О земном и о небесном. XXXIII Международные Рождественские образовательные чтения

17 февраля 2025 г.

– В Москве в конце января завершились Международные Рождественские образовательные чтения. Форум, в этом году посвященный 80-летию Великой Победы, объединил свыше 5,5 тысячи участников, включал 170 различных событий по 18 тематическим направлениям. Только в Москве в очном формате было задействовано полсотни площадок. В числе участников были и соведущие нашей программы, пресс-секретарь Пятигорской епархии протоиерей Михаил Самохин и благочинный Бештаугорского Второафонского монастыря иеромонах Иоанн (Галумов). Отец Михаил, чем запомнились эти чтения, что было самым интересным для Вас?

Протоиерей Михаил Самохин:

– Самым основным, задающим тон этому форуму всегда бывают выступления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Именно он обозначает какие-то важные точки, важные моменты, на которые стоит обратить внимание. Причем этих выступлений бывает два. Одно – на торжественном пленарном заседании, которое проходит в Государственном Кремлевском дворце (когда-то это называлось торжественным открытием чтений, сейчас же открытием всегда бывает торжественное богослужение, возглавляемое Его Святейшеством в Храме Христа Спасителя), а вторая речь – это речь на парламентских встречах, которые проходят в Государственной думе Российской Федерации; они тоже посвящаются важным, животрепещущим вопросам.

Его Святейшество снова поднял очень важные и острые темы. Он не боится говорить о вопросах общественной повестки. Он заявил, например, о том, что, говоря о многонациональности и многоконфессиональности Российской Федерации, важно не превратить ее при этом в бесконфессиональную и безнациональную, то есть не выхолостить вообще народное и национальное в нашем народе, в нашем обществе. В Думе он говорил о том, что первый триместр беременности нужно включить в состав декретного отпуска. Он говорил, что нужно поддерживать идею о том, что с момента зачатия жизнь человека является самостоятельной, заслуживающей защиты и поддержки. Он говорил много очень важных и значимых вещей, которым аплодировал весь пятитысячный зал Государственного Кремлевского дворца. Его слова действительно вдохновляли всех участников чтений, среди которых было не только духовенство, но и педагоги: учителя воскресных школ, общеобразовательных школ, которые ведут соответствующие компоненты; например, «Основы религиозной культуры и светской этики»; те, кто победил в соответствующих православных конкурсах, которые проводит Церковь, приурочивая и награждение в этих конкурсах к Рождественским образовательным чтениям. Вся эта большая аудитория духовенства и педагогической общественности, просто церковная общественность, которая собирается на чтениях, вдохновляется прежде всего этим. А потом уже идет обсуждение по разным направлениям, о которых Вы сказали.

Мне довелось по своей должности участвовать в трех направлениях: информационном, издательском, миссионерском. И на каждом из этих направлений велись активные, временами бурные обсуждения важных, животрепещущих вопросов – как нам выстраивать миссию в Интернете, что делать с рисками, которые при этом возникают, и как выстраивать эту работу. Как продвигать православную литературу, например. Или есть откровенная дискуссия (правда, в закрытом формате) о том, как мы должны работать с информацией в Церкви, включая и искусственный интеллект, и фейки о Церкви, с помощью этого искусственного интеллекта сгенерированные. Обсуждались самые живые, понятные, простые вопросы, которые волнуют священноначалие, общественность, само духовенство.

Самое главное впечатление от этих чтений то, что обсуждение было на редкость открытым, искренним, откровенным и неформальным.

– Хотелось бы отдельно остановиться на теме образования. Отец Иоанн, мы знаем, что среди присутствующих был и министр просвещения Сергей Кравцов. Говорили о том, что в школьной программе с нового года вводится новый модуль «Духовно-нравственная культура народов России». Насколько я знаю, в Свято-Никольской православной гимназии этот компонент изучали и ранее.

Иеромонах Иоанн (Галумов):

– С 1 сентября 2026 года действительно в новом формате во всех общеобразовательных школах будет вестись этот модуль с 5-го по 7-й класс учителями истории. Это действительно очень важное событие, которому предшествовало то, что так называемый предмет ОДНКНР, который ведется уже во многих школах не первый год, будет упразднен и как отдельный спецкурс включен в программу «История изучения родного края». Этому событию сразу же дали отклик в Русской Православной Церкви в лице Святейшего Патриарха. Он сказал на одном из собраний, что это совершенно недопустимо, и обратился к министру просвещения и ко всем представителям образования, чтобы это ни в коем случае не произошло, чтобы предмет, который успешно реализуется, не был уничтожен. И его слова услышали, предмет был во многом переформатирован, переиздана программа (ее пока не презентуют, но обещают, что она будет очень интересной и будет включать в себя наработки тех уникальных выдающихся преподавателей, которые в этом деле преуспели).

Мы знаем, что духовно-нравственная культура связана не только с православным компонентом, но еще и с краеведением, историей, обществоведением, обществознанием. Есть наработки учителей, которые они представляют и апробируют на конкурсах, в том числе и православных. Я думаю, что этот предмет во многом будет интересен, но это мы увидим 1 сентября 2026 года. В православной гимназии пока мы предмет этот преподаем, хотя стоит сказать, что для детей 5-го и 6-го класса он очень сложный. Сложные темы, сложен посыл, дидактические материалы, которые мы даем, но я надеюсь, что новый учебник будет интересным и доступным для наших деток.

– Действительно, сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей, в том числе православия, сегодня безусловный приоритет госполитики. Упоминание Бога даже встречается в новой редакции Конституции. Отец Михаил, как Вы ранее сказали, Святейший Патриарх в своем выступлении коснулся темы того, что некоторые чиновники, представители других национальностей и конфессий пытаются, скажем так, уничтожить христианские ценности. Действительно ли такие прецеденты были?

Протоиерей Михаил Самохин:

– Я думаю, что здесь имеет место скорее перестраховка и желание сохранить свое положение и место, чем злонамеренное вредительство со стороны каких-то чиновников против одной нации в пользу другой. Такие случаи – скорее исключение, чем правило. Действительно, есть такая политика: «как бы чего не вышло». Легче замазать крест где-нибудь, чем потом кто-то скажет, что это его оскорбляет. Легче замазать православный символ, зная, что православные же ведь добрые, они ничего не скажут, они же никогда не возмутятся и не пойдут громить административные здания и бить там стекла.

К сожалению, у православия сформировался ложный имидж бесхребетного попустительства любому издевательству над святынями. Это неправда. Православный человек может стерпеть какое-то издевательство в отношении лично себя. Но в том, что касается защиты ближних, то, что касается защиты святынь, защиты своего Отечества, православный человек ни в коем случае бесхребетным не является. Мне кажется, что Святейший Патриарх просто очень мягко и вежливо напомнил об этом нашему чиновничеству: боясь жесткой реакции представителей национально-культурных автономий и других наций, которые живут в нашей стране, они упускают из внимания, что православных – большинство. И если вдруг начнется жесткая реакция со стороны православных людей в отношении подобной недальновидной и неумной политики, нужно понимать, что эта реакция будет гораздо мощнее и серьезнее.

Мы сейчас видим, например, «Русскую общину». Многие пытаются говорить, что это какая-то радикальная организация. Не знаю. В нашей епархии эти «русские общинники» делают много добрых и хороших дел. Они, например, помогают нашему Дому для мамы, делают настоящие добрые дела. Это православные русские люди, которые не стыдятся говорить о том, что они православные, что они русские. Поэтому Святейший Патриарх просто предупредил чиновничество, что перестраховываться нужно не только в отношении людей других национальностей в России, но и в отношении русских тоже. Нужно быть внимательным, корректным и учитывать интересы и русского православного населения тоже.

– Отец Иоанн, известно, что в рамках чтений отдельно прошел и монашеский форум. Что было самым интересным, какие затрагивались темы и о чем был доклад архиепископа Пятигорского и Черкесского?

Иеромонах Иоанн (Галумов):

– Да, 29 января, недалеко от Зачатьевского монастыря, состоялся монашеский форум, который проходит уже не первый год в рамках Международных общеобразовательных Рождественских чтений. Он прошел как площадка для обсуждения цитаты святителя Тихона Задонского: «Брань без победы, победа без подвига, подвиг без брани, брань без врагов не бывает». Это очень интересная взаимосвязь цитаты святителя Тихона с темой Великой Отечественной войны и Великой Победы, 80-летие которой мы будем отмечать. И наш владыка выступил руководителем одной из дискуссий, которая была посвящена этой теме. Кроме святителя Тихона и другие святые говорили об этом как о смысле духовной борьбы не только монашествующего, но и любого православного христианина. И замечательно, что это было и в рамках онлайн-трансляции, и в отдельных публикациях и текстовых докладах. И сейчас видео выкладывается в Интернете, можно ознакомиться с этими материалами.

– Это прекрасно, ведь год нам предстоит действительно очень серьезный и важный. Красной нитью проходит не только сохранение исторической памяти, но и воспитание подрастающего поколения, военно-патриотическое, духовно-нравственное воспитание, забота об институте семьи. Отец Михаил, в рамках Рождественских чтений состоялось подписание Международной декларации о защите семьи. Что она собой представляет и насколько необходима?

Протоиерей Михаил Самохин:

– Снова и снова мы проговариваем кажущиеся очевидными вещи. Снова и снова мы говорим о том, что семья – это союз мужчины и женщины, что семья – это союз, нацеленный на то, чтобы на свет появлялись новые поколения наших граждан. Семья – это сложный многолетний «проект», который требует защиты и поддержки со стороны государства, потому что государство заинтересовано в том, чтобы было больше граждан. А значит, государство действительно принимает участие в том, чтобы семейные проекты имели успех и продолжение.

Проговаривая это, подписывая эти декларации, мы фиксируем в общественном сознании очень важный факт: мы не отступаем от очень для нас важной и дорогой задачи поддержать семью, поддержать проекты, которые 20 или 30 лет будут определять жизнь человека. В этой декларации снова говорится о важном – о том, что мы поддерживаем государство и общество, поддерживаем людей, которые решаются создать семью.

– Для Вас что именно стало самым важным и значимым итогом Рождественских образовательных чтений в этом году?

Иеромонах Иоанн (Галумов):

– Осознание того, что все наши архипастыри, священнослужители, педагоги, приглашенные гости Рождественских чтений не формально, а именно реально заинтересованы в том, чтобы привнести в нашу большую Русскую Православную Церковь, во все направления ее деятельности, во все ее институции что-то новое. И я видел в глазах и докладчиков, и участвующих в дискуссиях желание не только поделиться своим собственным опытом, но и в такой дружеской, приятной, теплой атмосфере поговорить о том, что мы можем сделать. Можем сделать совместно, как единый организм, единая Церковь.

Протоиерей Михаил Самохин:

– Соглашусь с отцом Иоанном. Действительно, самое главное – это видеть единомышленников и их искреннее желание потрудиться на благо Матери-Церкви.

Ведущая Маргарита Рекко

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X