21 мая ЮНЕСКО отмечает Всемирный день культурного разнообразия во имя диалога и развития. О значимости этой даты поговорим с преподавателем отделения теологии Пятигорского госуниверситета священником Владимиром Зегнуном.
– Известно, что впервые дату стали отмечать в 2003 году, а двумя годами ранее была подписана Всеобщая декларация о культурном разнообразии. Почему уделяют этому такое большое внимание?
– Культуре, развитию и сохранению культуры малых народов всегда уделялось достаточно много внимания. Для государств, например, как наше, достоянием и богатством является большое количество разнообразных этносов со свойственными им особенностями культуры, и просто так это потерять было бы очень печально для любого адекватного человека. На мировом уровне попытки сохранения культуры, к сожалению, начались намного позднее, чем должны были начаться. Именно в тот момент, когда поняли, что это теряется, начинается звон во все колокола. Потеряли огромное количество нематериальной культуры, большое количество языков, к сожалению.
О многих культурах мы знаем только их название и о том, что они существовали до какого-то обозримого времени. Это не так, что несколько тысяч лет прошло, какая-то цивилизация исчезла и сегодня мы что-то имеем, какое-то незначительное количество письменных свидетельств, и то, может быть, нерасшифрованных. Дело не в этом. Культуры потеряны за последние двести, сто пятьдесят лет – это вызывает ужасающие эмоции. Обратите внимание: если мы (человечество) более ста пятидесяти лет внимательно отслеживаем проблемы исчезновения тех или иных видов флоры и фауны, то о себе подобных начинаем думать и говорить только тогда, когда уже потеряли. Это вызывает не то оторопь, не то смущение, не то иные какие-то чувства – это очень странно.
Хорошо, что такие инициативы есть; к сожалению, они работают не так, как планировалось. Если об этих инициативах хотя бы говорить, может быть, будет привлечено немножко больше внимания и будут работать более неравнодушные люди, которые являются мотивированными специалистами. Например, у нас огромное количество исследователей-этнографов, людей, которые занимаются малыми народами, и их личное увлечение через некоторое время рождает новых специалистов. Они становятся мэтрами – людьми, на которых равняются в этнографии, а далее начинаются целые школы последователей. Вот на что следовало бы обращать внимание в первую очередь.
– Кстати, о деятельности. Немаловажный аргумент – ЮНЕСКО приводит статистику, что культурный и креативный сектор во всем мире является чуть ли не мощнейшим двигателем развития. Почти пятьдесят миллионов рабочих мест, около трех процентов мирового ВВП приходится на культуру.
– Да, последний год нам показал, как это работает. С появлением тех же чат-ботов из искусственного интеллекта две трети креативного класса потеряла работу за ненадобностью. Дело в том, что человек должен внимательно относиться сам к себе и ближнему – об этом Господь еще две тысячи лет назад говорил, завещал. Мы воспитаны в христианской культуре, но, к сожалению, сегодня видим, что это все больше превращается в декларирование красивых слов, чем в какую-то реальность, потому что мы начинаем говорить о культуре, и тут же, на лету, происходит подмена, когда культуру (народа, той или иной страны) заменяем масскультом, потому что массовая культура продается.
– Популярнее, востребована.
– Именно в этом дело. Это и есть поп-культура – то, что можно каким-то образом предложить, а потом продать, заместив этим суррогатом реальную культуру тех или иных народов, людей, традиций. К сожалению, это данность, наследие глобализации, от этого никуда не денешься. Человек находится на том уровне развития, когда может себе позволить заниматься отвлеченными вещами, но эти отвлеченные вещи никоим образом с нравственной точки зрения не могут закрывать собой удручающие, ужасающие реальности. Например, возьмем какие-то культурные тенденции сегодня: диверсити, разнообразие в кино, искусстве, театре – как можно больше различных многообразных проявлений человека. Давайте на все это будем тратить колоссальные денежные суммы, время и ресурсы. Только возникает вопрос: в курсе ли эти творческие люди, предлагающие такие инициативы, что на данный момент, в XXI веке, ежедневно в Африке умирает около тысячи детей от голода? Давайте мы несколько миллиардов потратим на то, чтобы защищать интересы каких-либо меньшинств, или, может быть, какие-то ветряки поставим, или насосы для того, чтобы воду качать в Африке и голодающих детей кормить.
– Полностью с Вами согласна.
– Когда речь заходит о культуре, почему-то сразу ведут разговоры о песенках и кино, а не о сохранении жизни людей, культуре труда, внимательного отношения к ближнему. У нас чем больше появляется подобных инициатив, тем больше глаз замыливается. К сожалению, на эти серьезные вещи практически никто внимания не обращает. Подумаешь, тысяча детей умерло, а тут представительнице какого-то женского движения не дали роль – и будем обсуждать это целый месяц.
– И декларации подписывать, как в прошлом году в Мексике собрались представители ста пятидесяти государств, приняли Декларацию о культуре до 2030 года. Что это за документ, что планируют сохранять, каким образом заботиться?
– Если мы номинально посмотрим на все эти документы, увидим, что все написанное говорит о хороших вещах, но на практике получается нечто иное. Ввиду того что сегодня наше общество так устроено (оно однополярно, как бы то ни было), есть идея о том, чтобы борьбу за права рабочих превратить в борьбу за права меньшинств и культуру в «культурку». А серьезные вещи («Нет, мы это обсуждать не будем») – это травмирующие темы, они не вызывают у нас позитивные эмоции. «Мы об этом поговорим как-то в другой раз. Давайте сейчас будем говорить о чем-нибудь позитивном». Тогда остается единственное – говорить, встречаться, обсуждать и замыливать глаза людей, которые реально могли бы что-то делать. Вместо этого происходит то, что происходит, к сожалению.
Может быть, не все потеряно, но очертить обязательно нужно, что есть такой соблазн. Внимательное отношение к культуре неизбежно связано с внимательным отношением и уважением тех, кто не такой, как ты. И если есть какие-нибудь центральноафриканские государства, в которых тысяча и одна социальная проблема, гуманитарные проблемы и прочее, это не значит, что они хуже, чем кто-либо другой, чем европейские государства, не значит, что у них нет культуры, того, чем мы могли бы восхищаться.
Например, возьмем Эфиопию (Абиссинию) – это государство с библейской культурой. У этого государства прекрасная живопись, отличная музыка. Даже зайди в Эрмитаж и посмотри на собрание, касающееся абиссинской культуры, – просто распахнешь глаза от буйства красок, может быть, какой-то видимой простоты, но очень тонкой, яркой. Почему кто-то полагает возможным говорить, что это не столь важно, как, например, западноевропейская культура.
– Об этой культуре сейчас вообще говорить не приходится, если доминирует борьба за права сексуальных меньшинств, а не нечто действительно культурное и важное.
– К сожалению. Если сегодня мы будем обращать внимание на сохранение культуры, языка, национальных обычаев и прикладывать усилия к тому, чтобы действительно важные вещи доносить до людей, какие-то полезные и интересные проявления быта и творчества тех или иных людей будут каким-то образом подниматься (на публичное обозрение и оценку), то человечество только выиграет от этого. Если же мы унифицируемся в одну некую общую псевдокультуру, которая будет основана, если упростить, на поп-культуре, которая будет абсолютно идентичной и в Европе, и в Америке, и в Азии (везде одни и те же герои, одни и те же представители музыкального, изобразительного искусства и кино), то мы увидим, что потеряли всё.
– Почему-то принято считать, что на общемировой некий культурный спад повлияла пандемия. Повлияла ли? Ведь на примере нашей страны, даже многонационального благословенного Кавказа, культурных мероприятий не стало меньше. Может быть, чуть-чуть.
– Слава Богу, не так давно мы услышали официальное заявление о том, что пандемия окончена. Действительно, это было сложное время. То, что произошел серьезный вклад в изменение мира ввиду глобальной пандемии, – это однозначно. То, что ввиду пандемии с культурой начались какие-то проблемы, – это не совсем так. Эти процессы начались намного раньше. Культура в том виде, к которому мы привыкли до пандемии (проявления этой культуры), отличается сегодня. Речь идет о массовой культуре. Если какие-то встречи, концерты, выставки сначала отменялись, потом переходили в онлайн. Сейчас, слава Богу, все позади, мероприятий не стало меньше. Сейчас, когда люди соскучились по живому общению, встречам, переживаниям совместных эмоций, праздников и мероприятий стало, наверно, даже больше – это не может не радовать.
– Будем наслаждаться массовыми культурными мероприятиями, посещать музеи, благо их очень много у нас в стране и на Северном Кавказе.
Ведущая Маргарита Рекко
Записала Людмила Кедысь
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!