О земном и о небесном. Светлый праздник Христова Воскресения

17 апреля 2023 г.

(В расшифровке сохранены особенности устной речи)

Светлый праздник Воскресения Христова отметили 16 апреля. Мой собеседник – преподаватель отделения теологии Пятигорского госуниверситета священник Владимир Зегнун.

– Отец Владимир, Христос воскресе!

– Воистину воскресе!

– Расскажите, как прошли праздничные службы в храмах и монастырях Пятигорской епархии. Где было особенно торжественно и много людей?

– В соответствии с церковной традицией пасхальные богослужения проходят максимально торжественно и радостно. Нельзя сказать, где более торжественно. Естественно, что соборное богослужение более торжественное, ввиду того что собор способен вместить большее количество людей, хоры соборные больше, чем каких-то малых храмов. Все это создает торжественную атмосферу праздника, потому во всех храмах пасхальное богослужение проходит торжественно, соизмеримо с размерами приходов. Торжественность не меряется количеством участников богослужения, а все-таки внутренним состоянием молящихся. Пасхальное богослужение всегда максимально торжественное.

– Это не может не радовать. Давайте вернемся к истории праздника. Известно, что пасху отмечал и Сам Иисус Христос. Что известно о последнем таком праздновании в кругу учеников незадолго до мучительной казни на Голгофе?

– Действительно, Господь отмечает праздник, который стал прототипом, или, говоря правильно, – типологией праздника Пасхи, но нельзя их отождествлять. Господь с учениками отмечает иудейский праздник Песах – это праздник, который воспоминает историческое событие Исхода евреев из египетского плена как следствие, становление иудейского народа – были рабы, которые становятся свободным народом, получают законодательство от Бога и становятся народом, непосредственно управляемым Богом. Праздник Песах был одним из очень важнейших иудейских праздников, а Господь свято чтил традиции закона и не нарушал сами постановления.

Интерпретации закона в культуре, в философской мысли древности (например, в появлявшейся фарисейской школе) могли противоречить действиям Господа, с чем и связан так называемый спор Господа и фарисеев, описанный на страницах Евангелия. Что же касается самого законодательства, закона Божьего, переданного через Моисея, Господь его никогда не нарушает, и мы видим это. Господь совершает Тайную Вечерю, последнюю с учениками. Это не что иное, как проведенный в соответствии с традицией ужин, совершаемый в праздник Песах. Мы видим, что само последование пасхального ужина, которое совершалось, было наполнено множеством символизмов – это и количество поднимаемых чаш вина, и особое благословение, и пресные лепешки, и особые блюда. Они все имели под собой определенную символику.

– И смысл, наверное.

– Естественно. Для того, чтобы являться ужином воспоминания этих событий. Господь, как мы видим в Евангельском повествовании, немножко видоизменяет эту последовательность действий и привносит в нее некоторое новое, особое благословение. Совершенно фундаментально изменяет смысл всего того, что происходит. Если сначала это было воспоминание события, позволившего иудеям из пленников, рабов стать свободным народом благодаря избранничеству их Богом, то с событий Тайной Вечери мы говорим об избавлении нового избранного народа, т.е. Церкви, из нового плена (плена греха). Но прежде всего говорим об установлении таинства Евхаристии, более того, о придании этому таинству высокой богослужебной задачи. По сути, если совсем все упростить, то это дата основания евхаристической традиции в Церкви.

– Пасха – это праздник победы над смертью, надежда на вечную жизнь. Почему во время праздничной службы, по мнению многих, так важно причастие?

– Во-первых, Евхаристия важна для нас всегда – круглый год, не только на Пасху. Но коль так, к сожалению, сложилось, что для многих людей приход в храм сопряжен с такими днями, как Рождество Христово, Пасха и Вербное воскресенье или Крещение, то мы могли бы немножко поступиться и сделать акцент на то, что необходимо в эти дни подготовиться и причаститься Святых Христовых Таин. Хоть редко, но чтобы это совершалось. Но если серьезно подходить, то надо отдать должное тому, что Евхаристия для нас важна всегда. Более того, христианин посещает храм не раз в год и даже не четыре раза в год, а как можно чаще, хорошо бы еженедельно.

Посещение храма – это не поход в музей или на концерт. Нельзя сказать, что я живу культурной жизнью, потому в это воскресенье пойду на выставку, в музей, а в следующее пойду в храм – и это будет друг друга дополнять. Нет, ничего заменить храм не может, потому посещение богослужения для христианина является абсолютно естественным и постоянным.

Что же касается Евхаристии, как мы уже сказали, таинство установлено Самим Христом на Тайной Вечере как прямое повеление нам совершать это для воспоминания. Потому, участвуя в Евхаристии, все люди, присутствующие в храме (не только священнослужители, находящиеся в алтаре, или хор поющий, или чтец, читающий за богослужением, а все присутствующие в храме и совершающие литургию, что дословно означает «общее дело»), совершают это общее дело вместе, каждый на своем месте, каждый исполняя свои обязанности. Священнослужитель – предстоит, совершает священнодействие, дьякон возглашает ектению, т.е. ведет богослужение, хор поет, все стоящие в храме молятся, что называется, едиными устами и одним сердцем. Это единение и есть исполнение подлинного христианского духа. Мы все вместе молимся, совершаем Божественную литургию – тогда кажется очень странным приход в храм, участие в богослужении, если не причащаешься Святых Христовых Таин. Потому на Пасху следует причащаться, как и в другие воскресные дни.

– Пасха ведь празднуется сорок дней. Почему именно столько и в чем духовный смысл этого периода времени?

– Это число очень серьезное. Древние люди очень щепетильно относились к так называемым скрытым значениям. Была, например, идея гематрии – можем проследить общий корень с известной всем нам геометрией. Гематрия – это традиция исчисления чисел и вкладывание неких значений. Так или иначе, к числу сорок было особое отношение, оно символизировало собой некую полноту, или некий период от начала до конца – примерно так, если об этом говорить. Мы видим, что с этим числом действительно и в Священном Писании много связей. Наиболее яркой кажется искушение Господа в пустыне. Пост длится более сорока дней, но мы тоже говорим: Великий пост – сорокадневный. У нас есть время подготовки к событию Пасхи Христовой. На Пасху и следующие за ней дни мы продолжаем торжественно вспоминать это важнейшее для нас событие. Для христианина нет более важного события в истории человечества, чем Пасха, потому мы отмечаем Пасху длительное время, но не ограничиваемся этими сорока днями – мы вспоминаем Светлое Христово Воскресение каждую неделю.

– Пасху, как мы знаем, широко празднуют в разных странах мира. Что общего и чем отличаются традиции?

– Во-первых, все христиане для себя полагают наиболее важным событием, как мы уже сказали, в истории человечества Светлое Христово Воскресение, потому Пасху Христову невозможно не отмечать. Да, есть некоторые нюансы, отличающие нас. Например, календарь. Произошедшая календарная реформа немножко развела наши пути в этом смысле, но мы отмечаем не дату (это важно), а событие. Потому христиане западной традиции отмечают Светлое Христово Воскресение в соответствии с традицией, принятой у них, но очень много общего. Прежде всего, участие в богослужении – пасхальное приветствие друг друга. Не случайно отголосок этой вселенской радости заключен в нашем богослужении (богослужебной традиции). Например, в чтении евангельского отрывка на различных языках, потому что Пасха Христова не для какого-то конкретного народа, а для всех людей, для всех христиан. Пасхальное приветствие, которым мы приветствуем друг друга, также является, пожалуй, важнейшим связующим звеном в традициях Пасхи. Мы люди – существа не только духовные, но и телесные (так уж получается – это не хорошо и не плохо). Праздник для человека – это некое событие, которое сопровождается праздничной трапезой. Мы видим в культурах различных народов традиционные пасхальные угощения, в том числе многие из них общие.

У нас, допустим, куличи и крашеные яйца.

– Яйца присутствуют у очень многих народов. Сегодня немножко сместился акцент – это уже не просто красное вареное яйцо (если яйца не будут разноцветные) в соответствии с традицией, но чаще это все-таки детские угощения, как правило, любимый детьми пасхальный подарок – шоколадные яйца, зайчики, кролики. Это не просто сладость, к которой ребенок привык, а сладость, которая имеет глубокую культурную основу. Мы сегодня так или иначе ожидаем Пасху, и она связана с какой-то радостью. Радостью поделиться с теми, кто от нас зависим. Это дети, старики, неимущие люди. В пасхальный период мы не только молимся, не только обедаем, посещая друг друга, но и совершаем дела милосердия и любви, как заповедовал воскресший Христос, что для нас является самым важным в следовании Его путем.

– Не будем забывать об этом.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Трансляции богослужений

    Всенощное бдение 20 апреля 2024 года

  • 19 апреля 2024 г. О телеканале

    Выписывайте и читайте «Православную газету»!

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать