О земном и о небесном. Великий пост

16 марта 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Приближается Великий пост. О правилах и традициях, которые с ним связаны, поговорим с иеродиаконом Иоанном (Галумовым), заведующим музеем Успенского Второафонского Бештаугорского монастыря.

Сорок восемь дней (с 15 марта по 1 мая), семь недель до Пасхи – время особое – смирения, очищения. Как правильно подготовить себя и какие существуют традиции?

– Говоря о времени Великого поста, хочется вспомнить стихиру его первых дней: Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния... Великие учители Церкви: святители Василий Великий, Григорий Богослов, Кирилл Александрийский, священномученик Дионисий Александрийский – уже с первых веков христианства готовили верующих к Великому посту.

В церковной традиции существует период подготовительных недель. Мы начинаем с Недели о мытаре и фарисее, когда за Божественной литургией вспоминаем притчу Спасителя о двух людях, пришедших в храм: горделивом фарисее и кающемся мытаре. Седмица, следующая за этой неделей (воскресным днем), является сплошной, то есть отменяется пост в среду и пятницу.

Следующее воскресенье – Неделя о блудном сыне. Известная притча о том, как младший сын покинул любящего отца, отправился в далекую страну, потом одумался, раскаялся, вернулся, а отец с распростертыми объятьями встретил заблудшего сына.

В седмицу за этой неделей возобновляется пост в среду и пятницу и бывает Вселенская родительская суббота, когда совершается поминовение усопших, всех сродников, отошедших в иной мир. В воскресенье совершается заговенье на мясо – это Неделя мясопустная, или о Страшном Суде. Читается притча о времени, когда Господь явится второй раз и спросит, как мы относились к ближним: как к Самому Богу или как к посторонним, не заслуживающим внимания.

Последние семь дней перед началом поста – это сырная седмица, или, в простонародье, Масленица. Мы употребляем молочные продукты и ходим друг к другу в гости. А в Прощеное воскресенье слушаем слова Спасителя о человеке, который у жертвенника вспоминает, что не примирился с ближним, таившим на него злобу; оставляет свою жертву, идет и просит прощения.

– Каждая неделя Великого поста имеет свое название и символическое значение. Как они связаны с теми или иными святыми?

– Святые отцы знали о том, что людей необходимо ободрять примерами, чтобы время Великого поста они проводили без огорчения, грусти или сожаления.

Первое воскресенье – Торжество православия, особый день в истории христианской Церкви. В 787 году на VII Вселенском Соборе была побеждена ересь иконоборчества и установлено поклонение святым иконам.

В следующее воскресенье тоже вспоминается торжество правды, празднуется память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, который в споре о Божественном нетварном свете показал, что это такое и ради чего стоит пребывать в молитве и духовном общении с Богом.

Затем – Неделя Крестопоклонная, когда в утешение верующим выносят на середину храма Животворящий Крест, подобно тому как воздвиг его Моисей, изменив горькие воды Мерры. Среда четвертой седмицы Великого поста – это преполовение святой Четыредесятницы. Начинается подготовка оглашенных к таинству Крещения, на литургиях читаются соответствующие ектении.

Четвертое воскресенье посвящено одному из выдающихся подвижников христианской веры, преподобному Иоанну Лествичнику, игумену Синайского монастыря, автору известного сочинения «Лествица». Его книга – хорошее подспорье в Великий пост.

Пятое воскресенье – воспоминание преподобной Марии Египетской. В молодости она вела нечестивый образ жизни, но, покаявшись, удалилась в пустыню, где сорок лет пребыла в молитве и подвигах. Святая явила нам пример истинного смирения и обращения к Богу, несмотря на то, что поначалу жила неправедно.

Последнее воскресенье перед Страстной седмицей именуется Неделей цветоносной, или Входом Господним в Иерусалим. Христа встречали восторженными криками «осанна!» Он готовил Себя к святым Страстям, Своим страданиям.

– Пост предполагает строгие ограничения в пище. Все ли должны соблюдать его? Ведь есть люди, которым это противопоказано по здоровью. Насколько мне известно, существуют послабления, например, для путешествующих.

– Нередко люди обращаются с таким вопросом: «Как благословите начать пост? Нужно ли мне ограничивать себя в еде, делах, мыслях?» Священники недоумевают: зачем просить благословение на Великий пост? Им является чин прощения. Но по болезни человек может скорректировать свой пост.

Важно помнить слова преподобного Антония Великого о главной добродетели – рассудительности. Если, ограничивая себя в еде, мы «съедаем человека» своими поступками, словами, гневом, это неправильно. Важно понять, что пост в первую очередь – это воздержание от пагубных привычек, которые вредят нам и нашим ближним. Хотя надо признать, что с первых веков христианства установлены правила и Апостольским, и Трулльским Соборами о соблюдении ограничения и в употреблении пищи. Если человек не постится, его отлучают от Причастия даже в Пасху. Для верующих в то время это была катастрофа.

– Почему поста так боятся, ведь питание достаточно разнообразное и наверняка может быть вкусным?

– Боятся не только из-за еды. Человек понимает, что должен в корне изменить свой образ жизни, стать лучше. Конечно, когда говорят о невозможности нести ношу поста из-за страха перед ограничением в пище, это самообман. Постных продуктов изобилие, они облегчают нам пост. Можно вспомнить, как святитель Иоанн Златоуст рассказывал, что с началом Великого поста в Константинополе все улицы затихали, никакого веселья, шума. Все общество погружалось в безмолвную тишину – молитву. Этого, к сожалению, у нас люди боятся, хотя не стоит.

Великим постом надо чаще посещать храм, участвовать в богослужениях. Есть огромное количество ресурсов, где можно найти Триодь Постную на русском и церковнославянском языках. На первой, Страстной седмицах, в воскресные дни можно почитать эти тексты, вникнуть в их глубину, смысл.

– В чем суть Великого поста и какова его история, ведь до III века не было определенных правил подготовки к Пасхе?

– Мы постимся, подражая Христу, Который до Своей проповеди постился в пустыне. Это общеизвестный факт. В Ветхом Завете благочестивые люди тоже постились. Они прославлены в лике святых. Это пророк Илия, Моисей Боговидец.

Христос на вопрос фарисеев и книжников, почему Его ученики не постятся, говорит: … могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься. Постное время, по святым отцам, – это когда отняли у нас Христа.

Поначалу Великий пост сводился всего лишь к сорока часам. Эта практика описана в воспоминаниях Тертуллиана, священномученика Иринея Лионского. С Великого Пятка, когда Христос был распят на Голгофе, до ночи Великой Субботы – сорок часов. К III веку пост уже становится шестидневным, появляется Страстная седмица. С Великого Понедельника люди постились до праздника Пасхи.

К V веку пост оформляется как сорокадневный. В этом есть важное символическое значение. По свидетельству многих литургистов, это десятина года. Если не брать воскресенья и субботы поста, получается тридцать пять дней. Прибавить часы ночи Великой Субботы, когда тоже идет говение, – выходит тридцать шесть дней, то есть десятая часть года. Такая удивительная традиция у нас сохранилась!

Повторю, что людей, которые не могут по объективным, физическим причинам поститься, Церковь не заставляет это делать. Главное Великим постом – прийти к мысли, что это период не просто воздержания от какой-то пищи, а время особой молитвы, подготовки к самой главной и радостной встрече – с воскресшим Христом!

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​