О земном и о небесном. Страстная седмица

27 апреля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Идет Страстная неделя – самый строгий и ответственный период Великого поста. Как прожить ее правильно и подготовиться к торжеству Светлой Пасхи, поговорим с преподавателем отделения теологии Пятигорского госуниверситета священником Владимиром Зигнуном.

– Страстная неделя – шестая неделя Великого поста. Почему она называется Страстной и какие ограничения накладывает на верующих?

– Если въедливо подходить к формулировкам, то это уже не Великий пост. Страстная седмица – это особые дни перед Пасхой. Сорокадневный пост длился до Лазаревой субботы. Лазарева суббота и Вербное воскресенье (или как правильно говорить – Вход Господень в Иерусалим) – это дни, которые являются праздничными и, как следствие, не постными. Конечно, это не означает, что поста в этот день нет, но он существенно отличается от иных дней Великого поста.

– То есть допустимы послабления?

– Да, конечно. Но следом за Входом Господним в Иерусалим начинается Страстная седмица – это действительно дни очень строгого поста. Но фактически это уже не Великий пост, а отдельное, самостоятельное время особой подготовки перед Пасхой Христовой.

– Но это же не значит, что пост в это время можно не держать?

– Это значит, что пост теперь держать точно нужно. Если у нас были какие-то опасения, переживания о том, сможем ли мы выдержать длительный пост, то здесь мы уже понимаем: близится Пасха – и мы способны найти в себе силы к тому, чтобы хотя бы эту неделю провести в соответствии с рекомендациями, канонами Церкви. Если же человек обладает каким-то молитвенным опытом, опытом поста, то в эти дни он тем более с новыми силами приступает к тому, чтобы, может быть, исправить то, что не получилось исправить в течение многодневного Великого поста. Может быть, он что-то наметил для себя – получить какой-то духовный результат, а у него не получилось. Это как раз еще одна возможность, еще одна попытка, чтобы прийти к той точке, которую наметил.

– Каждый из дней Страстной седмицы имеет свое значение, не так ли? Почему их называют Великими, а службы в эти дни считаются чуть ли не самыми торжественными в году?

– Действительно, традиция Церкви называет Страстную седмицу также и Великой. Это прямой, калькированный перевод с греческого, и величие этих дней проявляется не в том, что это некие необыкновенные дни, а в том, что это дни, стоящие особняком, выделенные из повседневной, рутинной жизни. Это дни, на которые мы должны по возможности обратить максимальное внимание. В каждый из дней Страстной седмицы мы вспоминаем особые события, которые предваряют Пасху Христову. Мы вспоминаем последние дни земной жизни Спасителя, с небольшой оговоркой, касающейся понедельника, потому что в понедельник Страстной седмицы помимо воспоминания образа неплодной смоковницы мы еще вспоминаем весь опыт ветхозаветной Церкви, говорящий о Мессии. Это и воспоминание мессианских мест, – мест в Ветхом Завете, которые каким-то образом предвосхищают события Пасхи Христовой и являются своего рода пророчествами о Христе.

В понедельник мы вспоминаем так называемый образ страдающего Мессии и события продажи братьями Иосифа Праведного в египетское рабство. Но предательство братьями Иосифа привело к спасению рода Иосифа. Те, кто его продал, предал, в конечном итоге, благодаря Иосифу, его прощению, заботе, находят избавление от проблем, связанных сначала с голодом, а впоследствии с отсутствием возможности жить в Ханаане, они переселяются в Египет. Это прямая типология с Христом, Который также был продан, предан, но в конечном итоге, ввиду Своей любви и прощения, изменил все к лучшему, избавив в целом все человечество от рабства греху.

– Почему именно в Великий Понедельник начинают варить миро? И, насколько мне известно, происходит это только в одном месте в России – в малом соборе Донского монастыря, а уже оттуда миро передают по епархиям, во все пределы.

– Действительно, миро в Русской Православной Церкви варит только патриарх. В этом прослеживается преемственность древних канонов. Когда мы говорим о мироварении, нужно немножко отойти назад в историю и разобраться, что это такое, для чего это нужно. Прежде всего миро – это не обычное благовонное масло, а одно из веществ Церкви, к которым приковано много внимания и которые обладают высокой ценностью для Церкви.

В Древней Церкви таинства Миропомазания еще не существовало. Вслед за крещением должно было следовать возложение рук, когда апостол, возлагая руки на человека, прочитывал особые молитвы – и благодать Святого Духа снисходила на нового члена христианской общины. Когда Церковь росла, развивалась, то, естественно, епископов (как наследников апостолов) становилось все меньше, а рядовых членов Церкви все больше. Было практически невозможно, чтобы епископ каждому вновь крещаемому возлагал руки на голову и прочитывал особые молитвы благословения. Потому со временем над особо приготовленным маслом стали прочитываться особые молитвы освящения мира. Это благовонное масло, которое мы называем «миро», является видимым свидетельством силы Святого Духа.

Один из древних христианских подвижников, церковных писателей Кирилл Иерусалимский говорит, рассуждая о мире: не следует полагать, что это нечто обычное, несмотря на то, что миро можно приготовить из вполне доступных благовонных масел, но оно, подобно евхаристическому хлебу и евхаристическому вину, не является просто хлебом и просто вином. В результате молитвы и благословения как хлеб и вино становятся истинными Телом и Кровью Христа, так и это благовонное масло становится видимым свидетельством присутствия благодати Святого Духа.

Миро варится очень долго, технология его приготовления сложная. Начиная с Крестопоклонной недели подготавливаются сосуды, необходимые вещества, пряности и масла, которые будут использоваться впоследствии в процессе мироварения. Мироварение действительно начинается в первый день Страстной седмицы и длится несколько дней (три дня). В понедельник оно начинает вариться потому, что технология его производства достаточно сложная и нужно много времени к тому, чтобы в так называемый Чистый Четверг – Четверг Евхаристии (воспоминание установления таинства Причастия) – патриарх миро освятил.

Причем помимо чтения молитв присутствует очень важный момент: в Церкви существует прямое преемство от апостолов к нынешним епископам. Когда освящается новое, только что сваренное миро, в него вливается небольшое количество мира древнего, а такое же количество из нового мира вливается в сосуд, в котором это древнее миро было. Таким образом, мы можем говорить: народная поговорка «все одним миром мазаны» – имеет прямое значение. Мы действительно все мазаны одним миром – и наши предки, и мы сами, и члены православных общин других стран и других Православных Церквей; все имеем одно миро, которое, несмотря на то, что иерархи варят его сегодня, имеет в себе частицу мира древнего.

– Очень интересно. Отец Владимир, как Вы сказали, Великий Четверг – день особый, происходит самая длинная служба. Расскажите о Тайной Вечере.

– В Великий Четверг мы вспоминаем Тайную Вечерю – последний, прощальный ужин Христа с апостолами, время установления живой Церкви, то есть Церкви, снабженной таинством подлинной Жертвы. Господь, совершая положенный пасхальный ужин, изменяет традицию, согласно которой этот ритуальный ужин должен был совершаться. Он изменяет его и вносит новые элементы; более того, произносит слова, которые могли бы быть восприняты неподготовленным человеком в I веке неправильно – привели бы в замешательство. Преломив хлеб, Он говорит, что это Его Тело, ломимое за каждого, и призывает есть от этого Тела. Указывая на чашу благословения, Он говорит, что это Его Кровь, проливаемая за нас. Говорит, что в этой чаше, в этой Крови – завет. Призывает учеников (следовательно, и каждого из нас, христиан) совершать это в Его воспоминание. Так было установлено таинство Евхаристии, и Церковь живет с этим таинством.

Можем обратить внимание, что вокруг таинства Евхаристии, по сути, и построена жизнь Церкви. Все, что происходит в храме, – это или своего рода подготовка к Евхаристии, или благодарение за свершившуюся Евхаристию. Потому для нас этот день действительно кажется наиболее важным, это день, когда литургия – Евхаристия – стала частью нашей жизни. А Евхаристия для христианина – одно из важнейших духовных переживаний.

– Как часто на Страстной неделе нужно посещать богослужения и можно ли вместо этого, допустим, молиться дома?

– Храмовая молитва и домашняя не исключают друг друга, а взаимно дополняют. Естественно, если есть  возможность разделить со своей церковной общиной все богослужения – это хорошо. Но мы понимаем, что живем в миру, у нас могут быть определенные задачи, которые мы должны решать. Поэтому тут нужно исходить из некой целесообразности. Конечно, следует уделить максимум внимания богослужению, но если стоит выбор между работой, воспитанием ребенка и богослужением, то следует выбрать то, к чему призван в первую очередь.

– Все мы в ожидании торжества Светлой Пасхи. Как в этом году пройдет самая главная служба в монастырях и храмах епархии?

– Вероятнее всего она пройдет согласно уставу Церкви – торжественно, с радостью и благодарностью Богу. В прошлом году наш высокопреосвященнейший владыка архиепископ Феофилакт, отвечая на подобный вопрос, вывел такую сентенцию, которая стала для нас проявлением нашей веры, надежды и упования: «Пасха будет». Этими же словами можно ответить на этот вопрос: «Пасха будет». А какой она будет – узнаем совсем скоро.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​