О земном и о небесном. Святой великомученик и целитель Пантелеимон

17 августа 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
День памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона отмечается 9 августа. Этого святого считают покровителем врачей. О нем мы сегодня поговорим с пресс-секретарем Пятигорской епархии протоиереем Михаилом Самохиным.

– Как известно, Пантелеимон родился в семье знатного язычника. Когда же он пришел к христианской вере?

– Началом воцерковления Пантолеона (так в язычестве звали будущего великомученика Пантелеимона) было его детство. Его мать была христианкой, звали ее Еввула, правда, прожила она совсем недолгую жизнь, рано умерла, поэтому христианское воспитание Пантелеимона было прервано. Потом отец отдал его лучшему врачу в Никомедии, это сейчас маленький турецкий городишка Измит, а тогда была очень крупная римская митрополия, там любили останавливаться римские императоры во время походов на Восток. Более того, до того момента, как Константин Великий перенес столицу в будущий Константинополь, именно Никомедия была столицей восточной части Римской империи, очень крупный, богатый и важный тогда город. К лучшему врачу этого города отдают Пантолеона на обучение, он известен своей аккуратностью, внимательностью, одаренностью.

Тогда в Никомедии жили тайно уцелевшие при гонениях Диоклетиана христиане, в том числе Ермолай, Ермипп и Ермократ – три христианина, священника. Один из них, увидев будущего Пантелеимона потихонечку начал учить его христианству. Однажды, уходя от своего учителя, будущий великомученик увидел ребенка (подростка), укушенного гадюкой. Пантолеон помолился Богу, сказал: «Если Ты умертвишь эту гадюку, а мальчика оживишь, я стану христианином». На его глазах мальчик оживает, а гадюка умирает.

Таким образом Пантолеон становится христианином и начинает лечить людей бесплатно. Ему это хорошо удавалось, поскольку он был талантливым врачом. Лечил он не только и не столько тогдашними медицинскими средствами, сколько молитвой. Против него подняли восстание коллеги, потому что, исцеляя бесплатно множество людей, он лишил их заработка. Коллеги написали императору Максимиану донос о том, что Пантолеон христианин, исцеляет молитвой, тем самым подрывает их бизнес.

– Именно из-за этого он попал в немилость к императору?

– Да, но, надо сказать, что Максимиан был тогда уже престарелым человеком, умер через пять лет после смерти целителя Пантелеимона в возрасте семидесяти лет, тогда ему было под шестьдесят, а Пантелеимону было всего тридцать на момент смерти. Максимиан был сторонником гонений своего соправителя Диоклетиана, человеком очень жестоким, жестко подавлял все восстания в Римской империи.

Узнав, что Пантолеон христианин (а он хотел сделать его придворным врачом), император призывает его и говорит: «Развей дурацкие слухи, принеси жертву идолам и иди спокойно. Понятно, что врачи тебя оклеветали, у них свои коммерческие интересы». Пантелеимон не идет на это и исповедует себя христианином. Максимиан впадает в бешенство, он подвергает святого такому огромному количеству мучений, что многие христиане потом отказывались верить в то, что такое возможно. Какие только мучения не придумывали для Пантелеимона! Во время одного из них Господь открывается ему в виде учителя Ермолая, нарекает новое имя – Пантелеимон, в переводе – «многомилостивый, всемилостивый».

В конце концов, после огромного количества мучений, сопровождавшихся чудесами, обращениями в веру и палачей, и зрителей казни, когда сам Пантелеимон сказал, что нужно исполнить приказ императора, ему отрубили голову. Из его головы потекли кровь и молоко, оливковое дерево, под которым случилась казнь, тут же дало плоды, хотя не должно было. Это дерево долго считалось целительным, его плоды исцеляли болящих, которые с верой приходили к нему.

Почитание Пантелеимона Церковью установилось очень рано, уже в IV веке мы имеем свидетельства о почитании святого. Считается, что его слуги написали первый вариант жития. Центром почитания в Русской Церкви является Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне. До сегодняшнего дня там совершаются большие, пышные торжества в день празднования памяти целителя, один и тот же у католиков и православных, только по разным календарям. Мощи великомученика разошлись по многим храмам маленькими частицами, у нас в епархии тоже есть. Например, в городе Нальчике есть икона с частицей мощей целителя Пантелеимона. Придел храма преподобного Симеона Столпника посвящен целителю Пантелеимону. Можно приехать и приложиться к святыне.

– Традиционно целитель Пантелеимон считается покровителем больных и врачей. Сейчас, когда пандемия в разгаре, пользуясь случаем не могу не спросить: каково отношение Церкви к вакцинации?

– Давайте начнем с того, что, действительно, целитель Пантелеимон покровитель врачей и целитель болезней. По его молитвам Господь исцеляет многих людей от болезней, помогает врачам, укрепляя их в тяжелом врачебном труде.

Прежде всего, хочется поблагодарить врачей, которые сейчас, как говорят, на передовой, несут свой круглосуточный труд, спасая людей от новой печальной эпидемии.

Отношение к здоровью православного человека сводится к тому, что тело – это храм души, и, как всякий храм, должно содержаться в порядке. Оно не должно властвовать над человеком, потому что тогда оно мешает совершать молитву, добрые дела, христианский подвиг. Но как храм души его нужно поддерживать в надлежащем состоянии, в том числе исцеляя от болезней.

Пример целителя Пантелеимона, профессионального врача IV века, – это пример того, что Господь благословляет врачей на их труд. В связи с этим, надо сказать, что вакцинация – это часть заботы о своем здоровье. Это не предмет веры или неверия, а предмет отношения человека к своему здоровью, добровольного выбора, основанного исключительно на медицинских рекомендациях. Если врач позволяет вакцинироваться, считает это необходимым, значит, православный христианин может прививаться. Ни прививка, ни отказ от нее не делают человека нехристианином, не являются поводом для отлучения от Церкви. Нужно понимать, что забота о здоровье – это такая же часть жизни христианина, как и забота о душе. Главное – расставить правильно приоритеты: сначала душа, дух, а потом – тело.

– Позвольте спросить, как в таком случае Вы могли бы прокомментировать резонансные, достаточно неоднозначные высказывания видных священнослужителей, которые приравнивают отказ от вакцинации чуть ли не к смертному греху, в котором нужно исповедоваться всю жизнь?

– Я не совсем полномочен комментировать чьи-либо высказывания, могу сказать только одно, что мы отвечаем за очень многие поступки в нашей жизни, которые кажутся нам малозначительными. Например, за каждое слово, которое произнесем, отдадим ответ на Суде Божием. Это очень важный момент, который нужно подчеркнуть, говоря о высказываниях любого человека. Хочу сказать, что ответственность мы понесем за слова и дела. Когда мы говорим о том, что отказ от пресечения распространения эпидемии может быть приравнен к смертному греху, нужно сделать небольшую ремарку: если этот отказ будет причиной болезни и смерти других людей, тогда действительно это грех. Если я сознательно отказываюсь вакцинироваться, при этом болею, заражаю других людей, которые умирают, тогда можно сказать, что подобное отношение к себе и своим ближним грех. Мы не имеем права осознанно лишать жизни другого человека и говорить, что такова воля Божия. Скорее всего, высказывания об отказе от вакцинации как грехе основаны на последствиях, которые могут повлечь за собой подобные сознательные действия.

Понятно, если человек не вакцинируется по медицинским показаниям, когда ему нельзя этого делать (всевозможные аллергии, другие состояния, связанные с изменением иммунитета, которых, к сожалению, немало в современной жизни человека), тогда он делает то, что ему велят врачи.

Официальное мнение Церкви сейчас не сформулировано по вопросу вакцинации, то есть соборного решения Синода или Архиерейского, Поместного Собора нет. Есть лишь мнение разных священников, более или менее сведущих в этом вопросе. Это частные мнения. Сейчас прошел круглый стол по вопросам вакцинации, который акцентировал внимание на том, что это прежде всего вопрос жизни человека, не связанный с верой. Это вопрос личной свободы, медицинский, вопрос заботы о здоровье своего тела, но не вопрос, связанный с исповеданием православия.

– Год назад, когда нас всех застала врасплох пандемия, Русская Православная Церковь регулярно совершала молебны о победе над вирусом. Продолжаются ли они теперь?

– Несомненно.

– Обращаются ли к целителю Пантелеимону за помощью?

– Мы обращаемся к Господу Богу за помощью и поддержкой, конечно, просим всех святых угодников Божиих, в том числе и целителя Пантелеимона, своей молитвой вместе с нами склонить Бога к милости. За каждой Божественной литургией, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, совершаются специальные прошения на сугубой ектении, молитва после нее об избавлении от вредоносного поветрия. Молитва будет совершаться до тех пор, пока это благословение действует.

– Ведь имя великомученика Пантелеимона ассоциируется с исцелением с очень давних времен. Даже у нас в Пятигорске одной из первых икон, освященных над Провалом, была именно икона святого Пантелеимона.

– Изначально там был образ Божией Матери «Скоропослушница», а икона целителя Пантелеимона была поставлена благочестивыми горожанами в специальном киоте на той же самой стороне от озера Провал. Те, кто приезжал лечиться на воды, могли по специальным мосткам перейти, приложиться к этим иконам. Позднее на то место, где была «Скоропослушница», повесили икону целителя Пантелеимона, поскольку больше почитали именно ее. Сейчас она нуждается в реставрации, она была сделана в такой технике, которая, к сожалению, не выдержала довольно агрессивной среды озера. Сейчас там снова мозаичная икона «Скоропослушницы», которую архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт подарил городу Пятигорску.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать