О земном и о небесном. Украшение храмов

11 января 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
Сегодня наша тема праздничная и нарядная: поговорим об украшении храмов. Мой собеседник – заведующий музеем Бештаугорского Второафонского монастыря иеродиакон Иоанн (Галумов).

– Когда впервые зародилась традиция украшать храмы? Какие существуют украшения?

– Впервые традиция украшать храмы и часовни появилась в монастырях в VIII веке. В монастырях появилась церковная наука, произошло зарождение церковного пения, иконописи. Именно в монастырях находились первые сады, где специально выращивались растения, чтобы потом, когда придет время, ими украшать храмы к богослужениям. Это проходило до ХIV века – времени украшения икон. Потом стали украшать не только иконы, но и более значимые места, которые находятся в храмах. Дело в том, что с самого начала зарождения христианства, когда богослужения велись в катакомбах, можно видеть разные остатки древности, росписи стен храмов цветами. Христиане пытались преобразить место молитвы, обращения к Богу как особое место рая на земле. Символом Царства Небесного помимо всего являлись и живые цветы. Мы это видим на росписи.

– Кстати, о росписи: как она подбирается, есть ли какие-то правила? Или главное, чтобы храм был красивым, наполненным священной атрибутикой?

– Нет, всегда все делается по особым канонам – это касается иконописи и украшения цветами. У человека может быть большое воображение. Если он этим занимается, то надо понимать, что украшение, благолепие тесно связаны с богословием – никогда нельзя украсить и тем более расписать храм, как тебе велит сердце, как ты считаешь нужным. На это нужно брать благословение и помнить о том, что существуют особые правила, принципы росписи и украшения храмов. Это особый стиль, особая передача Божественного людям: они зайдут в расписанный, украшенный храм и увидят красоту. У нас есть алтарь, от него мы расписываем основную часть храма, дальше – притвор. Есть традиции Церкви, которые сохранились на протяжении многих столетий. Этим традициям мы стараемся следовать.

– К теме росписи мы непременно вернемся, она невероятно интересная. Сегодня хотелось поговорить отдельно о церковной флористике. Еще в Священном Писании говорилось о символике растений. Когда впервые храмы стали украшать цветами и не только? Что это за растения, которые используются при украшении?

– В Священном Писании очень часто образами являются цветы, растения, плоды. К примеру, виноградная лоза в Ветхом Завете обозначает жизнь, а в Новом Завете – Кровь Господню. Есть у нас изображение граната, который представляет собой стремление что-то делать, действовать. Финик – символ умиротворения, спокойствия. Особое место уделяется лилии: Сам Господь называет в Священном Писании (Книге Песнь Песней) Себя Лилией, олицетворяет Себя с цветком. Таких аллегорий, сравнений очень много.

Если мы говорим о том, когда зародилась церковная флористика, – это почти середина ХХ века, 1930-е годы. Мы слышим из уст святителя Луки, архиепископа Крымского, такие слова, что цветок – это кадило, Божий фимиам. Тема цветов и украшения очень важна. Традиция украшения цветами икон, алтаря, каких-то особых аналоев, того, что находится в середине храма, сохранилась на сегодняшний день. Церковная флористика – это не просто хобби, а целая сложная наука, потому что она неразрывно связана с догматикой и богословием.

– Отличается ли церковное убранство храмов в зависимости от праздников? Может быть, это какие-то особые растения, цветовые гаммы?

– В первую очередь стоит сказать, что цветовые гаммы на многие двунадесятые праздники тоже имеют свой смысл и значение. У нас сейчас идет празднование Рождества Христова, до него был праздник Нового года. В этот период храмы по-особому украшаются елками, елочными ветвями, разными игрушками и цветами белого оттенка. В праздники Богоявления, Преображения, Вознесения – белые цветы, которые символизируют Небо, чистоту, приближение к Царству Небесному.

Если мы говорим о главном празднике, Пасхе, Воскресении Христовом – из роз, цветов красного оттенка нередко сооружают что-то необыкновенное в форме пасхальных яиц, с пасхальным приветствием. Украшают весь храм или алтарь, как настоятель благословит. На Богородичные праздники – цветы или белого, или голубого оттенка, что символизирует собой непорочность, чистоту Пресвятой Богородицы. На престольные торжества, особые богослужения тоже украшаем храм цветами.

– Когда происходит все это волшебство, когда храмы преображаются? Это делается накануне праздников? Может быть, ночью, в вечернее время?

– Главный принцип: чтобы цветы сохранили свою форму, благоухание, выглядели достойно, это делается накануне праздника. Накануне Рождества и Крещения есть рождественский и крещенский сочельники – 6 и 18 января. Перед праздником Пасхи идет Страстная седмица. В Великий Пяток на середину храма выносится плащаница, на которую, по церковной традиции, кладется венок, украшая лежащего во гробе Спасителя, Которому мы поклоняемся. Здесь имеется строгий, можно сказать, грустный оттенок и в отношении украшения храма.

Мы еще не сказали о двух важных праздниках, которые носят в себе характер украшения: не просто от сердца человека, но и по канонам, уставу в эти праздники мы обязательно украшаем храм. Это праздник Входа Господня в Иерусалим: он неразрывно связан с вайями, или вербами, с которыми приходят люди в храм. Ими украшается алтарь, икона праздника, лежащая на аналое. Также в нашей Церкви и других Восточных Церквях эта традиция еще связана с пальмовыми ветвями, которыми нередко устилается храм.

В праздник Святой Троицы для нас трава или зелень – зеленый цвет – это символ жизни. Святой Дух дарит нам эту жизнь. Праздник Троицы ассоциируется с наступлением лета. Мы украшаем храмы ветвями берез, травой, которой нередко устилают весь храм, – это выглядит очень красиво. Конечно, надо уметь, знать, как это делать. Если у тебя есть такой дар, имеешь опыт, то, конечно, милости просим в наши храмы, они ждут своих творцов для благоукрашения и благолепия.

– Как Вы верно отметили, церковный флорист – это особая профессия. Где и как можно научиться этому мастерству, например, в нашей епархии?

– У нас, слава Богу, это уникальная возможность – можно научиться на специальных курсах храмовой флористики. Эти курсы проходили несколько лет назад к особым праздникам: к празднику Пасхи, потом Троицы. Сейчас они стали повседневными, то есть любой желающий может записаться на курсы, соблюдая расписание, график мастер-классов. Нужно сразу предупредить, что это очень сложный и кропотливый труд. Если вы хотите приобрести такие навыки – милости просим. Но помните: нужно, чтобы вы располагали временем, а самое главное – возможностью и желанием научиться. Для чего вам это нужно? Либо просто иметь в копилке опыт какого-то дела, либо стремление украшать храмы, чтобы посвятить свое дело Богу и прославить Его таким образом.

– Все ли святыни можно украшать? Или, например, маленькие часовни из-за размера не могут быть украшены цветами, потому что будет слишком много ароматов или слишком тесно?

– Конечно же, все места, где есть молитва, где мы обращаемся к Богу, должны побуждать человека к тому, чтобы он вспоминал о том, что такое событие произошло, праздник состоялся. Украшают и маленькие часовни. Не везде, потому что в часовнях, в отличие от храмов, богослужения совершаются не ежедневно, а в какие-то определенные дни. Но, если есть такая возможность у прихода, думаю, что это будет правильно.

– На какой из церковных праздников храмы украшают особенно торжественно?

– С одной стороны, можно сказать, что, несомненно, это праздник Пасхи Христовой, потому что все самое лучшее, что у нас есть, мы отдаем воскресшему Спасителю. Говоря об украшении цветами, мы должны понимать, что самые лучшие, красивые цветы мы посвящаем Богу именно в этот день. Но не стоит обходить и другой немаловажный праздник, который мы сейчас переживаем, – Рождества Христова. Я уже сказал, как по-особому украшаются храмы в этот день, но еще при многих приходах (либо на территории, либо в самом храме) украшают вертепы, которые создаются в форме пещеры из еловых веточек, особых цветов. Каждому верующему дается возможность вспомнить, как хотя бы приблизительно выглядел тот вертеп, внутри которого находится образ Рождества Христова. Особенно любят подходить к нему маленькие дети, смотреть, кто же там внутри находится. А внутри – Христос, Который пришел в наш мир. Разделять по убранству и красоте, какой-то праздник ставить выше (либо Рождества Христова, либо Пасхи) мы не имеем возможности, потому что для нас эти праздники особо дороги.

– Благодарю Вас. Думаю, после нашей беседы все мы будем еще внимательнее относиться к убранству храмов, храмовой флористике.

Ведущая Маргарита Рекко

 Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​