Наша тема сегодня – Светлое Христово Воскресение. О главном празднике для православных христиан, его истории и традициях поговорим с преподавателем отделения теологии Пятигорского государственного университета священником Владимиром Зегнуном.
– Известно, что пасху отмечал и Сам Иисус Христос. Что это тогда был за праздник и что известно о его последнем праздновании с учениками?
– Важнейшим в иудейской культуре праздником был праздник Исхода – Песах, когда вспоминалась милость Бога по отношению к иудейскому народу, как он был выведен из египетского рабства и как сформировалось, по сути, иудейское сообщество. Выйдя из египетского плена и пройдя через воды Красного моря, придя к горе Синай, люди получили закон, заключили новый завет с Богом. Теперь уже в этом завете участвовал не один какой-то человек и не одна семья, а действительно весь народ, все вместе. И в воспоминание этих событий Исхода из Египта и последующих благословений Божиих отмечался праздник Песах, который действительно в I веке также отмечался и Господом, и его учениками.
Однако Господь намеренно изменяет традицию этого пасхального праздничного ужина, вносит новые акценты и изменяет всю его суть. Теперь это уже не праздник выхода иудейского народа из египетского плена, но праздник выхода всего человечества из рабства греху. Теперь это воспоминание не того, как ангел Божий посещает дома, которые не помазаны кровью жертвенного Агнца, и умертвляет всякого первенца, но теперь всякий, кто окроплен кровью подлинного Агнца, получает настоящую жизнь. То есть не просто первенец избавлен от смерти, но и все человечество.
– Как Вы верно отметили, древнейший и самый главный христианский праздник был установлен в честь Воскресения Иисуса Христа. Как это событие описывается в Библейской истории?
– Ввиду того что это самое важное событие для нас, естественно, мы находим рассказы о нем у всех евангелистов. Но вот что интересно. Обращая пристальный взгляд на евангельские рассказы о Воскресении Христовом, мы видим, что события Воскресения остаются как бы таинственными, не то чтобы туманными, но ввиду величия этого события пиетет перед ним настолько высок, что оно не описывается таким профанным языком, отвечающим на вопросы: что, где, когда и как произошло, при каких условиях? Информации достаточно. Все рассказано о событиях, но не все высвечивается. То есть мы исподволь узнаем о том, что происходит.
Вот приходят женщины на гроб, они сомневаются, переживают, получится ли у них совершить то, что они наметили, – помазать тело Учителя. И между собой рассуждают, что даже если они преодолеют стражу, которая была поставлена, как же им войти в гроб, ведь там тяжелый камень? Они размышляют и пытаются найти ответы на совершенно понятные и ясные человеку вопросы. И когда они подходят ко гробу, все эти вопросы уже пропадают. Это все уже остается как будто бы в другой жизни. Начинается новая история. Они уже видят камень отваленным, видят вестника Божьего – ангела, который к ним обращается, заходят в пещеру.
Как произошло это событие – никто с документальной подробностью не описывает. Но нам рассказывается история людей, свидетелей этого Воскресения, их чувства, их переживания. Поэтому на первый взгляд может показаться, что нет какого-то согласия в этих словах. Но мы понимаем, что это событие настолько волнительно для всех участников, что какие-то подробности, документальные детали представляются даже избыточными и ненужными в этих новых реалиях, в новых условиях. События Воскресения достаточно подробно описаны, несмотря на то что прямо авторы на них свое внимание не акцентируют.
– Пасха – это праздник торжества жизни над смертью. В чем особенность праздничного богослужения и правда ли, что причащение является очень важным именно в этот день?
– Причастие является очень важным в любой день, потому что Евхаристия для нас является самым важным моментом богослужения. А богослужение является самым важным моментом нашей жизни. Потому что Господь, отмечая со Своими учениками праздник пасхи, намеренно изменил ход действия этого праздничного ужина, акцентировал на этом их внимание, сказав: «Это совершайте в Мое воспоминание».
То есть для нас, христиан и учеников Господа, именно совершение благодарения, этой Евхаристии, участие в литургии, совместное причастие, принятие Тела и Крови Христа под видом вина и хлеба являются прямым, заповеданным нам Господом условием Его воспоминания. Мы можем волю Божию исполнять, совершая дела милосердия и любви. Мы можем молиться, обращаться к Богу у себя дома или находясь в пути, где-то на улице. Но все вместе мы славим Бога общим делом в литургии за храмовым богослужением и все вместе совершаем заповеданное нам воспоминание Господа от единой Чаши, причащаясь Крови и Тела Христовых. Поэтому Евхаристия для нас является самым важным делом.
А ввиду того, что она является средоточием богослужения, пасхальное богослужение, конечно, призывает нас к участию в этой Евхаристии. Логично встречать Пасху Христову в храме, где мы все вместе молимся за богослужением. И понятное дело, что логичным развитием нашего присутствия в храме является Евхаристия. К Евхаристии мы должны, конечно, подготовиться, как и к Пасхе мы готовимся. Мы длительное время размышляем, молимся в течение поста, размышляем о своих грехах, пытаемся изменить свою жизнь, совершать какие-то дела милосердия и любви. То есть таким образом готовимся к Пасхе.
И также мы готовимся к Евхаристии. Мы стараемся прочитать положенные молитвы, поразмыслить о том, что у нас получилось, а что, к сожалению, не получилось совершить в течение поста. Мы приносим подлинное покаяние Господу и в пасхальную ночь уже встречаем все вместе радостную весть о Христовом Воскресении. Все вместе молимся, радуемся, и в этой радости приобщаемся Тела и Крови Христовых вместе. Это, конечно, для нас самое важное.
– Пасха, как известно, празднуется 40 дней. Что это за период и можно ли в эти дни ходить на кладбище?
– Пасха отмечается 40 дней, потому что этому есть и богословское, и историческое объяснение. Во-первых, если мы посмотрим на евангельский текст, который для нас является ключевым, мы увидим, что по Своем воскресении Господь в течение 40 дней является Своим ученикам, беседует с ними, наставляет их, напоминает им нечто, что они могли упустить из виду, и, посещая их, подкрепляет их доверие Богу. Это первое, что мы можем сказать о сорока днях празднования.
Второе – не менее важное, но уже не столько историческое, сколько духовное объяснение. Число 40 очень часто встречается в Священном Писании как некий продолжительный, но целостный промежуток времени. То есть 40 дней Господь перед Своим служением находится в пустыне; 40 дней находятся иудейские лазутчики в Ханаанской земле; 40 лет, как следствие, иудейский народ ходит по пустыне. И таких примеров достаточно много.
– Даже Великий пост длится 40 дней.
– Таким образом, мы видим, что 40 – это некий целостный отрезок, который несет не столько календарное значение, сколько смысловое. Мы его наполняем как некий период времени. Вы верно отметили про 40 дней поста. Пост календарно длится немного больше, но если мы уберем праздничные и воскресные дни, то получится 40 дней поста; 40 дней мы размышляли и готовились к Пасхе, и последующие 40 дней мы уже пожинаем плоды нашей подготовки и находимся в радости о воскресшем Спасителе.
– А на кладбище в этот период можно ходить или следует воздержаться? Есть особые дни для этого?
– Есть особые дни. Но если есть какая-то непреодолимая причина, например, смерть близкого человека, которая случилась в пасхальные дни, – это уже повод посещать кладбище. С другой стороны, в первую неделю, так называемую Светлую седмицу, мы действительно не совершаем заупокойных богослужений. И в это время на кладбище попросту нечего делать. Есть у нас другие задачи. Мы молимся и выражаем свою радость о воскресшем Спасителе и проявляем свою веру, надежду и упование в Его слово о последующем нашем воскресении.
Начиная со второй седмицы мы отмечаем Радоницу и участвуем в заупокойном богослужении. После этого времени мы можем посещать кладбище, если нам нужно помолиться, почтить память своих почивших родственников. Какого-то запрета на посещение кладбища, естественно, нет. Ко всему должен быть трезвый подход. Если есть такая необходимость, мы посещаем кладбище и совершаем молитвенное поминовение своих почивших даже в храме.
– Кроме Пасхи существует и Антипасха. Что это за праздник и в честь кого установлен?
– Под Антипасхой не следует понимать какой-то отмены Пасхи или какого-то противопоставления ей. Это греческое слово, которое может переводиться по-разному. Мы все-таки используем это слово в значении не замещения, а повторного воспроизведения Пасхи. То есть мы отмечаем праздник Антипасхи (также мы называем его Фоминым воскресеньем, Неделей о Фоме), вспоминаем удостоверение апостола Фомы в подлинном воскресении Христовом.
Антипасха, как стоящая напротив Пасхи, – это первое воскресенье после Пасхи, которое завершает собой Светлую неделю. Мы также в этот день совершаем праздничное богослужение. Все 40 дней Пасхи мы будем отмечать достаточно торжественно воскресные богослужения. Они в пасхальный период наполнены возвышенным содержанием, торжественностью, радостью и ликованием.
Ведущая Маргарита Рекко
Записала Елена Кузоро
СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: ПАСХАЛЬНЫЙ ВИЗИТ К ПАТРИАРХУ ФЕОФИЛУ III
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: НИКОЛА ТУЛЬСКИЙ и ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 3 часть
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 2 часть
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 1 часть
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!