. Мы молимся вместе, особенно в литургическом порыве. Мы – за себя, о прощении наших грехов, а святые угодники молятся за нас, чтобы Господь явил Свою милость каждому и мы достигли духовного совершенства, смогли стать жителями Царствия Небесного.

На земле нет умерших. Есть люди, которые перешли из одного состояния в другое. Об этом свидетельствует Священное Писание, говорят и слова одной из молитв заупокойной службы: «…вся упокой Господи, усопшия благочестно, или в пустынях, или во градех, или в мори, или на земли, или на всяком месте…».

Загробная жизнь существует. Человек переходит из одного состояния в другое. Это является догматом нашей веры. В Символе веры говорится: «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь». Господь создал нас не для смерти, а для бессмертия.

Что собой представляет вечная жизнь? Это состояние душ людей, которые принесли покаяние, совершили добрые дела, прожили свою жизнь в вере и благочестии. Но есть и другое состояние, в котором находится душа человека, что не вел духовной жизни, не признавал Бога, не верил в Него, жил по страстям, похотям и идеологиям этого мира. Это отрешенность, темнота, мрак, скрежет зубов и огнь вечный. Не приведи Господь нам быть в этом состоянии!

Человек умирает. После смерти его ждет частный суд. Об этом сказал апостол Павел: …человекам положено однажды умереть, а потом суд… Спаситель не раз говорил, что души предстанут перед Богом на Всеобщем Суде вместе с воскресшими телами.

Христос обещал разбойнику: …днесь со Мною будеши в раи. Мы знаем слова Спасителя: …хула на Духа не простится… ни в сем веке, ни в будущем. Значит, есть грехи, которые прощаются и в загробной жизни. Но усопшие не могут молиться за себя, совершать дела, которые можно представить в оправдание на Страшном Суде.

Господь скажет одним: приидите, благословенные… ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня… был наг, и вы одели Меня… в темнице был, и вы пришли ко Мне. – «Господи! Когда мы это сделали?» – …так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Другим скажет: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный… ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть… был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. – «Господи! Когда мы не сделали этого?» так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

Земная Церковь молится за усопших. Ее члены имеют право вымолить своих почивших сродников. Традиции, которые существуют в Церкви, изначально взяты из Священного Писания, а потом и из Священного Предания.

Учение о молитве за умерших встречается уже в Ветхом Завете. Так, пророк Варух молился: Господи Вседержителю… Не вспоминай неправд отцов наших… А Иуда Маккавей, нашедши в одежде погибших воинов то, что было запрещено (некие языческие амулеты), также сотворил за них молитву и принес умилостивительную жертву за их грех. В Книге пророка Иеремии сказано об обычае преломлять… хлеб… в утешение об умершем... Новый Завет: …молитесь друг за друга…

В литургической молитве I века святой апостол Иаков произносил такие слова: «Еще помянути сподоби, Владыко, и иже от века Тебе благоугодившия… и всякий дух праведный в вере скончавшийся. …и всякую плоть, юже помянухом и юже не помянухом. Тамо их упокой во стране живых, во Царствии Твоем, в наслаждении рая…».

Церковь Христова всегда жила молитвой за почивших сродников. Эти традиции были еще во времена Ветхого Завета: преломление хлеба, приношение жертвы, молитва к Отцу Небесному, чтобы Он не помянул грехов отцов наших… В наше время Церковь живет молитвами не сегодняшнего дня. Лжемолитвами сегодняшнего дня живут различные сектанты, которые, отвергая Предание и изменяя Священное Писание, отрезают себя от корней древа Церкви Христовой. Мы сохраняем все, что нам дано.

У нас есть молитвы III, IV веков, что вошли в литургии Василия Великого, Иоанна Златоуста. Мы читаем коленопреклоненные молитвы, в состав которых входит и молитва об усопших, на Святую Троицу (вечером). Молитва об усопших есть во всех богослужениях, в домашнем правиле: мы поименно поминаем вечером и утром всех, кто дорог нашему сердцу, кто заповедовал нам молиться о них. Молимся за усопших на Божественной литургии во время совершения проскомидии, заупокойной ектении. Затем – на панихиде, литии.

Наша молитва – проявление любви, доброго отношения к усопшим. Это вечная память о них, то, что составляет полноту нашей жизни. Мы можем им помочь и молитвой, и жертвой, и милостыней. Все мы ощущаем молитвы наших почивших сродников за нас. Они своим усердием, участием (если они этого достойны) помогают нам в несении жизненного креста.

Третий, девятый и сороковой дни по кончине человека очень важны. Мы молимся за почившего в третий день, потому что это день погребения. Усопшему даются два дня для того, чтобы он побывал в своих любимых местах.

В третий день человеческая душа приводится к Богу. Она трепещет. Если в этот момент совершается молитва Церкви, собрания людей, Ангел Хранитель ободряет душу – и Господь милостивно принимает ее.

Затем до девятого дня душе показываются райские обители. Для верующего, благочестивого человека, который жил любовью к Богу, боролся со страстями, это огромная радость. Когда в девятый день душу приводят к Господу, она нуждается в укреплении, благодарении, утверждении радости, полученной от увиденного.

Люди, которые не жили литургической жизнью, верой, не боролись со грехом, не участвовали в церковных таинствах, увидев красоту райских обителей, содрогаются. Это страшно. «Что я сделал?» Но уже ничего невозможно изменить. Только Церковь, которая будет молиться, и мы, делая добрые дела за усопшего (принося жертву, молитву, исправляя свою жизнь), можем помочь – Господь явит человеку милость.

Святая блаженная Ксения назвала себя Андреем Федоровичем. Она отдала свою жизнь Господу ради любви к мужу, а на себя приняла его жизнь. Святая несла подвиг испытания, трудностей, юродства. Над ней смеялись. Она прожила так, чтобы Господь не лишил ее мужа Царствия Небесного, исправляла его жизнь. Ксении Блаженной нечего было исправлять в своей жизни: она была праведной.

В течение последующих 30 дней душе показываются различные области ада, где люди мучаются за свои грехи. Это страшная картина! В сороковой день душа предстает перед лицом Божиим на частный суд. Он совершается до окончательного Божьего Суда, на который человек придет после соединения души с плотью.

До Страшного Суда еще есть время для молитвы за наших почивших сродников. Церковь уделяет внимание тому, чтобы каждый из нас мог явить любовь к Богу. Поэтому богослужения проходят часто. Каждая суббота посвящена нашим усопшим сродникам, но есть родительские субботы, когда мы поминаем всех почивших отец, братий и сестер.

Дни особого поминовения – родительская Мясопустная суббота, Троицкая родительская суббота (перед Святой Троицей), родительские субботы 2-й, 3-й, 4-й седмиц Великого поста. Есть родительские субботы, когда мы поминаем почивших воинов, отдавших свою жизнь за наше Отечество, веру, за всех нас.

Димитриевская родительская суббота (суббота перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского) была установлена преподобным Сергием Радонежским и святым благоверным князем Димитрием Донским, чтобы поминать всех воинов, которые положили свои души на Куликовом поле.

И сегодня много православных воинов погибает, защищая нашу веру, Отечество и мир во всем мире. Церковь Христова молится за этих героев, чтобы Господь простил им «вся согрешения вольная и невольная». Мы поминаем воинов и 11 сентября, в день Усекновения главы Иоанна Крестителя.

Мы делимся с почившими сродниками радостью о воскресшем Господе во время Радоницы, которая празднуется во 2-ю седмицу Святой Пасхи. Мы как бы уверяем усопших: если их вера будет укрепляться и в том мире, то Господь пошлет Свою великую милость.

Богослужения, на которых мы поминаем своих почивших сродников, наполнены особой торжественностью. Отпевание и все заупокойные богослужения совершаются в белом облачении, потому что мы празднуем не смерть, а успение – переход из одного состояния в другое до Страшного Суда. Человек не исчезает, он только засыпает на некоторое время, а его душа продолжает бодрствовать. Обилие каждения, ставится много свечей (сегодня, к сожалению, эта традиция уходит из нашей церковной жизни). Почему много свечей? Почему их держат в руках? Почему столько ладана? Не «потому что отпевание» и «нужно заглушить запах покойника».

На Пасху нечего заглушать: нет плохого запаха – только аромат куличей и пасх, а каждение не прекращается все богослужение. На каждой песни канона во время литургии – обильное каждение, громогласное восклицание, потому что это торжественное событие.

Отпевание – тоже торжественное событие, потому что мы провожаем человека в вечность. «Вечная память» не только поется в наших сердцах, но и свидетельствует о вечной жизни. Изобилие свечей говорит о важности момента в жизни человека. Как много их ставится во время Пасхи, во время чтения 12 Евангелий! Мы освящаемся светом Божественной истины, словом Божиим: Сам Бог нисходит к нам, что-то говорит, о чем-то свидетельствует.

Во время отпевания мы стоим со свечами в руках. Это не только жертва, но и озарение души, которая соединяется с вечностью. Сейчас она пойдет на суд Божий. Мы хотим, чтобы душа никогда не пребывала во тьме, а была в Царствии Небесном.

Самое важное поминовение, по слову святителя Афанасия (Сахарова), – проскомидия – заказная записка, как ее называют. Мы поминаем наших усопших сродников – и за них вынимается частичка просфоры. Неважно, будет ли громко, на всю церковь, упомянуто имя почившего. Главное, что во время проскомидии за него вынется частичка из просфоры, а потом опустится в Святую Чашу со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». По молитвам святых эта частичка опускается в Кровь Господа – и омывается. Имя говорит о сущности человека, то есть он омывается весь.

Одной матушке, работавшей в храме, приснилась ее мама, которая сказала: «Доченька, я что-то голодная». Она спросила: «Мама, чем же вас там кормят?» – «Частичками, которые из просфорочек вынимают». – «А, мам, я тебе их много наковыряю. Я каждые утро и вечер бываю в храме».

Духовным лицам также явились сродники, которые благодарили их за то, что они ходят в храм и подают заказные записочки. Усопшие говорили: «В этот день мы получаем большое утешение. Для нас это день именин. Многие нас поздравляют». Их поздравляют, потому что не за всех, к сожалению, молятся в наше время. Сегодня об усопших забывают. Мы помним только о себе, своих живых близких. Нет любви к нашим покойным. Мы наблюдаем это по записочкам, которые подаются в церкви: их мало.

С каждым годом все меньше и меньше людей посещает храмы в родительские субботы. Эгоизм настолько преобладает в человеке, что он забывает о своих родителях, бабушках, дедушках. Мы должны молиться за свой род. В этом – наша любовь и ответственность. Родители дали нам жизнь в надежде на то, что мы будем молиться за них, а не на то, что воспользуемся их имуществом.

Наши сродники всегда, особенно в родительские субботы, стоят на паперти и ждут, придем ли мы в храм. Если приходим, это для них великая радость и утешение. Сколько скорби и слез в их глазах и душах, когда мы забываем прийти помянуть их! Необходимо не только самим молиться за усопших, но и приучать к этому детей, чтобы, когда отойдем ко Господу, они стали молитвенниками о нас, грешных и недостойных.

Тема сегодняшней нашей беседы исчерпала себя. Следующая встреча будет посвящена почитанию креста, мощей и святых икон.

Записала Светлана Волкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X