Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Когда впервые зародилась традиция украшать храмы? Какие существуют украшения?
– Впервые традиция украшать храмы и часовни появилась в монастырях в VIII веке. В монастырях появилась церковная наука, произошло зарождение церковного пения, иконописи. Именно в монастырях находились первые сады, где специально выращивались растения, чтобы потом, когда придет время, ими украшать храмы к богослужениям. Это проходило до ХIV века – времени украшения икон. Потом стали украшать не только иконы, но и более значимые места, которые находятся в храмах. Дело в том, что с самого начала зарождения христианства, когда богослужения велись в катакомбах, можно видеть разные остатки древности, росписи стен храмов цветами. Христиане пытались преобразить место молитвы, обращения к Богу как особое место рая на земле. Символом Царства Небесного помимо всего являлись и живые цветы. Мы это видим на росписи.
– Кстати, о росписи: как она подбирается, есть ли какие-то правила? Или главное, чтобы храм был красивым, наполненным священной атрибутикой?
– Нет, всегда все делается по особым канонам – это касается иконописи и украшения цветами. У человека может быть большое воображение. Если он этим занимается, то надо понимать, что украшение, благолепие тесно связаны с богословием – никогда нельзя украсить и тем более расписать храм, как тебе велит сердце, как ты считаешь нужным. На это нужно брать благословение и помнить о том, что существуют особые правила, принципы росписи и украшения храмов. Это особый стиль, особая передача Божественного людям: они зайдут в расписанный, украшенный храм и увидят красоту. У нас есть алтарь, от него мы расписываем основную часть храма, дальше – притвор. Есть традиции Церкви, которые сохранились на протяжении многих столетий. Этим традициям мы стараемся следовать.
– К теме росписи мы непременно вернемся, она невероятно интересная. Сегодня хотелось поговорить отдельно о церковной флористике. Еще в Священном Писании говорилось о символике растений. Когда впервые храмы стали украшать цветами и не только? Что это за растения, которые используются при украшении?
– В Священном Писании очень часто образами являются цветы, растения, плоды. К примеру, виноградная лоза в Ветхом Завете обозначает жизнь, а в Новом Завете – Кровь Господню. Есть у нас изображение граната, который представляет собой стремление что-то делать, действовать. Финик – символ умиротворения, спокойствия. Особое место уделяется лилии: Сам Господь называет в Священном Писании (Книге Песнь Песней) Себя Лилией, олицетворяет Себя с цветком. Таких аллегорий, сравнений очень много.
Если мы говорим о том, когда зародилась церковная флористика, – это почти середина ХХ века, 1930-е годы. Мы слышим из уст святителя Луки, архиепископа Крымского, такие слова, что цветок – это кадило, Божий фимиам. Тема цветов и украшения очень важна. Традиция украшения цветами икон, алтаря, каких-то особых аналоев, того, что находится в середине храма, сохранилась на сегодняшний день. Церковная флористика – это не просто хобби, а целая сложная наука, потому что она неразрывно связана с догматикой и богословием.
– Отличается ли церковное убранство храмов в зависимости от праздников? Может быть, это какие-то особые растения, цветовые гаммы?
– В первую очередь стоит сказать, что цветовые гаммы на многие двунадесятые праздники тоже имеют свой смысл и значение. У нас сейчас идет празднование Рождества Христова, до него был праздник Нового года. В этот период храмы по-особому украшаются елками, елочными ветвями, разными игрушками и цветами белого оттенка. В праздники Богоявления, Преображения, Вознесения – белые цветы, которые символизируют Небо, чистоту, приближение к Царству Небесному.
Если мы говорим о главном празднике, Пасхе, Воскресении Христовом – из роз, цветов красного оттенка нередко сооружают что-то необыкновенное в форме пасхальных яиц, с пасхальным приветствием. Украшают весь храм или алтарь, как настоятель благословит. На Богородичные праздники – цветы или белого, или голубого оттенка, что символизирует собой непорочность, чистоту Пресвятой Богородицы. На престольные торжества, особые богослужения тоже украшаем храм цветами.
– Когда происходит все это волшебство, когда храмы преображаются? Это делается накануне праздников? Может быть, ночью, в вечернее время?
– Главный принцип: чтобы цветы сохранили свою форму, благоухание, выглядели достойно, это делается накануне праздника. Накануне Рождества и Крещения есть рождественский и крещенский сочельники – 6 и 18 января. Перед праздником Пасхи идет Страстная седмица. В Великий Пяток на середину храма выносится плащаница, на которую, по церковной традиции, кладется венок, украшая лежащего во гробе Спасителя, Которому мы поклоняемся. Здесь имеется строгий, можно сказать, грустный оттенок и в отношении украшения храма.
Мы еще не сказали о двух важных праздниках, которые носят в себе характер украшения: не просто от сердца человека, но и по канонам, уставу в эти праздники мы обязательно украшаем храм. Это праздник Входа Господня в Иерусалим: он неразрывно связан с вайями, или вербами, с которыми приходят люди в храм. Ими украшается алтарь, икона праздника, лежащая на аналое. Также в нашей Церкви и других Восточных Церквях эта традиция еще связана с пальмовыми ветвями, которыми нередко устилается храм.
В праздник Святой Троицы для нас трава или зелень – зеленый цвет – это символ жизни. Святой Дух дарит нам эту жизнь. Праздник Троицы ассоциируется с наступлением лета. Мы украшаем храмы ветвями берез, травой, которой нередко устилают весь храм, – это выглядит очень красиво. Конечно, надо уметь, знать, как это делать. Если у тебя есть такой дар, имеешь опыт, то, конечно, милости просим в наши храмы, они ждут своих творцов для благоукрашения и благолепия.
– Как Вы верно отметили, церковный флорист – это особая профессия. Где и как можно научиться этому мастерству, например, в нашей епархии?
– У нас, слава Богу, это уникальная возможность – можно научиться на специальных курсах храмовой флористики. Эти курсы проходили несколько лет назад к особым праздникам: к празднику Пасхи, потом Троицы. Сейчас они стали повседневными, то есть любой желающий может записаться на курсы, соблюдая расписание, график мастер-классов. Нужно сразу предупредить, что это очень сложный и кропотливый труд. Если вы хотите приобрести такие навыки – милости просим. Но помните: нужно, чтобы вы располагали временем, а самое главное – возможностью и желанием научиться. Для чего вам это нужно? Либо просто иметь в копилке опыт какого-то дела, либо стремление украшать храмы, чтобы посвятить свое дело Богу и прославить Его таким образом.
– Все ли святыни можно украшать? Или, например, маленькие часовни из-за размера не могут быть украшены цветами, потому что будет слишком много ароматов или слишком тесно?
– Конечно же, все места, где есть молитва, где мы обращаемся к Богу, должны побуждать человека к тому, чтобы он вспоминал о том, что такое событие произошло, праздник состоялся. Украшают и маленькие часовни. Не везде, потому что в часовнях, в отличие от храмов, богослужения совершаются не ежедневно, а в какие-то определенные дни. Но, если есть такая возможность у прихода, думаю, что это будет правильно.
– На какой из церковных праздников храмы украшают особенно торжественно?
– С одной стороны, можно сказать, что, несомненно, это праздник Пасхи Христовой, потому что все самое лучшее, что у нас есть, мы отдаем воскресшему Спасителю. Говоря об украшении цветами, мы должны понимать, что самые лучшие, красивые цветы мы посвящаем Богу именно в этот день. Но не стоит обходить и другой немаловажный праздник, который мы сейчас переживаем, – Рождества Христова. Я уже сказал, как по-особому украшаются храмы в этот день, но еще при многих приходах (либо на территории, либо в самом храме) украшают вертепы, которые создаются в форме пещеры из еловых веточек, особых цветов. Каждому верующему дается возможность вспомнить, как хотя бы приблизительно выглядел тот вертеп, внутри которого находится образ Рождества Христова. Особенно любят подходить к нему маленькие дети, смотреть, кто же там внутри находится. А внутри – Христос, Который пришел в наш мир. Разделять по убранству и красоте, какой-то праздник ставить выше (либо Рождества Христова, либо Пасхи) мы не имеем возможности, потому что для нас эти праздники особо дороги.
– Благодарю Вас. Думаю, после нашей беседы все мы будем еще внимательнее относиться к убранству храмов, храмовой флористике.
Ведущая Маргарита Рекко
Записала Людмила Кедысь
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!