О земном и о небесном. Сретение Господне

16 февраля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Наша тема сегодня – Сретение Господне. Об истории и традициях праздника поговорим с преподавателем отделения теологии Пятигорского госуниверситета священником Владимиром Зегнуном.

– Сретение Господне – что это за праздник для православных христиан?

– Это один из двунадесятых праздников, одно из числа наиболее важных в христианской традиции событий. Говоря о празднике Сретения Господня, можно выделить ряд образов, которые он рождает, некие смыслы, что приходят нам на ум, когда мы рассуждаем о том или ином событии. Когда мы говорим о празднике Сретения, прежде всего вспоминаем евангельское событие. Наиболее подробно оно описано в Евангелии от Луки. Мы можем прочесть текст и погрузиться в ту эпоху. Евангелиста Луку отличает историчность. Он, как историк, античный ученый, очень емко, но в то же время обладая тонким художественным вкусом, описывает евангельские события так, что их очень легко  представлять.

– В переводе с церковнославянского «сретение» – «встреча». Каким знаковым встречам посвящен этот день, как это связано с Ветхим и Новым Заветами и когда на самом деле начали отмечать Сретение?

– Событие праздника прежде всего посвящено одной ключевой встрече, – встрече Младенца Господа Иисуса Христа в Иерусалимском храме. Но, как в любом евангельском событии, мы можем видеть здесь несколько слоев: богословский, исторический и так далее. Согласно Ветхому Завету, по установлениям Моисея, всякий рожденный первенец должен быть посвящен Богу. Это касается не только человека. Возьмем, например, какой-то скот: у овцы родился первый ягненок – этот ягненок должен быть посвящен Богу. Точно такие же предписания относятся и к человеку. Когда у женщины родился первый ребенок, его следует представить пред очи Господни – привести в дом Божий, ввести в храм и совершить положенную жертву.

Жертвы были различными. Они варьировались в зависимости от достатка человека: если семья была обеспеченной, могли принести теленка. Если у семьи было не очень много средств, не могли себе позволить такую жертву, можно было принести двух птенцов горлицы. Помимо этой жертвы следовало принести жертву очищения. То есть в течение сорока дней женщина, как правило, не выходила из дома, после этого времени она приходила в храм, проходила через особый обряд очищения и после этого возвращалась в часть израильского общества. Эти события описываются в Евангелии. Мария родила Младенца Христа, следовательно, Она должна была посетить Иерусалимский храм, принести положенные жертвы и представить пред очи Божьи, в храме Божием, новорожденного Младенца, Который посвящается Богу.

В это время в храме находятся два персонажа, о которых мы в Евангелии более не читаем: это Симеон Богоприимец и пророчица Анна. Они имеют ключевое значение богословского осмысления (не исторического) этих событий. На первом уровне (историческом) – это встреча ими Младенца Христа в храме. На богословском уровне мы видим встречу ветхозаветной праведности и Нового Завета.

Симеон Богоприимец – что это за человек? Это мудрец, учитель закона, человек,  являвшийся одним из переписчиков, переводчиков Септуагинты, он переводил Священное Писание (Библию) с еврейского на греческий язык. Согласно преданию, прочитывая отрывок из пророчества Исайи, он усомнился в корректности используемых слов. Когда он читает: «Се, Дева во чреве приимет», – невольно задается вопросом: «А не закралась ли в этот текст ошибка? Вероятно, здесь ошибка, нужно поставить “молодая женщина”». Так думает Симеон. На что, согласно преданию, он получает некое вразумление от Бога о том, что не следует ничего изменять в тексте; более того, еще при своей жизни он увидит исполнение этого пророчества.

Итак, этот обремененный жизнью, достаточно пожилой человек в Иерусалимском храме встречает Богородицу Марию, Иосифа Обручника и Младенца Христа. В этот момент он осознает, что исполнилось пророчество. Исполненный Духом, он принимает Ребенка на руки и прочитывает известный церковный гимн, который мы называем песнью Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко». Он обращается к Богу, потому что исполнилось пророчество, он может быть свободен.

Здесь мы видим два момента, на которые можем обратить внимание. Первый: он свободен, потому что исполнилось пророчество и он наконец-то может почить. И второе, более возвышенное, богословское значение: ту роль, которую исполняли ветхозаветные праведники, можно с себя сложить. Охранение, скрупулезное исполнение Ветхого Завета теперь заканчивается, потому что мы входим в новую эпоху, – эпоху обновления, обновленного Нового Завета, в эпоху Евангелия. Вот этим встречам посвящен праздник: встреча Младенца в храме, встреча Ветхого и Нового Заветов, встреча человека и Бога и, конечно же, встреча некоего обновления.

– А как связаны Сретение и икона Богородицы «Умягчение злых сердец»?

– Да, эта связь есть. Обращаясь к Богородице, Симеон произносит слова, в которых, во-первых, говорит о том, что родившийся от Нее Младенец будет предметом споров для огромного количества людей, и далее обращается лично к Ней, говоря, что и Ей Самой оружие пройдет душу. Когда мы видим изображение иконы «Умягчение злых сердец», видим несколько мечей в одной из версий этой иконы (есть еще версия со стрелами, от этого икону называют «Семистрельной») – это как раз прямое исполнение слов Симеона Богоприимца о том, что страдания и переживания, через которые в своей жизни пройдет Пречистая Богородица, переживания, связанные и со служением Ее Божественного Сына, и с Его страданиями, смертью, последующей за ними, – это все, естественно, отразится и на Ней. Когда мы смотрим на этот образ, видим мечи, пронизывающие Ее сердце, это как некая иллюстрация слов самого Симеона Богоприимца.

– В Евангелии еще фигурирует пророчица Анна. Какую роль она сыграла в истории? Что такого сделала или сказала?

– Пророчица Анна, на первый взгляд, кажется второстепенным персонажем, не имеющим отношения к истории, и якобы ее апостол и евангелист Лука помещает в историю для того, чтобы составить некий литературный план, композицию, которую описывает. Но это далеко не так. На самом деле следует дать характеристику самой пророчице Анне, что это за человек. Евангелист Лука скупо о ней говорит, но дает достаточно для нашего понимания. Прежде всего это пожилая женщина, которая все свое свободное время проводит в храме в молитве. Вероятно, речь идет об особом роде служения. То есть ее жизнь была связана с храмом. Апостол и евангелист Лука называет ее пророчицей; таким образом, ставит ее в один ряд с ветхозаветными праведницами, например, с Деворой или Анной, матерью пророка Самуила. Таким образом он показывает, что сейчас, в этот момент сретения, вся полнота Ветхого Завета присутствует на встрече Мессии. То есть законоучитель Симеон представляет собой закон, а пророчица Анна пророков. А что есть Ветхий Завет? Закон и пророки.

– Много ли существует икон, посвященных празднику Сретения Господня? Когда появилась первая и кого обычно на них изображают?

– Так как событие Сретения Господня – это событие, отраженное в Евангелии, то неудивительно, что существует огромное количество различных иллюстраций. Иногда это иконографические изображения, иногда миниатюры. Есть огромное количество картин, особенно в средневековой Европе, посвященных изображению евангельских событий. Но если мы говорим об иконах и миниатюрах, то следует отметить, что их действительно много. Самые ранние изображения этого события восходят к V веку, когда начинает особенно отмечаться, выделяться как отдельный этот праздник. Древнейшее изображение – это середина V века.

Что касается композиции, как правило, изображена Богородица с Младенцем, где-то поодаль Иосиф Обручник, рядом с Богородицей изображается Симеон Богоприимец, может изображаться пророчица Анна. Естественно, может символически изображаться Храм Господень или Иерусалимские стены. В любом случае максимально узнаваемо, что речь идет непосредственно об этом евангельском событии.

Что касается темы религиозных изображений, посвященных Сретению Господню, есть один интересный факт, которым хотелось бы поделиться. Практически все древние изображения Сретения Господня изображают Младенца Христа на руках у Богородицы, а после периода иконоборчества, когда иконописцы и художники вновь возвращаются к этой теме, к Сретению Господню, практически всегда Младенца изображают на руках у Симеона Богоприимца. Потому сегодня интересно обращать внимание на новые иконы: кому на руки помещает иконописец Младенца Христа, Богородицы или Симеона Богоприимца. Потому мы всегда можем видеть иконографическую школу автора. Это, казалось бы, малость, но, как правило, при изучении она дает очень много информации.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​