Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Сорок восемь дней (с 15 марта по 1 мая), семь недель до Пасхи – время особое – смирения, очищения. Как правильно подготовить себя и какие существуют традиции?
– Говоря о времени Великого поста, хочется вспомнить стихиру его первых дней: Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния... Великие учители Церкви: святители Василий Великий, Григорий Богослов, Кирилл Александрийский, священномученик Дионисий Александрийский – уже с первых веков христианства готовили верующих к Великому посту.
В церковной традиции существует период подготовительных недель. Мы начинаем с Недели о мытаре и фарисее, когда за Божественной литургией вспоминаем притчу Спасителя о двух людях, пришедших в храм: горделивом фарисее и кающемся мытаре. Седмица, следующая за этой неделей (воскресным днем), является сплошной, то есть отменяется пост в среду и пятницу.
Следующее воскресенье – Неделя о блудном сыне. Известная притча о том, как младший сын покинул любящего отца, отправился в далекую страну, потом одумался, раскаялся, вернулся, а отец с распростертыми объятьями встретил заблудшего сына.
В седмицу за этой неделей возобновляется пост в среду и пятницу и бывает Вселенская родительская суббота, когда совершается поминовение усопших, всех сродников, отошедших в иной мир. В воскресенье совершается заговенье на мясо – это Неделя мясопустная, или о Страшном Суде. Читается притча о времени, когда Господь явится второй раз и спросит, как мы относились к ближним: как к Самому Богу или как к посторонним, не заслуживающим внимания.
Последние семь дней перед началом поста – это сырная седмица, или, в простонародье, Масленица. Мы употребляем молочные продукты и ходим друг к другу в гости. А в Прощеное воскресенье слушаем слова Спасителя о человеке, который у жертвенника вспоминает, что не примирился с ближним, таившим на него злобу; оставляет свою жертву, идет и просит прощения.
– Каждая неделя Великого поста имеет свое название и символическое значение. Как они связаны с теми или иными святыми?
– Святые отцы знали о том, что людей необходимо ободрять примерами, чтобы время Великого поста они проводили без огорчения, грусти или сожаления.
Первое воскресенье – Торжество православия, особый день в истории христианской Церкви. В 787 году на VII Вселенском Соборе была побеждена ересь иконоборчества и установлено поклонение святым иконам.
В следующее воскресенье тоже вспоминается торжество правды, празднуется память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, который в споре о Божественном нетварном свете показал, что это такое и ради чего стоит пребывать в молитве и духовном общении с Богом.
Затем – Неделя Крестопоклонная, когда в утешение верующим выносят на середину храма Животворящий Крест, подобно тому как воздвиг его Моисей, изменив горькие воды Мерры. Среда четвертой седмицы Великого поста – это преполовение святой Четыредесятницы. Начинается подготовка оглашенных к таинству Крещения, на литургиях читаются соответствующие ектении.
Четвертое воскресенье посвящено одному из выдающихся подвижников христианской веры, преподобному Иоанну Лествичнику, игумену Синайского монастыря, автору известного сочинения «Лествица». Его книга – хорошее подспорье в Великий пост.
Пятое воскресенье – воспоминание преподобной Марии Египетской. В молодости она вела нечестивый образ жизни, но, покаявшись, удалилась в пустыню, где сорок лет пребыла в молитве и подвигах. Святая явила нам пример истинного смирения и обращения к Богу, несмотря на то, что поначалу жила неправедно.
Последнее воскресенье перед Страстной седмицей именуется Неделей цветоносной, или Входом Господним в Иерусалим. Христа встречали восторженными криками «осанна!» Он готовил Себя к святым Страстям, Своим страданиям.
– Пост предполагает строгие ограничения в пище. Все ли должны соблюдать его? Ведь есть люди, которым это противопоказано по здоровью. Насколько мне известно, существуют послабления, например, для путешествующих.
– Нередко люди обращаются с таким вопросом: «Как благословите начать пост? Нужно ли мне ограничивать себя в еде, делах, мыслях?» Священники недоумевают: зачем просить благословение на Великий пост? Им является чин прощения. Но по болезни человек может скорректировать свой пост.
Важно помнить слова преподобного Антония Великого о главной добродетели – рассудительности. Если, ограничивая себя в еде, мы «съедаем человека» своими поступками, словами, гневом, это неправильно. Важно понять, что пост в первую очередь – это воздержание от пагубных привычек, которые вредят нам и нашим ближним. Хотя надо признать, что с первых веков христианства установлены правила и Апостольским, и Трулльским Соборами о соблюдении ограничения и в употреблении пищи. Если человек не постится, его отлучают от Причастия даже в Пасху. Для верующих в то время это была катастрофа.
– Почему поста так боятся, ведь питание достаточно разнообразное и наверняка может быть вкусным?
– Боятся не только из-за еды. Человек понимает, что должен в корне изменить свой образ жизни, стать лучше. Конечно, когда говорят о невозможности нести ношу поста из-за страха перед ограничением в пище, это самообман. Постных продуктов изобилие, они облегчают нам пост. Можно вспомнить, как святитель Иоанн Златоуст рассказывал, что с началом Великого поста в Константинополе все улицы затихали, никакого веселья, шума. Все общество погружалось в безмолвную тишину – молитву. Этого, к сожалению, у нас люди боятся, хотя не стоит.
Великим постом надо чаще посещать храм, участвовать в богослужениях. Есть огромное количество ресурсов, где можно найти Триодь Постную на русском и церковнославянском языках. На первой, Страстной седмицах, в воскресные дни можно почитать эти тексты, вникнуть в их глубину, смысл.
– В чем суть Великого поста и какова его история, ведь до III века не было определенных правил подготовки к Пасхе?
– Мы постимся, подражая Христу, Который до Своей проповеди постился в пустыне. Это общеизвестный факт. В Ветхом Завете благочестивые люди тоже постились. Они прославлены в лике святых. Это пророк Илия, Моисей Боговидец.
Христос на вопрос фарисеев и книжников, почему Его ученики не постятся, говорит: … могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься. Постное время, по святым отцам, – это когда отняли у нас Христа.
Поначалу Великий пост сводился всего лишь к сорока часам. Эта практика описана в воспоминаниях Тертуллиана, священномученика Иринея Лионского. С Великого Пятка, когда Христос был распят на Голгофе, до ночи Великой Субботы – сорок часов. К III веку пост уже становится шестидневным, появляется Страстная седмица. С Великого Понедельника люди постились до праздника Пасхи.
К V веку пост оформляется как сорокадневный. В этом есть важное символическое значение. По свидетельству многих литургистов, это десятина года. Если не брать воскресенья и субботы поста, получается тридцать пять дней. Прибавить часы ночи Великой Субботы, когда тоже идет говение, – выходит тридцать шесть дней, то есть десятая часть года. Такая удивительная традиция у нас сохранилась!
Повторю, что людей, которые не могут по объективным, физическим причинам поститься, Церковь не заставляет это делать. Главное Великим постом – прийти к мысли, что это период не просто воздержания от какой-то пищи, а время особой молитвы, подготовки к самой главной и радостной встрече – с воскресшим Христом!
Ведущая Маргарита Рекко
Записала Людмила Кедысь
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!