О земном и о небесном. Традиция дарения подарков

26 декабря 2022 г.

Приближается время новогодних и рождественских праздников. В представлении многих это время сказочных ожиданий, чудес и, конечно, подарков. Откуда взялась традиция что-то дарить в эти дни, обсудим с преподавателем отделения теологии Пятигорского госуниверситета священником Владимиром Зегнуном.

– Традиция дарить подарки на Новый год, Рождество – это что-то исконно наше или, может быть, заимствованное?

– В культурах различных народов существовала идея предложения подарков. Антропологи говорят, что сколько есть человеческих цивилизаций, столько есть и традиций одаривать друг друга подарками, потому в традиции преподнесения подарков нет ничего экстраординарного – это было всегда. Что же касается контекста Рождества Христова – это очень красивая традиция, восходит она, прежде всего, к событиям, описанным в Священном Писании.

Как нам известно, евангельский текст повествует о принесении даров волхвами – древними мудрецами, астрономами. Они обращают внимание на то, что появляется некое новое небесное тело, как говорится в Священном Писании, «звезда на Востоке», и отправляются в далекий и достаточно трудный путь для того, чтобы поклониться новому рожденному Царю.

Естественно, это восточные люди. И нельзя, во-первых, явиться к Царю без подарка, а во-вторых, если рождению Кого-то сопутствуют такие серьезные события, как появление новой звезды, нового небесного тела, то, скорее всего, это какой-то могучий, великий Царь, Который достоин того, чтобы пред Ним поклониться, воздать Ему дары и оказать различные почести.

Волхвы отправились в путь, продолжая свои поиски. Как мы помним из евангельского отрывка, они находят родившегося Иисуса Христа и преподносят Ему подарки: ладан, смирну и золото. Действительно, подарки, соответствующие царскому достоинству. Во-первых, это не обиходные вещи, а дорогие, ценные, во-вторых, в каждом из этих подарков усматривается особый смысл, некая двузначность.

В воспоминание этих событий через некоторое время появляется добрая традиция одаривать детей к Рождеству Христову подарками. Она изменялась так или иначе, изменялась дата. Например, в Европе существовала традиция: через неделю с лишним после Рождества Христова отмечается праздник трех царей (волхвов) – в этот день дети получали подарки.

Позднее сформировалась традиция олицетворения дарителя со святителем Николаем, детям дарились подарки в память святителя Николая. Отголоски этого мы видим в современной западной массовой культуре: Санта-Клаус, который приносит подарки. Это не что иное, как развитие именно этой традиции, немножко упрощенное, изменившееся.

Новый год не отмечался так же пышно, как Рождество Христово; это был заурядный праздник. Все-таки отмечалось Рождество Христово. Несколько десятков лет Рождество Христово в нашей стране широко не отмечалось и вообще вся религиозная жизнь не афишировалась, было принято делать вид, что ее нет.

Такая добрая традиция, как одаривание детей на зимний праздник и украшение елки, с приходом советской власти сначала была упразднена, но через некоторое время вернулась. Ель стала не рождественской, а новогодней, и традиция дарить детям подарки таким образом сохранилась, но немножко изменилась.

Светская культура предполагает новогодние подарки. Идея одаривать детей в Рождество Христово – это первопричина всех современных традиций, связанных с подарками новогодними. Так или иначе, но эта традиция изменялась, каким-то образом переходила с даты на дату. Сегодня она ассоциируется прежде всего с Рождеством Христовым и, конечно, с Новым годом. Дополнительный день для получения подарка лишним не будет.

– Что касается рождественских подарков, в каждой стране свои традиции. Какие самые необычные подарки дарят детям?

– Это зависит от культуры и взгляда на подарки. Рождество Христово – это день, когда мы вспоминаем рождение воплотившегося Бога. К сожалению, есть такая тенденция, что это отходит куда-то на второй план. Все реже говорят «Рождество Христово», используя просто заменитель – какое-то абстрактное «Рождество», не вспоминая ни о Христе, ни о евангельских событиях. А день Рождества Христова – это день, в который мы дарим друг другу подарки и проводим время с семьей.

К сожалению, это очень распространенное явление – и на Западе, и, к сожалению, у нас Виновника самого торжества в день Его воплощения все реже и реже вспоминают. Потому и праздник, теряя свое духовное значение, начинает коммерциализироваться и становится днем, в который нужно подарить подарок, независимо от того, какой контекст у самого дня, чего ожидает человек, что было бы уместно.

Все зависит, конечно, от степени религиозной осознанности самого дарителя и того, кому дарят подарок, потому что добрая традиция сама по себе хороша, но без основы, без Евангелия, без Источника вдохновения и жизни, воплотившегося Господа Иисуса Христа, становится просто очередным днем, который мы проводим вместе.

Только когда мы говорим о Христе, поем колядки, посещаем богослужение, читаем и каким-то образом комментируем, обсуждаем вместе с детьми Священное Писание, например, тот же отрывок о Рождестве Христовом, этот день и принесенные в этот день подарки действительно имеют большое значение.

Также, конечно, это может превратиться в очередной день, когда ребенок ждет какого-то чуда, исполнения мечты и получения подарка, о котором он, может быть, весь год мечтал или же, наоборот, даже не догадывался о том, что желает именно этого.

– По большому счету это совсем не о празднике. Как на Руси до революции праздновали Рождество? Были ли какие-то традиции? Может быть, семьи обязательно ходили в церковь?

– Естественно, религиозный человек не может отмечать религиозный праздник, не участвуя в богослужении, – это прежде всего. Если люди говели, соблюдали пост, размышляли в течение этого поста, молились, то уместнее всего завершить пост богослужением, Евхаристией, совместным разделением рождественской радости с общиной.

Конечно, были гулянья, зимние забавы, участие в каких-то совместных трапезах – это тоже часть традиции. Мы помним прекрасные колядки – традицию петь рождественские гимны, прославлять родившегося Господа Христа – и в кругу своей семьи, и с соседями, знакомыми и незнакомыми.

Эта традиция сегодня, слава Богу, сохранена, но не в той мере, в которой она существовала ранее. Даст Бог, может быть, не потеряем ее, она обретет второе дыхание, потому что мы видим, что сохраняется интерес к колядкам, появляются новые гимны, прославляющие Рождество Христово, – это не может не радовать.

Но изменился быт. Ранее, когда по преимуществу население было сельским, и времяпрепровождение было соответствующим. Люди могли себе позволить длительные трапезы, совместные походы в гости, христославление по деревне молодежью и детьми. Сегодня в городской среде это не столь уместно, к сожалению, и не так удобно, но все возможно. При желании можно подстроиться. Традиция отмечать праздник соблюдается в семье, но начинаться должна, конечно, с богослужения.

– Каковы традиции празднования Рождества в Пятигорской и Черкесской епархии? Когда начинаете готовить подарки и сколько подарков приготовили в этом году?

– Наша епархия с огромным вниманием относится к сбору, подготовке подарков, потому что на попечении епархии очень большое количество людей, которые так или иначе должны находиться на особом внимании у владыки и настоятелей приходов. Пятигорская и Черкесская епархия ежегодно готовит 3 200 подарков – для детей из малоимущих семей, для воспитанников воскресных школ. В нынешних реалиях это и дети беженцев, к которым также приковано внимание.

В епархии уделяется внимание не только рождественскому развлечению и угощению. Прежде всего каждый приход готовится к Рождеству Христову с вниманием и трепетом: украшаются храмы, хор готовится к богослужению, разучивая новые песнопения, повторяя колядки и рождественские гимны.

Рождество Христово обычно отмечается не как тихий и семейный праздник, а как праздник Боговоплощения, следовательно, мы стараемся привнести максимально возможную торжественность богослужению. Но эта торжественность проявляется не в пышности, а в стремлении передать чувства радости исполнившегося обетования Божия. Потому, ожидая праздник Рождества Христова, мы стараемся сделать все возможное, чтобы каждый смог ощутить радость Боговоплощения не только в храме за богослужением, но и за церковной оградой.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

  • 19 апреля 2024 г. «Путь к храму» (Новосибирск)

    «Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать