О земном и о небесном. Святой пророк Илия

10 августа 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Наша тема сегодня – Ильин день. О памятной дате (чем она знаменательна) поговорим с преподавателем отделения теологии Пятигорского госуниверситета священником Владимиром Зегнуном.

– Второго августа православные чтят память святого пророка Илии. У славян он считается одним из самых почитаемых (наравне с Николаем Чудотворцем). Почему? Расскажите житие святого.

– Жизнь пророка Илии описана в Священном Писании, в Книге Царств. Это человек, который впитал в себя все чаяния людей о праведности. Он сам являлся нравственным авторитетом для каждого, с кем соприкасался, и внутренней строгостью своей требовал от окружающих его людей примерно такой же нравственной высоты. Время, в которое он жил и служил, – очень неспокойное. В это время правит царь Ахав – его имя является одним из нарицательных имен в библейской культуре. Человек, который ввел в обиход бытовой жизни многобожие. Более того, то, что Священное Писание называет мерзостью  (это культ Ваала и Астарты – ханаанские культы), стало, по сути, государственной религией при этом царе. Это культ, предполагавший принесение в жертву детей, культ с упором на оргиастичность в служении, культ, который возвел в норму храмовую проституцию (причем обоих полов). Все, что можно себе представить мерзкого, упаднического с точки зрения культуры, было некоей нормой во время этого культа.

Поэтому служение Илии-пророка происходит на фоне полнейшей моральной, религиозной, нравственной деградации. Появляется человек, который не боится открыто противостоять государственной машине, потворствующей всяческой мерзости. Царь Ахав уважает Илию, очень его боится. Он сам произносит слова: «Нагнал ты меня, мой враг». Быть личным врагом царя – очень опасно, но почетно.

– Уважает он его за смелость или за убеждения?

– Именно за смелость, за то, что не боится, доносит слово Божие Ахаву напрямую, не раболепствует перед царем; ничего не боясь, открыто указывает ему на все те мерзости, которые он совершает.

– Есть мнение, что былинные сюжеты об Илье Муромце повествуют историю жизни пророка. Так ли это на самом деле и есть ли вообще какие-то параллели?

– Жизнь пророка Илии хорошо известна, потому что в ней очень много чудес. События, которые описаны в Третьей книге Царств, совершенные пророком Илией, стали важным маркером иудейской культуры. Ожидаемый Мессия должен совершить подобные чудеса – так называемые чудеса легитимности: ты совершаешь чудеса, значит – легитимный претендент на мессианский пост. Что же касается жизни былинного Ильи Муромца, варианты былин различны, их не один десяток. Они, как правило, имеют не очень много общего с жизнью реального, исторического Ильи Муромца. Происходит естественная человеческая ситуация – человек путается. В истории мы находим много подобных примеров, когда совершенно разные люди, проживавшие в разные эпохи и разных культурах, смешиваются в бытовом сознании народа. Например, возьмем образ Марии Магдалины. Священное Писание говорит нам о ней только одну характеристику: эта женщина была исцелена Господом, из нее были изгнаны злые духи (семь бесов). Более ничего из того, что можно было бы назвать недостойным, нет. В Средневековье на Западе происходит смешение Марии Магдалины (святой жены-мироносицы, ученицы Христа) и восточной александрийской святой, почитаемой нами преподобной Марии Египетской, которая в молодости была блудницей, но по пришествии в Иерусалим покаялась, ушла в пустыню и всю жизнь провела в подвиге. Однако в Средневековье на Западе эти две Марии сливаются. В Православной Церкви подобной идеи не было, но ввиду того, что длительное время на Руси духовное образование очень тесно было связано с латинским влиянием, то и на Русь пришел этот исторический миф. Здесь мы видим примерно то же самое: различные исторические персоны смешиваются в народном сознании. Поэтому можно сказать, что никакого отношения пророк Илия не имеет к Илье Муромцу. Кроме того, что они были тезки и один, вероятнее всего, был назван в честь другого;  более никакой связи нет. Хотя на уровне былин, их различных вариаций, конечно, будут присутствовать проявления этого смешения.

– Спасибо, что развенчали устоявшиеся у многих убеждения. Возвращаясь к теме чудес, которые происходили с Илией-пророком, о каких самых известных можно сейчас говорить?

– Все чудеса Илии можно свести к формуле легитимности мессианства: он повелевал явлениями природы, по его слову, молитве Господь изменял естественные законы природы (заключение неба и отверстие небес). За неправедность царя Ахава Бог заключает небеса на три с половиной года – нет дождя, что приводит к засухе и бедственному положению в царстве. По молитве пророка начинается дождь – Господь отвечает ему. За время, что он проводит в Сарепте Сидонской, у вдовы, где гостит длительное время, не иссякают запасы продовольствия – это примерно то, что будет впоследствии умножением хлебов. Конечно, самое выдающееся, впечатляющее чудо – это победа над смертью (воскрешение сына вдовицы). Мы можем свести всё к чему? Управление погодой, возможность создания пищи и победа над смертью.

– Отец Владимир, ведь пророка Илию также считают покровителем урожая. Возможно, существуют какие-то народные приметы на этот день, связанные с пророком Илией?

– Примеров существует огромное количество, но это не значит, что они являются некоей реальностью. В этнографическом контексте, конечно, это может быть важно. Илия-пророк является покровителем урожаев и прочего. Из-за естественного смешения, которое произошло в нашей культуре, Илию славяне отождествили с языческим богом Перуном. Православная Церковь пыталась объяснить, что это разные люди, но никогда не пыталась отменить культуру народов, которые приходили ко Христу. Она их наполняла новым содержанием – светом присутствия Христа. Было языческое празднование – Перунов день. Перуна победили, сбросили в Днепр, но в сознании народа он оставался. Со временем черты Перуна перешли на черты Илии-пророка. Длительное время такое отождествление может кого-то смущать. Вряд ли это причина для смущения, в этом есть некий колорит и торжество христианской культуры, которая не отменяет собой все, а наполняет светом присутствия Бога все культуры, с которыми соприкасается.

– Когда Православная Церковь впервые стала отмечать день памяти пророка Илии?

– Древняя Церковь еще до разделения знает память пророка Илии и отмечает его. Важно заметить, что это наиболее почитаемый ветхозаветный святой (во всяком случае, у нас на Руси или в Восточной Церкви). В VI веке уже точно отмечается память пророка Божьего Илии. В это время в Византии (Константинополе) происходила мистерия (не в смысле языческих мистериальных культов) – полутеатральные, полубогослужебные представления, которые помогают людям пережить, испытать эти эмоции. Например, из сохранившихся и знакомых нам сегодня мистерий – омовение ног в Чистый Четверг, когда архиерей омывает ноги священнослужителям и являет собой образ Христа, омывающего ноги апостолам. В VI веке память Илии-пророка уже точно есть. Вероятно, она была и ранее.

– Как этот день отмечается сегодня, в наше время?

– Как любой праздник любимого в народе Божьего святого. Естественно, в этот день в храмах достаточно много прихожан, потому что святой любим и хорошо известен, почитается православными. Любая память того или иного угодника Божьего начинается в церкви: это богослужение, Евхаристия. Еще одна календарная коллизия: так совпало, что в этот день отмечается день ВДВ. Это не значит, что он приурочен к этому дню, но так Промыслом совпало: покровитель воинства, людей, готовых взяться за оружие, своим опытом показал, что тоже был готов браться за оружие и вполне успешно это делал.

Пророк Илия – человек, который стал примером трезвенности, нравственности, имел чувство долга, с этим долгом жил и справлялся. Очень хорошо, что именно в этот день наша элита Вооруженных сил отмечает свой праздник. В этом мы видим некоторую связь, не прямую, но достаточно явную, заметную. Можно сказать, что память Илии-пророка не только десантники могут отмечать как особый для себя день, но и любой человек, который с верой и верностью, некоей внутренней ревностью способен отстаивать интересы истины. Необязательно оружием. Оружием может быть и слово, и Священное Писание как слово Божие, и личный нравственный пример, участие в жизни окружающих людей. Это день, который каждый человек, стремящийся к правде, истине, исполнению собственного долга, может полагать днем своего праздника.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать