О земном и о небесном. Великий пост

8 марта 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
Начался Великий пост. О правилах, традициях и настрое, с которым нужно прожить это время, поговорим с преподавателем отделения теологии Пятигорского государственного университета священником Владимиром Зегнуном.

– Великий пост – время молитвы и покаяния, сейчас особенно необходимых нашему народу. Когда впервые возник этот пост и каково его значение для православных?

– Христиане начали соблюдать посты достаточно рано, однако только с IV века мы можем говорить о признании Четыредесятницы как о свершившемся факте. Хотя еще за сто лет до этого такая практика существовала, но не была повсеместной. С IV века она точно была введена. Что касается необходимости поста как некоей актуализации личной веры – действительно, с самых ранних времен человек понял, что должен быть какой-то внешний атрибут его покаяния. Мы видим в Ветхом Завете, что в минуты раскаяния человек сидит на земле во вретище, совершая такие символические жесты, как посыпание главы пеплом. Все это внешние атрибуты, говорящие о том, что он кается, у него покаянный настрой. Это не самоцель, но некие знаки того, что человек соблюдает пост, помогающий так настроиться, символические действия, которые могут посодействовать появлению в его сердце покаянного настроения.

Понятно, сегодня мы не посыпаем голову пеплом, не облекаемся во вретище. Господь сказал в Нагорной проповеди: если соблюдаешь пост, то не следует выражать это так демонстративно. Наоборот, приведи себя в порядок, голову не пеплом посыпь, а умасти елеем. Мода и какие-то проявления заботы о внешности меняются, но суть остается той же: пост – это сугубо внутренний религиозный опыт человека, который ему не нужно каким-то образом проявлять, им кичиться. Не нужно всем подряд на площадях кричать о том, что ты соблюдаешь пост. В этом есть большой соблазн, потому что хочется поделиться методом усмирения плоти, взывания к своим внутренним силам с целью победить страсти. Естественно, соблазн есть, и человек иногда начинает проявлять соблюдение поста вовне.

– Наверняка встречаются такие, кто нарочито заставляет себя страдать на виду у других, чтобы показать, что тем самым вырабатывает какой-то духовный внутренний стержень. А вырабатывает ли, если это все просто демонстрация?

– Это, конечно, прежде всего лицемерие. Но мы же не можем судить обо всех. Нужно снизойти к слабости человека: может, у него недостаточно опыта или душевных сил, чтобы держать себя в руках. Тогда нужно рекомендовать ему пересмотреть свое отношение к посту. Мы не можем говорить обо всех людях. Пост – это личное действие, направленное внутрь себя, а не на окружающих: отказ от той или иной пищи, увеличение молитвенного правила, какие-то аскетические практики – это все личное, направленное вглубь себя, на борьбу с собственным грехом. Во время поста мы боремся не с каким-то условным злом – мы объективно называем это зло, мы с ним знакомы близко и очень хорошо, потому что это то самое зло, которое живет в нас.

– Но ведь это наверняка самое сложное.

– Конечно. Иначе бы смысла не было. Без напряжения всех сил, эмоций не бывает роста. И так происходит всегда. Человек может получить знания только тогда, когда будет на максимуме своих умственных способностей читать какую-то литературу (не бульварную прессу, легкий дорожный детективчик, а серьезную, сложную книгу, от которой у него будет «скрип в голове»). Только тогда это будет иметь для него хоть какой-то положительный эффект. То же касается спорта: спортсмен получает результат только тогда, когда действует на пике своих сил. Точно так же в нашей духовной практике, аскезе: результат может быть только тогда, когда мы все свои силы прилагаем к тому, чтобы со всем разобраться.

– Почему нет фиксированной даты поста и из года в год этот период является переходящим?

– Потому, что пост всегда заканчивается Пасхой. Дата Пасхи не фиксированная, она привязана к астрономическому циклу (к лунному календарю) и, как следствие, является переходящей. Начинаем поститься заблаговременно, целью поста является личная подготовка к Пасхе.

– Если человек не готов, можно ли входить в пост?

– Как сказать, можно или нельзя? Что есть, то есть. Если человек желает приготовиться к посту достойно, то перед ним двери не закрываются, он может начать с подготовительных недель. Если у него этого времени нет, пускай начинает с первого дня Великого поста. И так далее. В пасхальную ночь за богослужением читается огласительное слово Иоанна Златоуста, там говорится о том, что этот пир уготован для всех: и для тех, кто трудился с первого часа, и для тех, кто только с последнего. Все должны разделить пасхальную радость. Но это не значит, что у нас теперь есть возможность отказаться от поста как от чего-то ненужного и необязательного. У каждого есть своя мера поста. У всех разный молитвенный опыт, разный быт, привычки, болезни – мы все люди разные. Но Церковь предложила достаточно удобный план поста (есть календарь). Если человек здоров и имеет некий стержень, то он может соблюсти пост.

– Ведь соблюдать все действительно достаточно сложно. Великий пост – самый строгий и долгий (более сорока дней). На какие этапы (седмицы) он подразделяется? Почему первая называется Торжеством православия?

– Пост мы условно делим на несколько седмиц (недель), но тут есть сложность. Славянское слово «неделя», как в белорусском языке, может означать «воскресный день». И когда мы говорим о неделях Великого поста, как правило, мы говорим не о седмицах, а о самих воскресных днях.

Первое воскресенье Великого поста – Торжество православия – это день, в который мы вспоминаем завершившееся очень изнурительное и сложное для всей Церкви испытание – эпоху иконоборчества. По сути, это конец времени неопределенности в церковной догматике – это Торжество православия. Теперь мы можем без опаски, без утайки возносить свои молитвы к Богу перед образами. Торжество православия – это день, в который была поставлена точка в догматических спорах в Церкви.

Есть и другие особые вехи на пути к Пасхе. Вторая Неделя Великого поста – день памяти Григория Паламы, когда мы рассуждаем о нетварном свете и Божественной энергии (т.е. благодати), которая просвещает человека. Христианин способен почувствовать присутствие Духа Божьего в своей жизни.

Благодаря переписке и произведениям святителя Григория аскетическое наследие афонских монахов было введено в некую церковную традицию. Исихазм – это не просто частные аскетические афонские практики, а действительно аскетический, взвешенный и трезвый путь. Но необязательно быть отшельником для того, чтобы почувствовать присутствие Духа Божьего в своей жизни. Это мы и вспоминаем и выражаем во второй воскресный день поста: мы все способны обрести благодать и почувствовать присутствие Святого Духа в своей жизни – это ободряющий момент во время поста.

В третье воскресенье – в середине поста – для духовного ободрения каждого из нас износится Святой Крест как знамя нашей победы. Тут психологический момент: когда мы что-то начинаем, у нас есть мотив, мы замотивированы, как сегодня говорят, но после можем свою мотивацию где-то растратить (время проходит, ожидаемые результаты порой не совпадают с теми, что были запланированы, и человек может немножко охладеть, внутренне смутиться). Но перед нами появляется, как некое знамя нашей победы, Крест Христов, который износится в храме, и этим знаменем нашей победы мы ободряемся, можем вновь исполниться мотивации. Это даже не то что с духовной – с психологической точки зрения очень полезный момент. Таким образом мы отмечаем для себя рубеж поста.

Далее мы вспоминаем прп. Иоанна Лествичника как пример стройной аскетики. Его произведение «Лествица», пожалуй, одно из ярчайших аскетических пособий в церковной культуре. Следуя духовной лествице, мы постепенно поднимаемся к рубежу своей духовной жизни, духовного развития.

За Неделей Иоанна Лествичника следует Неделя преподобной Марии Египетской, символизирующей то, как человек способен изменить свою жизнь подлинным покаянием.

Неделя ваий (Вербное воскресенье), по сути, заканчивает Великий пост, и начинается Страстная седмица – наиболее сложное, ответственное время Великого поста. Если у кого-то не было возможности поститься в течение Великого поста (или какие-то послабления были), то в это время всякий стремится хоть немного приложить к этому свои силы. Сама Страстная седмица и ее богослужения настраивают на серьезную подготовку к Торжеству торжеств – Пасхе Христовой.

– Стало быть, Великий пост – период четко структурированный. Будем стараться прожить его правильно, по заповедям, как полагается, с молитвой и покаянием.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​