О земном и о небесном. Успенский пост

24 августа 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Идет Успенский пост – один из четырех многодневных постов церковного года. О правилах, традициях и истории поговорим с заведующим музеем Бештаугорского Второафонского монастыря иеродиаконом Иоанном (Галумовым).

– Когда начинается Успенский пост и когда он был установлен?

– Об уникальности Успенского поста стоит сказать. Во-первых, он самый короткий среди многодневных постов в традиции нашей Церкви: идет всего лишь две недели, начинается 14 августа и заканчивается праздником Успения Пресвятой Богородицы (отсюда и название). Еще одной особенностью является то, что пост посвящен Пресвятой Богородице. Хотя сейчас мы называем его самым коротким, Успенский пост считается более сложным по сравнению с Петровым (Апостольским), поэтому его считают более строгим и даже приравнивают к Великому посту.

Стоит сказать, что он посвящен Пресвятой Богородице – мы вспоминаем события после Вознесения Господа нашего Иисуса Христа; переходим в Гефсиманию, в Иерусалим, где Пресвятая Богородица жила, молилась и ждала новой встречи со Христом. Для Нее смерть не была трагедией: Она ее не боялась, а, наоборот, ждала. Когда Архангел Гавриил возвестил о том, что скоро Она встретится со Своим Божественным Сыном, Богородица восприняла это как благодарность за продолжительную и тяжелую земную жизнь. Она стала к этому готовиться, пребывая в постоянной молитве и, конечно, постясь. Мы следуем Ее примеру, и, почитая праздник Ее Успения, тоже постимся.

– То есть именно в этом смысл летнего поста?

– Да. Стоит сказать еще и о том, что само слово «успение» переводится не как «смерть», а как «сон». В церковном, христианском понимании Пресвятая Богородица не умерла, а уснула. Мы знаем из Предания: когда ученики Христа (апостолы) хоронили Ее и апостол Фома, опоздав на похороны, попросил отвалить камень, чтобы проститься с Пресвятой Богородицей, он увидел только Ее пелены, ризы, но не само тело. Это означало, что Пресвятая Богородица и телом перенеслась в тот мир, к Своему Небесному Сыну.              

Несмотря на то, что это перенесение – отход в вечную жизнь к Своему Господу, Пресвятая Богородица все равно осталась в мире, с миром, с людьми. Об этом свидетельствует и тропарь в день праздника Успения Пресвятой Богородицы. Он начинается так: «В рож­де­стве дев­ство со­хра­ни­ла eси, во успе­нии ми­ра не оста­ви­ла eси, Бо­го­ро­ди­це». То есть Она осталась с миром: и с учениками, и с теми верующими людьми, которые всегда (и сейчас, в наше время) обращаются к Ней с призывами о помощи. Мы часто можем слышать, что именно русские люди (есть такое поверье) не дерзают обращаться к Господу, а обращаются к Пресвятой Богородице, чтобы Она, как Мать, умилостивила Его, попросила не гневаться на нас и дать еще один шанс на искупление грехов, освобождение от оков греха и зла.

– В дни поста молиться и обращаться с молитвой принято к Пресвятой Богородице или все-таки к Господу?

– Конечно, у нас идет свой календарный церковный годовой круг: эти дни изобилуют различными праздниками, в том числе полиелейными в честь святых, которых мы особо чтим; мы обращаемся к ним, прося помощи и заступничества. Но сам идейный смысл начала поста проходит до праздника Успения. Праздник Успения Богородицы венчает Успенский пост – соответственно, мы готовимся именно к этому празднику, подобно тому как Великий пост нас готовит к празднику Воскресения Спасителя.

– Интересный момент: с одной стороны, Успенский пост является строгим. С другой стороны, на этот период времени выпадают сразу два Спаса: в первый день поста отмечается Медовый Спас. Как он связан с Крещением Руси и каковы традиции этого первого августовского Спаса?

– Если мы говорим о современном праздновании Крещения Руси, то сейчас, по установленной практике, мы отмечаем его в день памяти равноапостольного князя Владимира, с кем непосредственно и связано событие Крещения нашей страны. Однако, по историческим свидетельствам, празднование Крещения Руси произошло 1 августа 988 года, то есть 14 августа по современному стилю, как раз в момент начала Успенского поста. Верующие люди издревле совершали крестные ходы до водоемов (озер, рек), где происходило водоосвящение и многие окунались (была такая традиция), избавляя себя от грехов.

Стоит сказать об освящении меда. К 1 августа повсеместно собирали мед – это приводило людей к мысли, что надо не просто освятить мед и потом забрать его домой, но отдать какую-то часть Церкви в благодарность Богу за урожай. Эта мысль будет прослеживаться и в других празднованиях: в том же Яблочном Спасе на Преображение Господне или Хлебном Спасе на второй день после праздника Успения. Важно понять, что люди с благодарностью относили свои дары, полученные от Господа, назад Богу, в храм. Главным в первом, Медовом Спасе является событие Изнесения Честных Древ нашего Спасителя. Эта традиция восходит к древним временам Константинополя и является самой важной с точки зрения церковной истории и богослужения. В этот день мы совершаем службу с изнесением Креста на середину храма, снова вспоминаем Страдания нашего Спасителя, поклоняемся Кресту. Как следствие, после Божественной литургии в этот день совершается водосвятный молебен с освящением меда.

– Как Вы упомянули, праздник Преображения Господня выпадает на Успенский пост и знаменует начало Яблочного Спаса. Каковы традиции и история праздника Преображения Господня?

– Это событие описано у трех евангелистов-синоптиков: Матфея, Марка и Луки. Везде говорится, что Христос взял Своих ближайших учеников Петра, Иакова и Иоанна и преобразился перед ними на одной из вершин близ Иерусалима. Кстати говоря, исторически доподлинно неизвестно, что это за вершина – Фавор или более высокая гора Ермон (библеисты спорят до сих пор). Однако мы склоняемся к мнению, что Христос преобразился именно на горе Фавор. Это было еще одно явление Святой Троицы, потому что, помимо преображенного Христа в белых одеждах (которые, как дополняет евангелист Марк, на земле белильщик не может выбелить) (Мк. 9, 3), слышится голос с неба от Духа Святого в виде облака, который говорит, обращаясь к апостолам: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте (Мк. 9, 7).

Тут же предстали еще два ветхозаветных праведника, которые символизировали собой то, что Христос является не только Человеком, но еще и Повелителем смерти; Он гораздо больше, чем просто Человек. Господь приоткрывает тайну Божественного происхождения трем самым любимым и близким ученикам-апостолам. Здесь следует богословское обоснование: Христос преображается на горе Фавор, но за этой горой идет другая – Голгофа. Неспроста праздник Преображения отмечается Церковью за сорок дней до голгофских страданий по Библии, а по церковной традиции – за сорок дней до другого праздника, связанного также со страданиями Спасителя: Воздвижения Креста Господня. В народе этот праздник более известен как Яблочный Спас: богослужение перекликается с освящением плодов, которые наши благочестивые предки собирали и приносили в храм для освящения, часть отдавая Церкви.

– Правда ли, что в этот день прихожане обычно одеваются в белое?

– Да, есть такая традиция. Некоторые верующие люди одеваются в белые одежды и одевают в них своих детей. Это тоже попытка подражать нашему Спасителю: Он преобразился с одеждами, которые сделались белыми, и показал, что принадлежит Небу. В церковной традиции священнослужители с этого дня до отдания праздника Преображения в течение недели всегда служат в белых ризах.

– Мы заговорили о праздниках Спаса: третий Спас в августе Хлебный, или Ореховый. Когда он был установлен и как отмечается?

– Здесь тоже имеется своя библейская история. Она связана с нерукотворным образом нашего Спасителя, который был отдан эдесскому царю. Впоследствии образ стал почитаем. Икона Спаса Нерукотворного имеет для нас большое значение: Христос известен нам как Своим ликом, снятым с плащаницы, так и этим ликом, который, по преданию, был получен при Его жизни. Здесь перекликается празднование Орехового, или Хлебного Спаса. Мы возвращаемся к нашим благочестивым предкам и вспоминаем, что в конце августа собирали урожай, пекли хлеб и хлебные изделия, подавали их на стол; люди собирались вместе всей семьей, а потом стали присоединять к этому поспевшие орехи и относили их в храм. Сейчас эта традиция более забыта, чем традиция освящения плодов на Преображение или меда на первый Спас, однако в некоторых храмах, особенно в южных епархиях, она сохраняется до сих пор. Но нельзя забывать о первопричине создания праздника.

– Завершая нашу сегодняшнюю беседу, хотелось бы вернуться к теме Успенского поста и празднику Успения, который его завершает. Как обычно его отмечают в храмах и монастырях?

– Что касается нашей епархии, в ней много храмов, в том числе посвященных Успению Пресвятой Богородицы. Престольный праздник совершается в станице Ессентукской, в центре Ессентукского благочиния. Также престольный праздник проходит в Успенском храме станицы Гарячеводской: там проходит крестный ход, который собирает и казачество, и простых верующих людей. Он стал традицией в нашей епархии.

Центром торжеств на Успение Богородицы на протяжении многих лет является наш Успенский Второафонский монастырь. В этом году (приоткрываю завесу тайны) мы будем совершать первое богослужение в пока еще строящемся Успенском каменном соборе нашего монастыря. Это очень важное событие для насельников обители, постоянных прихожан и гостей епархии, поскольку храм строится уже много лет. Монастырь посвящен Успению Богородицы, но храм в советское время разрушили, и долгое время его не было. В этом году мы наконец совершим там первое богослужение, первую литургию, но до освящения еще далеко. Впереди предстоит много дел.

В каждом храме Успения Пресвятой Богородицы (праздник также называют летней Пасхой) совершается праздничная служба, которая завершается не на первый день (28 августа), но на следующий или через день. Это уникальная, удивительная служба погребения Пресвятой Богородицы, которая очень схожа с погребением нашего Спасителя по своему происхождению и уставу. Мы очень почитаем праздник Успения, приглашаем всех в наш монастырь на первую службу в Успенском соборе.        

   Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​